Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления Инспекции
Указанные сведения содержатся в приложении 1 к настоящему Докладу.
2.2. Перечень видов государственного контроля (надзора)
Инспекцией осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
региональный государственный строительный надзор;
контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов;
контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива.
2.2.1 Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора
Региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
- Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
- Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ);
- Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ);
- Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
- Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ);
- Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральным законом от 30.12.2009 N 2384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 2384-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "384-ФЗ"
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 54);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802 "Об утверждении правил проведения консервации объектов капитального строительства";
- Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
- Приказом Ростехнадзора от 12.03.2020 N 107 "Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора";
- Приказом Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130 "Об утверждении и введении в действие порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора (РД-11-03-2006)";
- Приказом Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128 "Об утверждении и введении в действие требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006)";
- Приказом Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7 "Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007)";
- Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений федерального закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - приказ министерства экономического развития Российской Федерации N 141);
- Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию";
- Законом Пермского края от 14 сентября 2011 г. N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае";
- Указом губернатора Пермского края от 7 декабря 2009 г. N 66 "Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории Пермского края";
- Постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 N 364-п "Об утверждении Положения об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края и внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 18 февраля 2014 г. N 90-п" (далее - Постановление Правительства Пермского края от 24.05.2017 N 364-п);
- Постановлением Правительства Пермского края от 23 января 2019 г. N 22-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства";
- Приказом Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 21.11.2018 N СЭД-56-01-04-од-130 "Об утверждении Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора Пермского края по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства" (далее - приказ Инспекции N СЭД-56-01-04-од-130);
- Приказом Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 05.06.2019 N СЭД-56-01-од-59 "Об утверждении Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора Пермского края по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений о строительстве (реконструкции) объектов, не поставленных в реестр поднадзорных региональному государственному строительному надзору";
- приказами Инспекции, устанавливающими:
- порядок учета объектов, на которых должностными лицами Инспекции осуществляются надзорные мероприятия,
- перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях,
- порядок отражения в отчетах результатов проверок и заполнения форм отчета,
- номенклатуру дел в Инспекции,
- порядок подготовки и передачи дел в архив Инспекции,
- распределение полномочий должностных лиц.
2.2.2. Описание регионального государственного строительного надзора
Предмет регионального государственного строительного надзора установлен:
1) статьей 54 ГрК РФ;
2) статьями КоАП РФ, нормами которых составление протоколов об административных правонарушениях отнесено к полномочиям органов государственного строительного надзора;
3) статьями 10, 11, 12 Федерального закона N 294-ФЗ;
4) главой 6 Федерального закона N 184-ФЗ;
5) постановлением Правительства Российской Федерации N 54.
Согласно статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Грк РФ;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ;
3) строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 ГК РФ.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является проверка:
- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- наличия разрешения на строительство;
- выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.
Предметом регионального строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 ГрК РФ, является проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГК РФ, другими федеральными законами.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГК РФ.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 54 ГрК РФ при осуществлении регионального государственного строительного надзора, проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.
Лицами, в отношении которых проводятся проверки (проверяемыми лицами), являются:
- застройщик (технический заказчик), лица, осуществляющие строительство на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком);
- лица, осуществляющие разработку проектной и рабочей документации;
- лица, чьи действия являются основанием для направления в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления о строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, требований прокуратуры, поручений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
- лица, допустившие нарушения обязательных требований.
При обнаружении в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства фактов нарушения требований технических регламентов, обязательных документов в области стандартизации, требований специальных технических условий, допущенных при изменении проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, субъектом контроля является лицо, изменившее проектную документацию.
Объектами проверок являются:
- деятельность проверяемых лиц, в том числе выполняемые ими работы в процессе строительства (реконструкции) объектов капитального строительства на основании представленных застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, для проведения проверки документов, связанных с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование), применением строительных материалов (изделий), а также с осуществлением строительного контроля;
- применяемые проверяемыми лицами в процессе строительства (реконструкции) объектов капитального строительства строительные материалы (изделия) на основании представленных застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, для проведения проверки документов, связанных с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно - технического обеспечения, инженерные системы и оборудование), с применением строительных материалов (изделий), а также с осуществлением строительного контроля;
- результаты отдельных видов работ, выполненных проверяемыми лицами в процессе строительства (реконструкции) объектов капитального строительства на основании представленных застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, для проведения проверки документов, связанных с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование), с применением строительных материалов (изделий), а также с осуществлением строительного контроля;
- объект капитального строительства, завершенный строительством (реконструкцией) на основании представленных застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, для проведения проверки документов, связанных с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование), с применением строительных материалов (изделий), а также с осуществлением строительного контроля.
