В соответствии с пунктом 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в целях предупреждения нарушений обязательных требований в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Ведомственную программу профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год (далее - Программа).
2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Росалкогольрегулирования и руководителям его территориальных органов обеспечить исполнение Программы.
3. Признать утратившим силу приказ Росалкогольрегулирования от 19 декабря 2019 г. N 371 "Об утверждении Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период 2020 - 2022 годы".
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росалкогольрегулирования А.Ю. Кружалина.
Руководитель |
И. Алёшин |
Утверждена
приказом Федеральной службы
по регулированию алкогольного рынка
от 18 декабря 2020 г. N 409
Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год
I. Общие положения
1. Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год (далее - Программа) определяет порядок проведения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и ее территориальными органами профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования, федеральный государственный контроль).
2. Федеральный государственный контроль в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) включает в себя:
1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);
2) лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;
3) государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом N 171-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами;
4) государственный контроль (надзор) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.
Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154, установлено, что Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой продукции, предусмотренных Федеральным законом "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации") и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
3. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований подконтрольными субъектами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до подконтрольных субъектов, повышение информированности о способах их соблюдения;
разъяснение подконтрольным субъектам системы обязательных требований;
формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля;
снижение издержек как Росалкогольрегулирования, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий.
4. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников алкогольного рынка при осуществлении федерального государственного контроля;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов;
повышение квалификации работников подразделений Росалкогольрегулирования;
регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет федерального государственного контроля;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
5. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований);
информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий по установленным видам контроля (надзора) на регулярной и системной основе;
актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов;
неотъемлемости от текущей контрольно-надзорной деятельности - необходимые профилактические мероприятия и сопряженные с ними организационные, технические и иные меры проводятся Росалкогольрегулированием на постоянной основе.
6. Сроки реализации Программы.
Программа рассчитана на реализацию в 2021 году.
II. Обзор состояния подконтрольной сферы
Виды и типы подконтрольных субъектов
7. Федеральный государственный контроль осуществляется в отношении:
1) организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих на основании выданной Росалкогольрегулированием лицензии на следующие виды деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции;
2) организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии, выданной уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) организаций, их руководителей, должностных лиц и их уполномоченных представителей, а также физических лиц, осуществляющих деятельность в области использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 171-ФЗ;
4) организаций и индивидуальных предпринимателей (физических лиц), не имеющих указанной в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта лицензии, и осуществляющих:
производство, хранение и поставки произведенных пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
закупку, хранение и поставки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
производство, оборот и (или) использование для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);
производство, изготовление, закупку, поставки, хранение и (или) перевозки спиртосодержащих лекарственных препаратов;
производство, изготовление, закупку, поставки, хранение и (или) перевозки спиртосодержащих медицинских изделий;
владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, залога, а также хранение основного технологического оборудования для производства этилового спирта, не принадлежащего им на праве собственности;
5) организаций, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции железнодорожным транспортом, на основании выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти лицензии деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов.
8. Общее количество подконтрольных субъектов профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля на момент утверждения Программы приведено в Таблице 1.
Таблица 1
N |
Перечень подконтрольных субъектов |
Количество подконтрольных субъектов |
1. |
Организации лицензиаты (в соответствии с лицензируемыми видами деятельности) всего, в т.ч.: |
57212 |
1.1. |
производители |
365 |
1.2. |
поставщики (в том числе хранящие алкогольную продукцию и спиртосодержащую продукцию) |
1210 |
1.3. |
организации, осуществляющие розничную продажу |
55559 |
1.4. |
организации, осуществляющие перевозку |
61 |
1.5. |
сельскохозяйственные товаропроизводители |
17 |
2. |
Организации - нелицензиаты, всего, в т.ч.: |
78698 |
2.1. |
производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи |
1474 |
2.2. |
оптовые поставщики пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи |
4136 |
2.3. |
организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи |
72567 |
2.4. |
производители фармацевтических субстанций спирта этилового (этанола) |
6 |
2.5. |
оптовые поставщики фармацевтических субстанций спирта этилового (этанола) |
110 |
2.6. |
прочие потребители, использующие этиловый спирт, алкогольную продукцию и спиртосодержащую продукцию на иные цели |
958 |
Ключевые наиболее значимые риски состояния подконтрольной сферы
9. Предметом федерального государственного контроля является соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований.
