Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
приказом Министерства транспорта
Алтайского края
от 03.02.2021 г. N 13
Программа
профилактики нарушений обязательных требований законодательства на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов
Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" и включает в себя профилактику нарушений обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, в том числе контроль за обеспечением доступности для инвалидов предоставляемых услуг, при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и регионального государственного контроля в сфере организации дорожного движения на территории Алтайского края (далее - "программа профилактики нарушений").
1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1.1. Виды осуществляемого государственного контроля (надзора)
Министерство транспорта Алтайского края (далее - "Министерство") в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 20 ноября 2018 года N 187, является исполнительным органом государственной власти Алтайского края, уполномоченным на осуществление:
1) регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, в том числе контроль за обеспечением доступности для инвалидов предоставляемых услуг (далее - "контроль такси");
2) регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (далее - "надзор за сохранностью");
3) регионального государственного контроля в сфере организации дорожного движения (далее - "контроль ОДД").
2. Обзор по видам регионального государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, в том числе контроль за обеспечением доступности для инвалидов предоставляемых услуг
Подконтрольными субъектами контроля такси являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании разрешений на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и багажа легковым такси на территории Алтайского края (далее - "Разрешение").
Предметом контроля такси является оценка соблюдения обязательных требований, предусмотренных;
частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 69-ФЗ");
статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1586 (далее - "постановление Правительства РФ N 1586");
Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 347.
Деятельность по перевозке пассажиров легковым такси на территории Алтайского края осуществляют 325 хозяйствующих субъектов, в том числе 48 юридических лиц и 277 индивидуальных предпринимателей.
Мероприятия контроля такси в 2020 году осуществлялись Министерством транспорта Алтайского края.
В связи с запретом, установленным федеральным законодательством, в 2020 году плановые проверки не проводились.
В рамках осуществления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований проведены следующие мероприятия.
Утвержден и размещен в соответствующем разделе перечень актов, содержащих обязательные требования, предъявляемые к деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, который в 2020 году был актуализирован в связи с изменением действующего законодательства.
В 2020 году проведено 2 семинара с перевозчиками легкового такси по вопросу соблюдения обязательных требований.
На семинарах обсуждались вопросы соблюдения обязательных требований, предъявляемых к данному виду деятельности, а также правоприменительная практика в данной сфере, сформированная по итогам контрольно-надзорной деятельности.
В частности, на встрече обсуждался вопрос ответственности перевозчиков такси в отношении автомобилей, переданных в аренду иным лицам. Также обсуждались вопросы соблюдения требований по доступности для инвалидов услуг легкового такси. Замечаний и предложений по дальнейшей работе в Министерство на семинарах не поступало.
Актуализировано и опубликовано руководство по соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Обобщение правоприменительной практики Регионального контроля такси размещено на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - "официальный сайт Министерства").
Министерством утверждены паспорта показателей результативности осуществления контроля такси.
Охраняемой законом ценностью при осуществлении перевозок пассажиров и багажа легковым такси является жизнь и здоровье людей, окружающая природная среда, имущество физических и юридических лиц.
При оказании услуг по перевозке пассажиров существует риск совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия вследствие нарушений требований, установленных пунктом 3 части 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ, последствиями которого могут быть причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.
Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством мероприятий по контролю при осуществлении контроля такси установлены следующими нормативными актами:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - "КоАП РФ");
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - "Федеральный закон N 294-ФЗ");
Федеральным законом N 69-ФЗ;
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ;
постановлением Правительства РФ N 1586;
законом Алтайского края от 5 мая 2016 года N 32-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае".
В 2020 году специалистами Министерства с участием сотрудников структурных подразделений территориальных отделов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - "ОГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю") проведено 11 контрольно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконной деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Так, по результатам рейдовых мероприятий и рассмотренных материалов, поступивших из территориальных ОГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю, специалистами Министерства возбуждено 116 дел об административных правонарушениях, из них:
по части 1 статьи 11.14.1 КоАП РФ (отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом) - 21 дел;
по части 3 статьи 11.14.1 КоАП РФ (отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства) - 25 дел;
по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств) - 35 дел;
по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств) - 35 дел.
Общая сумма уплаченных штрафов хозяйствующими субъектами и их работниками за нарушения в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси в 2020 году составила 188 000 рублей.
