Приказ Министерства образования Пензенской области от 10 февраля 2021 г. N 75/01-07
"Об утверждении программы "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года"
31 августа 2021 г.
Во исполнение плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 2945-р, руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 N 485-пП (с последующими изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года".
2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования Пензенской области Маркову А.В.
Исполняющий обязанности Министра |
А.В. Маркова |
Утверждена
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 10.02.2021 N 75/01-07
Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года"
31 августа 2021 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" |
Основание для разработки программы |
Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" разработана в соответствии с Национальным проектом "Образование", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с последующими изменениями), Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р |
Разработчики программы |
Министерство образования Пензенской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт регионального развития Пензенской области" |
Цель программы |
Воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан, способных внести личный вклад в социально-экономическое развитие Пензенской области |
Задачи программы |
- создать условия для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения с опорой на лучшие воспитательные практики; - задействовать механизмы интеграции различных социальных институтов и ведомств, участвующих в решении практических проблем воспитания подрастающего поколения, инициировать межведомственное сотрудничество на основе совместных программ и проектов; - способствовать развитию воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры, повышению уровня психолого-педагогической поддержки в процессе социализации детей и молодежи; - обеспечивать поддержку семейного воспитания, создавать условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей и формирования их ответственного отношения к воспитанию детей; - совершенствовать меры комплексной поддержки социально незащищенных категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в социально опасном положении, оставшихся без попечения родителей, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; - создавать условия для выявления, развития и поддержки детской одаренности в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семей обучающихся |
Целевые показатели и индикаторы |
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по достижении положительной динамики показателей мониторинга эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р |
Сроки реализации программы |
2021-2025 годы |
Ожидаемые результаты |
- повышение значимости воспитания в общественном сознании; - укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности жителей региона; - повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания; - развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности; - доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья; - успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей; - укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания; - утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений; - развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений; - повышение уровня информационной безопасности детей; - формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность воспитательной работы в регионе |
Система организации контроля |
Ежегодный публичный отчет Министерства образования Пензенской области, выполнение качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р |
I. Общие положения
1.1. Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с последующими изменениями), Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", Национальным проектом "Образование", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, Законом Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями).
1.2. Программа является основным документом, содержащим приоритетные направления развития воспитания в Пензенской области и механизмы их реализации.
1.3. Программа разработана с учетом следующих приоритетов государственной политики в области воспитания:
- развитие высоконравственной, творческой личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины;
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
- поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
- поддержка общественных институтов, выступающих носителями духовных ценностей;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку, являющемуся основой гражданской идентичности населения Российской Федерации и главным фактором национального самоопределения;
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов детей, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
- формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
- развитие подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ).
1.4. Программа служит основой для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований региона, а также их взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере воспитания детей и молодежи.
1.5. Программа рассчитана на период до 2025 года.
II. Анализ состояния внутреннего потенциала и перспектив развития системы воспитания Пензенской области
2.1. Анализ состояния внутреннего потенциала и перспектив развития системы воспитания Пензенской области.
Пензенская область - один из регионов Российской Федерации, имеющих высокий производственный и инновационный потенциал. Регион перешел в статус лидеров по масштабам и скорости развития инфраструктуры, поддержки инновационной деятельности, в нем активно развиваются отрасли с высоким удельным весом человеческого капитала: образование, наука, информационные отрасли, интеллектуальные услуги.
Вызовы цифровой экономики и усиление научно-технического развития Пензенской области инициируют развитие новой образовательной экосистемы региона.
Формируется внешний запрос к региональной системе образования, в том числе и к системе воспитания детей и молодежи региона, именно ценностные установки молодых людей, их духовное развитие, культурный уровень определят будущее Пензенской области.
Появление новых федеральных и региональных инициатив, которые определяют нововведения в воспитательной деятельности образовательных организаций, требует своевременного анализа состояния системы воспитания региона и ее поступательного развития, с другой стороны существуют проблемные точки, обусловленные характером социокультурного развития Российской Федерации и Пензенской области в частности:
- негативное влияние внешней среды, IT-индустрии, средств массовой информации на поведение подростков, давление на ценностную основу их личности;
- пропаганда вредных привычек и ложных ценностей жизни, "романтизация смерти", "философия потребителя", невысокая социальная активность;
- низкая культура чувств, недостаточный интерес к истории, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом;
- сложности адаптации детей из семей мигрантов.
