Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Думы
Чукотского автономного округа
от 24 ноября 2020 г. N 1257
Обращение
депутатов Думы Чукотского автономного округа к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякову по вопросам оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Уважаемый Антон Олегович!
В Думу Чукотского автономного округа поступают обращения от неработающих пенсионеров по вопросам компенсации стоимости проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно.
Изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 01.04.2005. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее по тексту - Правила) Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 марта 2016 г. N 171 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам использования воздушного транспорта для проезда отдельных категорий лиц, которым расходы на проезд возмещаются за счет средств федерального бюджета" и от 8 декабря 2016 г. N 1321 "О внесении изменений в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" позволили упростить систему указанных компенсаций.
Вместе с тем, практическая реализация положений указанного Постановления Правительства Российской Федерации сводится к тому, что прежде чем вылететь к месту положенного отдыха, пенсионеру необходимо постоянно что-то доказывать территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту - ПФР).
Так, в соответствии с пунктом 8 Правил при подаче заявления о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, пенсионер должен указать место отдыха с предъявлением документов, подтверждающих предстоящее его пребывание в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха (путевка, курсовка, иной документ, содержащий сведения о предстоящем нахождении пенсионера в избранном им для проведения отдыха месте).
Подтверждающим документом также может быть вызов или приглашение на отдых от родственника (знакомого). Указанный документ должен быть подписан компетентным должностным лицом и заверен печатью организации (либо подписан физическим лицом и заверен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Если пенсионер решает выбрать формат отдыха в виде пребывания в заранее выбранном санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе - предоставление подтверждающих документов не вызывает трудностей. На основании указанных документов пенсионеру выдаются талоны на приобретение билетов к месту отдыха и обратно, т.е. личные денежные средства не тратятся пенсионером на приобретение проездных билетов.
Но, в случае, если пенсионер принимает решение поехать в самоорганизованный отдых, то выполнение требования о подтверждении нахождения пенсионера в избранном для проведения месте отдыха сопряжено с рядом неудобств (например, оплата услуг нотариуса, оплата стоимости заверенной телеграммы и т.д.).
Не у каждого пенсионера есть родственники и/или знакомые в том населенном пункте, куда пенсионер планирует поехать отдыхать, в связи с чем отсутствует возможность оформить приглашение/вызов.
А если нет приглашения/вызова (иного подтверждающего документа), то считается, что пенсионер не "доказал" органам ПФР, что он выезжает на отдых. Соответственно талоны на приобретение билетов к месту отдыха не выдаются и пенсионер вынужден приобретать их за свой счет.
При этом не учитывается факт того, что пенсионер, например, может уже на месте выбрать и арендовать себе помещение в населенном пункте, где планирует отдыхать (т.е. проживать не в санатории, на туристической базе и т.п.) и самостоятельно посещать оздоровительные процедуры, выбранные им.
Более того, на территории нашей страны развит туристический и оздоровительный бизнес. Современные реалии таковы, что под отдыхом и оздоровлением могут пониматься не только оказание медицинских услуг, но и осуществление различных спортивных походов, марафонов, экскурсий, тренингов, курсов и т.п., а также смена обстановки. Все это может считаться отдыхом для пенсионера при выборе определенного формата отдыха.
Поскольку в федеральном законодательстве отсутствует определение понятия "отдых", соответственно толкование указанного термина вполне возможно осуществлять шире и в интересах пенсионера, а не привязывать факт отдыха пенсионера только лишь к его местонахождению в конкретном месте (санаторий, дом отдыха и т.п.). Способ отдыха и оздоровления может определяться пенсионером самостоятельно, в том числе по факту прибытия в место отдыха.
Положения статьи 34 Закона РФ от 19 декабря 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" справедливо направлены на отдых и оздоровление пенсионеров на территории Российской Федерации.
Таким образом, полагаем, что сам факт того, что пенсионер направляет заявление в органы ПФР и указывает место отдыха иное, чем место проживания, уже может быть свидетельством того, что пенсионер целенаправленно едет к месту проведения отдыха.
При этом полагаем, что ключевым моментом должен быть факт соблюдения периодичности предоставления указанной компенсации (к месту отдыха и обратно один раз в два года), установленный статьей 34 Закона РФ от 19 декабря 1993 N 4520-1, и факт выезда пенсионера из места проживания без привязки к способу реализации права на отдых (санаторий, дом отдыха, приглашение/вызов и т.п. либо самоорганизованный отдых).