В рамках регионального государственного строительного надзора также осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор), за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, при строительстве, реконструкции которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора на основании представленных застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, для проведения проверки документов, связанных с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование), с применением строительных материалов (изделий), а также с осуществлением строительного контроля.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства обязано, в том числе, проводить строительный контроль.
Строительный контроль при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства проводится лицом, осуществляющим строительство в соответствии с требованиями статьи 53 ГрК РФ.
Порядок проведения строительного контроля установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
Достоверность представленных в Инспекцию документов, сведений (информации), подтверждает застройщик (лицо, осуществляющее строительство) (ответственность за нарушение установлена статьей 19.7 КоАП РФ.)
Обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении регионального государственного строительного надзора, указаны в пункте 1.4.6 Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора Пермского края по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Инспекции от 21 ноября 2018 г. N СЭД-56-01-04-од-130 (далее - приказ Инспекции N СЭД-56-01-04-од-130).
Обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении регионального государственного строительного надзора (предмет проверок регионального государственного строительного надзора), группируются по направлениям:
- требования общего государственного строительного надзора;
- требования по оснащенности объекта приборами учета энергетических ресурсов;
- требования государственного пожарного надзора;
- требования государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- требования энергетической эффективности объекта;
- требования государственного контроля в области охраны окружающей среды;
- требования по обеспечению проведения надзорных мероприятий.
Полномочия должностных лиц Инспекции проводить проверки обязательных требований в отдельных направлениях устанавливаются положениями о структурных подразделениях Инспекции, в состав которых входят эти должностные лица.
Надзор за соблюдением обязательных требований по направлению "общий государственный строительный надзор" в Инспекции осуществляют должностные лица отделов надзора за зданиями и должностные лица отдела надзора за сооружениями - инспекторы общего государственного строительного надзора (далее - инспекторы ОГСН).
Вопросами ОГСН при осуществлении регионального государственного строительного надзора являются:
1) соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований в области строительства в целях обеспечения установленных Федеральным законом N 384-ФЗ требований:
- механической безопасности;
- безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
- доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
- безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
2) соблюдение проверяемыми лицами порядка организации строительства, устанавливающего запреты или обязанности проверяемых лиц, включая вопросы порядка осуществления строительного контроля, наличия разрешительных документов.
Инспекторы ОГСН также осуществляют надзор за соблюдением проверяемыми лицами требований оснащенности объекта приборами учета энергетических ресурсов.
