Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
приказом управления социальной
защиты и семейной политики области
от 24.12.2020 N 1891-ф
Обзор (доклад)
правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области за 2020 год
Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области за 2020 год (далее - доклад) подготовлен во исполнении статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
Доклад подготовлен за 2020 год по результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания с целью выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений в сфере социального обслуживания в Тамбовской области.
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ);
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры";
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление Правительства РФ N 489);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - приказ Минэкономразвития России N 141);
Законом Тамбовской области от 12.11.2014 N 459-З "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг";
Законом Тамбовской области от 07.12.2015 N 605-З "О дополнительной мере социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов";
постановлением Главы администрации Тамбовской области от 25.05.2015 N 181 "Об утверждении Положения об управлении социальной защиты и семейной политики Тамбовской области";
постановлением администрации Тамбовской области от 14.11.2014 N 1387 "Об утверждении порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания";
постановлением администрации Тамбовской области от 30.03.2016 N 326 "О Порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг";
постановлением администрации Тамбовской области от 08.11.2018 N 1160 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора)";
постановлением администрации Тамбовской области от 28.09.2018 N 970 "Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированных подход".
Вышеуказанные нормативно-правовые акты, определяющие порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, приняты и опубликованы в порядке, установленном законодательством.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, ведомственных правовых актов, признаков коррупциогенности не выявлено.
Нормативно-правовые акты, относящиеся к указанной сфере деятельности, доступны для ознакомления и применения, размещены на официальном сайте управления социальной защиты и семейной политики области (далее - управление), а также имеются в информационно-правовых системах.
В соответствии с постановлением администрации области от 03.08.2020 N 604 "О внесении изменений в Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания" при организации регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания управлением с 2020 года применяется риск-ориентированный подход.
Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенными в реестр поставщиков социальных услуг в Тамбовской области и предоставляющими гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальными программами предоставления социальных услуг, и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска при осуществлении государственного контроля приведены в приложении к Порядку организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, утвержденного постановлением администрации области от 14.11.2014 N 1387.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания населения юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся поставщиками социальных услуг (далее - поставщики социальных услуг), относятся к следующим категориям риска: к категории значительного риска относятся поставщики социальных услуг в стационарной форме;
к категории среднего риска относятся поставщики социальных услуг в полустационарной форме;
к категории умеренного риска относятся поставщики социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
к категории низкого риска относятся поставщики социальных услуг, которым не присвоены определенные категории риска.
При оказании поставщиком социальных услуг по двум и более формам социального обслуживания он относится к категории значительного риска.
Основной функцией регионального государственного контроля (надзора) является контроль за соблюдением организациями социального обслуживания, предоставляющими гражданам социальные услуги на территории Тамбовской области, требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области при осуществлении социального обслуживания.
В Тамбовской области уполномоченным органом на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является управление.
В соответствии с законодательством управлением формируется Реестр поставщиков социальных услуг Тамбовской области, в котором по состоянию на 2020 год содержатся сведения по 12 поставщикам социальных услуг.
В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438) Правительство Российской Федерации установило ограничения на осуществление контролирующими органами в 2020 году плановых и внеплановых проверок.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 438 управление исключило из Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденного приказом управления от 06.12.2020 N 1981-ф, пять плановых проверок в сфере социального обслуживания из шести запланированных.
Проверка в отношении Тамбовской региональной ассоциации общественных объединений ветеранов и инвалидов "Союз ветеранов Тамбовщины" была проведена до введения моратория на проведение проверок в 2020 году. В деятельности поставщика социальных услуг выявлены нарушения обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания:
сведения в реестре поставщиков социальных услуг об учреждении обновляются не ежеквартально;
на стендах организации не размещена необходимая информация;
в здании отсутствует лифт, пандус, подъемник и иные средства обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения;
не установлены информационные указатели путей движения внутри здания до места оказания социальных услуг.
По итогам проведенной проверки управлением было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, которое своевременно было исполнено.
