Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 3 февраля 2021 г. N 50
Положение
об организации в Минэкономразвития России работы по проведению оценки фактических показателей временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров из Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации в Минэкономразвития России работы по проведению оценки фактических показателей временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров из Российской Федерации (далее - оценка), включая последовательность сбора информации и оценки фактических временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров.
Проведение оценки основывается на методологии, используемой Всемирным банком при проведении исследования "Ведение бизнеса", учитывает логику и содержание стандартной анкеты, ежегодно направляемой экспертами Всемирного банка респондентам в Российской Федерации.
Проведение оценки обеспечивается Департаментом развития и регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - Департамент).
2. Целями проведения оценки являются:
1) формирование алгоритма учета фактических временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров;
2) определение плановых значений целевого показателя "Временные затраты экспортеров при взаимодействии с государственными контролирующими органами" государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";
3) получение в соответствии с алгоритмом на основе различных источников информации данных о фактических временных и финансовых затратах участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров, в целях мониторинга достижения плановых значений целевого показателя "Временные затраты экспортеров при взаимодействии с государственными контролирующими органами" государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";
4) выработка предложений по мероприятиям, направленным на сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров.
3. Проведение оценки соответствует подходу Всемирного банка, согласно которому в целях обеспечения возможности сравнения данных по разным странам в отношении экспортируемых товаров учитываются следующие предположения:
1) единицей торговли является партия нового и не бывшего в употреблении товара;
2) экспортные партии не обязательно поставляются в контейнерах;
3) экспортер оплачивает все расходы, связанные с таможенным оформлением и обязательными проверками таможенными и другими органами, погрузочно-разгрузочными работами и обработкой груза в портах и на границе, а также оплачивает сборы за оформление документов и пр.;
4) подлежат учету все документы, подготовленные для целей вывоза товара, независимо от того, подлежат ли эти документы предоставлению в соответствии с требованиями закона или согласно сложившейся торговой практике; все сведения, предоставляемые в электронном виде по требованию любого государственного органа в связи с данной партией товара, считаются документами, полученными, подготовленными и представленными при осуществлении экспорта;
5) время измеряется в часах, при этом 1 день равен 24 часам (например, 22 дня рассчитываются как 22 х 24 = 528 часов);
6) не учитываются затраты на страхование;
7) размер финансовых затрат оценивается в долларах США, перевод в доллары США сумм, выраженных в рублях, производится по курсу обмена валюты на день проведения исследования;
8) если проверки органами государственного контроля (надзора) проводятся менее чем в 20% случаев от всех случаев оформления товаров, то при заполнении анкет для расчета временных и финансовых затрат на соблюдение процедур пограничного и таможенного контроля такие проверки не учитываются.
4. Понятия "товар", "таможенная декларация", "таможенная операция", "таможенный представитель", "таможенные органы", "таможенный контроль", "выпуск товаров", "убытие товаров", "декларант", "места убытия" применяются в значениях, определенных международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере таможенного регулирования.
Также для целей применения настоящего Положения применяются следующие понятия:
"перевозчик" - лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор;
"морской агент" - лицо, которое по договору морского агентирования обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия в определенном морском порту;
"оператор морского терминала" - организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами (их перевалку);
"экспедитор" - лицо, которое в соответствии с договором транспортной экспедиции оказывает услуги отправителю по организации доставки грузов морским видом транспорта, включая получение требующихся документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
II. Основные параметры, используемые для расчета
5. Оценка временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности осуществляется на следующих этапах экспорта исследуемой партии товаров:
1) подготовка, сбор, оформление, получение, передача документов, необходимых в месте убытия таможенным органам для таможенного оформления товаров (иных целей) или иным государственным контролирующим органам для проведения контроля, а также осуществляющим деятельность в морских портах организациям;
2) прохождение операций всех органов государственного контроля (надзора);
3) совершение любых грузовых операций с товарами в местах убытия.
6. Объектом исследования являются черные металлы (группа 72 ТН ВЭД ЕАЭС), доставляемые в место убытия автомобильным и (или) железнодорожным транспортом (далее - исследуемый товар).
7. Местами убытия исследуемого товара являются:
1) морской порт Большой порт Санкт-Петербург;
2) морской порт Новороссийск.
8. Странами назначения исследуемого товара, экспортируемого через морской порт Большой порт Санкт-Петербург, являются Италия и Бельгия.
