Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Ольховское сельское поселение
Ухоловского муниципального района
Рязанской области
N 36 от 20.10.2020 г
Положение
об оценке коррупционных рисков в администрации муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области
I. Общие положения
1.1. Положение об оценке коррупционных рисков в администрации муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области (далее - администрация) разработано на основании Методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, методических рекомендаций по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и устанавливает порядок определения потенциально наиболее коррупционно опасных функций администрации:
- коррупциогенных должностей администрации;
- потенциальных коррупционных возможностей лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации (далее - муниципальных служащих) при выполнении коррупционно опасных функций;
- снижение уровня коррупции при осуществлении закупок;
- мер по минимизации (устранению) коррупционных рисков.
1.2. В целях реализации настоящего Положения используются следующие основные понятия:
1) карта коррупционных рисков - документ, устанавливающий:
а) потенциально наиболее коррупционно опасные функции администрации;
б) перечень коррупциогенных должностей администрации;
в) потенциальные коррупционные возможности муниципальных служащих при выполнении коррупционно опасных функций;
г) меры по минимизации (устранению) коррупционных рисков;
2) коррупционные риски - это условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) муниципальных служащих администрации с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий, возможность совершения служащим(работником) коррупционного правонарушения;
3) коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
4) оценка коррупционных рисков - выявление условий (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для аффилированных лиц выгоды материального характера (имущество, услуги или льготы), а также иной (нематериальной) выгоды вопреки законным интересам общества и государства, общий процесс анализа и ранжирования коррупционных рисков, разработка мер по минимизации выявленных коррупционных рисков;
5) коррупционная схема- способ(совокупность способов)совершения коррупционного правонарушения;
6) коррупционное правонарушение - действие (бездействие) за совершение которого служащий(работники) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность;
7) идентификация коррупционного риска- процесс определения для отдельной процедуры потенциально возможных коррупционных схем при закупках в органе)(организации);
8) анализ коррупционного риска- процесс понимания природы коррупционного риска и возможностей для его реализации;
9) индикатор коррупции- сведения, указывающие на возможность совершения коррупционного правонарушения, а также на реализацию коррупционной схемы;
10) ранжирование коррупционных рисков- процесс определения значимости выявленных коррупционных рисков в соответствии с принятой в органе(организации) методикой
1.3. Оценка коррупционных рисков относится к числу основных инструментов предупреждения коррупционных правонарушений в администрации и позволяет решить задачи по обеспечению:
1) соответствия реализуемых мер по противодействию коррупции реальным или вероятным способам совершения коррупционных правонарушений, тем самым увеличивая действенность таких мер, повышая эффективность использования кадровых, финансовых, временных и иных ресурсов;
2) формирования обоснованного перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
3) системы управления коррупционными рисками, присущими закупочной деятельности.
1.4. Оценка коррупционных рисков в целях подготовки карты коррупционных рисков проводится в соответствии со следующими основными принципами:
- полнота: Коррупционные риски могут возникать при реализации любой административной процедуры (действия). В связи с этим необходимо учитывать, что применение подхода, при котором из общего числа процедур (действий) в администрации заранее выделяется перечень коррупционно опасных функций, имеет существенные недостатки.
Коррупционные риски могут возникать на каждом этапе осуществления закупки, в этой связи соблюдение данного принципа позволит комплексно рассмотреть закупочный процесс и выявить соответствующие коррупционные риски.
Соблюдение принципа полноты позволяет значительно сократить вероятность того, что отдельные административные процедуры (действия), при реализации которых возможно возникновение коррупционного риска, будут проигнорированы, поскольку изначально они не признаны коррупционно опасными.
- рациональное распределение ресурсов. Оценку коррупционных рисков следует проводить, учитывая возможности кадровых, финансовых, временных и иных ресурсов.
- всесторонность определения коррупционных рисков. Определение состава потенциальных коррупционных правонарушений и анализ вероятных способов их совершения (коррупционных схем) позволяет разработать наиболее эффективные меры предупреждения коррупции в подразделениях и отделах.
Взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми антикоррупционными мероприятиями. Результаты оценки коррупционных рисков являются основой для определения перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
- своевременность и регулярность оценки коррупционных рисков. Проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе. Углубленную оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить раз в 2-3 года и (или) при любом существенном изменении регулирующего законодательства, организационно-штатной структуры, перераспределение полномочий между структурными подразделениями органа (организации), выявлении новых коррупционных правонарушений и иных факторов, свидетельствующих о возможности возникновения коррупционных рисков, изменение законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности и других применимых нормативных правовых и иных актов.
Раз в год целесообразно проводить текущую оценку коррупционных рисков, предполагающую анализ функций администрации, связанных с коррупционными рисками, на предмет необходимости принятия дополнительных мер, направленных на минимизацию выявленных рисков.
