Заключение
Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июля 2004 г. N 3.1 на проект федерального закона N 90028141-3 "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Красноярского края; на проект федерального закона N 152198-3 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Нижегородской области, на проект федерального закона N 144303-3 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга; на проект федерального закона N 243002-3 "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" и N 66961-4 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", внесенные Верховным Судом РФ"
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленные законодательные инициативы, отмечает, что они направлены на устранение правового пробела, который стал очевиден после того, как мировые судьи приступили к практическому осуществлению правосудия в рамках своей компетенции.
Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" установлен порядок замещения временно отсутствующих судей федеральных судов (статья 27). Однако, законодательно не урегулирован вопрос о замещении временно отсутствующих мировых судей. Ввиду того, что мировой судья единолично осуществляет рассмотрение дел в пределах судебного участка, в случае его отсутствия дела, отнесенные к компетенции данного мирового судьи, остаются без движения.
Кроме того, необходимо определить, кем должно осуществляться возложение обязанностей отсутствующего мирового судьи на другого судью. Целесообразно установить, что привлечение других судей к исполнению обязанностей мирового судьи должно осуществляться председателем вышестоящего суда по аналогии с тем, как данный вопрос решен на федеральном уровне.
В связи с тем, что установление норм, возлагающих какие-либо функции на председателей районных судов, являющихся вышестоящими для мировых судей, находится в компетенции исключительно Российской Федерации, урегулировать данный вопрос на уровне законодательства субъектов РФ представляется затруднительным.
Таким образом, Комитет отмечает необходимость законодательной регламентации рассматриваемого вопроса и возможность его решения путем внесения дополнения в федеральное законодательство с учетом следующих замечаний.
Вызывают возражения содержащиеся как в законопроекте, внесенном Законодательным Собранием Нижегородской области, так и в проекте, внесенном Законодательным Собранием Красноярского края, положения о поручении рассмотрения дел, входящих в компетенцию мирового судьи, районному суду соответствующего административно-территориального образования.
Гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством на районные суды возложено рассмотрение апелляционных жалоб на решения, приговоры, определения и постановления мирового судьи. Таким образом, районные суды не могут выступать в качестве суда первой инстанции по делам, входящим в компетенцию мировых судей, так как апелляционное обжалование решений, приговоров, определений и постановлений по таким делам, рассмотренным районным судом, становится невозможным.
Приемлемым можно было бы считать положение, представленное в законопроекте Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, о возложении обязанностей временно отсутствующего мирового судьи на мирового судью другого судебного участка. Однако, в законопроекте нет определенного указания, на мирового судью какого судебного участка возможно возложение обязанностей временно отсутствующего мирового судьи.
Вместе с тем, положения законопроекта о привлечении мирового судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи являются излишними, так как такая возможность предусмотрена статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
В решении обозначенного вопроса представляется наиболее оптимальным вариант, предложенный законопроектом N 66961-4, внесенным Верховным Судом РФ, в котором предусмотрен порядок замещения временно отсутствующего мирового судьи и в случае, когда в районе создана одна должность мирового судьи, и когда их больше одной.
Законопроектом N 243002-3, внесенным Верховным Судом РФ, помимо варианта решения вопроса по замещению временно отсутствующего мирового судьи предлагается изменение в части порядка формирования судебных участков - предусматривается создание судебных участков из расчета численности населения на одном участке не свыше 15 тыс. человек. В этом случае необходимо определить источники и порядок финансирования соответствующих расходов. Однако, в законопроекте таких положений нет, в связи с чем не представляется возможным поддержать его в указанной части.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе рассматривать данные законопроекты как альтернативные, из них принять в первом чтении законопроект N 66961-4, внесенный Верховным Судом РФ, а проекты, внесенные Законодательным Собранием Красноярского края, Законодательным Собранием Нижегородской области, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и проект N 243002-3, внесенный Верховным Судом РФ, отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 27 июля 2004 года
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.