В 2020 году работа по профилактике нарушений обязательных требований реализовывалась Министерством по следующим направлениям:
1) информирование подконтрольных субъектов о планируемых Министерством проверках на официальном сайте Министерства, в том числе о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых в ходе проверок;
2) информирование подконтрольных субъектов о существующих актуальных обязательных требованиях путем разработки и размещения в открытом доступе на официальном сайте Министерства перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), а также размещение в открытом доступе текстов данных правовых актов;
3) размещение на официальном сайте Министерства в открытом доступе следующей информации:
типового образца информации, размещение которой необходимо в легковом такси;
методических рекомендаций по принятию обязательных мер с целью недопущения хозяйствующими субъектами нарушений законодательства;
обзоров правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований законодательства;
4) проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики с участием подконтрольных субъектов и контролирующих органов по вопросам соблюдения обязательных требований;
5) информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований при проведении проверок, в ходе рассмотрения поступивших в Министерство обращений, устного консультирования по телефону;
6) проведение совместно с сотрудниками структурных подразделений ОГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю рейдовых мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований;
В 2020 году проведены публичные обсуждения по обзору правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства в соответствии с утвержденным планом-графиком.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и багажа легковым такси, являются:
1) отсутствие в салоне легкового такси необходимой информации;
2) отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства;
3) осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми такси с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств;
4) осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми такси с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
2.2. Региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения
Подконтрольными субъектами при осуществлении Министерством функции по надзору за сохранностью являются юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели и их уполномоченные представители.
По состоянию на декабрь 2020 года количество подконтрольных субъектов, осуществляющих деятельность в границах придорожных полос автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Алтайского края - 818.
Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством проверочных мероприятий при осуществлении надзора за сохранностью, установлены следующими нормативными актами:
Федеральным законом N 294-ФЗ;
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 257-ФЗ");
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - "Федеральный закон N 196-ФЗ");
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 2020 года N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог";
законом Алтайского края от 3 декабря 2008 года N 123-ЗС "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае";
распоряжением Правительства Алтайского края от 19 февраля 2019 года N 50-р "Об утверждении схемы размещения объектов дорожного сервиса в Алтайском крае";
постановлением Администрации Алтайского края от 30 июня 2014 года N 298 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения".
Полномочия по осуществлению надзора за сохранностью в 2020 году осуществлялись Министерством, однако проверок данного вида контроля не проводилось.
Обобщение правоприменительной практики надзора за сохранностью, в связи с ее отсутствием, не проводилось.
В рамках осуществления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований проведены следующие мероприятия:
размещение на официальном сайте Министерства перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения Обязательных требований, в том числе посредством разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба при осуществлении Министерством надзора за сохранностью не осуществлялся в виду отсутствия проверок.
В 2020 году проведены публичные обсуждения по обзору правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства в соответствии с утвержденным планом-графиком.
Министерством получен доступ и ведется работа по наполнению типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности.
Министерством утвержден ежегодный план проведения плановых проверок на 2021 год и согласован в установленном порядке с прокуратурой Алтайского края.
2.3. Региональный государственный контроль в сфере организации дорожного движения
Подконтрольными субъектами при осуществлении Министерством функции по контролю ОДД являются органы местного самоуправления Алтайского края.
По состоянию на декабрь 2020 года количество подконтрольных субъектов, осуществляющих деятельность в области организации дорожного движения на территории Алтайского края - 69.
Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством проверочных мероприятий при осуществлении контроля ОДД на территории Алтайского края установлены следующими нормативными актами:
Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральным законом N 196-ФЗ;
Федеральным законом N 257-ФЗ;
Федеральным законом N 294-ФЗ;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2018 года N 1379 "Об утверждении Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета";
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения";
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N 114 "Об утверждении Порядка мониторинга дорожного движения";
постановление Правительства Алтайского края от 8 мая 2020 года N 210 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля в области организации дорожного движения Алтайского края".
Министерством утвержден ежегодный план проведения плановых проверок на 2021 год и согласован в установленном порядке с прокуратурой Алтайского края.
В рамках контроля ОДД в 2020 году:
проведен анализ комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения муниципальных образований Алтайского края;
проведено обобщение правоприменительной практики контроля ОДД не проводились.
Министерством получен доступ и ведется работа по наполнению информационно-аналитической системы регулирования на транспорте и типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности.
3. Цели и задачи программы профилактики нарушений, направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба
Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что подконтрольные субъекты в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения автомобильных дорог и вопросам безопасности пассажиров легкового такси и иных участников дорожного движения, и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
Определенная настоящей программой профилактики нарушений система мер предусматривает изменение формы воздействия на подконтрольные субъекты с уклоном на профилактическую.
В результате реализации программы профилактики нарушений ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения автомобильных дорог и безопасности пассажиров легкового такси и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Целями реализации настоящей программы профилактики нарушений являются:
1) предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
2) предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
3) повышение прозрачности деятельности Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
4) формирование моделей социально ответственного и добросовестного поведения подконтрольных субъектов;
Для достижения поставленных целей настоящей программы профилактики нарушений необходимо решение следующих задач:
1) выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
2) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
3) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
4) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области регионального государственного контроля (надзора), в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
5) мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и как следствие, снижению вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;
6) оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов;
7) проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов;
8) сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий;
9) повышение уровня квалификации работников Министерства, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора);
10) создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Министерством, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Министерством профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий (внедрение интерактивных сервисов);
11) автоматизация системы профилактики.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы профилактики нарушений:
снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов;
развитие системы профилактических мероприятий;
внедрение различных способов профилактики;
разработка и внедрение технологий профилактической работы;
разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов;
обеспечение квалифицированной профилактической работы;
повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности;
уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.