Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1058292-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" (по вопросам организации медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан при их постановке на воинский учет, призыве на военную службу) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 1058292-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее:
Законопроект направлен на урегулирование правовых основ организации и проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан при их постановке на воинский учет и призыве на военную службу, а также контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В настоящее время организация и проведение военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу регламентируется статьями 5, 5.1, 9, 11, 23, 26, 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), пунктом 8 статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), а также Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.
Порядок проведения контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования в настоящее время определен приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе".
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 53-ФЗ организация медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы возложена на призывные комиссии субъектов Российской Федерации. Обязанности призывных комиссий субъектов Российской Федерации также отражены в Положении о военно-врачебной экспертизе.
Медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы проводится в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья.
Из пункта 22 Положения о военно-врачебной экспертизе следует, что данный медицинский осмотр осуществляется врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, ежегодно более 300 тыс. граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы проходят медицинский осмотр и около 2% из них по его результатам нуждаются в дополнительном медицинском обследовании и повторном медицинском освидетельствовании по причине выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья. Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности. Данные лица возвращаются со сборных пунктов субъектов Российской Федерации в военные комиссариаты муниципальных образований для проведения дополнительного медицинского обследования и повторного медицинского освидетельствования в период следующей призывной кампании.
При этом граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, также направляются на контрольное медицинское освидетельствование. В настоящее время согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона N 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Также из пояснительной записки к законопроекту следует, что при ежегодном направлении граждан на прохождение контрольного медицинского освидетельствования, в 17% случаев призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии муниципального образования в связи с выявлением отклонений в состоянии здоровья, изменяющих категорию годности граждан к военной службе.
Комитет по охране здоровья отмечает, что законопроектом предусматривается определение порядка проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы в Положении о военно-врачебной экспертизе, содержащем в настоящее время базовые нормы о проведении указанного медицинского осмотра, а также контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, а также граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Также законопроектом предусмотрено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования на основании проведенного медицинского осмотра, решением комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссией гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В часть 8 статьи 21 Федерального закона N 323-ФЗ также вносится корреспондирующее дополнение.
В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона N 53-ФЗ первоначальную постановку на воинский учет и призыв на военную службу, в том числе медицинское обследование, медицинское освидетельствование граждан и медицинский осмотр перед направлением к месту прохождения военной службы, организуют военные комиссариаты и осуществляют, соответственно, комиссии по первоначальной постановке на воинский учет и призывные комиссии.
Комитет по охране здоровья обращает внимание, что реализация норм законопроекта позволит урегулировать обязанности призывной комиссии субъекта Российской Федерации и определить порядок проведения контрольного медицинского освидетельствования в Положении о военно-медицинской экспертизе, содержащем в настоящее время лишь базовые нормы о проведении указанного контрольного медицинского освидетельствования. Тем самым законопроект будет способствовать регулированию правовых и организационных вопросов проведения медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования отдельных категорий граждан при призыве на военную службу.
Для реализации норм законопроекта потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", а также, разработка и утверждение приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации "О признании утратившим силу приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе".
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1058292-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 22 января 2021 года (протокол N 155).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.