Решение Калининградского областного суда от 13 ноября 2020 г. N 3а-267/2020
Калининградский областной суд в составе: председательствующего судьи - С.А.А. с участием прокурора - М.Г.И. при секретаре - Л.М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску В.Л.А. к городскому совету депутатов Калининграда, администрации городского округа "Город Калининград" об оспаривании Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части отображения санитарно-защитной зоны Н-8 на территории земельного участка с кадастровым номером N , установил:
В.Л.А. обратилась в суд 19 октября 2020 года с административным иском к городскому совету депутатов Калининграда, администрации городского округа "Город Калининград" об оспаривании генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, и правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части установления санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических), а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов (мусоросортировочных станций) (Н-8) на территории земельного участка с кадастровым номером N .
Требования мотивированы тем, что В.Л.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 914 кв. м, расположенного на ул. Орловская в г. Калининграде, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, на основании соглашения от 10 декабря 2018 года об уступке прав аренды по договору N 242/2018-А от 12 ноября 2018 года аренды земельного участка.
Соглашение от 10 декабря 2018 года зарегистрировано в установленном порядке 14 декабря 2018 года.
В соответствии с градостроительным регламентом указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4/Б "Зона застройки индивидуальными жилыми домами".
В.Л.А. 17 декабря 2018 года и 31 июля 2020 года подала в администрацию городского округа "Город Калининград" уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, на которые ей направлены уведомления от 25 декабря 2018 года N 164-7/угр-236-6350 и от 31 июля 2020 года N 164-7/угр-328 о недопустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке по мотиву расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий Н-8, установленной Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, при этом ограничения использования земельных участков, расположенных в данной зоне, установлены п. 5.1 раздела V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Однако, по утверждению административного истца, проект санитарно-защитной зоны предприятия ООО "ПЖТ Д." не разрабатывался и не утверждался в установленном порядке, в связи с чем отображение соответствующей зоны (индекс Н-8) в документах территориального планирования и градостроительного зонирования является неправомерным и нарушает право В.Л.А. на использование земельного участка в соответствии с его назначением.
В судебном заседании представитель В.Л.А. - С.Ю.В. отказался от требования об оспаривании в части генерального плата городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, поскольку согласно представленным Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области материалам по обоснованию генерального плана городского округа "Город Калининград" зона с особыми условиями использования территории в пределах земельного участка с кадастровым номером N не отображена, материалы по обоснованию генерального плана городского округа "Город Калининград" в этой связи не нарушают права и законные интересы В.Л.А.
Определением суда от 13 ноября 2020 года принят отказ от иска в названной части.
По требованию об оспаривании в части Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" представитель административного истца С.Ю.В. изложил доводы, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель городского совета депутатов Калининграда - З.Д.А. просил в административном иске отказать, представив письменные возражения на административное исковое заявление.
Представитель администрации городского округа "Город Калининград" в судебное заседание не явился, окружная администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, каких-либо ходатайств суду не представила.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, ООО "ПЖТ Д." .
Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области - Жданова И.Ю. и представитель ООО "ПЖТ Д." - В.В.С. полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что размер санитарно-защитной зоны, исходя из вида деятельности, осуществляемой ООО "ПЖТ Д.", непосредственно установлен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, несмотря на отсутствие соответствующих сведений в ЕГРН, вследствие чего отображение ориентировочных размеров санитарно-защитных зон на карте зон с особыми условиями использования территорий в составе правил землепользования и застройки является правомерным и направлено на обеспечение справедливого баланса между публичными интересами и правами частных лиц.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в судебное заседание не явился, Управление извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, каких-либо ходатайств не представило.
Выслушав пояснения представителя административного истца, городского совета депутатов Калининграда, представителей Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области и ООО "ПЖТ Д.", исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом муниципального образования принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397 муниципальное образование "Город Калининград" наделено статусом городского округа.
