Введение
Настоящие Методические рекомендации разработаны для членов общественных объединений, других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и добровольцев (волонтеров) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Методические рекомендации определяют основные подходы в деятельности общественных объединений, других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны (далее - формирования) по подготовке руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1. Общие положения
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Подготовка руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС подразделяется на:
1) подготовку руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, не связанных с ведением аварийно-спасательных работ*(1);
2) подготовку руководителей общественных аварийно-спасательных формирований*(2) и добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, включающих ведение аварийно-спасательных работ.
1.1. Общие принципы подготовки руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Целью обучения руководителей формирований, уставными видами деятельности которых является выполнение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, является освоение основных принципов обеспечения защиты населения и территорий от ЧС в Российской Федерации, основ организации добровольческой (волонтерской) деятельности, получение знаний в области защиты населения и территорий от ЧС.
Целью обучения добровольцев (волонтеров), участвующих в выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, является доведение до добровольцев (волонтеров) основных требований в области защиты населения и территорий от ЧС, повышение уровня их знаний и умений в данной области и, как следствие, обеспечение эффективности их деятельности при участии в выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, а также повышение личной безопасности добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими своей деятельности.
Обучение руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) по защите населения и территорий от ЧС строится на основе принципов:
законности, в соответствии с которым организация обучения в области защиты населения и территорий от ЧС должна осуществляться на основе строгого и неуклонного соблюдения действующего законодательства;
научности, который предполагает соответствие содержания программ обучения уровню развития современной науки и техники;
систематичности и последовательности, на основе которых преподавание и усвоение знаний осуществляется в определенном порядке, системе;
доступности и наглядности, которые обеспечивают оптимальное соответствие задач, средств и методов обучения возможностям обучающихся;
прочности усвоения материала, который предполагает стойкое закрепление учебного материала в памяти обучающихся;
сознательности и активности, суть которых заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность к изучению вопросов защиты населения и территорий от ЧС, которые зависят от ряда условий и факторов, таких как мотивы обучения, уровень и характер познавательной активности, организация учебного процесса, применяемые методы и средства обучения и т.д.;
ответственности, который призван формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности. Ответственность, как свойство личности, отражает склонность придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять ролевые обязанности и готовность отчитаться за свои действия.
Основными методическими подходами к организации обучения руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) по защите населения и территорий от ЧС являются обязательность, периодичность, целевая направленность.
1.2. Правовые основы деятельности по обучению руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) выполнению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правовую основу деятельности по обучению руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) в области защиты населения и территорий от ЧС составляют:
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от ЧС;
законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области организации и осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;
законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений, определяющие права и обязанности руководителей и добровольцев (волонтеров);
законодательство Российской Федерации об образовании, регулирующее правоотношения в сфере осуществления образовательной деятельности.
Основные нормативные правовые акты, определяющие вопросы подготовки руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС:
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии со статьей 15 которого участники ликвидации ЧС от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке;
Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485, которое вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно, определяет:
- порядок подготовки населения Российской Федерации в области защиты от ЧС;
- осуществление подготовки населения в области защиты от ЧС в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС;
- руководители организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от ЧС получают в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
- для руководителей организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, работников организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС - проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от ЧС не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от ЧС, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.
Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" определяет:
- в образовательные организации по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам;
- граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091, определяет порядок проведения аттестации общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
2. Формы подготовки руководителей формирований и добровольцев (волонтеров)
Основными видами подготовки руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) являются теоретическое и практическое обучение.
Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста.
Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста.
Процесс обучения строится таким образом, чтобы создать необходимые для этого условия, для чего используются ставшие традиционными формы:
при теоретическом виде обучения - лекции, семинарские занятия, чтение памяток, листовок, пособий и самостоятельная работа;
при практическом обучении - практические занятия и участие в тренировках и учениях.
Лекция - одна из основных форм учебных занятий. Она представляет собой систематическое, последовательное изложение устного материала. Лекция читается, как правило, для групп, занимающихся по одному учебному плану. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться специалисты МЧС России, специалисты поисково-спасательных формирований, медицинские работники и другие квалифицированные специалисты.
Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Его организация должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия.
Практическое занятие - одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного материала, его глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке профессиональных навыков.
Тренировки - важная составная часть профессиональной подготовки. Они являются основной формой обучения и контроля подготовленности добровольцев к тушению пожаров и действиям при ЧС.
Во время тренировок у добровольцев (волонтеров) вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях ЧС, выполнять работы в рамках мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, правильно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, применять имеющиеся на оснащении материально-технические средства и оборудование.
Наряду с традиционными формами обучения, применяются и современные, с использованием активных методов обучения.
Активные методы обучения направлены на продуктивный, творческий и поисковый характер деятельности обучающихся. Эта большая группа методов объединяет дидактические (имитационные) игры, решение проблемных и познавательных задач, анализ конкретных ситуаций, сравнение и сопоставление новых фактов, примеров и положений с изученными ранее и т.п. Такие методы поощряют инициативу, рождают новые идеи и мысли, побуждают к дискуссиям, к обмену мнениями. Приемы психологического тренинга активизируют восприятие, переосмысление, запоминание и применение информации.
Указанные образовательные технологии применяются, как правило, для обучения руководителей формирований при реализации программ дополнительного профессионального образования.
В современных условиях реализация образовательных программ проводится в условиях активного применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ применяются только для теоретической части обучения руководителей и добровольцев (волонтеров). Отработка практических навыков и практические тренировки проводятся на полигонах и тренировочных площадках, оборудованных необходимой техникой и тренажерами, а также при прохождении стажировки в поисково-спасательных формированиях.
3. Подготовка руководителей формирований к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
3.1. Подготовка руководителей формирований включает:
а) самостоятельную работу с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
б) обучение по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты населения и территорий от ЧС в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
в) участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.
3.2. Обучение по программам дополнительного профессионального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
3.2.1. Обучение руководителей общественных аварийно-спасательных формирований организуется в соответствии с п. 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
Обучение осуществляется по программам дополнительного профессионального образования в области защиты населения и территорий от ЧС для руководителей организаций, разработанными учебно-методическими центрами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
3.2.2. Цель и основные задачи обучения
Целью обучения по программам повышения квалификации является совершенствование компетенций и повышение профессионального уровня, необходимых для организации выполнения мероприятий защиты населения и территорий от ЧС.
Основными задачами обучения по программам повышения квалификации являются:
1) изучение требований нормативных правовых актов к исполняемым должностным обязанностям (трудовым функциям) в редакциях, действующих на момент обучения;
2) систематизация сведений по опасностям, возникающим при ЧС и военных конфликтах, с учётом особенностей конкретного субъекта Российской Федерации;
3) приобретение и использование профессиональных знаний и умений в реализации мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4) осознание обучающимися важности своей деятельности и необходимости повышения квалификации, обеспечивающего эффективное выполнение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
5) формирование личной и профессиональной культуры безопасности.
3.2.3. Требования к результатам обучения
В результате обучения руководители формирований должны:
знать:
требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
приоритетные направления государственной политики в области защиты от ЧС, основные мероприятия по их реализации;
основы организации защиты населения и территорий от ЧС;
возможный состав, задачи и порядок применения органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
организацию подготовки добровольцев (волонтеров) в области защиты населения и территорий от ЧС;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС;
уметь:
анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи подчинённым по выполнению работ в рамках мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
организовывать проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении работ в рамках мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
3.2.4. Организация прохождения обучения по программам дополнительного профессионального образования в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляется в соответствии с порядком прохождения обучения в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, определяемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3.3. Дополнительные требования к подготовке руководителей общественных аварийно-спасательного формирований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Требования к подготовке руководителей общественных аварийно-спасательных формирований должны соответствовать квалификационным характеристикам, предъявляемым к начальникам поисково-спасательных подразделений.*(3)
Подготовка руководителей общественных аварийно-спасательных формирований в области защиты населения и территорий от ЧС организуется и проводится в соответствии с ежегодными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание в ходе подготовки необходимо уделять привлечению руководителей общественных аварийно-спасательных формирований к участию в проводимых плановых учениях и тренировках.