При проведении проверок инспектор ОГСН проверяет:
1) соблюдение срока (установленного статьей 52 ГК РФ) направления в Инспекцию извещения о начале строительства и комплекта прилагаемых документов (ответственность за нарушение установлена частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ);
2) соблюдение запрета приступать к строительству (реконструкции) объекта при отсутствии разрешения на строительство, если для осуществления строительства (реконструкции) необходимо такое разрешение (ответственность за нарушение установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ), а также при отсутствии положительного заключения экспертизы проектной документации (ответственность за нарушение установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ);
3) соблюдение запрета выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров (ответственность за нарушение установлена статьей 9.5.1 КоАП РФ);
4) соблюдение порядка проведения строительного контроля лицом, осуществляющим строительство и оформления его результатов (ответственность за нарушение установлена статьей 9.4 КоАП РФ);
5) соблюдение сроков, установленных в программе проведения проверок объекта, направления в Инспекцию извещений о сроках завершения работ, подлежащих проверке (ответственность за нарушение установлена частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ);
6) соблюдение возобновления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства после его приостановления на срок более 6 месяцев (ответственность за нарушение установлена статьей 9.4 КоАП РФ при нарушении обязательных требований документов в области стандартизации, а также предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания);
7) соблюдение в представленной в Инспекцию рабочей документации (по вопросам ОГСН) требований проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы (ответственность за нарушение установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ);
8) соблюдение требований к примененным строительным материалам (изделиям) по виду, техническим характеристикам, методам испытаний (измерений), оформлению документов о качестве (сертификатов качества), установленных:
- проектной документацией,
- техническими регламентами по отдельным видам продукции (при их наличии),
- обязательными требованиями документов в области стандартизации (в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании") до принятия технических регламентов по видам продукции (ответственность за нарушение установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ);
9) соблюдение запрета на недостоверное декларирование соответствия продукции (зданий и сооружений), а также строительных материалов (изделий) (ответственность за нарушение установлена статьей 14.44 КоАП РФ);
10) соблюдение требований проектной документации при применении строительных материалов (изделий), подлежащих обязательному подтверждению соответствия на основании требований законодательства о техническом регулировании (нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (ответственность за нарушение установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания);
11) соблюдение при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства требований, установленных:
- проектной документацией,
- техническими регламентами <1> (общим и специальными по отдельным видам объектов),
- обязательными требованиями документов в области стандартизации
- требованиями специальных технических условий (ответственность за нарушение установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ);
12) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении строительного надзора нарушений обязательных требований, а также соблюдение запрета продолжения работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства (ответственность за нарушение установлена частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ);
13) соблюдение требований предписаний, выданных должностными лицами Инспекции при проведении надзорных мероприятий (ответственность за нарушение установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ);
14) оснащенность объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов (ответственность за нарушение установлена статьей 9.16 КоАП РФ);
15) соблюдение требований по вопросам ОГСН к объекту (зданию, сооружению), законченному строительством, а также входящим в его состав системам и сетям инженерно-технического обеспечения, оборудованию этих систем и сетей, установленных:
- проектной документацией,
- техническими регламентами <2> (общим и специальными по отдельным видам объектов, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, оборудованию этих сетей и систем),
- обязательными требованиями документов в области стандартизации <2>,
- требованиями специальных технических условий (ответственность за нарушение установлена статьей 9.4 КоАП РФ);
16) недопущение нарушений в рабочей документации при строительстве (реконструкции) объекта, при применении строительных материалов (изделий) требований документов, перечисленных в пунктах 8, 11, 15 Приказа Инспекции N СЭД-56-01-04-од-130, которые по вопросам ОГСН:
- повлекли отступление от проектных значений параметров зданий (сооружений);
- затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта и (или) его части, безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения,
- создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений,
- повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ответственность за нарушение установлена частями 2 и 3 статьи 9.4 КоАП РФ);
17) соблюдение запрета выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключения о соответствии (ответственность за нарушение установлена частью 4 статьи 9.5 КоАП РФ);
18) соблюдение запрета приступать к эксплуатации объекта при отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ответственность за нарушение установлена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ);
19) соблюдение иных обязательных требований нормативных актов по вопросам ОГСН, составление протоколов за нарушение которых отнесено к полномочиям должностных лиц отделов надзора за зданиями и должностных лиц отдела надзора за сооружениями (в случае внесения изменений в КоАП РФ).
Надзор за соблюдением обязательных требований по направлениям "государственный пожарный надзор", "государственный санитарно-эпидемиологический надзор", "надзор за соблюдением требований энергетической эффективности объекта", "государственный контроль в области охраны окружающей среды" в Инспекции осуществляют должностные лица отдела специальных видов безопасности.
Предметом государственного пожарного надзора (далее - вопросы ПБ) при осуществлении регионального государственного строительного надзора является соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований в целях обеспечения пожарной безопасности.