Актуальные Перечни нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Перечни нормативных правовых актов), подлежат размещению на официальном сайте Росалкогольрегулирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Росалкогольрегулирования) по адресу: https://fsrar.gov.ru/legalacts/perechen_pravovyh_aktov.
10. На основе анализа текущей структуры нормативного правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сформированы следующие охраняемые законом ценности, на защиту которых направлен федеральный государственный контроль:
защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан;
обеспечение безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции, нужд потребителей в ней;
обеспечение экономических интересов государства;
поддержка конкуренции.
По данным ценностям определены ключевые риски, воздействие которых может причинить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям (Таблица 2) и на минимизацию которых направлены профилактические мероприятия.
Таблица 2
N |
Охраняемые законом ценности, на которые воздействует риск |
Ключевой риск, оказывающий воздействие на охраняемые законом ценности |
Способ регулирования риска |
1. |
Защита прав и законных интересов граждан |
а) нарушение прав и законных интересов граждан и организаций; |
а) регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; б) обеспечение проведения обязательной маркировки алкогольной продукции; в) проведение плановых и (или) внеплановых проверок, административных расследований; г) лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирование производства, закупки, хранения, поставок и перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; д) осуществление систематического наблюдения за исполнением обязательных требований; е) применение мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований; ж) установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; з) ведение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая государственная автоматизированная информационная система) для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции |
2. |
Обеспечение безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции, нужд потребителей в ней |
а) обман потребителей; б) реализация контрабандной и контрафактной, нелегальной (незарегистрированной) алкогольной и спиртосодержащей продукции; в) реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей установленным требованиям |
а) организация подтверждения соответствия алкогольной продукции требованиям, установленным стандартами; б) осуществление систематического наблюдения за исполнением обязательных требований; в) проведение плановых и (или) внеплановых проверок, административных расследований; д) осуществление систематического наблюдения за исполнением обязательных требований; е) применение мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований; ж) определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; з) ведение федерального реестра алкогольной продукции |
3. |
Обеспечение экономических интересов государства |
а) осуществление экономической деятельности без соблюдения установленных требований; б) занижение и (или) неуплата причитающихся от деятельности налогов и неналоговых платежей |
а) установление порядка представления деклараций (декларирования) об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции; б) лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирование производства, закупки, хранения, поставок и перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; в) установление порядка ведения единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; г) установление минимального уровня рентабельности производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, норм минимального использования производственных мощностей, порядка учета и декларирования использования указанных мощностей; д) установление порядка представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также порядка ведения федерального реестра алкогольной продукции и осуществление его ведения; е) установление порядка ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также требований к соответствующим специальным техническим средствам регистрации движения и ведение автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации; ж) установление требований к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; з) установление требований к транспортным средствам и оборудованию для перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; и) установление порядка составления расчета производственной мощности и формы такого расчета; к) установление требований к коммуникациям, соединяющим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с емкостями для приемки этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола); л) проведение плановых и (или) внеплановых проверок, административных расследований м) применение мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований; и спиртосодержащую продукцию; н) установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; о) осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
4. |
Поддержка конкуренции |
Использование неучтенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в производстве, что образует конкурентное преимущество для недобросовестных подконтрольных субъектов |
а) разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды; б) проведение плановых и внеплановых проверок, административных расследований; в) осуществление систематического наблюдения за исполнением обязательных требований; г) применение мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований |
11. Ключевыми наиболее значимыми рисками нарушения обязательных требований являются:
факт наступления событий, влекущих риск причинения ущерба жизни и здоровью человека;
риск снижения и потерь поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации;
риск ограничения конкуренции и свободы экономической деятельности, которые являются ключевыми и на минимизацию которых направлено действующее регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
12. Сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, включающие, в том числе данные о проведенных мероприятиях, ежеквартально публикуются на официальном сайте Росалкогольрегулирования по адресу: http://www.fsrar.ru/activities/rezultaty-proverok.