2.2. Основные направления воспитательной деятельности образовательных организаций региона базируются на ценностях, которые определены приоритетными нормативными документами.
2.2.1. Гражданско-патриотическое воспитание.
В систему гражданско-патриотического воспитания Пензенской области включены следующие компоненты: школьные музеи, именные школы, кадетские школы и классы, реализуемые региональные и всероссийские акции и проекты.
В настоящее время в области функционирует 207 школьных музеев и музейных комнат, из них 138 паспортизированы, 18 школьных музеев боевой и трудовой славы. Во всех краеведческих музеях образовательных организаций имеются экспозиции, стенды, освещаются события Великой Отечественной войны и подвиги земляков на фронтах и в тылу в военное время, ведется активная гражданско-патриотическая деятельность. В области регулярно проводятся смотры-конкурсы школьных музеев.
Образовательными организациями региона проведена работа по прохождению сертификации школьных музеев на официальном сайте проекта "Школьный Музей Победы" (37 школьных музеев стали партнерами главного военно-исторического музея страны).
Высоким воспитательным потенциалом в формировании чувства патриотизма, гордости за свою Малую Родину, Отчизну обладает присвоение школам имен выдающихся соотечественников. Опыт поисково-исследовательской работы образовательных организаций региона, организация совместной деятельности детей и взрослых, включающей работу в архивах, составление истории своей школы и летописи села формирует у обучающихся высокие моральные ориентиры на основе выдающихся поступков конкретных людей, воспитывает личность "пензенца" на основе преемственности и развития культурно-исторических традиций Пензенского края.
Одним из важнейших инструментов воспитания патриота и гражданина является кадетское образование.
В настоящее время в Пензенской области действуют две кадетские школы: "Кадетская школа N 46" города Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус" и "Кадетская школа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 70" города Пензы им. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также 41 класс с углубленным изучением предметов военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности, в которых обучается более 4 тыс. школьников.
Содержание деятельности по воспитанию патриота и гражданина в 2020 году было окрашено знаменательной датой 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Одним из масштабных событий стал региональный проект "А мы из Пензы. Наследники победителей", в котором приняли участие 100% общеобразовательных организаций. В рамках реализации проекта вышли из печати в "Издательском доме "Живая Классика" 20 Книг Памяти (Книги друзей) "А мы из Пензы. Наследники Победителей".
Также в рамках проекта в подарок каждой школьной библиотеке по распоряжению Губернатора Пензенской области И.А. Белозерцева была передана подборка из 37 книг о Великой Отечественной войне и героях.
2.2.2. Физическое развитие и культура здоровья.
Развитие культуры здоровья и физическое воспитание обучающихся традиционно обусловлено необходимостью формирования гармонично развитой личности, укреплением здоровья подрастающего поколения. В регионе функционирует система мер, направленных на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. Активно функционирует спортивная инфраструктура для занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Регулярно проводятся мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни, развитие культуры здорового питания и трезвости, безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек.
В регионе успешно реализуется проект "Питаемся правильно". Обучающиеся области включены в систему массовых спортивных и туристических мероприятий различных уровней (спартакиады, первенства, турниры, соревнования, акции, многодневные лыжные походы по районам Пензенской области, мероприятия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне").
2.2.3. Интеллектуальное воспитание.
Важным аспектом воспитания остается интеллектуальная деятельность, а ведущим фактором и оптимальным условием для развития творческого потенциала детей является конкурсное движение. Участие детей в конкурсах, проектах и олимпиадах разного уровня способствует развитию активности как обучающихся, так и педагога в профессии, создает благоприятные условия для успешной работы и самореализации. "Интеллектуальные игры" - ведущий проект Пензенской области, в рамках которого проводятся региональные этапы Интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа: "Что? Где? Когда?", "Решение изобретательских задач", "Робототехника", "Программирование". Одним из массовых интеллектуальных конкурсов является "Умники и умницы Сурского края" (ежегодно в нем принимает участие более 2 тыс. детей). Самым масштабным и результативным событием для школьников региона стало участие в 2020 году во Всероссийском конкурсе "Большая перемена". Участники "Большой перемены" - 7 тыс. старшеклассников Пензенской области; 73 - полуфиналиста; 4 место в рейтинге субъектов Приволжского федерального округа по результативности участия школьников в проекте; 17 - финалистов; 11 - победителей. Губернский лицей Пензенской области по итогам финала конкурса вошел в ТОП-20 школ России, чьи ученики показали лучший результат, и получил грант в размере 2 млн. рублей.