Странами назначения исследуемого товара, экспортируемого через морской порт Новороссийск, являются Турция и Италия.
9. Для получения информации о временных и финансовых затратах при экспорте исследуемого товара используются следующие инструменты:
1) опросы (анкетирование) лиц, участвующих в экспорте исследуемого товара (с привлечением, при необходимости, общественных организаций и объединений предпринимателей);
2) исследования, проведенные ФТС России в морском порту Большой порт Санкт-Петербург по методике ВТамО "Time release study".
10. Анализируются данные о поставках исследуемых товаров, убывавших с территории Российской Федерации в указанных морских портах в феврале, мае, сентябре каждого года.
III. Источники информации для оценки
Опросы (анкетирование) лиц, участвующих в экспорте исследуемого товара
11. Департамент обеспечивает:
- направление в ФТС России запроса о предоставлении данных не менее, чем о 10 для каждого морского порта крупнейших экспортерах/декларантах (наименование и ИНН юридического лица), чьи исследуемые товары были вывезены через морские порты Большой порт Санкт-Петербург и Новороссийск за прошедший период календарного года - ежегодно, не позднее 20-го декабря.
- направление в ФТС России запроса о предоставлении данных не менее, чем о 5 для каждого морского порта (если допустимо) таможенных представителях (наименование и ИНН юридического лица), осуществляющих таможенные операции в отношении партий исследуемых товаров, вывезенных через морские порты Большой порт Санкт-Петербург и Новороссийск за прошедший период календарного года - ежегодно, не позднее 20-го декабря.
- направление ФГУП Росморпорт, Ассоциации морских торговых портов и Росморречфлота запроса о предоставлении информации в отношении перевозчиков, морских агентов, операторов морских терминалов и иных организаций (наименование и ИНН юридического лица), осуществляющих грузовые операции с исследуемыми товарами, убывающими с территории Российской Федерации в указанных портах - ежегодно, не позднее 1-го декабря.
12. Департамент на основании информации, полученной от ФТС России, ФГУП Росморпорт, Ассоциации морских торговых портов и Росморречфлота не позднее 20-го календарного дня месяца, предшествующего указанному в пункте 10 настоящего Положения периоду исследования, определяет перечень лиц, в адрес которых будут направлены анкеты для сбора информации.
Образец анкеты приведен в приложении к настоящему Положению.
Каждой направленной анкете присваивается уникальный номер по следующей схеме:
ХХХ/ХХ/ХХХХ/АНК
--- -- ----, где:
1 2 3
элемент 1 - порядковый номер анкеты (начинается с единицы в каждом календарном году);
элемент 2 - календарный месяц исследования (цифра);
элемент 3 - год, в котором проводится исследование;
анк - признак анкеты, подлежащей заполнению опрашиваемым лицом, заполняется всегда.
Исследования, проведенные по методике ВТамО "Time release study"
13. Департамент не позднее 1 числа апреля, июля и октября каждого года обеспечивает направление запроса в ФТС России о предоставлении результатов исследования по методике ВТамО "Time release study", проводимого в морском порту Большой порт Санкт-Петербург в отношении исследуемых товаров, убывших из порта в период исследования.
IV. Порядок расчета затрат
Обработка заполненной анкеты для вычисления временных и финансовых затрат опрошенного экспортера/декларанта.
14. Фактические временные затраты, возникающие при взаимодействии с государственными органами при экспорте, рассчитываются по формуле:
часов, где:
- временные затраты (часы) с момента подачи декларации на товары в ЕАИС ТО до момента присвоения ей регистрационного номера, если таможенное оформление товаров осуществляется в морском порту;
- временные затраты (часы) с момента присвоения декларации на товары регистрационного номера до момента принятия решения таможенным органом о выпуске заявленных в ней товаров, если таможенное оформление товаров осуществляется в морском порту;
- временные затраты (часы) на проведение форм таможенного контроля с использованием мобильного (стационарного) инспекционно-досмотрового комплекса в отношении товаров, сведения о которых заявлены в декларации на товары (в итоговом расчете не учитывается, как входящий в
);
- временные затраты (часы) с момента принятия должностным лицом таможенного органа решения о проведении таможенного контроля в виде осмотра или досмотра до момента направления уведомления заинтересованному лицу (в итоговом расчете не учитывается, как входящий в
);
- временные затраты (часы) с момента уведомления заинтересованною лица до момента предъявления таможенному органу товаров (в итоговом расчете не учитывается, как входящий в
);
- временные затраты (часы) с момента предъявления таможенному органу товаров до момента начала проведения таможенного контроля в виде осмотра или досмотра (в итоговом расчете не учитывается, как входящий в
);
- временные затраты (часы) с момента начала проведения таможенного осмотра или досмотра до момента их завершения (в итоговом расчете не учитывается, как входящий в
);
- временные затраты (часы), необходимые на проведение радиационного контроля товаров, прибывших в морской порт;
- временные затраты (часы) на прохождение иных процедур (операций, действий), обусловленных решениями (требованиями) таможенных органов, дополнительно указанные респондентом в анкете;
- временные затраты (часы) на размещение товаров в зоне таможенного контроля, если это обусловлено решением государственного контролирующего органа
- временные затраты (часы) на получение (подготовку) документов для целей фитосанитарного, ветеринарного, санитарного, экспортного контроля (если применимо);
- временные затраты (часы) на прохождение процедур, связанных с пограничным контролем;
- временные затраты (часы) на прохождение иных процедур (операций, действий), обусловленных решениями (требованиями) органов государственного контроля (надзора), дополнительно указанные респондентом в анкете.