4. Подготовка добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не связанных с ведением аварийно-спасательных работ
Подготовка добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, не связанных с ведением аварийно-спасательных работ, может включать проведение инструктажа и/или прохождение обучения по программам, разработанным в общественной добровольческой организации, если они способствуют решению уставных задач общественной организации, определяющих ее деятельность, осуществляемую в рамках мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
Проведение инструктажа и прохождение обучения добровольцами (волонтерами) не должны нарушать законодательство Российской Федерации.
Цель подготовки - дать добровольцам (волонтерам) необходимые знания и научить уверенным действиям при выполнении конкретного мероприятия по защите населения и территорий от ЧС.
Добровольцы (волонтеры), завершившие подготовку, должны:
знать:
меры безопасности, связанные с выполнением мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
необходимые сведения по содержанию мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
порядок организации связи и взаимодействия при реализации мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
порядок и содержание действий по выполнению мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
уметь:
оценить обстановку при выполнении мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
выполнять необходимые действия для безопасного выполнения мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
использовать технические средства и оборудование, обеспечивающие выполнение мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
пользоваться средствами связи.
Примеры программ обучения добровольцев (волонтеров):
Программа подготовки добровольцев (волонтеров) для выполнения работ в зоне ситуационных ЧС, разработанная и реализуемая Всероссийской общественной молодежной организацией "Всероссийский студенческий корпус спасателей" (http://vsks.ru/common/fiIes/editor/CHS.pdf).
Программа подготовки добровольцев (волонтеров) для обеспечения безопасности на массовых мероприятиях, разработанная и реализуемая Всероссийской общественной молодежной организацией "Всероссийский студенческий корпус спасателей" (http://vsks.ru/common/files/editor/Mass.pdf).
Примерная программа обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь, разработанная Минздравом России в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (https://mednet.ru/umk).
5. Организация подготовки добровольцев (волонтеров) к ведению аварийно-спасательных работ
5.1. Состав мероприятий по подготовке добровольцев (волонтеров) к ведению аварийно-спасательных работ
Подготовка добровольцев (волонтеров) к ведению аварийно-спасательных работ включает:
- вступление гражданина в общественное объединение;
- прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;
- выполнение нормативов по физической подготовке, утвержденных приказом МЧС России от 27.10.2015 N 569 "Об утверждении нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
- профессиональное обучение добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей;
- прохождение аттестации и приобретение статуса спасателя в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091.
5.2. Профессиональное обучение добровольцев (волонтеров) ведению поисково-спасательных работ
Профессиональное обучение добровольцев (волонтеров) ведению поисково-спасательных работ*(4) предусматривает:
1) прохождение обучения добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей к ведению поисково-спасательных работ для граждан, впервые приобретающих статус спасателя;
2) прохождение обучения добровольцев (волонтеров) имеющих статус спасателя по программам профессиональной подготовки спасателей по квалификациям "спасатель", "спасатель 3 класса", "спасатель 2 класса", "спасатель 1 класса", "спасатель международного класса".
Обучение добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей к ведению поисково-спасательных работ для граждан, впервые приобретающих статус спасателя, предназначено для первоначальной подготовки граждан для получения статуса спасателя и последующей аттестации на ведение поисково-спасательных работ.
Программы обучения добровольцев (волонтеров) по программам профессиональной подготовки и спасателей к ведению поисково-спасательных работ для граждан, впервые приобретающих статус спасателя, по квалификациям "спасатель", "спасатель 3 класса", "спасатель 2 класса", "спасатель 1 класса", "спасатель международного класса" разрабатываются на основе Программы профессиональной подготовки спасателей МЧС России к ведению поисково-спасательных работ*(5).
Обучение предназначено для совершенствования и развития знаний, умений и навыков добровольцев (волонтеров) к ведению поисково-спасательных работ.
