Проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2005 год
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации
на 2005 год
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2005 год сформирована исходя из необходимости снижения совокупного государственного долга Российской Федерации и замещения внешних источников финансирования как внутренними заимствованиями, так и средствами Стабилизационного фонда.
Объем государственных внешних заимствований, установленный Программой государственных внешних заимствований на 2005 год, определен в сумме до 1127,32 млн. долларов США.
В 2005 году планируется не привлекать финансовые ресурсы с международных рынков капитала путем выпуска внешних облигационных займов (еврооблигаций) Российской Федерации. Указанное решение обусловлено, с одной стороны, прогнозируемым объемом средств Стабилизационного фонда, который к концу 2005 года достигнет суммы 795 млрд. рублей, что позволит использовать часть средств, превышающих законодательно установленный уровень в 500 млрд. рублей, в качестве источника замещения внешних займов. С другой стороны, такое решение связано с общим ухудшением стоимостных условий внешних заимствований для Российской Федерации на международных финансовых рынках. Стоимость указанных заимствований в 2005 году будет во многом зависеть от ситуации, складывающейся на мировых финансовых рынках, в частности, в США. На фоне поступательного увеличения Федеральной резервной системы США ставки рефинансирования и, соответственно, доходности американских государственных ценных бумаг, условия привлечения средств на внешнем рынке для Российской Федерации будут ухудшаться. Таким образом, учитывая, что вышеуказанные тенденции могут существенно увеличить процентные расходы по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в части новых еврооблигационных займов, а также принимая во внимание ожидаемый в 2005 году объем средств Стабилизационного фонда, представляется целесообразным воздержаться в 2005 году от эмиссии внешних облигационных займов для целей рефинансирования платежей по основному долгу.
Сложившаяся на сегодняшний день макроэкономическая ситуация диктует необходимость существенного ограничения внешних заимствований в целом. Консервативная политика в области внешних заимствований позволит ограничить приток иностранной валюты в российскую экономику и, как следствие, снизить давление на российский рубль. Кроме того, наличие достаточных внутренних ресурсов позволяет говорить о нецелесообразности привлечения иностранных заимствований под ставку, превышающую возможности России по размещению своих временно свободных ресурсов на рынке.
В то же время это не означает сворачивания сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО). Министерство финансов Российской Федерации считает целесообразным развивать, сотрудничество с МФО, в первую очередь, в рамках консультационного и экспертного сотрудничества России в проведении социально-экономических реформ, эффективного использования опыта МФО в проектом финансировании, с применением в ряде случаев схемы финансирования проектов из федерального бюджета при содействии МФО.
В этой связи в проекте Программы предусматривается финансирование одного нового проекта "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России" и не предусматривается привлечение финансовых займов от МФО на цели реализации проектов. В целях комплексного решения проблем жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды г. Калининграда проект "Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды г. Калининграда" в перечне 1 проекта Программы дополнен новым направлением, связанным с решением вопросов реконструкции системы городского теплоснабжения г. Калининграда, включенным в программу Природоохранного партнерства "Северное измерение".
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 15 июля 2004 года (протокол заседания N 25) финансирование проектов "Развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов" и "Развитие государственной статистики - 2" в 2005 году предлагается осуществлять исключительно за счет средств федерального бюджета, в сумме 600 млн. рублей и 150 млн. рублей соответственно, без привлечения займов МФО. В случае недостаточности источников финансирования федерального бюджета планируется дополнительно рассмотреть вопрос о привлечении займов МФО для реализации указанных проектов в 2006 году. При этом имеется в виду, что упомянутые проекты будут реализовываться при участии МФО, в том числе в качестве консультанктов.
Ограничение по привлечению новых займов в 2005 году связано также с тем, что объем имеющихся обязательств по привлечению займов от МФО составляет в настоящее время около 4,1 млрд. долларов США. При этом объем использования указанных займов к началу 2005 года не превысит 1,2 млрд. долл. США. В этой связи в 2005 году необходимо обеспечить эффективную и ускоренную реализацию действующих проектов, прежде всего, инфраструктурных, имея в виду их завершение в 2006-2007 годах. Реализация сразу нескольких новых проектов в 2005 году не позволит сконцентрировать ресурсы и усилия на реализации уже действующих займов и замедлит их реализацию.
