Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Республики Адыгея
от 29.12.2020 г. N 1060
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового аудита разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также действующими федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, в целях обеспечения единого подхода к организации и осуществлению внутреннего финансового аудита должностными лицами Министерства здравоохранения Республики Адыгея, являющимся главным распорядителем бюджетных средств и администратором бюджетных средств.
1.2. 2. В целях реализации настоящего Порядка применяются термины в значениях, определенных Федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (далее - стандарт N 196н).
1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется отделом внутреннего финансового контроля и аудита Министерства здравоохранения Республики Адыгея (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на основе функциональной и организационной независимости, на принципах законности, объективности, эффективности, и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности, достоверности результатов и гласности.
1.4. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению Министру здравоохранения Республики Адыгея (далее - Министр):
1) независимой и объективной информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента
1.5. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие данные процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - Объект аудита), выполняемые субъектами бюджетных процедур (должностными лицами Министерства и иными лицами, работниками подведомственных Министерству государственных казенных учреждений Республики Адыгея), которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
1.6. Достижение целей по оценке надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, предоставления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также приказами Министерства, принятыми для обеспечения детализации финансовой информации с соблюдением единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности; повышения качества финансового менеджмента, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и решение задач, установленных пунктами 14 - 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н. осуществляется Субъектом внутреннего финансового аудита путем формирования аудиторских выводов, рекомендаций и предложений по результатам проведения аудиторских мероприятий.
1.7. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в соответствии с п. 12 Федерального стандарта от 18.12.2019 'N 237н несет Министр.
1.8. Субъект внутреннего финансового аудита, обязан:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств;
соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения, принятого главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
своевременно сообщать руководителю субъекта внутреннего финансового аудита (руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств) о нарушениях должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита (членами аудиторской группы) принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
Права и обязанности должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита при подготовке к проведению и проведение аудиторских мероприятий предусмотрены в разделе II Федерального стандарта ВФА от 21.11.2019 N 195н.
Права и обязанности субъектов бюджетных процедур предусмотрены в разделе III Федерального стандарта ВФА от 21.11.2019 N 195н.
1.9. Достижение целей, установленных пунктом 1.6. настоящего Порядка, и решение задач, установленных пунктами 14 - 16 стандарта N 196н, осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита путем планирования и проведения аудиторских мероприятий.
II. Годовое планирование аудиторских мероприятий
2.1. Планирование аудиторских мероприятий в целях составления годового плана проведения аудиторских мероприятий включает следующие этапы:
а) формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
б) составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
в) утверждение плана проведения аудиторских мероприятий.
2.2. Должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 4 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н, по результатам которого определяются приоритетные в очередном финансовом году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.
2.3. Субъектом внутреннего финансового аудита сформированный проект плана проведения аудиторских мероприятий направляется руководителям структурных подразделений Министерства, в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков окончания аудиторских мероприятий.
2.4. Субъект внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита:
а) планирует деятельность отдела внутреннего финансового контроля и аудита Министерства, в том числе рассматривает проект плана проведения аудиторских мероприятий и поступившие предложения руководителям структурных подразделений Министерства;
б) представляет план проведения аудиторских мероприятий на утверждение Министру.
2.5. Министр утверждает план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного финансового года, по форме установленной приложением N 1 к настоящему Порядку.
2.6. В утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:
а) принятия Министром решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
б) направления руководителем отдела внутреннего финансового контроля и аудита Министерства в адрес Министра предложений о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);
реорганизацией, ликвидацией Министерства и (или) отдела внутреннего финансового контроля и аудита Министерства.
Изменения в план проведения аудиторских мероприятий утверждаются Министром.
2.7. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании отдельного приказа Министра, содержащего тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
III. Формирование и утверждение программы аудиторского мероприятия
3.1. В целях планирования аудиторского мероприятия руководителем аудиторской группы назначенных из числа должностных лиц (работников) Субъекта внутреннего финансового аудита формируется программа аудиторского мероприятия, по форме установленной приложением N 2 к настоящему Порядку.
3.2. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения, занимаемые субъектом внутреннего финансового аудита, так и помещения и территории, занимаемые субъектами бюджетных процедур.
Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для выполнения программы аудиторского мероприятия осуществляет уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы.