2.2.4. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
В целях воспитания у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности в образовательных организациях Пензенской области реализуется образовательная технология "Образование для жизни", включающая следующие направления: "Обучение через предпринимательство", "ПромТур", "PRO100 профессия", "Галерея трудового почета и славы".
Разработан и реализуется комплексный план мероприятий, который направлен на совершенствование трудового воспитания обучающихся в образовательных организациях региона. Наиболее значимыми региональными событиями являются: смотр-конкурс ученических производственных бригад и учебно-опытных участков в образовательных организациях, научно-практическая конференция "Технологическое образование: современные технологии и инновации", научно-практическая конференция учащихся по конструкторской, научно-исследовательской и изобретательской деятельности "Эврика", выставка-ярмарка "Мастер-град юных".
2.2.5. Общекультурное и духовно-нравственное воспитание.
Важнейшей воспитательной задачей является воспитание бережного отношения к культурно-историческому наследию своей Малой Родины.
С 2017 года в регионе реализуется концепция "Культурное просвещение детей и молодежи Пензенской области", в рамках которой реализуются региональные проекты "Культурная суббота", "Культурный дневник школьника Пензенской области", "Культурная палитра 58 региона", "Знай свой край", "Малая Родина", "Студенческий меридиан", "Вагон знаний". В 2019 году Пензенская область в пилотном режиме участвовала в федеральном межведомственном проекте "Культура для школьников" ("Культурный норматив школьника"). В 2019 году Пензенская область в пилотном режиме участвовала в федеральном межведомственном проекте "Культура для школьников". По итогам участия во Всероссийской культурно-образовательной акции "Культурный марафон" за 2019-2020 годы регион вошел в ТОП-5 самых активных субъектов РФ.
2.2.6. Социально значимое воспитание.
Социально значимое воспитание невозможно без созданий условий и предпосылок для социальной практики, социальных переживаний и деятельностного отношения к жизни. Высоким воспитательным потенциалом обладают детские общественные объединения. В настоящее время в Пензенской области активно развивается региональные движения "ЮНАРМИЯ" и РДШ. Региональное отделение движения "ЮНАРМИЯ" было создано в июне 2016 года. На базе каждого муниципального образования функционируют муниципальные Штабы. Общая численность юнармейцев Пензенской области составляет 3924 человека. Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность Российского движения школьников в Пензенской области, составляет около 10 тыс. человек. В Российском движении школьников состоят 130 школ Пензенской области.
Важную роль в профилактической работе по воспитанию безопасного поведения на автодорогах занимает деятельность отрядов юных инспекторов движения. Отряды ЮИД проводят профилактические мероприятия с обучающимися младших классов, воспитанниками детских садов, используя принцип "равный равному". Активно принимают участие во всероссийских и региональных конкурсах, акциях, олимпиадах, слетах, направленных на пропаганду безопасного поведения детей на автодорогах. В Пензенской области функционирует 439 отрядов ЮИД. В целом в движении ЮИД задействовано 5680 детей. Согласно мониторингу, проведенному Министерством просвещения России в 2019 году, Пензенская область вошла в десятку регионов с высокими количественными показателями отрядов ЮИД.
2.2.7. Формирование экологической культуры обучающихся
В целях экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся в регионе реализуются мероприятия, направленные на пропаганду экологических знаний и включение обучающихся в активную социально значимую деятельность по охране природы Пензенской области: цикл мероприятий "Ступеньки в мир природы", выставки из цикла "Времена года", экологическая акция "День Суры", региональные мероприятия в рамках Всероссийской акции "Нашим рекам и озерам - чистые берега", ежегодный молодежный слет движения "Зеленая волна", научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды, региональная экологическая акция по сохранению природы родного края "Природа губернии - моя забота!", региональная экологическая акция "Чистый берег", проведение пешеходных экскурсий "Экологическая тропа "По тенистым аллеям парка".
Внеурочные занятия в образовательных учреждениях, занятия обучающихся в объединениях дополнительного образования естественно-научной направленности, сотрудничество с Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, заповедником Приволжская лесостепь являются магистральными направлениями формирования экологической культуры обучающихся региона.