1 января 2017 года вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", которым полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
Статьей 2 названного Закона предусмотрены переходные положения, согласно которым документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Разработка оспариваемых в части правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" была начата до 1 января 2017 года, правила землепользования и застройки утверждены решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 и в оспариваемой части действуют до настоящего времени.
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" официально опубликованы в газете "Гражданин" (выпуск от 9 января 2018 года) и размещены на официальном сайте органа местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемые в части правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры их официального опубликования, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, помимо иных, санитарно-защитные зоны (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 4 ГрК РФ в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 определено, что для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, в том числе в отношении промышленных объектов и производств второго класса опасности - 500 м.
При этом в силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 предусмотрено, что для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (пункт 2.3).
В соответствии с 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности принимает по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 года N 222).
Из приведенных норм следует, что правилами землепользования и застройки муниципального образования непосредственно не разрешаются вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны, в документах градостроительного зонирования подлежат отображению зоны с особыми условиями использования территории, установленные в соответствии с законодательством о санитарном благополучии населения.
При этом размер санитарно-защитной зоны подлежит установлению в каждом конкретном случае на основании соответствующих расчетов в целях предупреждения и устранения вредного воздействия на человека и окружающую среду.
Как следует из материалов дела, ООО "ПЖТ Д." осуществляет деятельность по складированию и хранению угля и относится к предприятиям II класса опасности.
Однако с момента начала осуществления соответствующей деятельности и до настоящего времени конкретный размер санитарно-защитной зоны не установлен Роспотребнадзором на основании результатов измерений для подтверждения расчетных параметров в установленном порядке.
В этой связи у городского совета депутатов не имелось законных оснований для утверждения правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", в которых на карте зон с особыми условиями использования территорий отображен размер санитарно-защитной зоны ООО "ПЖТ Д." - 500 м, который предусмотрен в качестве ориентировочного размера санитарно-защитной зоны разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 и который объективно не подтвержден соответствующими расчетами и исследованиями.
В то же время, согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, помимо иных объектов, жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
На основании пункта 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается, в частности, в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Таким образом, отображением на карте зон с особыми условиями использования территорий в составе правил землепользования и застройки муниципального образования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны ООО "ПЖТ Д." неправомерно созданы препятствия к использованию принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с его разрешенным использования для строительства индивидуального жилого дома.
Ссылки ООО "ПЖТ Д." на положения пункта 6 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации ..." к спорным правоотношениям не применимы, поскольку в данной ситуации зона с особыми условиями использований территорий не может считаться установленной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия решения об установлении размера санитарно-защитной зоны ввиду отсутствия соответствующего решения уполномоченного органа, принятого ранее, в том числе до введения в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отображение в правилах землепользования и застройки ориентировочного размера санитарно-защитной зоны без установления ее конкретного размера на основании соответствующих расчетов и исследований, а также в отсутствие решения уполномоченного органа об установлении санитарно-защитной зоны в отношении производственных объектов ООО "ПЖТ Д.", противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые в части правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" приняты городским советом депутатов Калининграда в нарушение законодательства о санитарном благополучии населения, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Определяя дату, с которой оспариваемый правовой акт подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению, суд соглашается с позицией административного истца о необходимости признать не действующими и не подлежащими применению правила землепользования и застройки в оспариваемой части с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования, заявленные к администрации городского округа "Город Калининград", суд находит не подлежащими удовлетворению при том, что названный административный ответчик не является органом, утвердившим оспариваемый в части нормативный правовой акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление В.Л.А. удовлетворить частично.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части отображения санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических), а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов (мусоросортировочных станций) (Н-8) на территории земельного участка с кадастровым номером N .
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете "Гражданин", а также размещению на официальном сайте городского совета депутатов Калининграда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В административном иске В.Л.А. к администрации городского округа "Город Калининград" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 ноября 2020 года.
Судья Калининградского |
А.А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 13 ноября 2020 г. N 3а-267/2020
Текст решения опубликован не был