3.3. Руководитель аудиторской группы подписывает сформированную программу аудиторского мероприятия, в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы может прийти к выводу о необходимости изменения программы аудиторского мероприятия в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры, с изменением программы аудиторского мероприятия.
IV. Проведение аудиторского мероприятия
4.1. Для проведения аудиторского мероприятия Субъект внутреннего финансового аудита может формировать аудиторскую группу, численность которой определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц Субъекта внутреннего финансового аудита.
4.2. Состав аудиторской группы формируется следующим образом:
группа, состоящая из одного работника Субъекта внутреннего финансового аудита и одного (нескольких) привлеченного к проведению аудиторского мероприятия сотрудника администратора бюджетных средств, не являющегося Субъектом бюджетных процедур и не принимавшего участия в выполнении аудируемой бюджетной процедуры, как в текущем, так и в проверяемом финансовом году, и (или) эксперта;
группа, состоящая из одного или нескольких работников Субъекта внутреннего финансового аудита;
руководитель аудиторской группы назначается из числа сотрудников Субъекта внутреннего финансового аудита, входящих в состав аудиторской группы.
4.3. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
4.4. Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения его программы руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита. Датой окончания аудиторского мероприятия признается дата подписания руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита заключения по результатам аудиторского мероприятия.
4.5. Срок проведения аудиторского мероприятия не может превышать 30 рабочих дней и не должен выходить за пределы текущего финансового года.
4.6. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторского мероприятия. Субъект внутреннего финансового аудита направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторского мероприятия
4.7. Аудиторское мероприятие может быть продлено не более чем на 20 рабочих дней в случае:
необходимости проведения анализа и проверки дополнительных документов;
получения в ходе проведения аудиторского мероприятия информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности Субъекта бюджетных процедур нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требующей дополнительного изучения.
4.8. Основаниями приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у Субъекта бюджетных процедур - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения Субъектом бюджетных процедур в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
непредставление Субъектом бюджетных процедур запрашиваемых Субъектом внутреннего финансового аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторского мероприятия - на период устранения перечисленных обстоятельств;
организация и проведение экспертиз;
необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия.
Срок приостановления аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления аудиторского мероприятия, но не может превышать 30 календарных дней.
На период приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия Субъект внутреннего финансового аудита возобновляет проведение аудиторского мероприятия.
4.9. Приостановление, возобновление, продление аудиторского мероприятия осуществляется посредством принятия решения, оформленного приказом Министра, доводится в течение 2 рабочих дней до сведения Субъекта бюджетных процедур, в отношении которого проводится аудиторское мероприятие.
4.10. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
4.11. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая его программу;
аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные для обоснования выводов, предложений и рекомендаций, формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.
Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и используются для формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.
4.12. Хранение рабочей документации осуществляется Субъектом внутреннего финансового аудита.
4.13. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита имеют Министр и Субъект внутреннего финансового аудита.
Доступ должностных лиц администратора бюджетных средств к рабочим документам аудиторского мероприятия осуществляется по письменному запросу в адрес руководителя Субъекта внутреннего финансового аудита.
V. Реализация результатов внутреннего финансового аудита
5.1. Итоги аудиторского мероприятия оформляются в отчете о результатах аудиторского мероприятия (далее - отчет), составляемый по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Отчет составляется и подписывается руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита или руководителем аудиторской группы в одном экземпляре, с подписанием его руководителем аудиторской группы и руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита.
5.2. В отчете отражаются результаты проведения аудиторского мероприятия, в том числе описываются выявленные нарушения и (или) недостатки, бюджетные риски, а также отражаются выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков.
5.3. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает формирование и направление проекта отчета Субъектам бюджетных процедур, в отношении которых получена информация о реализации бюджетных рисков, разработаны предложения (рекомендации) по реализации мер по повышению качества финансового менеджмента и плана мероприятий по корректировке выявленных нарушений и недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, повышению качества финансового менеджмента (далее - План мероприятий) для рассмотрения, по форме установленной приложением N 4 к настоящему Порядку.
5.4. Руководитель Субъекта бюджетных процедур вправе представить письменные возражения и предложения по проектам отчета и Плана мероприятий (при наличии) в течение 5 рабочих дней со дня получения.
5.5. Субъект внутреннего финансового аудита рассматривает полученные возражения и предложения Субъекта бюджетных процедур по проектам отчета и Плана мероприятий в течение 5 рабочих дней со дня получения, при необходимости корректирует проекты отчета и Плана мероприятий.
Субъект внутреннего финансового аудита в случае несогласия с полученными возражениями и предложениями Субъекта бюджетных процедур оформляет письменное заключение, которое направляется Субъекту бюджетных процедур.
Возражения и предложения, замечания по проектам отчета и Плана мероприятий, а также результаты их рассмотрения приобщаются к рабочим документам аудиторского мероприятия.
В случае непредставления руководителем Субъекта бюджетных процедур в установленный срок письменных возражений и предложений проекты отчета и Плана мероприятий признаются окончательными.
5.6. Отчет и План мероприятий с приложением возражений и предложений, заключений Субъекта бюджетных процедур (при наличии), заключения Субъекта внутреннего финансового аудита по представленным возражениям и предложениям (при наличии) направляется руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита Министру в срок не позднее 2 рабочих дней со дня окончания аудиторского мероприятия.
5.7. По результатам рассмотрения отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о внесении предложений о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц;
г) о направлении материалов в иные финансово-надзорные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
5.8. В случае принятия Министром решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, он согласовывает отчет и утверждает План мероприятий.
5.9. Отчет с резолюцией об утверждении Министра и План мероприятий остается у Субъекта внутреннего финансового аудита.
5.10. Руководитель Субъекта бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных по результатам аудиторского мероприятия предложений и рекомендаций и в установленные сроки, представляет Субъекту внутреннего финансового аудита информацию о выполнении Плана мероприятий с приложением копий подтверждающих документов.
5.11. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения Плана мероприятий.
VI. Составление и предоставление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
6.1. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита с пояснительной запиской.
Форма годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита установлена приложением N 5 к настоящему Порядку.
Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
6.2. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, основанную на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе сведения о характере и видах выявленных нарушений и (или) недостатков, предложениях и рекомендациях, а также принятых Субъектами бюджетных процедур мерах по минимизации бюджетных рисков и повышению качества финансового менеджмента.
6.3. Отчетность составляется и подписывается Субъектом внутреннего финансового аудита и представляется на рассмотрение Министру в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
VII. Формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
7.1. В целях сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки Субъектом внутреннего финансового аудита ведется реестр бюджетных рисков администратора бюджетных средств по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
7.2. Реестр бюджетных рисков включает следующую информацию в отношении каждого бюджетного риска:
а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска:
б) описание бюджетного риска;
в) наименование владельца бюджетного риска;
г) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;
д) оценка вероятности бюджетного риска;
е) оценка степени влияния бюджетного риска;
ж) описание последствий бюджетного риска;
з) описание причин бюджетного риска;
и) меры по предупреждению и(или) минимизации (устранению) бюджетного риска.
Информация, указанная в подпункте "и" настоящего пункта, включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия администратором бюджетных средств мер по предупреждению и(или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.
7.3. Формирование реестра бюджетных рисков осуществляется Субъектом внутреннего финансового аудита с учетом оценки бюджетных рисков, проводимой руководителями структурных подразделений администратора бюджетных средств, являющимися владельцами бюджетных рисков, при формировании Перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
7.4. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
При оценке вероятности бюджетного риска оценивается степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента администратора бюджетных средств.
Степень возможности наступления таких событий оценивается с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе с учетом информации о результатах:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля администратора бюджетных средств;
б) мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг исполнения качества бюджетных полномочий администратора бюджетных средств, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
в) контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля, проведенных в отношении администратора бюджетных средств.
Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
При оценке степени влияния бюджетного риска оценивается уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
а) отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
б) искажения бюджетной отчетности;
в) потенциальный ущерб;
г) отклонения от целевых значений государственных программ;
д) санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений.
Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
7.5. Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.
7.6. Предварительная оценка бюджетных рисков осуществляется Субъектами бюджетных процедур, являющимися владельцами бюджетных рисков.
Субъекты бюджетных процедур представляют Субъекту внутреннего финансового аудита предложения, по выявленным бюджетным рискам (с проведенной предварительной оценкой вероятности и степени влияния данных рисков) с целью их последующей оценки Субъектом внутреннего финансового аудита и включением в реестр бюджетных рисков администратора бюджетных средств, в срок до 1 ноября текущего финансового года.
7.7. Актуализация реестра бюджетных рисков администратора бюджетных средств проводится Субъектом внутреннего финансового аудита не реже одного раза в год, в срок до 1 декабря текущего финансового года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.