Для перехода к стабильному графику заимствований Минфин России планомерно осуществляет комплекс мер, направленных на повышение эффективности заимствований у международных банков развития и эффективности управления кредитным портфелем, в том числе:
сокращение заимствований по неэффективно используемым займам и займам, реализуемым в течение длительного времени;
обеспечение реализации действующих проектов в установленные сроки;
увеличение лимита заимствований по действующим проектам;
увеличение российской доли софинансирования проектов, в том числе из федерального бюджета.
С целью завершения действующих проектов в установленные сроки Минфином России при формировании проекта Программы (перечень 1) подготовлены предложения о существенном увеличении в 2005 году лимита использования займов по действующим проектам до 952,42 млн. долл. США, что превышает аналогичный показатель 2004 года почти в 3 раза. Необходимо отметить, что сумма 952,42 млн. долл. США была рассчитана на основе предложений главных распорядителей, подготовленных и согласованных с МФО в соответствии с планами реализации проектов, предусмотренными соглашениями о займе. При этом предложения Минфина России в значительной степени совпадают с расчетами Минэкономразвития России.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2004 года Минфином России совместно с Минэкономразвития России в рамках 11 заседания Совместной рабочей группы Правительства Российской Федерации и Всемирного банка (СРГ) проведен анализ эффективности проблемных проектов, реализуемых с участием Международного банка реконструкции и развития (МБРР). По итогам работы СРГ приняты решения о завершении ряда неэффективно реализуемых проектов, установлены контрольные даты для достижения необходимых показателей, а также приняты рекомендации для главных распорядителей по повышению эффективности и ускорению реализации конкретных проектов.
Вместе с тем следует отметить, что Минфином России совместно с другими участниками СРГ мониторинг и контроль за ходом реализации проектов МФО осуществляется на регулярной основе. По итогам деятельности СРГ с января по июль 2004 года приняты решения об аннулировании 39,16 млн. долл. США по семи неэффективно реализуемым проектам. При этом, представляется целесообразным продолжить работу по ускоренному завершению неэффективно и долго реализуемых проектов, с тем чтобы освободить место для реализации новых высокоприоритетных и быстрореализуемых проектов. Представляется, что принятие нового положения о Порядке работы с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии МФО, разработку и согласование которого осуществляют в настоящее время Минфин России и Минэкономразвития России, будет способствовать повышению эффективности управления портфелем готовящихся и действующих проектов МФО.
Ряд проектов предполагается завершить в 2004 году: "Правовая реформа", компонент Минпромэнерго России и Федеральной службы по тарифам проекта "Поддержка реформы в электроэнергетическом секторе", "Модернизация железнодорожного транспорта России", "Развитие финансовых учреждений", "Инновационный проект развития образования". По данным проектам в 2005 году предусмотрено финансирование только для оплаты завершенных до конца 2004 года контрактов, расходов по аудиту и минимальных операционных расходов, связанных с закрытием специальных и проектных счетов, предоставлением отчетности в Банки, и др. Процедура оплаты указанных расходов в течение 4 месяцев после завершения проекта предусмотрена правилами Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития.
В проект Программы не включен действующий заем МБРР на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов, так как предполагается, что вся сумма займа (120 млн. долл. США) будет использована до конца 2004 года.
По ряду проектов ("Техническое содействие реформе здравоохранения", "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа", "Информатизация системы образования", "Развитие систем государственного учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость", "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета", "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России") предполагается после соответствующих консультаций с МФО уменьшить объемы заимствований. При этом имеется в виду частичное замещение займов МФО российским софинансированием и максимально возможное увеличение доли софинансирования в общем объеме проектных расходов. Это позволит минимизировать расходы федерального бюджета, связанные с обслуживанием займов и их сопровождением, и в то же время максимально эффективно реализовать проекты, соответствующие приоритетам социально-экономического развития России.
В качестве источников такого увеличения софинансирования предполагается использовать средства федерального бюджета, предусмотренные ФЦП, ФАИП и другими федеральными программами. Конкретные суммы уменьшения объемов заимствований и альтернативные замещающие их источники финансирования будут определены в ходе подготовки проектов по каждому проекту в отдельности. При этом планируется активное применение новых механизмов финансирования таких проектов, перечисленных в докладе "Об основных принципах и направлениях дальнейшего сотрудничества с МФО", рассмотренном на заседании Правительства Российской Федерации 30 октября 2003 года (протокол заседания N 40).
