Проект программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год
Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год
Позитивные изменения, произошедшие на рынке государственных внутренних заимствований в 2002 - первой половине 2004 г.г., создали предпосылки для сохранения государственных внутренних заимствований на достигнутом в 2004 году уровне за счет удлинения сроков заимствований, недопущения пиковых нагрузок на бюджет и улучшения структуры государственного долга.
В настоящее время ситуация на рынке ГКО-ОФЗ характеризуется стабильным спросом со стороны отдельных инвесторов и низкой стоимостью средств для привлечения средств для федерального бюджета. Однако, существует риск того, что в случае изменения экономической конъюнктуры произойдет сокращение спроса на государственные ценные облигации со стороны традиционных покупателей и Минфин России может столкнуться с угрозой невыполнения плана заимствований на фоне роста стоимости обслуживания долговых обязательств.
В связи с этим, наряду с исполнением количественных показателей по привлечению средств и обслуживанию долга, изложенных в Программе, одним из основных приоритетов Минфина России и Банка России в части государственных внутренних заимствований является повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга инвесторов на рынке государственных ценных бумаг.
В качестве факторов, сдерживающих рост ликвидности рынка ГКО-ОФЗ, можно было выделить следующие:
- доминирование банков с государственным участием;
- концентрация выпусков в портфелях "пассивных" инвесторов;
- отсутствие крупных выпусков с диверсифицированной структурой собственников.
В течение 2003 - начале 2004 гг. Минфином России и Банком России были предприняты меры по повышению активности на рынке ГКО-ОФЗ. Минфин России отказался от размещения мелких выпусков средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг, объем отдельных выпусков возрос с 10-15 млрд. рублей до 30-55 млрд. рублей. Переоформление портфеля Банка России позволило ему широко использовать механизм модифицированного биржевого РЕПО с собственными облигациями для проведения активных операций на открытом рынке с целью осуществления эффективной денежно-кредитной политики. Однако, предпринятые меры не позволяют в полной мере решить указанные выше проблемы.
В связи с этим, Минфином России и Банком России совместно подготовлена Программа введения института первичных дилеров и эталонных выпусков на рынке ГКО-ОФЗ. В случае реализации указанной Программы будет ограничена доля крупных инвесторов (в том числе банков с государственных участием) в отдельных выпусках облигаций, что позитивно скажется на ликвидности рынка в целом.
В связи с принятием ряда федеральных законов новой категорией инвесторов на рынке государственных внутренних заимствований становятся Пенсионный фонд Российской Федерации и управляющие компании, имеющие иные от существующих участников рынка ГКО-ОФЗ инвестиционные цели.
Основной задачей размещения пенсионных накоплений является их долгосрочное инвестирование с целью прироста вложенного капитала в течение длительного периода без проведения активных операций на вторичном рынке. Таким образом, рынок ГКО-ОФЗ не в полной мере соответствует инвестиционным целям указанных "пассивных" инвесторов.
В случае инвестирования пенсионных накоплений в значительных объемах на рынок ГКО-ОФЗ возможны следующие негативные последствия:
1) вложение этих средств только в ГКО и ОФЗ вызовет значительный рост доли "пассивных" инвесторов на рынке ГКО-ОФЗ и, фактически, потерю ликвидности рынка;
2) отсутствие ликвидности рынка ГКО-ОФЗ и преобладание на нем "пассивных" инвесторов приведет к уходу с этого рынка его активных участников - коммерческих банков и финансовых компаний. Фактически Банк России утратит один из действенных механизмов осуществления денежно-кредитной политики за счет масштабных операций на открытом рынке.
В связи с этим, Минфином России предложен новый вид государственных ценных бумаг (государственные сберегательные облигации (ГСО)), предназначенный, в том числе, для инвестирования средств пенсионных накоплений.
В июне 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Генеральные условия эмиссии и обращения ГСО. Министерство финансов Российской Федерации в настоящее время осуществляет подготовку необходимых нормативных документов и осенью 2004 года планирует осуществить, первое размещение ГСО, что позволит уменьшить долю "пассивных" инвесторов на рынке ГКО-ОФЗ.
При разработке Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год, Минфин России учитывал, что емкость внутреннего рынка государственных ценных бумаг в настоящее время еще достаточно ограничена. По оценкам Минфина России возможность привлечения государственных внутренних займов без существенного роста стоимости этих заимствований находится в пределах 210-230 млрд. рублей ежегодно.