- законность: Оценка коррупционных рисков не должна противоречить нормативным правовым и иным актам Российской Федерации;
- гласность: Администрация размещает информацию о результатах оценки коррупционных рисков на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Противодействие коррупции" с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Привлечение заинтересованных сторон. Процесс оценки коррупционных рисков предполагает участие и учет мнения всех заинтересованных сторон (институты гражданского общества, эксперты и др.).
- адекватность: принимаемые в целях проведения оценки коррупционных рисков, в том числе минимизации выявленных рисков, меры не должны возлагать на служащих(работников) избыточную нагрузку, влекущую нарушение нормального осуществления ими своих служебных (трудовых) обязанностей;
- презумпция добросовестности: наличие коррупционных индикаторов на различных этапах осуществления закупки само по себе не свидетельствует о совершившимся или планируемом к совершению коррупционном правонарушении и требует комплексного анализа всех обстоятельств ситуации по профилактике коррупционных правонарушений
- исключение субъективности: предметом оценки коррупционных рисков является процедура осуществления закупки, реализуемая в органе (организации), а не личностные качества участвующих в осуществлении закупки служащих(работников);
- беспристрастность и профессионализм: оценку коррупционных рисков необходимо поручить не только лицам, которые являются независимыми по отношению к закупочным процедурам, реализуемым в органе(организации), но и лицам, обладающим необходимыми познаниями в оцениваемой сфере. Организовать повышение квалификации служащих(работников), ответственных за проведение коррупционных рисков, по дополнительной программе по вопросам, связанным, в частности, с осуществлением закупок.
- конкретность: результаты оценки коррупционных рисков должны быть понятны и объективны, не допускать двусмысленных формулировок и иных возможностей неоднозначного толкования.
II. Порядок и этапы оценки коррупционных рисков
2.1. Принятие решения о проведении оценки коррупционных рисков
2.1.1. Решение о проведении оценки коррупционных рисков принимается главой администрации в форме распоряжения, в котором указываются сроки проведения оценки, назначаются лица, ответственные за проведение оценки коррупционных рисков, утверждается состав рабочей группы.
2.1.2. В состав рабочей группы по проведению оценки коррупционных рисков включаются представители профильных структурных подразделений администрации, главный юрисконсульт, члены комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а также, по согласованию, представители общественных организаций.
К проведению оценки коррупционных рисков могут привлекаться внешние эксперты и представители правоохранительных органов, представители институтов гражданского общества.
2.1.3. Заседание рабочей группы проводится не реже одного раза в полгода, а также по мере необходимости. Целью таких заседаний является выявление необходимости проведения оценки коррупционных рисков, внесение изменений в карту коррупционных рисков, оценка эффективности реализуемых мер по минимизации выявленных коррупционных рисков и иные вопросы по компетенции рабочей группы. Результаты работы рабочей группы представляются главе администрации в виде докладов.
2.1.4. Рабочая группа осуществляет следующие функции:
1) разработка и участие в реализации карты коррупционных рисков и мер по их минимизации;
2) координация деятельности структурных подразделений администрации по устранению причин коррупции и условий им способствующих, выявление проявлений фактов коррупции;
3) внесение предложений, направленных на реализацию мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
4) выработка рекомендаций для практического использования по предотвращению и профилактике коррупционных правонарушений;
5) взаимодействие с представителями правоохранительных органов, институтов гражданского общества и СМИ по реализации мер, направленных на предупреждение фактов коррупции и выявление коррупционных рисков;
6) планирование деятельности администрации по реализации мер по противодействию коррупции;
7) внесение предложений по совершенствованию деятельности в сфере противодействия коррупции, а также участие в подготовке проектов локальных актов по вопросам, относящимся к компетенции рабочей группы;
8) участие в разработке форм и методов осуществления антикоррупционной деятельности и контроля их реализации.
2.2. Определение перечня функций администрации, при реализации которых, наиболее вероятно возникновение коррупции
2.2.1. Определение перечня функций администрации, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
2.2.2. К коррупционно опасным функциям администрации относятся функции по муниципальному контролю, управлению муниципальным имуществом, размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд; подготовке и принятию решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.)подготовке и принятию решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов, по подготовке и принятию решений об отсрочке уплаты налогов и сборов, выдаче разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия, возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, проведению административного расследования, проведению расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, муниципальному имуществу, обеспечению детей- сирот жилыми помещениями, по принятию претендентов на муниципальные должности по результатам конкурса, выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, оказанию муниципальных услуг.
Под функциями по муниципальному контролю понимается осуществление администрацией и (или) уполномоченными структурными подразделениями администрации полномочий органов местного самоуправления муниципального района, закрепленных в федеральном законодательстве, законодательстве Рязанской области, по контролю за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения (инспекции, ревизии, проверки).
Под функциями по управлению муниципальным имуществом понимается осуществление администрацией полномочий собственника в отношении муниципального имущества, в том числе переданного муниципальным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям.
Под функциями по оказанию муниципальных услуг понимается предоставление администрацией услуг непосредственно или через подведомственные ей учреждения безвозмездно по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Рязанской области, муниципальными правовыми актами полномочий.