Профессиональная подготовка добровольцев (волонтеров) к ведению поисково-спасательных работ организуется и проводится на основании Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлений Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений МЧС России, организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, Программы профессиональной подготовки спасателей МЧС России к ведению поисково-спасательных работ.
5.3. Требования к результатам первоначальной подготовки добровольцев (волонтеров) к ведению поисково-спасательных работ
Добровольцы (волонтеры) в результате прохождения обучения добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей к ведению поисково-спасательных работ для граждан, впервые приобретающих статус спасателя, должны обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
OК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии "спасатель", проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Добровольцы (волонтеры) в результате прохождения обучения добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей к ведению поисково-спасательных работ для граждан, впервые приобретающих статус спасателя, должны обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК):
ПК 1. Нести службу в общественных аварийно-спасательных формированиях.
ПК 2. Выполнять действия по сосредоточению сил и средств в зоне ЧС.
ПК 3. Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества.
ПК 4. Выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
ПК 5. Готовить к использованию средства индивидуальной защиты.
ПК 6. Обслуживать спасательное оборудование и аварийно-спасательную технику, средства связи.
Добровольцы (волонтеры) должны обладать следующими знаниями и умениями:
знать:
требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих функционирование аварийно-спасательных служб (формирований) и деятельность спасателей;
причины, последствия и характер протекания ЧС, в т.ч. наиболее характерных для субъекта Российской Федерации, по месту действия общественного аварийно-спасательного формирования;
основные задачи, структуру и режимы функционирования территориальной подсистемы РСЧС, виды и состав органов управления;
задачи, состав сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, а также их возможности по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
структуру и задачи пожарно-спасательного гарнизона субъекта Российской Федерации;
правовой статус спасателя, порядок подготовки и аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей;
опасные и вредные факторы при ведении аварийно-спасательных работ и способы защиты от них;
законодательство по обеспечению безопасности аварийно-спасательных работ;
правила и инструкции по технике безопасности;
основы экологической безопасности и ее требования к деятельности аварийно-спасательных формирований, меры ответственности спасателей за нарушение экологической безопасности;
порядок применения аварийно-спасательных формирований к действиям в различных ЧС;
основные технологии проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
содержание и объем первой помощи пострадавшим в различных ЧС, достоверные и вероятные признаки нарушения жизненно важных функций организма, организационно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим, порядок сортировки пострадавших, порядок выноса, транспортировки пострадавших из очагов поражения и их погрузки на транспорт, правила личной и общественной гигиены;
законодательные основы в области пожарной безопасности, порядок организации работы пожарных и спасателей, общие обязанности спасателя при выполнении задачи по тушению пожаров, общие сведения о пожарно-техническом оборудовании, требования безопасности при спасании людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре;
основы экстремальной психологии;
психогенные факторы, воздействующие на спасателей при работе в ЧС и возможные реакции организма на них;
назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении поисково-спасательных работ, правила их хранения и сбережения;
источники радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения), возникающие при ЧС;
основные аварийно химические опасные вещества, параметры радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения), их свойства и способы защиты от них;
правила хранения и эксплуатации средств защиты;
табельные средства связи и требования руководящих документов по обеспечению безопасности связи при повседневной деятельности и в ЧС;
уметь:
правильно эксплуатировать аварийно-спасательное оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
рационально выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
пользоваться приемами выживания и поддержания жизнедеятельности, проводить разведку района ЧС, оценивать степень риска при выполнении различных работ;
проводить поиск пострадавших различными способами, в т.ч. с использованием поисковых приборов;
извлекать пострадавших из мест блокирования и транспортировать их в безопасное место;
оказывать помощь пострадавшим, терпящим бедствие на акватории;
определять наличие угрожающих жизни повреждений или нарушений жизненно важных функций организма пострадавшего, оказывать первую помощь пострадавшим с использованием штатных и подручных средств;
правильно действовать при обнаружении пожара, применять первичные средства пожаротушения, умело использовать ручной механизированный и немеханизированный инструмент, спасать людей с помощью лестниц, веревки и проводить самоспасение при ведении спасательных работ;
проводить эвакуацию пострадавших из опасной зоны;
взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутые пространства, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);
оказывать пострадавшим экстренную психологическую и первую помощь;
пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, умело действовать в условиях заражения воздуха и местности радиоактивными веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;
правильно эксплуатировать табельные средства связи во всех режимах работы, обеспечивать устойчивую связь в различной обстановке, проводить техническое обслуживание средств связи;
ориентироваться на местности, производить простейшие измерения на ней, выдерживать заданное направление движения без карты и по карте при выполнении задач днем и ночью;
развивать и совершенствовать основные физические качества (силу, выносливость, ловкость, быстроту, умение плавать), вырабатывать способность переносить длительные физические и психологические напряжения, воспитывать смелость, решительность, находчивость, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи при выполнении задач по предназначению;
поддерживать психологическую готовность к действиям в ЧС, использовать методы и приемы психологической саморегуляции;
применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса;
учитывать в профессиональной деятельности психологические особенности поведения людей в ЧС;
организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий ЧС.
