Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 января 2021 г. N 03-08-05/2379
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.
Касательно применения многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года (далее - многостороння Конвенция) сообщаем, что в соответствии с подпунктом b) пункта 7 статьи 35 многосторонней Конвенции Российская Федерация направила в адрес Организации Экономического Сотрудничества и Развития и Республики Кипр уведомление о завершении внутригосударственных процедур для начала применения многосторонней Конвенции.
В отношении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года (далее - Соглашение) многосторонняя Конвенция применяется с 1 января 2021 года в отношении налогов, удерживаемых у источника в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 35 многосторонней Конвенции, а в отношении иных налогов - c 1 января 2022 года в соответствии с подпунктом b) пункта 1 статьи 35 многосторонней Конвенции.
Одновременно в отношении Соглашения сообщаем, что с 1 января 2021 года положения Соглашения применяются в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение, подписанного 8 сентября 2020 года (далее - Протокол), в соответствии со статьей V Протокола. Таким образом, при налогообложении доходов в виде процентов применяются ставки, установленные Протоколом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей IV"
Подпунктами А) и В) пункта 3 статьи 11 Соглашения в редакции Протокола установлено самостоятельное основание для освобождение от налогообложения у источника процентных доходов, возникающих в Договаривающемся Государстве, - наличие фактического права на процентный доход и резидентства другого Договаривающегося Государства у лица, которому такие процентные доходы выплачиваются, а также круг лиц и вид ценных бумаг, которым и в отношении которых выплачивается процентный доход.
Вместе с тем, пунктом 4 статьи 11 Соглашения в редакции Протокола закреплена 5% ставка налога у источника в отношении процентных доходов, выплачиваемым иной категории лиц и в отношении иных видов долговых обязательств, не поименованных в подпунктах А) и В) пункта 3 статьи 11 Соглашения в редакции Протокола, но отвечающих условиям, установленным пунктом 4 статьи 11 Соглашения в редакции Протокола.
Таким образом, режим налогообложения процентных доходов, выплачиваемых российской организацией резидентам Республики Кипр, которые имеют фактическое право на процентный доход, определяется положениями пунктов 2, 3 и 4 статьи 11 Соглашения в редакции Протокола в зависимости от круга лиц, имеющих фактическое право на получение дохода, вида ценных бумаг и выполнения дополнительных условий, установленных пунктом 4 статьи 11 Соглашения в редакции Протокола.
Касательно налогообложения доходов, полученных иностранными пайщиками от погашения инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда, сообщаем, что в связи с недостаточностью информации о структуре закрытого паевого инвестиционного фонда невозможно однозначно квалифицировать вид дохода, полученный иностранным резидентом при погашении инвестиционных паев закрытого инвестиционного фонда.
При этом обращаем внимание, что в связи с внесением изменений в подпункт 9.1 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости, а также комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса.
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 309 Кодекса при определении налоговой базы по доходам, указанным в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268 и 280 Кодекса.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин ответил на вопросы о применении:
- многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения;
- Соглашения между Россией и Кипром об избежании двойного налогообложения и Протокола к нему.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 января 2021 г. N 03-08-05/2379
Текст письма опубликован не был