При проведении проверок должностные лица Инспекции, уполномоченные на осуществление надзора по вопросам ПБ, проверяют:
1) соблюдение требований проектной документации при применении строительных материалов (изделий), иной продукции, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона N 384-ФЗ (ответственность за нарушение установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ);
2) соблюдение запрета на недостоверное декларирование соответствия продукции, примененной для обеспечения требований пожарной безопасности, в том числе строительных материалов (изделий) (ответственность за нарушение установлена статьей 14.44 КоАП РФ);
3) соблюдение запрета на выполнение работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности без специального разрешения (лицензии) (ответственность предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания);
4) соблюдение при строительстве (реконструкции) объекта, при применении строительных материалов (изделий) по вопросам ПБ требований, установленных:
- проектной документацией,
- техническим регламентом <3>,
- обязательными требованиями документов в области стандартизации <3>,
- требованиями специальных технических условий (ответственность за нарушение установлена частью 1 статьи 9.4, частями 1-6.1, 8 статьи 20.4 КоАП РФ);
5) соблюдение порядка проведения строительного контроля и оформления его результатов по вопросам ПБ (ответственность за нарушение установлена статьей 9.4 КоАП РФ);
6) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении строительного надзора нарушений обязательных требований, а также соблюдение запрета продолжения работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при строительстве (реконструкции) объектов (ответственность за нарушение установлена частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ);
7) соблюдение требований предписаний, выданных должностными лицами Инспекции при проведении надзорных мероприятий (ответственность за нарушение установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ);
8) соблюдение требований ПБ к объекту (зданию, сооружению), законченному строительством, а также входящим в его состав системам и сетям инженерно-технического обеспечения, оборудованию этих систем и сетей, установленных:
- проектной документацией,
- техническим регламентом <3>,
- обязательными требованиями документов в области стандартизации <3>,
- требованиями специальных технических условий (ответственность за нарушение установлена статьей 9.4, частями 1-6.1, 8 статьи 20.4 КоАП РФ);
9) недопущение нарушений в рабочей документации, при строительстве (реконструкции) объекта, при применении строительных материалов (изделий) требований документов, перечисленных в подпунктах 5 и 9 пункта 1.4.6.3.1 Приказа Инспекции N СЭД-56-01-04-од-130, которые по вопросам пожарной безопасности:
- затрагивают характеристики надежности и безопасности объекта и (или) его части, безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения,
- создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде,
- повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде (ответственность за нарушение установлена частями 2 и 3 статьи 9.4 КоАП РФ);
10) соблюдение иных обязательных требований нормативных актов по вопросам ПБ, составление протоколов за нарушение которых отнесено к полномочиям органов регионального государственного строительного надзора (отдела специальных видов безопасности).
Предметом государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - вопросы СЭБ) при осуществлении регионального государственного строительного надзора является соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований в целях обеспечения безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, и прилегающей территории.
Должностные лица, уполномоченные на надзор в области СЭБ, также осуществляют надзор за соответствием показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности объекта, нормативным значениям.
При проведении проверок должностные лица Инспекции, уполномоченные на осуществление надзора по вопросам СЭБ, проверяют:
1) соблюдение запрета на применение строительных материалов (изделий), иной продукции, подлежащих обязательному санитарно-эпидемиологическому надзору при отсутствии свидетельства о государственной регистрации либо в случае применения этих материалов до 1 января 2012 г. - санитарно-эпидемиологического заключения (ответственность за нарушение предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания, сообщение в Роспотребнадзор);
2) соблюдение при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, при применении строительных материалов (изделий):
- требований проектной документации,
- требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, строительных норм и правил, национальных стандартов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях и прилегающей территории, установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ответственность за нарушение установлена статьей 6.3, частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ);
3) соблюдение порядка проведения строительного контроля и оформления его результатов по вопросам СЭБ (ответственность за нарушение установлена статьей 9.4 КоАП РФ);
4) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении строительного надзора нарушений обязательных требований, а также соблюдение запрета продолжения работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при строительстве (реконструкции) объектов (ответственность за нарушение установлена частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ);
5) соблюдение требований предписаний, выданных должностными лицами Инспекции при проведении надзорных мероприятий (ответственность за нарушение установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ);
6) соответствие показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, нормативным значениям (ответственность за нарушение установлена статьей 9.16 КоАП РФ);
7) соблюдение по вопросам СЭБ требований к объекту (зданию, сооружению), законченному строительством, а также входящим в его состав системам и сетям инженерно-технического обеспечения, оборудованию этих систем и сетей по обеспечению безопасных условий для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях, установленных:
- проектной документацией,
- показателями пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 384-ФЗ,
- требованиями санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, строительных норм и правил, национальных стандартов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, и прилегающей территории, установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ответственность за нарушение установлена статьями 6.3, 9.4 КоАП РФ);
8) недопущение нарушений в рабочей документации, при строительстве (реконструкции) объекта, при применении строительных материалов (изделий) требований документов, перечисленных в подпунктах 3 и 8 пункта 1.4.6.3.2 Приказа Инспекции N СЭД-56-01-04-од-130, которые по вопросам СЭБ:
- затрагивают характеристики надежности и безопасности объекта и (или) его части, участков сетей инженерно-технического обеспечения по вопросам СЭБ,
- создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде,
- повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан (ответственность за нарушение установлена частями 2 и 3 статьи 9.4 КоАП РФ);
9) соблюдение иных обязательных требований нормативных актов по вопросам СЭБ, составление протоколов за нарушение которых отнесено к полномочиям органов регионального государственного строительного надзора (отдела специальных видов безопасности).