Наряду с перечисленными знаниями и умениями, добровольцы (волонтеры) должны:
владеть:
навыками использования современных образцов аварийно-спасательной техники, приборов, снаряжения и оборудования;
приемами оказания экстренной психологической помощи пострадавшим;
опытом ведения поисково-спасательных работ в ЧС;
знаниями основ экологической безопасности.
Обладать способностью:
длительное время выполнять однообразные движения при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок в неудобных рабочих позах;
быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях обстановки, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
переносить кратковременные значительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, с готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
соизмерять свои силы с предстоящей работой;
самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени, эффективно работать в разное время суток;
согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
обладать способностью к взаимопониманию, состраданию.
5.4. Организация профессионального обучения добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей к ведению поисково-спасательных работ
Обучение добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей к ведению поисково-спасательных работ осуществляется в образовательных организациях, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации, с прохождением практики (стажировки) в поисково-спасательных формированиях.
Обучение добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей к ведению поисково-спасательных работ организуется и проводится на основании приказов, распоряжений МЧС России, организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС и Примерных (типовых) программ профессиональной подготовки спасателей МЧС России к ведению поисково-спасательных работ.
На основании Примерных (типовых) программ профессиональной подготовки спасателей МЧС России к ведению поисково-спасательных работ разработаны примерный учебный план и примерная тематика обучения добровольцев (волонтеров) по программе профессиональной подготовки спасателей к ведению поисково-спасательных работ с методическими указаниями по дисциплинам обучения (приложение).
Обучение начинается с инструктажа по правилам охраны труда в соответствии Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
Учет результатов первоначального обучения и выполнения программы ведется в журнале учета посещаемости и выполнения программ обучения.
Особое внимание при обучении обращается на безопасность эксплуатации и обслуживания гидравлического и электрического аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также на применение других технологий и специального снаряжения. К обслуживанию гидравлических электроустановок обучаемый допускается после сдачи зачета и допуска в установленном порядке к эксплуатации указанного оборудования.
По окончании обучения в образовательном учреждении обучаемые сдают зачеты по предметам обучения и итоговый квалификационный экзамен. Результаты обучения представляются комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, спасательных формирований и спасателей.
______________________________
*(1) Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. (ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
*(2) Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС. (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.12.2013 N 707н.
*(4) Поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий ЧС на территориях, в акваториях и на транспорте (ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
*(5) Сборник примерных программ профессионального обучения дополнительного профессионального образования МЧС России. Том 4 "Программы подготовки спасателей", утвержденный Статс-секретарем - Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий B.C. Артамоновым 02.03.2016.
Заместитель Министра Российской |
И.П. Денисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по участию членов общественных объединений, других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и добровольцев (волонтеров) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе с возможностью использования современных дистанционных образовательных технологий (утв. МЧС России 17 ноября 2020 г. N 2-4-71-24-12)
Текст методических рекомендаций опубликован не был