Данный подход позволит сохранить возможность привлечения в 2005 году новых займов МФО (в рамках установленного лимита расходования средств займов МФО) для финансирования приоритетных для России проектов (например, одобренных СРГ), с использованием новых механизмов финансирования, в том числе с высокой (до 95% от стоимости проекта) долей российского софинансирования.
Объем обязательств по кредитам правительств иностранных государств, банков и фирм, привлекаемых под гарантии Правительства Российской Федерации (перечень 2), в 2005 году (952,8 млн. долларов США) сокращен по сравнению с аналогичным показателем 2004 года (1009,8 млн. долларов США) на 6,0%, а по сравнению с аналогичным показателем 2003 года (1899,4 млн. долларов США) - на 49,8%.
Использование связанных кредитов, привлекаемых от правительств иностранных государств, банков и фирм, предусмотрено проектом Программы на 2004 год в объеме 174,9 млн. долларов США, что более чем в 3 раза меньше аналогичного показателя 2003 года (577,1 млн. долларов США). При этом учитывается, что стоимость заимствований в форме связанных кредитов традиционно является более высокой, чем займы, привлекаемые от МФО. Ввиду существенного сокращения доходности к погашению российских еврооблигаций и улучшения кредитного рейтинга Российской Федерации в настоящее время стоимость привлечения связанных кредитов превысила стоимость рыночных займов на внешних и внутренних рынках.
Поскольку большинство связанных кредитов привлекается по "плавающим" ставкам, федеральный бюджет несет существенные риски, связанные с колебанием процентных ставок в течение срока погашения кредита (от 5 до 7,5 лет). В этой связи стоимость связанных кредитов с учетом процентного риска составляет около 8,5-9% годовых, что существенно превышает возможную стоимость привлечения еврооблигационных займов на аналогичные сроки.
Кроме того, традиционно цены на товары, закупаемые в счет указанных кредитов превышают мировые, поскольку отсутствует возможность осуществления свободного выбора импортером поставщика товаров.
С учетом изложенного, связанные кредиты являются наиболее неэффективной формой внешних заимствований и, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, должны быть прекращены по мере завершения действующих соглашений.
В целях завершения исполнения подписанного Минпромнауки России с немецким экспортером в январе 1999 г. контракта на сумму 14,49 млн. евро и реализации третьего транша кредита для финансирования закупки оборудования Федеральной службой охраны Российской Федерации в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2005 год включены два проекта, не предусмотренные Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2004 год.
Указанные контракты предусматривают:
закупку технологического оборудования для выполнения совместных проектов (ФСО России);
закупку научных приборов и оборудования для государственных научных центров и ведущих научных организаций Российской Федерации (Минобрнауки России).
Анализ хода реализации проектов, предусмотренных Программой государственных внешних заимствований на 2004 год, позволяет предположить, что использование кредитов по следующим проектам будет завершено в текущем году:
- закупка медицинского оборудования (Управление делами Президента Российской Федерации);
- закупка оборудования (Онкологический научный центр Н.Н. Блохина);
- закупка медицинского инженерного и лифтового оборудования, строительных материалов и изделий и выполнение необходимого объема строительно-монтажных работ для реконструкции зоны "Б" клинико-хирургического корпуса института (НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского);
- закупка научных приборов и оборудования (МГУ им. М.В. Ломоносова).
Что касается возможности продления кредита Германии по программе обеспечения научными приборами и оборудованием Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, то в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по обеспечению своевременного и качественного формирования проекта федерального бюджета на 2005 год от 10-11.08.2004 N 1 принято решение о выделении на указанные цели средств федерального бюджета в сумме 500 млн. рублей по разделу 07 "Образование".
В проекте Программы (перечень 3) наряду с действующими гарантиями предусмотрено предоставление новой гарантии от некоммерческих рисков под контргарантии МБРР по проекту "Строительство глиноземно-алюминиевого комплекса в Республике Коми".
В 2005 году в продолжение многолетнего курса поддержки экспорта промышленной продукции, предусмотренного в принятой Правительством Российской Федерации Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, предусматривается предоставление государственных гарантий на общую сумму 600,0 млн. долларов США для поддержки экспорта промышленной продукции (перечень 4).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.