15. Фактические финансовые затраты, возникающие при взаимодействии с органами государственного контроля (надзора), рассчитываются по формуле:
- долл. США,
где:
- финансовые затраты экспортера (долл. США) в случае принятия решения о проведении форм таможенного контроля с использованием мобильного (стационарного) инспекционно-досмотрового комплекса МИДК (СИДК) в отношении товаров, сведения о которых заявлены в декларации на товары;
- финансовые затраты (долл. США), необходимые на формирование и направление для проставления отметки таможенному органу поручения на отгрузку товаров, выпуск которых произведен;
- финансовые затраты (долл. США), необходимые на проведение радиационного контроля товаров, прибывших в морской порт;
- финансовые затраты (долл. США) на прохождение иных процедур (операций, действий), обусловленных решениями (требованиями) таможенных органов, дополнительно указанные респондентом в анкете;
- финансовые затраты (долл. США) на размещение товаров в зоне таможенного контроля, если это обусловлено решением государственного контролирующего органа;
- финансовые затраты (долл. США) на получение (подготовку) документов для целей фитосанитарного, ветеринарного, санитарного, экспортного контроля (если применимо);
- финансовые затраты (долл. США) на прохождение процедур, связанных с пограничным контролем;
- финансовые затраты (долл. США) на прохождение иных процедур (операций, действий), обусловленных решениями (требованиями) органов государственного контроля (надзора), дополнительно указанные респондентом в анкете.
16. Фактические временные затраты при экспорте товара, связанные со взаимодействием с организациями, осуществляющими свою деятельность в морском порту, либо деятельность которых связана с оборотом товаров через морской порт, рассчитываются по формуле:
часов, где:
- временные затраты (часы) на поручение таможенному представителю оформить конкретную партию товара, прибывшую в морской порт убытия;
- временные затраты (часы) на подготовку документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары в отношении конкретной партии товара, и на заполнение таможенным представителем (лицом, состоящим в штате экспортера) декларации на товары в отношении пар тии товара, прибывшей в морской порт;
- временные затраты (часы), необходимые экспортеру (его представителю) на формирование и направление таможенному органу поручения на отгрузку товаров:
- временные затраты (часы), необходимые экспортеру (его представителю) в связи с получением разрешения на отгрузку экспортируемого товара на бумажном носителе с отметкой таможенного органа с целью предоставления в налоговые органы;
- временные затраты (часы) на прохождение иных процедур (совершение операций, действий), связанных с таможенными операциями, дополнительно указанные респондентом в анкете;
- временные затраты (часы) на въезд на территорию порта с целью выгрузки/разгрузки доставленного в порт товара (включая выгрузку товара из транспортного средства);
- временные затраты (часы) на хранение товара на территории порта по причинам, не связанным с проведением государственного контроля (например, консолидация, накопление);
- временные затраты (часы) на грузовые операции, не связанные с требованием должностных лиц органов при проведении государственного контроля;
- временные затраты (часы) на проверки, осуществляемые организациями, функционирующими в порту;
- временные затраты (часы) на проверку в месте убытия наличия весового сертификата VGM или получение такого сертификата непосредственно в порту;
- временные затраты (часы) на погрузку товара на борт судна:
- временные затраты (часы) на прохождение иных процедур (совершение операций, действий), не связанных с таможенными операциями, дополнительно указанные респондентом в анкете.