Кроме того, официальные статистические данные, представляемые Росалкогольрегулированием в соответствии с пунктом 60 Плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р "Об утверждении Федерального плана статистических работ", размещены в Единой межведомственной информационно - статистической системе ЕМИСС, а именно показатель 60.01. Информация об осуществлении государственного контроля (надзора) и показатель 60.02 Информация об осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о результатах контрольных мероприятий приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Показатель |
2018 год |
2019 год |
Январь-сентябрь 2020 год |
Количество контрольных мероприятий: |
6041 |
7542 |
4375 |
в том числе административных производств |
5310 |
6974 |
4222 |
Конфисковано продукции, тыс. дал: |
527,5 |
469,2 |
431,2 |
этилового спирта |
138,0 |
44,0 |
1,1 |
алкогольной продукции |
263,3 |
252,2 |
301.8 |
спиртосодержащей продукции |
126,2 |
173,1 |
128,3 |
Изъято продукции, тыс. дал: |
268,1 |
289,1 |
219,8 |
этилового спирта |
4,0 |
0,7 |
0,1 |
алкогольной продукции |
175,2 |
225,3 |
175,2 |
спиртосодержащей продукции |
89,0 |
63,2 |
44,4 |
Арестовано продукции, тыс. дал: |
632,4 |
400,0 |
158,3 |
этилового спирта |
128,6 |
6,2 |
5,0 |
алкогольной продукции |
309,8 |
323,5 |
98,6 |
спиртосодержащей продукции |
194,0 |
70,4 |
54,7 |
Сумма начисленных штрафных санкций, млн руб. |
369,0 |
311,8 |
233,1 |
Описание текущего уровня развития профилактических мероприятий
13. Усиление роли профилактических мероприятий в контрольно-надзорной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется путем реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" и требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного закон контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В целях профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ приказом Росалкогольрегулирования от 19 декабря 2019 г. N 371 утверждена Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период 2020-2022 годы (далее - Ведомственная программа профилактики).
В целях реализации Ведомственной программы профилактики Росалкогольрегулированием осуществлялись профилактические мероприятия для всех категорий подконтрольных субъектов (объектов) в соответствии с планом-графиком мероприятий на 2020 год, направленных на комплексную профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (далее - план-график). Сведения о результатах профилактических работ приведены в Таблице 4.
Таблица 4
Основные показатели |
январь-сентябрь 2020 года |
Общее количество профилактических мероприятий |
9338 |
Общее количество юридических лиц, в отношении которых проводились профилактических мероприятий |
9467 |
Общее количество публичных мероприятий |
24 |
Общее количество обучающих семинаров |
3 |
Общее количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
5485 |
Общее количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, по которым подконтрольные субъекты представили уведомления о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований |
2000 |
В рамках выполнения плана-графика за 9 месяцев 2020 года проведено 9338 профилактических мероприятия в отношении 9467 подконтрольных субъектов, которые включали проведение разъяснительной работы путем проведения публичного обсуждения изменений обязательных требований, совершенствования контрольно-надзорной деятельности, обобщений правоприменительной практики с подконтрольными субъектами, вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования разъяснений требований законодательства Российской Федерации, вопросов с ответами, подготовка и направление в адрес подконтрольных субъектов ответов на вопросы, разъяснений требований действующего законодательства и прочее.
Приказом Росалкогольрегулирования от 5 февраля 2020 г. N 370 утвержден План-график проведения Росалкогольрегулированием и его территориальными органами публичных мероприятий с подконтрольными субъектами на 2020 год (далее - План-график публичных мероприятий).
В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за вспышки коронавирусной инфекции, в целях предупреждения ее распространения на территории Российской Федерации, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации проведение публичных мероприятий переведено в режим онлайн.
За 9 месяцев 2020 года проведено 24 публичных мероприятия (19 мероприятий в режиме онлайн) и 3 обучающих семинара по использованию разработанных Росалкогольрегулированием информационных сервисов по вопросам расширения информационного взаимодействия в рамках контрольно-надзорной деятельности и повышения эффективности контрольных мероприятий, направленных на пресечение нелегального производства и оборота алкогольной продукции (2 из которых в режиме онлайн). План-график публичных мероприятий выполнен.