В ходе проведенной проверки меры административной и иной публично-правовой ответственности к поставщику социальных услуг не применялись. Административного или судебного оспаривания решений, действия или бездействия органа контроля (надзора) и его должностных лиц не проводилось.
Сведения о проверке и результаты проверки в отношении поставщика социальных услуг, в соответствии с требованиями N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" своевременно вносятся в Федеральную государственную информационную систему "Единый Реестр Проверок" в рамках осуществления функции регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения.
Основными проблемами подконтрольной среды на сегодняшний день остаются:
неисполнение порядков и стандартов предоставления социальных услуг;
угроза увеличения применяемых мер административного воздействия в связи с неисполнением поставщиками социальных услуг обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг;
низкое качество оформления и ведения учетно-отчетной документации, отражающей факт предоставления социальных услуг;
Исходя из того, что факты нарушений действующего законодательства в сфере социального обслуживания продолжают иметь место, управление рекомендует поставщикам социальных услуг проводить следующие мероприятия, направленные на устранение причин совершения типовых и массовых нарушений обязательных требований, повышение качества предоставления гражданам социальных услуг и соблюдению их прав на получение качественного социального обслуживания:
повышать уровень знаний нормативных правовых актов, в том числе порядков и стандартов предоставления социальных услуг, сотрудников, непосредственно оказывающих социальные услуги;
руководителям организаций, предоставляющих социальные услуги обеспечить контроль за неукоснительным исполнением требований порядков и стандартов предоставления социальных услуг;
осуществлять документальную фиксацию предоставленных социальных услуг;
осуществлять контроль за учетом оказанных социальных услуг, организовывать проверку отчетов социальных работников на предмет соответствия отчетных данных социальных работников, фактически оказанным услугам, графикам посещений.
С целью недопущения случаев причинения ущерба правам и законным интересам граждан и поставщикам социального обслуживания, приказом управления от 17.01.2020 N 37-ф были утверждены Руководства по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания на территории Тамбовской области (далее - Руководства).
Настоящие Руководства разработаны для обеспечения соблюдения обязательных требований, информирования поставщиков социальных услуг, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), а также для обеспечения единообразия правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Благодаря Руководствам поставщики социальных услуг могут получить информацию о нормах закона, которые должны соблюдать, подробное разъяснение обязательных требований, меры по их соблюдению, риски (ущерб) в случае их не соблюдения, а также информацию об административной ответственности, которую могут понести, в случае несоблюдения обязательных требований законодательства.
В 2020 году управлением помимо надзорных функций осуществлялась профилактическая деятельность, направленная на предупреждение поставщиками социальных услуг возможных нарушений обязательных требований законодательства о социальном обслуживании.
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", управлением утвержден приказ от 20.12.2019 N 2077-ф "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, на 2020 - 2022 годы" (далее - Приказ).
Приказ размещен на официальном сайте управления в разделе Государственный контроль (надзор)/ Профилактика нарушений обязательных требований/ Программы профилактики нарушений обязательных требований и отчеты об их выполнении
Также управлением в 2020 году были проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с поставщиками социальных услуг, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг Тамбовской области.
В рамках мероприятий рассматривались:
результаты правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания за первое полугодие 2020 года;
утвержденные приказом управления Руководства по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания на территории Тамбовской области;
внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания;
результаты проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений и их типичные нарушения.
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой публичные обсуждения правоприменительной практики были проведены в формате интернет-трансляции.
Информация о проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики размещена на официальном сайте управления в разделе: Государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан / Публичные мероприятия.
Для повышения информированности поставщиков социальных услуг информация об организации и осуществлении управлением регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания размещается на официальном сайте управления в разделе "Государственный контроль (надзор)" и поддерживается в актуальном состоянии.
В 2021 году перед управлением стоят задачи не только в полном объеме провести качественные и своевременные проверки поставщиков социальных услуг, но и проводить информационную просветительскую работу среди поставщиков по организации их деятельности в сфере социального обслуживания.
<< Назад |
||
Содержание Приказ управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 24 декабря 2020 г. N 1891-ф "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.