Предметом государственного контроля в области охраны окружающей среды (далее - ООС) при осуществлении регионального государственного строительного надзора является соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований в области охраны окружающей среды по недопущению негативного воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
При проведении проверок должностные лица Инспекции, уполномоченные на осуществление надзора по вопросам ООС, проверяют:
2) соблюдение при строительстве (реконструкции) объектов, при применении строительных материалов (изделий):
- требований проектной документации,
- требований нормативных актов в области охраны окружающей среды, строительных норм и правил, национальных стандартов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по недопущению негативного воздействия при строительстве (реконструкции) объекта и его последующей эксплуатации, установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ответственность за нарушение установлена статьей 8.1, частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ);
3) соблюдение порядка проведения строительного контроля и оформления его результатов по вопросам ООС (ответственность за нарушение установлена статьей 9.4 КоАП РФ);
4) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении строительного надзора нарушений обязательных требований, а также соблюдение запрета продолжения работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при строительстве (реконструкции) объектов (ответственность за нарушение установлена частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ);
5) соблюдение требований предписаний, выданных должностными лицами Инспекции при проведении надзорных мероприятий (ответственность за нарушение установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ);
6) соблюдение по вопросам ООС требований к объекту (зданию, сооружению), законченному строительством, а также входящим в его состав системам и сетям инженерно-технического обеспечения, оборудованию этих систем и сетей по недопущению негативного воздействия при эксплуатации объекта, установленных:
- проектной документацией,
- требованиями нормативных актов области охраны окружающей среды, строительных норм и правил, национальных стандартов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по недопущению негативного воздействия объекта на окружающую среду, установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ответственность за нарушение установлена статьями 8.1, 9.4 КоАП РФ);
7) недопущение нарушений в рабочей документации при строительстве (реконструкции) объекта, при применении строительных материалов (изделий) требований документов, перечисленных в подпунктах 2 и 6 пункта 1.4.6.3.3, которые по вопросам ООС:
- создали угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений,
- повлекли причинение вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ответственность за нарушение установлена частями 2 и 3 статьи 9.4 КоАП РФ);
8) соблюдение иных обязательных требований нормативных актов по вопросам ООС, составление протоколов за нарушение которых отнесено к полномочиям органов регионального государственного строительного надзора (отдела специальных видов безопасности).
2.2.3. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов
Контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов осуществляется в соответствии с:
- КоАП РФ;
- Федеральным законом N 184-ФЗ;
- Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ);
- Федеральным законом N 294-ФЗ;
- Федеральным законом N 59-ФЗ;
- Федеральным законом N 8-ФЗ;
- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2018 г. N 673 "Об утверждении Правил расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2018 г. N 1683 "О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 319);
- Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 141;
- Приказом Минстроя России от 20 декабря 2016 г. N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации" (далее - приказ Минстроя России N 996/пр);
- Приказом Минстроя России от 12 октября 2018 г. N 656/пр "Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства";
- Приказом Минстроя России от 15 мая 2019 г. N 278/пр "Об утверждении порядка расчета норматива обеспеченности обязательств и норматива целевого использования средств";
- Постановлением Правительства Пермского края N 364-п;
- Постановлением Правительства Пермского края от 23 января 2019 г. N 26-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Пермского края, за исключением объектов производственного назначения";
- Приказом Инспекции от 24 апреля 2019 г. N СЭД-56-01-04-од-49 "Об утверждении перечней сведений, документов и информации, необходимых для осуществления регионального государственного контроля (надзора)" (далее - приказом Инспекции N СЭД-56-01-04-од-49);
- Приказом Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 22.11.2018 N СЭД-56-01-04-од-131 "Об утверждении Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора Пермского края по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Пермского края, за исключением объектов производственного назначения" (далее - Приказ Инспекции N СЭД-56-01-04-од-131.