В целях подведения итогов публичных мероприятий, определения их эффективности и полезности обеспечено заполнение участниками публичного мероприятия специальных анкет в электронном виде непосредственно после завершения мероприятия. Анализ заполненных анкет позволяет сделать вывод о целесообразности дальнейшего проведения публичных мероприятий - 90,1% участников считают мероприятие полезным и необходимым. Проведение указанных мероприятий на постоянной основе позволяет доступно разъяснить участникам алкогольного рынка систему обязательных требований Росалкогольрегулирования, ответить на интересующие их вопросы, тем самым способствуя предупреждению правонарушений.
За 9 месяцев 2020 года было подготовлено и направлено в адрес поднадзорных субъектов 5485 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, из которых 2000 (или 36,5%) исполнено. При этом при последующем проведении контрольно-надзорных мероприятий количество правонарушений у подконтрольных субъектов, в адрес которых были направлены предостережения, сократилось на 32%, что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего применения указанного инструмента. При этом необходимо добиваться большей активности поднадзорных субъектов по выполнению получаемых от Росалкогольрегулирования предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проведение дополнительных профилактических мероприятий стало особенно актуальным видом деятельности Росалкогольрегулирования в условиях обеспечения выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части приостановления проведения проверок. При оценке результатов мониторинга деятельности подконтрольных субъектов, проведенного территориальными органами Росалкогольрегулирования в соответствии с разделом V Регламента действий должностных лиц территориальных органов Росалкогольрегулирования при организации проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 20 мая 2019 г. N ДР-7/12-01, установлено, что с момента приостановления проведения проверок поднадзорными субъектами допущено значительное количество нарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В целях мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований было решено провести в отношении хозяйствующих субъектов, допустивших нарушения, дополнительные профилактические мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, включающие в том числе информирование подконтрольных субъектов о выявленных в их деятельности нарушениях.
Для обеспечения адресного содействия соблюдению обязательных требований в адрес поднадзорных субъектов, допустивших нарушение, был дополнительно направлен перечень наиболее часто выявляемых нарушений с описанием мер, которые следует применять подконтрольным субъектам в целях недопущения повторения нарушений. Так с момента установления запрета на проведение контрольных мероприятий территориальными органами Росалкогольрегулирования было проведено дополнительно 8908 профилактических мероприятий, включающих направление информационных писем, размещение разъяснений по соблюдению обязательных требований и административных процедур на официальных страницах территориальных органов Росалкогольрегулирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведение дополнительных семинаров в режиме видеоконференцсвязи.
При этом по состоянию на 5 октября 2020 года по результатам сверки отчетов было выявлено около 23000 правонарушений (против 28200 правонарушений, выявленных во 2 квартале 2020 года), допущенных поднадзорными субъектами при осуществлении хозяйственной деятельности. По результатам проведения профилактических мероприятий общее количество правонарушений снизилось, но общий порядок цифр дает основания сделать вывод о низком уровне стремления поднадзорных субъектов к законопослушному поведению, а штатная численностью Росалкогольрегулирования не позволяет провести контрольно-надзорные мероприятия по всем выявленным правонарушениям.
Во исполнение приказа Росалкогольрегулирования от 30 ноября 2016 г. N 408 "Об организации работы по разработке перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" актуализированы Перечни нормативных правовых актов и размещены на официальном сайте Росалкогольрегулирования (даты актуализации - февраль, май, июль 2020 года). Ведется переработка Перечней нормативных правовых актов в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования".
В рамках регулярного обобщения практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Росалкогольрегулирования осуществляется ежеквартальный сбор сведений и размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования сводных результатов контрольно-надзорных мероприятий, а также информации о выявленных нарушениях.
Обзор практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Росалкогольрегулированием за 2019 год с анализом причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и перечнем мер, которые необходимо предпринимать поднадзорным субъектам в целях предотвращения допущения правонарушений, разработан, утвержден и размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования в марте 2020 года.
На постоянной основе на официальном сайте Росалкогольрегулирования размещается следующая информация:
основные показатели контрольной работы в разделе "Выявление и пресечение" (ежеквартально);
сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в разделе "Статистическая информация" (ежеквартально);
информация о количестве проведенных исследований (экспертиз) определения подлинности федеральных специальных и акцизных марок в разделе "ФСМ" (еженедельно);
информация о выявленной нелегальной алкогольной продукции в разделе "ФСМ" (по мере поступления).
