Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Инспекцией выявлены и пресечены различные нарушения при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. В отношении застройщиков (технических заказчиков) приняты меры, направленные на повышение качества выполняемых строительно-монтажных работ и сокращение количества несоответствия выполнения работ обязательным требованиям нормативно-правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Достижения комплексных целевых показателей:
1) Отсутствуют жалобы потребителей, признанные обоснованными судом, по объектам, получившим заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Отсутствуют факты отмены заключений.
2) Отсутствуют аварии на построенных объектах, надзор за которыми осуществлялся Инспекцией, причиной которых послужило ненадлежащее исполнение при строительстве требований проектной документации и технических регламентов.
3) В настоящее время происходит переход от прямой продажи жилья в строящихся домах к привлечению денежных средств участников долевого строительства с использованием эскроу-счетов, в связи с чем, средства участников долевого строительства привлекаются по наиболее защищенным для граждан договорам долевого строительства.
В 2020 году площадь МКЖД, строительство которых осуществляется на основании договоров долевого строительства составляет 2.648.480, 10 м2.
4) Сократилось количество объектов, поднадзорных Инспекции, строительство которых осуществляется без разрешения на строительство.
5. Пресечение иных нарушений.
5.1. В связи с усилением надзора со стороны Инспекции объекты капитального строительства возводятся в "зоне разрешенного строительства" и в красных линиях.
5.2. Проводятся "контрольные" испытания для проверки результатов испытаний примененных строительных материалов и изделий, представляемых строительными организациями. При выявлении случаев недостоверной информации о характеристиках строительных материалов и изделий (бетон, асфальтобетон, кирпич, утеплитель и т.д.), представленной строительной организацией, и их несоответствии проектной документации, к правонарушителям применяются меры административного воздействия (предписание, протокол).
5.3. При строительстве объектов капитального строительства в основном своевременно оформляется исполнительная документация, ведутся журналы производства работ, что позволяет при обнаружении дефектов установить лиц, ответственных за контроль на объектах капитального строительства. Необходимо осуществить переход на формирование исполнительной документации в личных ящиках застройщиков в АИС "Стройкомплекс".
5.4. В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проводится тепловизионное обследование зданий и иные мероприятия по обеспечению требований энергоэффективности объекта, установка приборов учета энергетических ресурсов.
5.5. При вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, поднадзорных Инспекции, выполняются требования по доступности объектов капитального строительства для маломобильных групп населения.
5.6. Исключены случаи сдачи объектов капитального строительства, поднадзорных Инспекции, без благоустройства прилегающей территории.
5.7. Исключены случаи приемки в эксплуатацию объектов капитального строительства, имеющих параметры, превышающие разрешенные.
5.8. Перед выдачей заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов в полном объеме проводятся необходимые испытания инженерно-технических систем и характеристик объектов, подтверждающие обеспечение механической, пожарной безопасности, требований санитарно-эпидемиологического благополучия (в соответствии с требованиями технических регламентов).
6. На официальном сайте Инспекции создан специальный раздел "Контрольно-надзорная деятельность", по каждому виду государственного контроля (надзора) представлен подраздел.
7. Наблюдается снижение количества проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Большее внимание уделялось решению вопросов о соразмерности совершенного административного правонарушения наказанию, назначаемому в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ, о возможности освободить виновное лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения либо заменить административный штраф на предупреждение в установленных законом случаях.
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности
1) Необходимо нормативно закрепить на федеральном уровне единую методику расчета штатной численности органов регионального государственного строительного надзора, а также штатной численности должностных лиц, осуществляющих надзор в сфере долевого строительства (критерии определения штатной численности должны быть установлены исходя из единых подходов по каждому виду надзора для всех субъектов РФ).
2) Необходимо увеличить размер административных штрафов, предусмотренных санкциями следующих статей КоАП РФ:
- ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ - размер штрафа для граждан и должностных лиц, указанных в санкции данной статьи, не эффективен, цели административного наказания не достигаются;
- ст. 19.7 КоАП РФ - размер штрафа для всех категорий лиц, указанных в санкции данной статьи, не эффективен, цели административного наказания не достигаются;
3) В целях защиты прав участников долевого строительства (физических лиц) необходимо внесение изменений в действующее законодательство, а именно - предусмотреть начисление процентов и/или индексации денежных средств, уплаченных участником долевого строительства по договору, в случае размещения таких средств на счетах эскроу. В соответствии с частью 5 статьи 15.5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, проценты на сумму денежных средств, находящихся на счете эскроу, не начисляются. В случае банкротства застройщика, участник долевого строительства вернет только ту сумму, которая была зачислена на счет, тогда как по истечении времени, с большей вероятностью, данных денежных средств будет недостаточно на приобретение аналогичной квартиры.
4) Существует необходимость введения нормы, регулирующей случаи, при которых срок договора эскроу истек, а объект долевого строительства не введен в эксплуатацию, при этом застройщик не признан банкротом.
5) В целях недопущения "потребительского терроризма", необходимо определить понятие "существенное нарушение качества", используемое в части 3 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ. Так как данное понятие не конкретизировано, участники долевого строительства злоупотребляют правом расторжения договора долевого участия в одностороннем порядке.
--------------------------------
<1> Для зданий и сооружений, строительство (реконструкция) которых осуществляется по проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы до 30 июня 2010 г. (до вступления в силу Федерального закона N 384-ФЗ) - обязательных требований к зданиям (сооружениям), установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов (в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
<2> Для зданий и сооружений, строительство (реконструкция) которых осуществляется по проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы до 30 июня 2010 г. (до вступления в силу Федерального закона N 384-ФЗ) - обязательных требований к зданиям (сооружениям), установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов (в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
<3> Для зданий и сооружений, строительство (реконструкция) которых осуществляется по проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы до 30 июня 2010 г. (до вступления в силу Федерального закона N 384-ФЗ) - обязательных требований к зданиям (сооружениям), установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов (в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.