Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2020 г. N 3а-620/2020
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 марта 2021 г. N 66а-622/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре судебного заседания Х.Д.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим в части постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 13 декабря 2019 года N 10-203/кс "О корректировке на 2020 год долгосрочных тарифов на техническую воду, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2017 года N 10-115/кс",
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также - Госкомитет, тарифный орган) от 14 декабря 2017 года N 10-115/кс, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2017 года за N 4478, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2017 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 27 апреля 2018 года, N 32, ст. 1219, установлены долгосрочные тарифы на техническую воду, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция") на 2018-2020 годы.
Постановлением Госкомитета от 13 декабря 2019 года N 10-203/кс "О корректировке на 2020 год долгосрочных тарифов на техническую воду, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2017 года N 10-115/кс" установлены, в том числе тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для ООО "Интеграция" на 2020 год с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2019 года за N 6373, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2019 года.
Приложение N 1 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2017 года N 10-115/кс изложено в новой редакции. Для иных потребителей ООО "Интеграция" в муниципальном образовании города Казани установлены, помимо прочих, показатели одноставочных тарифов (без учета НДС):
на транспортировку холодной воды в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, а также в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 16,37 рубля за кубический метр;
на транспортировку сточных вод в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, а также в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 16,35 рубля за кубический метр (приложение N 1).
ООО "Интеграция" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений указанного нормативного правового акта, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406.
По мнению административного истца, установленные оспариваемым постановлением административного ответчика тарифы не являются экономически обоснованными, поскольку Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам при определении их размера необоснованно не приняты в полном объеме расходы ООО "Интеграция" по аренде объектов водоснабжения и водоотведения, используемые в регулируемой деятельности, а также по субаренде инженерных сетей водоснабжения и водоотведения. При этом регулирующий орган, устанавливая размер оспариваемых тарифов, не принял специальный коэффициент к основной норме амортизации имущества, переданных по некоторым договорам аренды.
В судебном заседании представитель ООО "Интеграция" Г. административный иск поддержала.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Ц., С., Х.Л. административный иск не признали.
Министерство юстиции Республики Татарстан, муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с водоподготовкой, транспортировкой и подачей питьевой или технической воды физическим либо юридическим лицам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения, приемом, транспортировкой и очисткой сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере водоснабжения и водоотведения, права и обязанности потребителей данных услуг, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, устанавливает Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 3 части 2, пунктом 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ государственному регулированию в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат, кроме прочих, тарифы на транспортировку воды, на транспортировку сточных вод.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Полномочие по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пунктах 4.4.1, 4.4.3 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "Интеграция" об экономической необоснованности установленных оспариваемыми нормативными правовыми актами тарифов, суд приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), которыми определены система, принципы и методы регулирования, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, а также порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, кроме прочих, тарифы на транспортировку воды, на транспортировку сточных вод.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и водоотведения.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил регулирования), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Судом установлено, что постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2017 года N 10-115/кс для ООО "Интеграция" установлены долгосрочные тарифы на техническую воду, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2018-2020 годы.
25 апреля 2019 года ООО "Интеграция" обратилось в Госкомитет с предложением о корректировке долгосрочных тарифов на техническую воду, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2020 год с применением метода индексации с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
Экспертные заключения по своему содержанию отвечают требованиям пункта 26 Правил регулирования и содержат предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифа регулируемой организации на периоды регулирования.
Решения о корректировке тарифов приняты при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования.
По доводу регулируемой организации о том, что Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам при определении размера тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод необоснованно не приняты расходы ООО "Интеграция" по аренде объектов водоснабжения и водоотведения, используемые в регулируемой деятельности, а также по субаренде инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, суд отмечает следующее.
Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 74, 76 и 65 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением названного метода НВВ регулируемой организации включает в себя в том числе неподконтрольные расходы, в частности расходы на арендную плату, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.
Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы (пункт 44 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 25, 26 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
При утверждении НВВ на 2020 год по статье "Плата за аренду имущества" Госкомитетом не были учтены в полном объеме расходы организации на аренду имущества в заявленном ООО "Интеграция" размере 31466,78 тысяч рублей при транспортировке сточных вод и в размере 29759,4 тысяч рублей при транспортировке холодной воды.