В государственной автоматизированной информационной системе "Управление" и на официальном сайте Росалкогольрегулирования в установленные сроки подготовлены, утверждены и размещены сводная статистическая отчетная форма N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" за 1 полугодие 2020 года и доклад "Об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в 2019 году".
В ноябре 2020 года Росалкогольрегулированием проведён социологический опрос участников алкогольного рынка, поднадзорных Росалкогольрегулированию, по вопросу оценки удовлетворенности качеством профилактических мероприятий, проводимых Росалкогольрегулированием.
Целью исследования являлось выявление, анализ и оценка качества реализуемых Росалкогольрегулированием профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно:
уровень удовлетворенности поднадзорных субъектов качеством проводимых профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований
выявление направлений профилактических работ, требующих более детальной проработки;
достаточность справочной информации по направлению "Проведение профилактических мероприятий", размещаемой на официальном сайте Росалкогольрегулирования.
Результаты исследования будут обработаны и включены в Доклад об итогах профилактической работы за 2020 год.
III. План профилактических мероприятий
14. В соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ профилактические мероприятия - мероприятия, проводимые должностными лицами Росалкогольрегулирования в рамках исполнения государственной функции, в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемых законом ценностям и отвечающих следующим признакам:
отсутствие принуждения и наличие добровольного согласия подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (выдача предписания, привлечение к предусмотренной законом ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований.
15. В течение 2021 года Росалкогольрегулированием и его территориальными органами будут реализованы следующие профилактические мероприятия, направленные на снижение ключевых рисков, воздействие которых может причинить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.
15.1 Актуализация, утверждение и размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования Перечней нормативных правовых актов с учетом изменений, произведенных, в том числе, в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины".
По мере внесения изменений в законодательство Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и Перечни нормативных правовых актов, структурные подразделения Росалкогольрегулирования, в соответствии с возложенными полномочиями, обеспечивают размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования:
сообщения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие;
рекомендации по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых организационных, технических мероприятий или иных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
15.2 Обобщение практики в сфере федерального государственного контроля, который включает в себя выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, в том числе подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений.
Проведение обобщения практики проводится ежегодно с публикацией сводных результатов на официальном сайте Росалкогольрегулирования. По результатам обобщения практики Росалкогольрегулирование проводит классификацию причин возникновения типовых нарушений обязательных требований по следующим основаниям:
неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования;
отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании обязательного требования;
избыточность, дублирование, устаревание обязательного требования, высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности, отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям;
иные причины.
На основе полученной классификации Росалкогольрегулирование (при необходимости) инициирует процесс устранения проблем избыточности, дублирования и (или) устаревания требований и (или) проведет корректировку Программы.
В рамках подготовительной работы по обобщению практики центральный аппарат Росалкогольрегулирования на ежеквартальной основе публикует на официальном сайте Росалкогольрегулирования статистику количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности подконтрольных субъектов с указанием основных правонарушений по видам.
15.3 Разъяснительная и консультационная работа относительно процедур контроля и соблюдения обязательных требований:
в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц будет разработан реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия;
проведение индивидуальных консультаций путем подготовки ответов на поступившие в Росалкогольрегулирование в письменном или электронном виде запросы подконтрольных субъектов (в том числе через приложение "Антиконтрафакт-Алко", Единый социальный портал Росалкогольрегулирования), на "горячие линии" Росалкогольрегулирования, при организации работы референтных групп.
15.4 Информирование подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований:
путем проведения публичных мероприятий, конференций, семинаров с приглашением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц, при необходимости, представителей научных и экспертных организаций в целях обсуждения актуальных вопросов соблюдения обязательных требований. Публичные мероприятия проводятся по графику, утвержденному на календарный год;
посредством выпуска руководства по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований будут включены пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований.
16. План мероприятий по профилактике нарушений на 2021 год приведен в приложении к Программе. В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 98 Федерального закона N 247-ФЗ план мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года не разрабатывается.