2.2.3. Определение перечня коррупционно опасных функций осуществляется на основе анализа функций администрации, установленных в отношении органов местного самоуправления федеральными законами, законами Рязанской области, Уставом муниципального образования - Ольховское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, Положением об администрации муниципального образования, положениями о структурных подразделениях администрации, иными муниципальными правовыми актами.
2.2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно опасной), может быть выявлена путем анализа различного рода информации, поступающей как из внутренних, так и из внешних источников.
К внутренним источникам информации относятся следующие:
1) нормативные правовые акты (при анализе нормативных правовых актов необходимо, в частности, оценить положения, касающиеся функций администрации, связанные с коррупционными рисками, положение о структурных подразделениях органа(организации) участвующих в закупочной деятельности;
2) локальные нормативные акты (анализ организационно-штатной структуры администрации, в том числе должностных обязанностей муниципальных служащих при осуществлении административных процедур (действий), акты, касающиеся осуществления закупок и иной связанной с ними деятельности);
3) должностные регламенты(инструкции), служебные(трудовые) обязанности муниципальных служащих, в том числе служащих, участвующих в осуществлении закупок
4) результаты внутреннего или внешнего анализа деятельности органа (*организации), касающиеся закупочной деятельности;
5) факты, свидетельствующие о нарушении в органе (организации) положений законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности или иного применимого законодательства Российской Федерации;
6) сведения о коррупционных правонарушениях, ранее совершенных служащими(работниками) при осуществлении закупок;
7) иные внутренние источники, к которым можно отнести протоколы заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), материалы служебных проверок, результаты опроса уполномоченных должностных лиц, служащих (работников), уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений и др.
8) сведения бухгалтерского баланса;
9) план закупок
10) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих(работников), участвующих в осуществлении закупки;
11) иные документы, в том числе характеризующие порядок(процедуру) осуществления закупки в органе(организации)
К внешним источникам информации относятся следующие:
1) результаты опроса подконтрольных субъектов, получателей услуг, экспертов, представителей институтов гражданского общества и иных заинтересованных лиц;
2) социологические исследования, проводимые администрацией или сторонними исследовательскими организациями;
3) результаты независимых исследований, посвященным рискам при осуществлении закупок;
4) статистические данные о правонарушениях в сфере деятельности администрации и(или) ее должностных лиц;
5) обращения граждан и организаций, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях, а также правонарушениях при осуществлении закупок, в том числе обращения, поступившие на "горячую линию", "электронную приемную" и т.д.;
6) сообщения в СМИ и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения служащими (работниками) требований к служебному поведению;
7) материалы, представленные правоохранительными органами, ФАС России, Счетной палатой Рязанской области, Федеральным казначейством и иными органами (организациями) и их должностными лицами, включая акты прокурорского реагирования, материалы уголовных дел, материалы, представляемые органами следствия и др.;
8) материалы, представленные правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественным советом муниципального образования и из других источников.
9) материалы проведенных органами прокуратуры мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности или иного применимого законодательства Российской Федерации;
10) обзоры типовых нарушений, совершаемых при осуществлении закупок и иные применимые материалы
2.2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией формируется и утверждается перечень коррупционно опасных функций и реестр(карта) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупки.
2.2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно опасных функций и реестр(карта) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупки могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими и т.д.
2.3. Оценка и классификация коррупционных рисков
2.3.1. В целях рационального расходования ресурсов возможно выделение отдельных наиболее коррупционноемких административных процедур (действий), в отношении которых меры по минимизации коррупционных рисков будут реализованы в первую очередь. Для этого следует оценить коррупционные риски с точки зрения их значимости для администрации и общества.
2.3.2. Значимость коррупционных рисков определяется сочетанием рассчитанных параметров: вероятности реализации коррупционного риска (вероятность) и возможного вреда от его реализации (вред).
Вероятность реализации коррупционного риска определяется, в первую очередь, характеристикой и количеством коррупциогенных факторов, т.е. обстоятельств, увеличивающих вероятность совершения коррупционных правонарушений.
В зависимости от вероятности возникновения риск может быть:
1) незначительной вероятности возникновения (низкая вероятность) - риск может возникнуть в чрезвычайных обстоятельствах или маловероятен;
2) средней вероятности возникновения (средняя вероятность) - риск может возникнуть при определенном стечении обстоятельств;
3) повышенной вероятности возникновения (высокая вероятность) - риск ожидаем при нормальном развитии событий.
2.3.3. Необходимо оценить возможный вред от реализации коррупционного риска. При этом приоритетное внимание следует уделить таким видам вреда (ущерба), как:
1) вред жизни и здоровью граждан;
2) вред национальной безопасности и обороноспособности государства;
3) вред окружающей среде;
4) материальный ущерб;
5) репутационный ущерб администрации, резонансные судебные разбирательства, многочисленные жалобы и претензии со стороны граждан и организаций.
2.3.4. В зависимости от эффекта риски могут быть следующими:
1) незначительный - риск незначительно влияет на охраняемые законом ценности;
2) умеренный - риск, который, если не будет пресечен, может значительно повлиять на охраняемые законом ценности;
3) значительный - риск, последствия которого могут повлечь значительные финансовые убытки, помешать успеху деятельности или эффективному функционированию администрации, государства и общества.
В случае если реализация коррупционного риска может повлечь вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб национальной безопасности и обороноспособности государства и (или) окружающей среде, такой потенциальный вред следует оценивать как значительный.
2.3.5. Одним из возможных способов оценки значимости коррупционного риска является использование матрицы оценки значимости рисков. При этом все риски по степени своей значимости разделяются на критические, существенные и незначительные.
Матрица оценки значимости коррупционных рисков
Потенциальный вред |
Вероятность реализации коррупционного риска |
|||
|
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
Значительный |
Критический риск |
Существенный риск |
Существенный риск |
|
Умеренный |
Существенный риск |
Существенный риск |
Незначительный риск |
|
Незначительный |
Существенный риск |
Незначительный риск |
Незначительный риск |
2.4. Формирование перечня должностей муниципальной службы в администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками
2.4.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными (трудовыми) обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства.
2.4.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений. При этом анализируется:
1) что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
2) какие коррупционные схемы используются.
2.4.3. Должности муниципальной службы, которые являются ключевыми для потенциального совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной (трудовой) деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
2.4.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно опасных функций, могут служить:
1) необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
2) использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;
3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу;
4) оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
5) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
6) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
7) а также сведения о:
а) нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;
б) искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной (трудовой) деятельности;
в) попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
г) действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным (трудовым) полномочиям;
д) бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными (трудовыми) обязанностями;
е) совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;
ж) совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.
2.4.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией формируется и утверждается перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками. К "высокой" степени участия должностных лиц в осуществлении коррупционно опасных функций относятся лица, в должностные обязанности которых входит:
1) осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
2) право решающей подписи;
3) подготовка и визирование проектов решений;
4) осуществление контрольных мероприятий (составление акта проверки, выдача предписания об устранении нарушений, контроль за устранением выявленных нарушений и т.п.);
5) непосредственное ведение реестров, баз данных, содержащих "коммерчески" значимую информацию.
6) предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
7) подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов;
8) управление муниципальным имуществом;
9) осуществление муниципальных закупок;
10) выдача заключений, разрешений;
11) хранение и распределение материально-технических ресурсов.
2.4.6. Утверждение данного перечня осуществляется распоряжением администрации преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
2.4.7. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень должностей в администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками, могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими и т.д.
2.4.8. В соответствии с антикоррупционным законодательством лица, замещающие должности, включенные в обозначенный перечень должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
2.5 Описание процедуры осуществления закупки в органе (организации)
2.5.1 При проведении оценки коррупционных рисков необходимо проанализировать не только саму процедуру с точки зрения нормативно определенных (установленных) процедур осуществления закупок и присущих ей коррупционных рисков и индикаторов коррупции, но и детально проанализировать процедуру в целом: с разделением того, что прямо предусмотрено (проистекает) нормативными правовыми и иными актами и того, что происходит на практике ("в жизни").
2.5.2. Основная задача данного этапа - понять, каким образом в органе (организации) фактически происходит осуществление закупки.
2.6 Идентификация коррупционных рисков
2.6.1. По результатам описания процедуры осуществления закупки рекомендуется провести идентификацию коррупционных рисков на основании имеющейся в распоряжении органа (организации) информации, указанной в пункте 2.2.4 настоящего положения.
2.6.2. Признаками наличия коррупционного риска при осуществлении закупок может являться наличие у служащего (работника):
- дискреционных полномочий, в том числе при подготовке документации, необходимой для осуществления закупки и заключения и исполнения муниципального контракта либо гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным муниципальным учреждением или муниципальным казенным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ (далее - контракт);
- возможности взаимодействия с потенциальными участниками закупки (то есть потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями));
2.6.3. Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, могут быть использованы различные методы, среди которых можно выделить следующие:
- анкетирование;
- экспертное обсуждение;
- иные методы.
Выбор конкретного метода рекомендуется обосновывать фактическими обстоятельствами, сложившимися в органе (организации).
2.6.3 Одновременно для идентификации коррупционных рисков могут быть использованы ответы на следующие вопросы:
- кто может быть заинтересован в коррупционном правонарушении?
- какие коррупционные правонарушения могут быть совершены на рассматриваемом этапе осуществления закупки?
- в чем заключается взаимосвязь возможного коррупционного правонарушения и возможных к получению выгод?
2.6 На каждом этапе осуществления закупки может быть выявлено несколько коррупционных рисков.
2.7 Анализ коррупционных рисков
2.7.1 По результатам идентификации коррупционных рисков рекомендуется описать коррупционное правонарушение с точки зрения ее возможных участников и тех действий (бездействия), которые они могут предпринять для извлечения неправомерной выгоды. Особое внимание при этом целесообразно уделить не только определению потенциально возможной коррупционной схемы, но и присущим ей индикаторам коррупции.
2.7.2 Для проведения указанной работы могут быть использованы ответы на следующие вопросы:
- какие действия (бездействие) приведут к получению неправомерной выгоды в связи с осуществлением закупки?
- каким образом потенциально возможно извлечь неправомерную выгоду?
- кто рискует быть вовлечен в коррупционную схему?
- каким образом возможно обойти механизмы внутреннего (внешнего) контроля?
2.7.3 При описании коррупционной схемы целесообразно описать следующие аспекты:
- какая выгода может быть неправомерно получена;
- кто может быть заинтересован в получении неправомерной выгоды при осуществлении закупки;
- перечень служащих (работников) организации, участие которых позволит реализовать коррупционную схему;
- описание потенциально возможных способов получения неправомерной выгоды;
- краткое и развернутое описание коррупционной схемы;
- состав коррупционных правонарушений, совершаемых в рамках рассматриваемой коррупционной схемы;
- существующие механизмы внутреннего (внешнего) контроля и способы их обхода;
- иные применимые аспекты.
2.7.4 При этом стоит разграничивать коррупционные риски и коррупционные схемы от фактов необоснованных закупок, влекущих негативные последствия для органа (организации), в том числе в виде экономического ущерба.
2.7.5 При анализе коррупционных рисков процедуру осуществления закупки можно разделить на следующие основные этапы:
- предпроцедурный этап (предусматривающий в том числе процедурные основы осуществления закупок; планирование закупок; подготовку иной документации для осуществления закупки);
- процедурный этап (определение поставщика (подрядчика, исполнителя));
- постпроцедурный этап (исполнение, изменение, расторжение контракта).
2.7.6 При анализе коррупционных рисков на предпроцедурном этапе целесообразно, в первую очередь, обратить внимание на предполагаемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Для целей профилактики коррупции предпочтительными являются конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Стоит учитывать, что конкурентные процедуры не исключают коррупционные риски, но повышают открытость и прозрачность, позволяют не допустить совершение коррупционных правонарушений.
Одновременно подразделению по профилактике коррупционных правонарушений целесообразно обращать внимание на цель осуществления закупки (ее обоснованность) и на начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги.
Следует оценить необходимость планируемого к закупке товара, работы и (или) услуги и ее обоснование (соотносится ли планируемый к закупке товар, работа и (или) услуга с целями деятельности органа (организации)).
Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений также может быть рекомендовано оценить документацию, подготавливаемую для целей осуществления закупки, через призму возможной аффилированности с потенциальными участниками закупки.
Стоит учитывать также избыточное количество сложных для восприятия формулировок, которые могут использоваться для:
- сокрытия коррупционных правонарушений;
- ограничения возможности осуществления контрольных (мониторинговых) мероприятий;
- необоснованного объединения (дробления) лотов;
- ограничения потенциального количества участников закупок и т.д.
2.7.7 На процедурном этапе подразделению по профилактике коррупционных правонарушений стоит обратить внимание на оценку заявок, окончательных предложений участников закупки в части критериев такой оценки (например, наличие двусмысленных формулировок, а также критериев, соответствие которым сложно подтвердить).
Кроме того, необходимо проанализировать процесс через призму опасности передачи служебной информации потенциальным участникам закупки, аффилированным с отдельными служащими (работниками).
Вместе с тем необходимо учитывать, что закупка может осуществляться не только в интересах физического (юридического) лица - потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), но и в интересах приобретения конкретного товара, получения конкретной услуги, работы.
2.7.8 При анализе постпроцедурного этапа необходимо обращать внимание на существенное изменение условий контракта, а также на аспекты, связанные с:
- приемкой поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта);
- оплатой заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- взаимодействием заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
2.7.9 Индикаторы коррупции не позволяют однозначно говорить о коррупционном правонарушении, как свершившемся факте. Даже в условиях большого количества индикаторов коррупции закупка может быть честной, законной.
2.7.10 Возможные индикаторы коррупции:
- незначительное количество участников закупки;
- существенное количество неконкурентных способов осуществления закупки, то есть в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) выступает одно и то же физическое (юридическое) лицо;
- "регулярные" участники закупки не принимают участие в конкретной закупке;
- участники закупки "неожиданно" отзывают свои заявки;
- в качестве субподрядчиков привлекаются участники закупки, неопределенные в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя);
- участниками закупки являются юридические лица, обладающие следующими признаками:
создание по адресу "массовой" регистрации;
незначительный (минимальный) размер уставного капитала;
отсутствие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
недавняя регистрация организации (за несколько недель или месяцев до даты объявления торгов);
отсутствие необходимого количества специалистов требуемого уровня квалификации для исполнения контракта;
отсутствие непосредственных контактов с контрагентами;
отсутствие в штатном расписании организации лица, отвечающего за бухгалтерский учет (главного бухгалтера);
договоры с контрагентом содержат условия, которые не характерны для обычной практики, и т.д.;
- в целях создания видимости конкуренции участниками закупки являются физические (юридические) лица, которые объективно не в состоянии исполнить потенциальный контракт и т.д.
2.8 Ранжирование коррупционных рисков
2.8.1 По результатам описания выявленных коррупционных рисков и применимых коррупционных схем рекомендуется провести оценку их значимости.
2.8.2. Ранжирование коррупционных рисков может осуществляться с использованием различных методов. Одним из возможных методов ранжирования коррупционных рисков является ранжирование исходя из вероятности реализации и потенциального вреда от реализации такого риска. При признании целесообразным органом (организацией) может быть использован иной метод ранжирования.
2.8.3. Критерии ранжирования могут выстраиваться исходя из общих подходов либо с учетом правоприменительной практики (например, частота ранее зафиксированных коррупционных правонарушений; возможный экономический ущерб (штраф) и проч.).
2.8.4. Степень выраженности каждого критерия рекомендуется оценить с использованием количественных показателей. При этом целесообразно разработать четкие критерии оценки степени выраженности и минимизировать влияние субъективного восприятия. Примеры градаций степени выраженности критериев "вероятность реализации" и "потенциальный вред" представлены в таблице 1 и 2 соответственно.
2.8.5. Обосновывать выбор того или иного количественного показателя рекомендуется на основе объективных данных, которые могут быть закреплены в локальном нормативном акте органа (организации) для целей последующей преемственности процедуры ранжирования и разработки мер по минимизации.
Таблица 1.
Градация степени выраженности критерия "вероятность реализации"
Степень выраженности |
Процентный показатель |
Описание |
Очень часто |
Более 75% |
Сомнения в том, что событие произойдет практически отсутствуют. В определенных обстоятельствах событие происходит очень часто, что подтверждается аналитическими данными |
Высокая частота |
50%-75% |
Событие происходит в большинстве случаев. При определенных обстоятельствах событие является прогнозируемым |
Средняя частота |
25%-50% |
Событие происходит редко, но является наблюдаемым |
Низкая частота |
5%-25% |
Наступление события не ожидается, хотя в целом оно возможно |
Очень редко |
Менее 5% |
Крайне маловероятно, что событие произойдет, ретроспективный анализ не содержит фактов подобного события (либо случаи единичны), событие происходит исключительно при определенных сложно достижимых обстоятельствах |
Таблица 2.
Градация степени выраженности критерия "потенциальный вред"
Степень выраженности |
- 7 Описание |
Очень тяжелый |
Реализация коррупционного риска приведет к существенным потерям, в том числе охраняемым законом ценностям, и нарушению закупочной процедуры |
Значительный |
Реализация коррупционного риска приведет к значительным потерям и нарушению закупочной процедуры |
Средней тяжести |
Риск, который, если не будет пресечен, может привести к ощутимым потерям и нарушению закупочной процедуры |
Легкий |
Риск незначительно влияет на закупочную процедуру, существенного нарушения закупочной процедуры не наблюдается |
Очень легкий |
Потенциальный вред от коррупционного риска крайне незначительный и может быть администрирован служащими (работниками) самостоятельно |
2.8.6 Значимость коррупционного риска определяется сочетанием рассчитанных критериев посредством, например, использования матрицы коррупционных рисков.
Пример простой матрицы коррупционных рисков представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Матрица коррупционных рисков
Вероятность реализации |
Очень часто |
|
|
|
|
|
Высокая частота |
|
|
|
|
|
|
Средняя частота |
|
|
|
|
|
|
Низкая частота |
|
|
|
|
|
|
Очень редко |
|
|
|
|
|
|
|
Очень легкий |
Легкий |
Средней тяжести |
Значительный |
Очень тяжелый |
|
Потенциальный вред |
2.8.7 Необходимо определить, какие коррупционные риски (их величины) требуют первоочередных действий. Например, в отношении матрицы коррупционных рисков формируется т.н. "граница толерантности", посредством которой определяется, какие риски находятся выше "границы толерантности" и, как следствие, требуют принятия мер по минимизации. В отношении таких рисков рекомендуется осуществлять постоянный контроль и оперативно принять меры по их минимизации.
2.8.8. Ранжирование коррупционных рисков рекомендуется проводить для определения их действительного статуса:
- регулярно, в частности, для целей определения эффективности реализуемых мер по их минимизации;
- при изменении обстоятельств осуществления закупочной деятельности (например, при внесении изменений в законодательство Российской Федерации о закупочной деятельности);
- при выявлении новых коррупционных рисков;
- при иных обстоятельствах.
Выявление новых коррупционных рисков может оказать влияние на ранжирование других коррупционных рисков.
Кроме того, на ранжирование коррупционных рисков оказывает влияние реализация мер, направленных на минимизацию выявленных коррупционных рисков. По результатам реализации мер по минимизации коррупционных рисков ранжирование коррупционных рисков может быть проведено повторно.
III. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно опасных функций и разработка мер по минимизации коррупционных рисков
3.1. Целью минимизации коррупционных рисков является снижение вероятности совершения коррупционного правонарушения и (или) возможного вреда от реализации такого риска (снижение до приемлемого уровня или его исключение).
Разработка мер по минимизации коррупционных рисков включает подготовку предложений по минимизации всех или наиболее существенных идентифицированных коррупционных рисков. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, в первую очередь, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
3.2 Минимизация коррупционных рисков предполагает следующее:
- определение возможных мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков;
- определение коррупционных рисков, минимизация которых находится вне компетенции органа (организации), оценивающего коррупционные риски;
- определение коррупционных рисков, требующих значительных ресурсов для их минимизации или исключения, которыми данный орган (организация) не располагает;
- выбор наиболее эффективных мер по минимизации;
- определение ответственных за реализацию мероприятий по минимизации;
- подготовка плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок (далее - план по минимизации коррупционных рисков);
- мониторинг реализации мер и их пересмотр (при необходимости) на регулярной основе.
3.3. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:
1) значительно уменьшается риск отклонения должностного лица при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
2) снижается степень усмотрения должностных лиц при принятии управленческих решений;
3) создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
4) обеспечивается единообразное осуществление функций должностными лицами администрации;
5) создается гласная, открытая модель реализации коррупционно опасной функции.
При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами позволит обеспечить взаимный контроль.
3.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, необходимо применять следующие меры:
1) перераспределение функций между структурными подразделениями внутри администрации;
2) введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);
3) исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;
4) совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения, включение в состав таких органов представителей общественности;
5) сокращение количества должностных лиц, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
6) оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;
7) сокращение сроков принятия управленческих решений;
8) установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий должностным лицом при осуществлении коррупционно опасной функции;
9) установление дополнительных форм отчетности должностных лиц о результатах принятых решений.
3.4. В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений реализация мероприятий, предусмотренных настоящим Положением, необходимо осуществлять на постоянной основе посредством:
1) организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в СМИ;
2) использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
3) проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения муниципальных служащих при исполнении коррупционно опасных функций.
3.5. Для каждого выявленного коррупционного риска должны быть определены возможные меры по минимизации соответствующих коррупционных рисков. При этом необходимо оценить объем финансовых затрат на реализацию этих мер, а также потребность в кадровых и иных ресурсах, необходимых для проведения соответствующих мероприятий. При этом одна и та же мера может быть использована для минимизации нескольких коррупционных рисков.
3.6. В случае невозможности или экономической нецелесообразности одновременной реализации мер по минимизации всех выявленных коррупционных рисков необходимо, в первую очередь, предпринять те меры, которые позволят минимизировать вероятность реализации и потенциальный вред рисков, указанных в пункте 2.8.7 настоящего Положения.
3.7. При определении мер по минимизации коррупционных рисков целесообразно руководствоваться следующим:
1) каждую меру необходимо сформулировать конкретно, служащие (работники), вовлеченные в процесс ее реализации, должны понимать ее цели и содержание, конечный результат и его связь с минимизацией конкретного коррупционного риска;
2) для каждой меры должен быть установлен срок или периодичность ее реализации;
3) определение конкретного результата от реализации меры;
4) установление механизмов контроля и мониторинга;
5) определение персональной ответственности и служащих (работников) (структурных подразделений органа (организации)), участвующих в реализации и (или) заинтересованных в реализации;
6) определение необходимых ресурсов;
7)иные аспекты.
3.8 Снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок способствует следующее:
- повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок (например, обеспечение возможности для широкого круга физических и юридических лиц участвовать в закупочных процедурах и недопущение влияние личной заинтересованности служащих (работников) на результаты таких процедур);
- повышение (улучшение) знаний и навыков служащих (работников), участвующих в осуществлении закупок;
- усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупочных процедур;
- использование стандартизированных процедур и документов при осуществлении закупки "обычных" товаров, работ, услуг;
- проведение правового просвещения и информирования;
- повышение качества юридической экспертизы конкурсной документации в целях исключения противоречивых условий исполнения контракта;
- анализ обоснованности изменения условий контракта, причин затягивания (ускорения) сроков заключения (исполнения) контракта и т.д.
3.9 Возможные меры по минимизации коррупционных рисков включают несколько основных блоков:
1) Организация и регламентация процессов, в том числе:
- детальная регламентация этапа закупочной процедуры, связанной с коррупционными рисками (например, сведение к минимуму дискреционных полномочий служащего (работника));
- минимизация единоличных решений (разумное расширение круга лиц, без участия (согласования) которых не может быть принято решение);
- минимизация ситуаций, при которых служащий (работник) совмещает функции по принятию решения, связанного с осуществлением закупки, и контролю за его исполнением;
- совершенствование механизма отбора служащих (работников) для участия в осуществлении закупок, направленное в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов;
- иные меры.