Расчет планируемых расходов на аренду имущества административным истцом произведен исходя из суммы арендой платы по действующим с 2017 года договорам аренды, а также субаренды.
Тарифным органом указанные расходы приняты в размере 21453,14 тысяч рублей при установлении тарифа на транспортировку сточных вод, в размере 21602,71 тысяч рублей - тарифа на транспортировке холодной воды. Основанием для отказа в принятии в заявленном размере упомянутых расходов послужило непредставление ООО "Интеграция" документов, необходимых для расчета правильности налоговых платежей (оборотно-сальдовых ведомостей по счету 01, инвентарных карточек по форме ОС-6). При этом из материалов дела и объяснений сторон следует, что в предыдущие годы долгосрочного периода регулирования представляемые административным истцом аналогичные договоры принимались, дополнительных документов у него Комитет не запрашивал.
Согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения.
Представители тарифного органа в судебном заседании утверждали, что дополнительная информация по статье расходов "Плата за аренду имущества" у ООО "Интеграция" запрашивалась в виде предложения представить дополнительные обосновывающие документы и не содержало в себе запроса предоставить документы, дополнительно обосновывающие заявленный по упомянутой статье размер расходов.
По общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в том числе практики оценки тарифным органом обосновывающих документов за предыдущие годы долгосрочного периода регулирования, Комитет в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы.
Несмотря на это, административный истец письмом от 12 декабря 2019 года N 1753/19-11, то есть до принятия оспариваемого нормативного правового акта, направил в Госкомитет копии оборотно-сальдовых ведомостей по счету 01, инвентарных карточек по форме ОС-6.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4, 6 статья 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Исходя из указанных принципов, а также практики оценки обосновывающих материалов за предыдущие годы долгосрочного периода регулирования, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Из материалов дела усматривается, что расходы по статье "Плата за аренду имущества" тарифным органом в рамках долгосрочного периода регулирования утверждались на 2018 год по тарифам на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод в заявленном Обществом размере.
Суд одновременно обращает внимание, что постановление Госкомитета от 20 ноября 2019 года N 10-94/кс при корректировке на 2020 год оспариваемых тарифов также учитывало в размере неподконтрольных расходов регулируемой организации все заявленные административным истцом расходы по статье "Плата за аренду имущества". Однако данный нормативный правовой акт не вступил в силу, был отменен самим государственным органом.
Вместе с этим, с учетом продолжения ООО "Интеграция" регулируемого вида деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифный орган не установил фактов отсутствия арендуемого административным истцом имущества, необходимого при осуществлении указанной регулируемой деятельности, или уменьшения его состава.
Осуществляя проверку по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке достаточности объема доказательств подтверждения расходов по статье "Плата за аренду имущества", тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Суд при принятии решения отмечает, исходя из доводов административного истца, недостаточную обоснованность принятого тарифным органом решения об отказе в учете специального коэффициента к основной норме амортизации по договорам аренды, заключенным с ООО "Энергоресурс", ООО "Синергия". Не нашло отражение и оценку указанное обстоятельство и в экспертном заключении регулирующего органа.
Следовательно, государственным органом было принято экономически необоснованное решение о корректировке на 2020 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2017 года N 10-115/кс.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление Госкомитета от 13 декабря 2019 года N 10-203/кс в части установления тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для ООО "Интеграция" на 2020 год не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), признание его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
Принимая во внимание, что в связи с признанием постановления Госкомитета от 13 декабря 2019 года N 10-203/кс не действующим в части наступит недостаточная правовая урегулированность административных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, руководствуясь частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым возложить на регулирующий орган как орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий в указанной части нормативный правовой акт, признанный недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 13 декабря 2019 года N 10-203/кс "О корректировке на 2020 год долгосрочных тарифов на техническую воду, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2017 года N 10-115/кс" в части установления тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" на 2020 год.
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт о корректировке на 2020 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2017 года N 10-115/кс.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2020 г. N 3а-620/2020
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 10 марта 2021 г.
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 25 января 2021 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 марта 2021 г. N 66а-622/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения