Письмо Минфина России от 12 января 2021 г. N 03-01-11/367
Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение, и сообщается следующее.
В отношении налоговой сферы.
В соответствии со статьями 13-15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определен исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (пункт 1 статьи 3 Кодекса).
Кодексом уже предусмотрена возможность физического лица добровольно перечислять денежные средства в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц (статья 451 Кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статья 451" имеется в виду "статья 45.1"
В настоящее время прорабатывается вопрос предоставления возможности аналогичным образом уплачивать налоги организациям.
Возможность уплаты физическим лицом налога через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг также установлена Кодексом (подпункт 3 пункта 3 статьи 45 Кодекса).
В этой связи представленные предложения в сфере налоговых правоотношений в большей мере уже реализованы.
В отношении бюджетной политики.
В рамках федеративных отношений в Российской Федерации за всеми уровнями власти закреплены расходные полномочия, реализация которых осуществляется за счет законодательного обеспечения финансовыми ресурсами. В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации устанавливаются общие принципы налогообложения и сборов для всех субъектов Российской Федерации.
При этом в действующей федеративной системе разграничение доходных источников обусловлено не только необходимостью покрытия расходных обязательств, но и спецификой финансовой системы Российской Федерации, например, такими характеристиками, как неравномерность размещения налоговой базы по территории страны, особенностями администрирования отдельных доходов, системой налоговых вычетов.
В настоящее время на уровне субъектов Российской Федерации сконцентрированы доходные источники, объем поступлений которых в большей степени зависит от действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по развитию предпринимательства, а также связан с налогообложением бизнеса (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, имущественные налоги, а также налоги, взимаемые с плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).
Отмечается, что в 2019 году в консолидированных бюджетах 65 субъектов Российской Федерации оставалось больше 50% поступлений налоговых доходов, собранных на территориях данных регионов.
Также в 2019 году со стороны федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации была предоставлена финансовая поддержка в виде межбюджетных трансфертов (без учета межбюджетных трансфертов на реализацию полномочий Российской Федерации) в размере 2,1 трлн. рублей, при этом по состоянию на 01.12.2020 соответствующая сумма финансовой поддержки уже превышает показатель 2019 года и составляет 2,6 трлн рублей.
Основной формой межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для регулирования финансовых диспропорций является дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (далее - дотация на выравнивание).
Согласно бюджетному законодательству целью предоставления дотаций на выравнивание является обеспечение предоставления гарантированного Конституцией Российской Федерации одинакового объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя вне зависимости от региона его проживания.
В соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление дотации на выравнивание подразумевает под собой доведение уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания, в зависимости от общего объема данной дотации, а не безусловное достижение регионами среднероссийского уровня расчетной бюджетной обеспеченности.
Распределение дотаций на выравнивание осуществляется в соответствии с единой и формализованной для всех субъектов Российской Федерации методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (вместе с "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации"), с учетом требований бюджетного законодательства, исходя из равноправия субъектов бюджетных правоотношений. Расчет производится на основе официальной статистической информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, согласованной с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам сверки исходных данных, ежегодно проводимой Министерством финансов Российской Федерации.
Одной из важных задач в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации является максимальное достижение баланса между предоставлением достаточного объема финансовой помощи регионам и недопущением иждивенчества, стимулированием развития.
Таким образом, методикой распределения дотаций на выравнивание предусмотрен ряд стимулирующих механизмов, включая неснижение дотации при росте налогового потенциала субъекта Российской Федерации по сравнению с уже утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете объемами на соответствующий год, а также использование при расчете налогового потенциала регионов данных за 3 периода и ограничение темпов роста налогового потенциала средними темпами по Российской Федерации, что позволяет не учитывать быстро возрастающую налоговую базу субъектов Российской Федерации.
Предоставление дотаций на выравнивание в 2021 году позволит сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,6 раз до 2,7 раз.
Относительно непосредственного стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы отмечается, что согласно статье 31 БК РФ установлено право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Таким образом, региональные власти могут самостоятельно устанавливать порядки поощрения работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за достижение показателей, отражающих достижение экономической самодостаточности региона.
Также, в целях стимулирования субъектов Российской Федерации к наращиванию экономического потенциала своих территорий осуществляется предоставление грантов по результатам оценки эффективности деятельности регионов по достижению национальных целей развития в объеме 35,0 млрд рублей на 2021 год и по 50,0 млрд рублей в 2022 и 2023 годах.
Кроме того, стимулирующим фактором социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является реализация национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
Изложенные подходы позволяют стимулировать субъекты Российской Федерации к наращиванию собственного налогового (экономического) потенциала территорий.
Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Физлицо может добровольно перечислять деньги в бюджетную систему в счет исполнения обязанности по уплате НДФЛ на основе налогового уведомления, транспортного, земельного налога и налога на имущество физлиц.
Минфин прорабатывает вопрос предоставления возможности аналогичным образом уплачивать налоги организациям.
Физлица могут уплачивать налоги через МФЦ.
Отвечая на вопросы о бюджетной политике, Минфин разъяснил, какие механизмы стимулирования регионов к наращиванию собственного налогового (экономического) потенциала уже предусмотрены законодательством.
Письмо Минфина России от 12 января 2021 г. N 03-01-11/367
Текст письма опубликован не был