Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Целью принятия настоящего законопроекта является устранение пробелов в правовом регулировании, приведение положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в соответствие с решением Конституционного Суда Российской Федерации. Законопроект направлен на совершенствование механизма защиты прав и законных интересов граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечение соблюдения арбитражными судами при осуществлении правосудия общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Дополнение статьи 292 АПК РФ частью 4 позволит создать дополнительные гарантии доступа граждан и организаций к правосудию, имея в виду возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта при условии, что ходатайство о восстановлении срока подано не позднее шести месяцев со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта. Такое дополнение согласуется с аналогичными положениями АПК РФ, предусматривающими восстановление пропущенного срока подачи апелляционной, кассационной жалоб и заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (статьи 259, 276 и 312).
В то же время установление предельно допустимого шестимесячного срока для восстановления пропущенного срока подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта позволит обеспечить правовую определенность в правоотношениях сторон и стабильность гражданского оборота, что согласуется с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практикой Европейского Суда по правам человека.
Обстоятельства, приводящие к тому, что инициированное рассмотрение дела в порядке надзора может длиться неопределенный период времени, являются в настоящее время одним из препятствий для признания Европейским Судом по правам человека надзорной жалобы эффективным средством правовой защиты применительно к суду общей юрисдикции, на что указывается, в частности, в решении Европейского суда по правам человека по вопросу приемлемости жалобы А.А. Денисова против Российской Федерации от 6 мая 2004 года.
Дополнением части 1 статьи 296 АПК РФ пунктом 3, предусматривающим возможность возврата заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если оно подано по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано, предлагается согласовать данную статью со статьей 292 АПК РФ в новой редакции.
Изменения, вносимые в статью 304 АПК РФ, направлены на расширение оснований для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в случае если Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке надзора установит, что оспариваемый судебный акт нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, нарушает международные договоры Российской Федерации, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Названное дополнение направлено не только на соблюдение международных обязательств Российской Федерации, но и на расширение возможностей российских граждан для защиты своих прав в национальном суде государства, прежде чем они обратятся в международный суд.
Кроме того, данное предложение направлено на создание дополнительных оснований для безусловного признания Европейским Судом по правам человека суда надзорной инстанции в лице Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в качестве эффективного средства правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также признания "окончательности" решения именно за решением этого суда.
Предлагаемое в проекте изменение статьи 59 АПК РФ связано с необходимостью приведения его положений в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 года N 15-П, признавшем часть 5 статьи 59 АПК РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой она исключает возможность выступать в арбитражном процессе в качестве представителей организаций иных оказывающих юридическую помощь лиц, кроме адвокатов и штатных работников.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.