Дальнейший рост заимствований в условиях политики активной стерилизации денежной массы, осуществляемой как Банком России, так и Министерством финансов Российской Федерации, в основном, за счет аккумулирования средств в Стабилизационном фонде Российской Федерации, приведет к резкому удорожанию внутренних займов и ухудшению платежного графика, вызванному увеличением доли краткосрочных заимствований. В случае ухудшения макроэкономической и бюджетной ситуации, при значительных объемах привлечения возрастает риск Министерства финансов Российской Федерации по рефинансированию текущего краткосрочного долга и усилению нестабильности на всех сегментах финансового рынка. Чрезмерные государственные заимствования на внутреннем рынке негативно скажутся на развитии рынка субфедеральных и корпоративных обязательств и приведут к сокращению кредитования российскими банками реального сектора экономики.
В связи с изложенным, Минфин России планирует, что заимствования на внутреннем рынке будут носить средне- и долгосрочный характер. При этом, Минфин России, как эмитент государственных ценных бумаг, будет размещать индикативные выпуски государственных облигаций со сроками погашения от 3 до 15 лет. Объем краткосрочных заимствований (до 1 года) будет незначителен. Потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций (продажа части выпусков государственных облигаций, имеющих рыночные условия выпуска, и проведение операций РЕПО).
Привлечение за счет внутренних источников в 2005 году составит 210,9 млрд. рублей при погашении государственного внутреннего долга в объеме 122,0 млрд. рублей.
За счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2005 году планируется привлечь 210,9 млрд. рублей при погашении государственных ценных бумаг в размере 85,8 млрд. рублей. Чистое сальдо по привлечению за счет государственных ценных бумаг в 2005 году составит 125,1 млрд. рублей.
При этом по видам государственных ценных бумаг привлечение и погашение в 2005 году соответственно составят:
ГКО - 16,4 и 14,5 млрд. рублей;
ОФЗ-ФК - 73,7 и 44,0 млрд. рублей;
ОФЗ-АД - 70,8 и 26,1 млрд. рублей;
Объем займов в форме ГСО составит 50,0 млрд. рублей, а погашение ОФЗ-ПД достигнет 1,2 млрд. рублей.
При планируемой доходности по краткосрочным облигациям (до 1 года) и по среднесрочным и долгосрочным инструментам, Минфин России планирует разместить по номиналу ГКО на 18-20 млрд. рублей, ОФЗ на 165-170 млрд. рублей и ГСО на 53-55 млрд. рублей. Таким образом, на среднесрочные и долгосрочные заимствования в 2005 году будет приходиться около 93 процентов от запланированного объема заимствований. Объем рыночной составляющей государственного внутреннего долга к 1 января 2006 года составит более 600 млрд. рублей, при этом доля средне- и долгосрочных инструментов составит более 90 процентов объема рынка.
В связи со значительным увеличением государственных внутренних заимствований, а также ростом государственного внутреннего долга, расходы на его обслуживание возрастут и составят в 2005 году 68,2 млрд. рублей, в том числе по государственным ценным бумагам - 64,9 млрд. рублей (в 2004 году - соответственно 64,4 и 60,4 млрд. рублей).
При этом основная доля в расходах на обслуживание государственного внутреннего долга приходится на облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) и облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) - в 2005 году - соответственно 28,74 млрд. рублей и 24,33 млрд. рублей. Расходы на обслуживание ОФЗ-ПК составят в 2005 году 2,40 млрд. рублей, ОФЗ-ПД - 2,98 млрд. рублей, ГСО - 5,89 млрд. рублей. На расходы на обслуживание ГКО приходится в 2005 году - 0,52 млрд. рублей.
С учетом среднесрочной тенденции превышения заимствований на внутреннем рынке над погашением рублевых инструментов, расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга будут постепенно возрастать.
В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год на погашение иных долговых обязательств предполагается направить средства в сумме 36,2 млрд. руб., в том числе на погашение векселей Министерства финансов Российской Федерации - 3,37 млрд. рублей, что позволит практически полностью рассчитаться с Банком России по этому виду долга. Кроме того, на погашение государственных долговых товарных обязательств (для граждан, по различным причинам не успевшим погасить облигации целевых беспроцентных займов и целевые чеки на приобретение автомобилей) - 1,0 млрд. рублей, на компенсацию сбережений граждан - 30,0 млрд. рублей, прочее погашение - 0,05 млрд. рублей, исполнение государственных гарантий Российской Федерации - 1,8 млрд. рублей.
На компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан в 2005 году направляются средства в сумме 30,0 млрд. рублей, что на 20% превышает объем средств, предусмотренных на эти цели в 2004 году. Это позволит произвести компенсационные выплаты по вкладам в Сбербанке России и вкладам (взносам) в организациях государственного страхования расширенной возрастной категории граждан, включая наследников.
Так, предварительную компенсацию по вкладам (взносам) в размере до 1 тыс. рублей предусматривается выплачивать гражданам Российской Федерации по 1949 год рождения включительно, в т.ч. наследникам первой очереди, относящимся к указанной категории граждан. Гражданам Российской Федерации по 1935 год и инвалидам I группы, в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан, родителям и опекунам детей-инвалидов и инвалидов с детства, а также по целевым вкладам (взносам) на детей и вкладам (взносам) на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается выплачивать компенсацию в размере остатка вкладов в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 г. и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования (ОАО "Росгосстрах" и обществах системы Росгосстраха) по состоянию на 1 января 1992 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
Исполнение государственных гарантий на 2005 год включает в себя суммы по возможному исполнению государственных гарантий Российской Федерации по выплате купонного дохода по облигациям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в объеме 0,77 млрд. рублей (в т.ч. по выпускам облигаций А1 и А2 на сумму 282,7 млн. рублей, по планируемому в 2004 г. выпуску облигаций A3 на сумму 280,5 млн. рублей, а также по выпуску облигаций, планируемому в 2005 г. на сумму 210 млн. рублей); по возможному досрочному исполнению обязательств ФГУП "Космическая связь" в объеме 0,6 млрд. рублей в случае поступления требований бенефициара (Сбербанка России) о досрочном исполнении обязательств; по возможному исполнению на сумму 0,29 млрд. рублей государственных гарантий по оплате процентных платежей по заимствованиям ОАО "Российский банк развития", осуществляемым для финансирования поддержки малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств; по возможному исполнению на сумму 0,13 млрд. рублей государственных гарантий по оплате процентных платежей по заимствованиям ЗАО "Росэксимбанк", осуществляемым в рамках поддержки экспорта.
В 2005 году в соответствии с заявкой Минтранса России планируется предоставление государственных гарантий Российской Федерации на сумму 25,5 млрд. рублей по страхованию военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами. Кроме того, по итогам заседания межведомственной комиссии принято решение о предоставлении ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" государственной гарантии Российской Федерации в сумме до 4,7 млрд. рублей.
Проект структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации на 2005 год
Структура государственного внутреннего долга
(тыс. рублей)
NN кода |
Объем внутреннего госдолга на 01.01.2005 г. (ожидаемое) |
Объем внутреннего госдолга на 01.01.2006 г. (проект) |
|
001 | Целевой заем 1990 г. | 3014651,0 | 3053896,3 |
002 | Целевые вклады и чеки на автомобили |
1389191,4 | 639272,7 |
003 | Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г. |
206,2 | 206,2 |
005 | Российский внутренний выигрышный заем 1992 г. |
- | - |
007 | Казначейские обязательства | ||
009 | Задолженность по АПК, переоформленная в вексель МФ РФ |
- | - |
010 | Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) |
10033451,0 | 14033451,0 |
012 | Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель МФ РФ |
2992450,5 | |
013 | Государственные гарантии | 33333144,9 | 38033144,9 |
014 | Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель МФ РФ |
70000,0 | |
015 | Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель МФ РФ |
290555,8 | 47277,9 |
017 | Государственный сберегательный заем |
12,0 | |
018 | Государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств |
||
019 | Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) |
50047426,0 | 48848015,0 |
020 | Индексация вкладов населения | ||
023 | Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) |
||
024 | Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций АПК Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель МФ РФ |
11725,0 | |
027 | Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) |
196897979,9 | 235664485,9 |
028 | Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации |
||
038 | Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации |
||
039 | Государственные сберегательные облигации (ГСО) |
30000000,0 | 85000000,0 |
040 | Облигации федерального займа с амортизацией долг (ОФЗ-АД) |
491050030,3 | 546419463,9 |
Итого: | 843231602,0 | 995839991,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.