Еще одним часто поднимаемым вопросом является перечень видов транспорта, установленный пунктом 10 Правил, расходы на который фактически компенсируются пенсионеру по решению территориального органа ПФР на основании представленных документов.
Указанный перечень не в полной мере учитывает территориальную и климатическую специфику районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и больше подходит для центральных регионов нашей страны с отлаженной транспортной схемой.
По примеру Чукотского автономного округа: прежде чем попасть в аэропорт для выезда за пределы округа, пассажиру необходимо пересечь акваторию лимана (в летнее время - по воде, в зимнее - по устоявшемуся ледяному покрытию, в межсезонье - по воде в период ледохода и ледостава).
Таким образом, жители нашего региона пользуются услугами транспорта, не относящегося к категориям пассажирского и междугороднего (например, это вездеходные транспортные средства, водные судна на воздушной подушке, баржа).
Это является реалией нашего региона поскольку в период ледостава и ледохода, а также в месяцы устойчивого мороза и образования больших снежных заносов далеко не каждый пассажирский транспорт способен перевезти людей из населенных пунктов в аэропорт. При этом используемый перевозчиками транспорт не попадает под категорию междугороднего транспорта. Иными словами, перевозка людей до/из аэропорта, следующих к месту отдыха и обратно, фактически осуществляется, но способы перевозки и транспорт не попадают под правовые формулировки и критерии, используемые в Правилах.
Соответственно, у территориального органа ПФР отсутствуют правовые основания компенсировать пенсионеру затраты на оплату стоимости проезда при следовании к месту отдыха и обратно при использовании указанного транспорта, поскольку в пункте 5 Правил речь идет о компенсации затрат на услуги междугороднего транспорта.
Таким образом, при реализации Правил возникает коллизия между понятиями и терминами, указанными в Правилах, и фактически работающим механизмом поездки в отпуск.
Подпунктом "а" пункта 10 Правил установлено возмещение фактических произведенных расходов при использовании железнодорожного транспорта (в плацкартном вагоне пассажирского поезда).
Вместе с тем, на практике часто возникают случаи, когда пенсионеру целесообразнее и удобнее использовать другие транспортные средства, в том числе транспортные средства более высокой категории стоимости, чтобы доехать к месту проведения отпуска и/или обратно. Например, высокоскоростной электропоезд ЭВС "Сапсан", который не имеет плацкартных вагонов. В то же время стоимость проезда на "Сапсане" несущественно отличается от стоимости проезда на железнодорожном транспорте в плацкартном вагоне. Но, его удобство и скорость следования выше, чем у обычного поезда.
Поскольку указанный вид транспорта не указан в пункте 10 Правил, соответственно проезд на нем не подлежит компенсации для пенсионеров.
Также не компенсируются проезды на поездах пригородного сообщения, аэроэкспрессах и поездах метро.
На основании изложенного, учитывая всю остроту проблемы для нетрудоспособной, наиболее незащищенной категории людей - пенсионеров, а также для исключения множественности ограничений, просим рассмотреть возможность внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно":
1) в части определения понятия "следование к месту отдыха пенсионера, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" без привязки к способу реализации права на отдых;
2) в части предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам в виде выдачи специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации, с которой заключен соответствующий договор, проездных документов до места проведения отдыха и обратно, указанного в заявлении пенсионера, в соответствии с гарантиями, установленными федеральным законодательством, независимо от наличия документов о предоставлении услуги по организации отдыха или приглашения, (т.е. только на основании заявления пенсионера);
3) в части расширения перечня транспорта, затраты на услуги которого возмещаются при осуществлении проезда к месту отдыха и обратно предлагаем в пункте 10 Правил:
- дополнить подпункт "а" видом транспорта "высокоскоростной поезд - в салоне экономического (низшего класса)";
- дополнить подпунктами:
"е) вездеходный транспорт, баржа;
ж) поезда пригородного транспорта, аэроэкспрессы и поезда метро при следовании к месту отдыха и обратно".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Думы Чукотского автономного округа от 24 ноября 2020 г. N 1257 "Об обращении депутатов Думы Чукотского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.