Именем Российской Федерации
29 ноября 2017 года Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области издано распоряжение N 85-о, пунктом 1 которого определен перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год (далее - перечень).
Согласно пункту 325 указанного перечня здание с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/ является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Указанное здание включено также:
в перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год, определенный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года N 105-о (пункт 317),
в перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год, определенный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 года N 99-о (пункт 304).
И., являющаяся собственником названного выше здания, обратилась в суд с административным иском о признании недействующими приведенных норм, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает ее права, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Исходя из информации, содержащейся в документах технического учета и кадастровых документах, ни здание, ни земельный участок не являются предназначенными для использования как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания, т.к. не имеют соответствующего разрешенного использования или наименования помещений общей площадью не менее 20% общей площади здания.
Фактически здание также не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности в нем не ведется.
Спорный объект недвижимости находится в пользовании у арендатора ООО "Востокпромгеофизика", основным видом производственной деятельности которого являются "работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы". Все помещения здания используются исключительно для размещения персонала предприятия, осуществляющего производственную деятельность по регистрации, сбору, анализу и интерпретации геофизического материала с нефтяных и газовых месторождений, выдачи полученных результатов заказчикам с помощью специальных программных продуктов.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Б. в письменных возражениях считала административный иск не подлежащим удовлетворению. Указала, что процедура определения вида фактического использования, а также включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемых актов была соблюдена. При обследовании уполномоченной организацией осуществлен визуальный осмотр и фиксация внешних признаков здания с указанием в акте на то, что общая площадь объекта используется под размещение офисных помещений. Кроме того, земельный участок, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания. При определении кадастровой стоимости данного земельного участка он был отнесен к 5 группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", в связи с чем включение здания в перечни по критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.
В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный истец И., представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав заключение прокурора о наличии оснований для признания нормативных правовых актов недействующими в части, проверив оспариваемые распоряжения на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области N 454а от 3 декабря 2014 года утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N 1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N 2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N 3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области N 68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжения об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии от 15 ноября 2017 года утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость (л.д. 95 - 101 т. 1); протоколом заседания комиссии от 30 октября 2018 года утвержден такой же сводный перечень объектов недвижимости на 2019 год (л.д. 102 - 106 т. 1); протоколом заседания комиссии от 28 октября 2019 года утвержден соответствующий сводный перечень объектов недвижимости на 2020 год (л.д. 107 - 109 т. 1).
Из содержания протоколов указанных заседаний комиссии во всех случаях в заседании принимали участие более половины ее членов.
Оспариваемые распоряжения приняты Департаментом на основании перечисленных решений комиссии, изложенных в соответствующих протоколах заседаний, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области N 68 от 11 июня 2013 года (с учетом изменений, внесенных постановлением Губернатора Томской области N 115 от 12 декабря 2014 года), постановлением Администрации Томской области N 454а от 3 декабря 2014 года.
Распоряжения с приложениями были официально опубликованы в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области N 9-ОЗ от 7 марта 2002 года "О нормативных правовых актах Томской области", статьей 6 Закона Томской области N 19-ОЗ от 12 мая 2000 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" на официальном интернет-портале "Электронная администрация Томской области" http://www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети "Интернет" http://дугс.рф (л.д. 66 - 71 т. 1).
При изложенных данных оспариваемые административным истцом в части распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре принятия, официально опубликованы для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспариваются.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствует нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
И. с 8 июня 2016 года и до настоящего времени является собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, о чем суду представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 43 - 47, 206 - 2010 т. 1), и в силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации - плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Поскольку трехлетний срок, в пределах которого может быть подано заявление о зачете или о возврате приведенных сумм уплаченного налога на имущество физических лиц за 2018 год, до настоящего времени не истек, а обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 и 2020 годы на день рассмотрения административного дела еще не наступила, в этой связи у административного истца не утрачена возможность оспаривания приведенных в административном исковом заявлении распоряжений в соответствующей части, а права И. подлежат судебной защите.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 названной статьи).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом в целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечни, не представлено.
Так, согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в соответствии с пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденного постановлением Администрации Томской области N 454а от 3 декабря 2014 года, проводится уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.
Уполномоченной организацией на территории Томской области является Областное государственное бюджетное специализированное учреждение "Областное имущественное казначейство", к целям деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения относится определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" N 573 от 29 сентября 2016 года (с учетом внесенных изменений приказом N 588 от 18 октября 2016 года) утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 4 квартал 2016 года, пунктом 49 приложения к названному приказу спорное недвижимое имущество включено в соответствующий план, период проверки определен с 18 октября 2016 г. по 30 декабря 2016 г. (л.д. 168 - 173 т. 1).
Пунктом 6 Порядка установлено, что перед осуществлением мероприятия уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества о предстоящем мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).
В материалы дела представлена копия письма ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" от 26 октября 2016 г. N 1154 об уведомлении И. о проведении соответствующих мероприятий (л.д. 192 т. 1), а также журнал регистрации отправляемых документов, согласно которому 26 октября 2016 г. адресату И. направлено уведомление о проведении обследования (л.д. 190-191 т. 1).
Комиссия по проведению мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества для целей налогообложения создана приказом ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" от 14 декабря 2016 года N 723 (л.д. 193 - 194 т. 1).
В соответствии с пунктом 7 Порядка мероприятие осуществляется путем визуального осмотра объекта недвижимого имущества, включенного в план мероприятий, представителями уполномоченной организации с соблюдением требований действующего законодательства. Фактическое использование объекта недвижимого имущества фиксируется материалами фотосъемки объекта недвижимого имущества, информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте.