17. Фактические финансовые затраты при экспорте товара, связанные со взаимодействием с организациями, осуществляющими свою деятельность в порту либо деятельность которых связана с оборотом товаров через порт (кроме таможенных представителей), рассчитываются по формуле:
долл. США, где:
- финансовые затраты (долл. США) на исполнение договора с таможенным представителем по оформлению конкретной партии товара, прибывшей в морской порт, включая подготовку документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары в отношении конкретной партии товара, и заполнение таможенным представителем декларации на товары в отношении партии товара, прибывшей в морской порт;
- финансовые затраты (долл. США) на подготовку документов в связи с получением экспортером (его представителем) разрешения на отгрузку экспортируемого товара на бумажном носителе с отметкой таможенного органа с целью предоставления в налоговые органы;
- финансовые затраты (долл. США) в случае применения форм таможенного контроля в виде осмотра или досмотра в отношении товаров, сведения о которых заявлены в декларации на товары;
- финансовые затраты (долл. США) на прохождение иных процедур (совершение операций, действий), связанных с таможенными операциями, дополнительно указанные респондентом в анкете;
- финансовые затраты (долл. США) на въезд на территорию порта с целыо выгрузки/разгрузки доставленного в порт товара (включая выгрузку товара из транспортного средства);
- финансовые затраты (долл. США) на хранение товара на территории порта по причинам, не связанным с проведением государственного контроля;
- финансовые затраты (долл. США) на грузовые операции, не связанные с требованием должностных лиц при проведении государственного контроля;
- финансовые затраты (долл. США) на проверки портовыми организациями;
- финансовые затраты (долл. США) на проверку наличия весового сертификата VGM или получение такого сертификата непосредственно в порту;
- финансовые затраты (долл. США) на погрузку товара на борт судна;
- финансовые затраты (долл. США) на прохождение иных процедур (совершение операций, действий), не связанных с таможенными операциями, дополнительно указанные респондентом в анкете;
18. Итоговые временные затраты, связанные с экспортом товаров, рассчитываются по формуле:
часов, где:
(
, ...,
) - фактические временные затраты на взаимодействие с органами государственного контроля (надзора), рассчитанные по итогам обработки одной анкеты;
(
, ...,
) - фактические временные затраты, связанные со взаимодействием с организациями, осуществляющими свою деятельность в порту либо деятельность которых связана с оборотом товаров через порт, рассчитанные по итогам обработки одной анкеты;
S - общее количество обработанных анкет с уникальным номером.
19. Итоговые финансовые затраты, связанные с экспортом товаров, рассчитываются по формуле:
долл. США, где:
(
, ...,
) - финансовые затраты (долл. США) на взаимодействие с органами государственного контроля (надзора), рассчитанные по итогам обработки одной анкеты;
(
, ...,
) - финансовые затраты (долл. США), связанные с взаимодействием с организациями, осуществляющими свою деятельность в порту либо деятельность которых связана с оборотом товаров через порт, рассчитанные по итогам обработки одной анкеты;
S - общее количество обработанных анкет с уникальным номером.
20. В случае, если опрошенным экспортером/декларантом при заполнении анкеты указывается диапазон величин, то при подсчете используется минимальное из значений.
V. Подготовка отчета о показателях временных и финансовых затрат при экспорте товаров
21. Департамент обеспечивает представление итоговых результатов исследования на рассмотрение Экспертной группы по направлению "Экспорт товаров и услуг", состав которой утвержден протоколом заседания Президиума Правительственной Комиссии по экономическому развитию и интеграции от 26 марта 2020 г. N 1 (далее - Экспертная группа).
Для этой цели к заседанию Департамент:
итоговый отчет с приложением произведенных расчетов;
результаты проведенных ФТС России в морском порту Большой порт Санкт-Петербург исследований по методике ВТамО "Time release study".
22. На основании решения Экспертной группы по результатам анализа итоговых показателей Департамент во взаимосвязи с показателями предыдущих периодов исследования обеспечивает подготовку предложений по актуализации плановых значений целевого показателя "Временные затраты экспортеров при взаимодействии с государственными контролирующими органами" государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", а также по внесению новых мероприятий, направленных на сокращение временных и финансовых затрат экспортеров в план мероприятий ("дорожную карту") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Экспорт товаров и услуг".
23. Итоговые показатели могут быть использованы для информирования Всемирного банка о проводимых реформах в сфере трансграничной торговли и фактических показателях временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.