2) Совершенствование контрольных и мониторинговых процедур, в том числе:
- регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных служащими (работниками), в том числе на основе жалоб, содержащихся в обращениях граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации (например, создание эффективной "горячей линии");
- совершенствование механизмов, позволяющих служащим (работникам) своевременно сообщить о замеченных ими случаях возможных коррупционных нарушений, в том числе о ситуациях, когда в предполагаемые коррупционные правонарушения вовлечены их руководители;
- совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением служащими (работниками) своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля;
- иные меры.
3) Информационные и образовательные мероприятия, в том числе:
- размещение информации об ответственности за коррупционные правонарушения в помещении органа (организации), на официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством рассылки на адреса электронных почт служащих (работников) и т.д.;
- проведение методических совещаний, семинаров, круглых столов, по вопросам противодействия коррупции в закупочной деятельности;
- иные меры.
3.10 Выбор мер по минимизации коррупционных рисков должен основываться, в частности, на принципе разумности и рационального распределения ресурсов (анализ соотношения потраченных ресурсов к возможным положительным результатам, т.н. "анализ "затраты-выгоды" ").
4. Утверждение результатов оценки коррупционных рисков
4.1. По результатам проведенной оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется составить реестр коррупционных рисков, возникающих при осуществлению закупок по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
4.2. В качестве пояснительных документов к реестру коррупционных рисков рекомендуется приложить отчет об оценке коррупционных рисков, содержащий информацию о проделанной работе, в том числе информацию о способах сбора информации, расчете используемых показателей при ранжировании коррупционных рисков, обосновании предлагаемых мер по минимизации, матрицу коррупционных рисков и т.д.
4.3. Одновременно с реестром коррупционных рисков рекомендуется осуществить подготовку плана по минимизации коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
При подготовке плана по минимизации коррупционных рисков учитываются положения пунктов 3.1-3.10 настоящего Положения.
4.4. Проекты реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков целесообразно направить на согласование во все заинтересованные структурные подразделения органа (организации). Также данные проекты могут быть рассмотрены на заседании коллегиального органа, в полномочия (функции) которого входят вопросы, связанные с предупреждением коррупции (при наличии).
Рекомендуется установить конкретный срок рассмотрения проектов реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков.
При необходимости проекты реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков дорабатываются с учетом поступивших письменных предложений и замечаний.
4.5. Доработанные (согласованные) проекты реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков представляются на утверждение руководителю органа (организации) (уполномоченному должностному лицу) и могут впоследствии быть размещены на официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.6. Меры по минимизации выявленных коррупционных рисков после их утверждения или одобрения включаются в план противодействия коррупции в администрации.
4.7 Результаты работы по разработке мер по минимизации выявленных коррупционных рисков представляются главе администрации или уполномоченному им должностному лицу.
V. Мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими администрации, деятельность которых связана с коррупционными рисками
5.1. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков является элементом системы управления такими рисками и проводится в целях оценки эффективности реализуемых мер по минимизации.
Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:
1) своевременная фиксация отклонения действий должностных лиц от установленных норм, правил служебного поведения;
2) выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
3) подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц;
4) корректировка перечня коррупционно опасных функций и перечня должностей в администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками.
5.2. Мониторинг целесообразно проводить на регулярной основе (например, раз в полгода), а также по мере необходимости. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности должностных лиц.
Сбор указанной информации может осуществляться в том числе путем проведения опросов на официальном сайте администрации в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с должностными лицами.
5.3. При проведении мониторинга:
1) формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
2) обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации, государственными органами, иными органами и организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4 настоящего Положения.
5.4. Подготовку доклада о результатах соответствующего мониторинга, который представляется на рассмотрение руководителю органа, рекомендуется осуществлять подразделению по профилактике коррупционных правонарушений.
Результатами проведения мониторинга являются:
1) подготовка материалов о несоблюдении должностными лицами при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
2) подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц, а также по внесению изменений в перечень коррупционно опасных функций и перечень должностей в администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками;
3) ежегодные доклады руководству администрации о результатах проведения мониторинга.
Результаты проведенного мониторинга могут являться основанием для повторного проведения оценки коррупционных рисков и (или) внесения изменений в реестр коррупционных рисков и план по минимизации коррупционных рисков.
VI. Оформление и согласование результатов оценки коррупционных рисков
6.1. По результатам оценки коррупционных рисков составляется общий перечень выявленных коррупционных рисков функций и мер по их минимизации. Соответствующая информация включается в форму карты коррупционных рисков и мер по их минимизации (далее - карта коррупционных рисков) в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению.
6.2. Проект карты коррупционных рисков должен пройти согласование во всех структурных подразделениях администрации и быть рассмотрен на заседании рабочей группы. К рассмотрению проекта карты коррупционных рисков могут также привлекаться представители заинтересованных институтов гражданского общества, в частности, общественных объединений и организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции.
6.3. По результатам проведения экспертной оценки проект карты коррупционных рисков дорабатывается с учетом представленных замечаний и утверждается распоряжением администрации.
6.4. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, корректировкой перечней должностей в администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, подлежат рассмотрению на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов не реже одного раза в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.