По результатам проведенного мероприятия представителями уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения по форме, утверждаемой Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области. Неотъемлемой частью акта являются материалы фотосъемки объекта недвижимого имущества (пункт 10 Порядка).
Судом установлено, что основанием для включения в перечень на 2018 год нежилого здания, принадлежащего административному истцу, послужило в том числе его фактическое использование, установленное и зафиксированное в акте N 01-28/2016-430/01 от 20 декабря 2016 года, поскольку более 20% его общей площади используется для размещения офисов.
Из названного акта, составленного представителями ОГБСУ "Областное имущественное казначейство", следует, что по результатам проведенного 15 декабря 2016 года визуального осмотра здания по адресу: /__/ установлено, что 100% общей площади здания, а именно /__/ кв. м, используется под размещение офисных помещений. Также в акте отмечено, что обследование проведено путем визуального осмотра и фиксации внешних признаков размещения офисов по причине отсутствия доступа на объект недвижимого имущества с кадастровым номером /__/, так как на момент осмотра он был закрыт (л.д. 195 - 198 т. 1).
В силу пункта 9 Порядка (в редакции, действовавшей на момент проведения обследования) в случае если доступ на объект недвижимого имущества не был осуществлен по причинам, не зависящим от Уполномоченной организации (объект закрыт и отсутствует персонал, режимный объект, иные причины), а также в случае отказа (противодействия) собственника (владельца) объекта недвижимого имущества в доступе непосредственно на объект, но при этом имеется информация, что на указанном объекте размещены офисы и (или) торговые объекты, мероприятие осуществляется без доступа на объект недвижимого имущества путем визуального осмотра и фиксации внешних признаков размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Вместе с тем в нарушение пункта 9 Порядка акт не содержит какого-либо текстового описания результатов осмотра здания, равно как и указания на выявленные внешние признаки, на основании которых помещения, расположенные в объекте, отнесены к офисным. Приложенный фотоматериал состоит из изображений общего вида здания (8 фотоснимков), из которых невозможно сделать вывод о фактическом использовании обследованного объекта. На фотографиях общего вида здания не зафиксированы какие-либо вывески с наименованием организаций, режима работы или иные обозначения, свидетельствующие о размещении в здании каких-либо предприятий и организаций.
Доказательств того, что нежилые помещения, расположенные в здании, имеют самостоятельное офисное назначение, административным ответчиком не представлено.
В то же время административным истцом представлены доказательства, свидетельствующие о том, что И. спорное нежилое здание общей площадью /__/ кв. м на основании договоров от 1 июля 2017 года, 1 июля 2018 года и 30 апреля 2019 года было передано в аренду ООО "Востокпромгеофизика" (л.д. 25 - 33 т. 1), которое в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц является производственным предприятием, осуществляющим геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (л.д. 34 - 38 т. 1).
Проверка фактического использования здания на момент формирования и утверждения перечней на 2019 и 2020 годы уполномоченным органом не проводилась.
Между тем по сведениям документов технического учета (выписки из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 23 марта 2004 года (л.д. 18 - 24 т. 1) и технического паспорта на нежилое строение по состоянию на 12 июля 2004 года (л.д. 176 - 189 т. 1)) объект недвижимости имеет наименование "нежилое строение". Экспликация нежилых помещений содержит следующие наименования помещений: в цоколе объекта: "подсобное", "гараж", "коридор", "лестничная клетка" "туалет", "венткамера", "сауна", "шкаф"; 1, 2, 3 этажи: "подсобное", "кабинет", "электрощитовая", "лестничная клетка", "коридор", "санузел", "зал", "вестибюль", "тамбур", "туалет", "склад", "основное".
При этом названные помещения, исходя только лишь из документов технического учета, не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Таким образом, содержание документов технического учета не свидетельствует о наличии в спорном здании помещений площадью более 20 процентов от общей площади здания, используемых в установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.
Отсутствуют основания и для включения спорного объекта в перечни для целей налогообложения по виду разрешенного использования земельного участка, на котором располагается здание.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости расположен на принадлежащем на праве собственности И. земельном участке площадью /__/ кв. м по адресу: /__/ с кадастровым номером /__/, который отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания (л.д. 211 - 221 т. 1).
Утверждение административного ответчика о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ он был отнесен к 5 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", подлежит отклонению, поскольку не подтверждает обоснованности включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, действующими до 31 октября 2017 года, которыми предусматривалась группировка земельных участков по видам разрешенного использования, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7). При этом виды разрешенного использования земельных участков приведены в данных методических указаниях в целях определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (пункт 1.2).
Предусмотренный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не соответствует видам разрешенного использования, поименованным как в пункте 1.2.5, так и в пункте 1.2.7 Методических указаний, и из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объекта в целях коммерческой деятельности для извлечения прибыли, так и в целях торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), здание административного истца не могло быть включено в перечень ни по одному из критериев, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенное указывает на то, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования перечней не позволяли определить спорное здание в качестве объекта делового, административного или коммерческого назначения, а также объекта торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем оснований для включения его в перечни не имелось.
С учетом приведенных данных требования истца подлежат удовлетворению, а пункты перечней, определенных оспариваемыми распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, - признанию недействующими, как не соответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспоренные распоряжения вступили в противоречие с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, со дня их принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты перечней подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжений.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 325 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 85-о от 29 ноября 2017 года.
Признать недействующим со дня принятия пункт 317 перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 105-о от 29 ноября 2018 года.
Признать недействующим со дня принятия пункт 304 перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 99-о от 27 ноября 2019 года.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 июля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Томского областного суда от 3 июля 2020 г. по делу N 3а-53/2020 "О признании недействующими пункта 325 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2017 г. N 85-о, пункта 317 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 г. N 105-о, пункта 304 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 г. N 99-о" (извлечение)
Текст решения опубликован не был