Отчетные показатели результативности мероприятий Программы на 2021 год
17. Отчетные показатели результативности мероприятий Программы в 2021 году:
доля поднадзорных субъектов, охваченных мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований. Показатель определяется как соотношение количества поднадзорных субъектов, охваченных мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований в отчетном периоде, к общему количеству поднадзорных субъектов, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) в отчетном периоде;
доля исполненных предостережений. Показатель характеризует эффективность проведенных профилактических мероприятий. Рассчитывается нарастающим итогом по формуле:
К = Ри / Р,
Ри - количество исполненных предостережений за отчетный период. Под количеством исполненных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований понимается количество предостережений, по которым подконтрольные субъекты предоставили уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований в установленный срок;
Р - количество предостережений, направленных за отчетный период, ед.;
сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий в условиях сохранения и улучшения текущего состояния подконтрольной сферы. Характеризует качество проведения профилактических мероприятий. Оценивает ежеквартальное количество профилактических мероприятий, приходящихся на одно контрольно-надзорное мероприятие (на основании сведений о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (Форма N 3-АЛК (прав)) по форме федерального статистического наблюдения в электронном виде в соответствии с приказом Росстата от 06.09.2010 N 306 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере торговли, услуг, туризма, транспорта и связи, правонарушений"). Рассчитывается по формуле:
Р = (А / В)
Р - показатель;
А - общее количество профилактических мероприятий. Под количеством проведенных профилактических мероприятий понимается общее количество мероприятий, проведенных в отчетный период (учитывается (если такие были) количество проведенных публичных мероприятий; количество вынесенных предостережений; количество вопросов с ответами, размещенных на официальном сайте территориального органа Росалкогольрегулирования в сети "Интернет"; количество официальных ответов на вопросы подконтрольных субъектов, поступившие в письменном или электронном виде; количество ответов на вопросы подконтрольных субъектов, поступившие во время проведения личных приемов граждан в территориальном органе Росалкогольрегулирования);
В - общее количество контрольно-надзорных мероприятий.
18. Дополнительным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством профилактических мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.
Сроки подготовки доклада об итогах профилактической работы
19. Организация и проведение профилактических мероприятий Росалкогольрегулированием и его территориальными органами, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований в подконтрольной сфере, осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего Плана мероприятий по профилактике нарушений.
20. Территориальные органы Росалкогольрегулирования в срок до 20 января 2022 года осуществляют подготовку и направление в Росалкогольрегулирования сведений об итогах профилактической работы в 2021 году.
21. Росалкогольрегулирование в срок до 1 марта 2022 года осуществляет общий анализ полученных сведений и готовит Доклад об итогах профилактической работы за 2021 год, который является составной частью итогового годового отчета о деятельности Росалкогольрегулирования, подготавливаемого и представляемого на заседании итоговой коллегии. Доклад об итогах профилактической работы включает в себя результаты мониторинга и оценки качества Программы, эффективности и результативности профилактических мероприятий.
IV. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий
22. Общий перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в Росалкогольрегулировании и его территориальных органах, представлен в Таблице 5.
Таблица 5
N |
Ф.И.О. ответственного лица |
Должность ответственного лица |
Росалкогольрегулирование
| ||
1. |
Евтеева Ольга Анатольевна |
Начальник Управления лицензирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции |
2. |
Лиршафт Ольга Николаевна |
Начальник Управления контрольной работы |
3. |
Лебедева Людмила Николаевна |
Начальник Управления лицензирования производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
4. |
Спицын Алексей Васильевич |
Начальник Управления планирования и анализа контрольной работы |
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
| ||
5. |
Брыкалова Юлия Андреевна |
ВРИО руководителя |
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
| ||
6. |
Лебедева Любовь Викторовна |
Руководитель |
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
| ||
7. |
Татаринцев Тимур Алексеевич |
Руководитель |
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
| ||
8. |
Николаев Денис Александрович |
ВРИО руководителя |
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
| ||
9. |
Чащин Юрий Владимирович |
Руководитель |
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
| ||
10. |
Лубенец Оксана Николаевна |
ВРИО руководителя |
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу | ||
11. |
Боровской Юрий Николаевич |
Руководитель |
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу
| ||
12. |
Медведь Андрей Владимирович |
Руководитель |
Приложение
к Ведомственной программе профилактики
нарушений обязательных требований при осуществлении
Федеральной службой по регулированию алкогольного
рынка федерального государственного
контроля (надзора) в области производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции на 2021 год,
утвержденной приказом Росалкогольрегулирования
от 18 декабря 2020 г. N 409
План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2021 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 18 декабря 2020 г. N 409 "Об утверждении Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год"
Текст приказа опубликован не был