2.2.4. Описание контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов
Предметом контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов является:
- анализ ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации в целях выявления признаков нарушений обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- проверка соблюдения лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- проверка соблюдения лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов, требований частей 2, 2.1 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ, устанавливающих допустимые способы привлечения денежных средств граждан, которые связаны с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 10 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не проводятся.
Контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов осуществляется в следующих формах:
1) организация и проведение внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ;
2) организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ;
3) организация и проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с застройщиками, в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, в том числе систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований.
Наблюдение за исполнением обязательных требований осуществляется посредством анализа информации о деятельности застройщиков, представленной застройщиками (в том числе посредством единой информационной системы жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), информации и документов, размещенных в ЕИСЖС, информации, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с застройщиками, в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ проводятся должностными лицами Инспекции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утвержденных начальником Инспекции;
4) принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Должностные лица Инспекции при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов в пределах своих полномочий имеют право:
1) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля (надзора) за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля (надзора) за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением застройщиком требований, установленных пунктом 7 части 2 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ;
4) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, сведения о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти в отношении руководителя и главного бухгалтера застройщика, физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале участие более чем пять процентов) корпоративным юридическим лицом (застройщиком), необходимые для осуществления контроля за соблюдением застройщиком требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ;
5) получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости):
- градостроительный план земельного участка,
- разрешение на строительство,
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию,
- материалы, содержащиеся в проектной документации,
- положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Указанные документы запрашиваются в случае не размещения их застройщиком в ЕИСЖС;
6) получать от лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в определенный статьей 11 Федерального закона N 294-ФЗ срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых установлен Приказом Инспекции от 24 апреля 2019 г. N СЭД-56-01-04-од-49 "Об утверждении перечней сведений, документов и информации, необходимых для осуществления регионального государственного контроля (надзора)";
7) осуществлять мониторинг информации о застройщике и проекте строительства, опубликованной застройщиком в ЕИСЖС;
8) проводить анализ проектных деклараций и внесенных в них изменений;
9) ежеквартально получать от застройщиков отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении ими своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
10) запрашивать у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, требованиям Федерального закона N 214-ФЗ;
11) проводить анализ поступающих в Инспекцию сведений, документов и информации, связанной с деятельностью лиц, привлекающих денежные средства для строительства многоквартирных домов и (или) участников долевого строительства;
12) проводить проверки соблюдения лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства, обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве, в том числе проверки целевого использования застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также проверки законности способов привлечения денежных средств граждан;
13) при наличии распоряжения (приказа) о проведении проверки деятельности проверяемого лица посещать офисы указанных лиц, в которых хранится документация по строительству объекта, во время исполнения служебных обязанностей;
14) направлять лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов, предписания об устранении нарушения требований Федерального закона N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
15) направлять в федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, осуществляющие государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), уведомления:
- об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов,
- о неисполнении застройщиком обязанности по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве,
- о соответствии застройщика требованиям, указанным в частях 1.1 и 2 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ;
16) при обнаружении правонарушений, предусмотренных нормами КоАП РФ, в рамках установленных законом полномочий составлять протоколы об административных правонарушениях; рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить постановления по делам об административных правонарушениях, направлять дела об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном нормами КоАП РФ, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), для рассмотрения в суд;
17) вносить представления об устранении причин и условий, способствующих правонарушению;
18) обращать постановления по делам об административных правонарушениях к исполнению в соответствии с установленным порядком;
19) при наличии оснований, предусмотренных законом, в порядке, установленном АПК РФ, направлять заявления в суд:
- о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
- о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства;
20) в пределах своей компетенции выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в судах, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
21) направлять в правоохранительные органы информацию о нарушениях прав граждан для принятия мер реагирования;
22) информировать иные контрольно-надзорные органы и органы прокуратуры о выявленных признаках правонарушений, связанных с долевым строительством, в соответствии с их подведомственностью;
23) рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушением законодательства об участии в долевом строительстве;
24) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 214-ФЗ.
Должностные лица Инспекции при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов при проведении проверок обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения (приказа) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, распоряжения (приказа) о проведении проверки, подписанного начальником Инспекции;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки;
8) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, проверяемых лиц;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании проверяемыми лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные приказом Инспекции N СЭД-56-01-04-од-131 и на основании норм федерального законодательства;
12) не требовать от проверяемого лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Пермского края;
13) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями приказа Инспекции N СЭД-56-01-04-од-131;
14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок при его наличии у проверяемого лица;
15) осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований, выполнением требований выданных предписаний об устранении нарушений;
16) соблюдать ограничения при проведении проверок, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ.
2.2.5. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации контроля (надзора) в области контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива
Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива осуществляется в соответствии с:
- КоАП РФ;
- Жилищным Кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом N 184-ФЗ;
- Федеральным законом N 214-ФЗ;
- Федеральным законом N 59-ФЗ;
- Федеральным законом N 294-ФЗ;
- Федеральным законом N 8-ФЗ;
- Федеральным законом N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Постановлением Правительства Российской Федерации N 1133;
- Постановлением Правительства Российской Федерации N 319;
- Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 141;
- Приказом Минстроя России N 996/пр;
- Приказом Минстроя России от 3 июля 2017 г. N 955/пр "Об утверждении формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости";
- Постановлением Правительства Пермского края N 364-п;
- Постановлением Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 г. N 820-п "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации";
- Приказом Инспекции государственного строительного надзора Пермского края N СЭД-56-01-04-од-49;
- Приказ Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 26.10.2018 N СЭД-56-01-04-од-121 "Об утверждении Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора Пермского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Приказ Инспекции N СЭД-56-01-04-од-121).
2.2.6. Описание осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива
Предметом контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива является:
- проверка деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, по соблюдению жилищно-строительным кооперативом обязательных требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ на основании документов, полученных от жилищно-строительного кооператива и информации, размещенной жилищно-строительным кооперативом в ЕИСЖС;
- анализ ежеквартальной отчетности жилищно-строительного кооператива об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в целях выявления признаков нарушений обязательных требований, установленных законодательством, регулирующим деятельность жилищно-строительных кооперативов;
- анализ размещенной в ЕИСЖС информации и документов, предусмотренных требованиями части 1 статьи 123.1 ЖК РФ.
Объектами контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива являются жилищно-строительные кооперативы, привлекающие средства членов кооператива для строительства многоквартирного дома.
Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива осуществляется в следующих формах:
1) организация и проведение плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ:
На основании статьи 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки не проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
истечение срока исполнения жилищно-строительным кооперативом выданного Инспекцией предписания об устранении нарушения обязательных требований,
поступление в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также из ЕИСЖС о фактах нарушений обязательных требований,
требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
2) организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ;
3) организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с жилищно-строительным кооперативом в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, в том числе систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется посредством анализа информации о деятельности либо действиях жилищно-строительного кооператива, которая предоставляется им (в том числе посредством ЕИСЖС) в Инспекцию в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) Инспекцией без возложения на жилищно-строительный кооператив обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ.
Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с жилищно-строительным кооперативом, в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ проводятся должностными лицами Инспекции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утвержденных начальником Инспекции;
4) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Должностные лица Инспекции в пределах своих полномочий имеют право:
1) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, и его территориальных органов документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;
2) осуществлять контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом установленных частью 1 статьи 123.1 ЖК РФ требований к размещению им информации и документов;
3) получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома);
4) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;
5) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований, установленных пунктом 1 статьи 116.1 ЖК РФ;
6) осуществлять в соответствии с частью 4 статьи 123.2 ЖК РФ проверку деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;
7) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органа регистрации прав документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;
8) получать от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома, в определенный статьей 11 Федерального закона N 294-ФЗ срок документы и информацию, которые необходимы для осуществления государственного контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
9) ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
10) требовать от органов управления жилищно-строительного кооператива устранения выявленных нарушений;
11) рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ. Обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных Инспекцией в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения;
12) принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительных кооперативов (их должностных лиц) к ответственности, установленной федеральными законами и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
13) обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов членов жилищно-строительного кооператива, которые своими средствами участвуют в строительстве многоквартирного дома, в случае нарушения таких прав и интересов;
14) направлять в жилищно-строительный кооператив обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
15) вынести предписание о приостановлении деятельности жилищно-строительного кооператива по привлечению новых членов кооператива до устранения жилищно-строительным кооперативом соответствующих нарушений;
16) вынести предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
17) принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительного кооператива, его должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить постановления по делам об административных правонарушениях, направлять дела об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном нормами КоАП РФ, для рассмотрения в суд;
18) вносить представления об устранении причин и условий, способствующих правонарушению;
19) обращать постановления по делам об административных правонарушениях к исполнению в соответствии с установленным порядком;
20) направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
21) получать сведения, содержащиеся в реестре членов жилищно-строительного кооператива, а также иную информацию, предусмотренную статьей 123.1 ЖК РФ, из ЕИСЖС;
22) проводить анализ поступающих в Инспекцию сведений, документов и информации, связанной с деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;
23) при наличии распоряжения (приказа) о проведении проверки деятельности проверяемого лица посещать офисы указанных лиц, в которых хранится документация по строительству объекта, во время исполнения служебных обязанностей;
24) при наличии оснований, предусмотренных статьей 123.2 ЖК РФ, в порядке, установленном АПК РФ, направлять заявления в суд в целях ликвидации жилищно-строительного кооператива;
25) в пределах своей компетенции выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в судах;
26) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
Должностные лица Инспекции при осуществлении контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива при проведении проверок обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, установленных ЖК РФ;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения (приказа) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, распоряжения (приказа) о проведении проверки, подписанного начальником Инспекции;
5) не препятствовать председателю правления жилищно-строительного кооператива, иному уполномоченному представителю жилищно-строительного кооператива присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять председателю правления жилищно-строительного кооператива, иному уполномоченному представителю жилищно-строительного кооператива, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить председателя правления жилищно-строительного кооператива, иного уполномоченного представителя жилищно-строительного кооператива с результатами проверки;
8) знакомить председателя правления жилищно-строительного кооператива, иного уполномоченного представителя жилищно-строительного кооператива с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, проверяемых лиц;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании проверяемыми лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Приказом Инспекции N СЭД-56-01-04-од-121, на основании норм федерального законодательства;
12) не требовать от проверяемого лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Пермского края;
13) перед началом проведения выездной проверки по просьбе председателя правления жилищно-строительного кооператива, иного уполномоченного представителя жилищно-строительного кооператива ознакомить их с положениями Приказа Инспекции N СЭД-56-01-04-од-121;
14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок при его наличии у проверяемого лица;
15) осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований, выполнением требований выданных предписаний об устранении нарушений, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
16) соблюдать ограничения при проведении проверок, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ.
2.3. Информация о взаимодействии Инспекции при осуществлении соответствующих видов государственного контроля (надзора) с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия
При осуществлении регионального государственного строительного надзора, контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов, контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, взаимодействие Инспекции с федеральными органами исполнительной власти и с органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия в порядке, установленном приказами Инспекции N СЭД-56-01-04-од-130, СЭД-56-01-04-од-131, N СЭД-56-01-04-од-121.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.5. Сведения о выполнении отдельных функций при осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля подведомственными органам государственной власти и органам местного самоуправления организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации выполняют такие функции
Подведомственные органам государственной власти и органам местного самоуправления организации в осуществлении функций регионального государственного строительного надзора, контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов, контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива не участвуют.
2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
Работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок при осуществлении регионального государственного строительного надзора, контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов, контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива Инспекцией не проводится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.