2.2.8. Поддержка семейного воспитания.
Важными условиями воспитания обучающихся являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. Ключевыми направлениями становятся: общепедагогическое и психологическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместный воспитательный процесс.
2020-2021 учебный год в регионе проходит под эгидой Года содружества семьи и школы, объявленной Губернатором Пензенской области И.А. Белозерцевым. Министерством образования Пензенской области разработан и утвержден план региональных мероприятий, направленных на укрепление социального института семьи.
Традиционными в регионе стало проведение областных мероприятий по пропаганде успешного семейного опыта воспитания: форум Советов отцов, конкурс "Папа, мама и я - интеллектуальная семья", областное родительское собрание, фестиваль-конкурс "Успешная семья".
Пензенская область одна из первых в России разработала и на протяжении многих лет реализует курс "Семьеведение". Опыт реализации курса "Семьеведение" в нашем регионе и перспективы его развития был представлен на Международной конференции "Образовательное семьеведение в РФ с молодыми - для молодых", прошедшей в г. Москве.
В рамках реализации государственных программ и федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" специалисты центров психолого-педагогической помощи и детских садов ежегодно консультируют более 30 тыс. родителей по вопросам обучения и воспитания.
На уровне муниципалитета и образовательных организаций сложилась эффективная система мер, направленных на укрепление связей с семьей, содействие развитию культуры семейного воспитания, просвещения родителей. Приоритетная роль принадлежит институту классного руководства. Все функции классного руководителя нацелены на реализацию миссии социального воспитания, а значит, призваны создавать условия для конструктивного объединения детей, их родителей и педагогов. Особое место в организации данного взаимодействия принадлежит психолого-педагогической составляющей. Учитывая сохраняющуюся тенденцию увеличения ставок психологов, остается актуальным нормативное закрепление в каждой школе единых подходов к развитию школьных служб психолого-педагогической помощи с обязательным включением в её состав классного руководителя и четким распределением функций ее участников.
Стратегическим направлением развития системы воспитания и социализации обучающихся является развитие кадрового потенциала региона. Институт регионального развития Пензенской области является основной площадкой профессионального роста педагогического корпуса региона. Помимо регулярного повышения квалификации педагогов в октябре 2020 года институтом инициировано создание профессионального педагогического сообщества - региональной Ассоциации классных руководителей (315 человек).
Важное место в системе выявления положительного опыта воспитательной работы отводится конкурсному движению среди педагогических работников. Наиболее массовыми и значимыми являются такие всероссийские и региональные конкурсы, как "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям", "Воспитатель года", областной конкурс программ внеурочной деятельности. Организовано участие пензенских педагогов во Всероссийских дистанционных конкурсах среди классных руководителей.
В регионе активно развивается система наставничества. Цель работы - помочь молодому специалисту утвердиться в профессии не только как преподавателю, но и как воспитателю.
2.3. С учетом состояния современной системы образования SWOT-анализ существующей в Пензенской области системы воспитания можно представить в следующем виде.
2.3.1. Сильные стороны функционирования региональной воспитательной системы:
- высокий уровень внимания органов власти к проблеме формирования человеческого потенциала;
- объединение усилий семьи, общества и государства вокруг вопросов образования и воспитания;
- значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему образования и социализации обучающихся;
- наличие развитой инфраструктуры (ФОКи, учреждения культуры и другие);
- опыт разработки и реализации региональных проектов в области воспитания ("А мы из Пензы. Наследники победителей", "Культурный дневник школьника Пензенской области", "Культурная суббота", "Интеллектуальные игры", "Информационно-библиотечные центры образовательных организаций Пензенской области" и другие);
- опыт проведения рейтингования общеобразовательных организаций на основе показателей, отражающих результаты работы в сфере воспитания и социализации обучающихся;
- опыт участия региона в федеральной инновационной площадке "Апробация технологий и методик воспитания в образовательных организациях Пензенской области. Оценка качества воспитательной деятельности" (по линии Ассоциации развития технологий оценки работников и образовательных учреждений);
- преемственность воспитания обучающихся между дошкольными и общеобразовательными организациями.
2.3.2. Слабые стороны системы воспитания в Пензенской области:
- неравномерное развитие инфраструктуры сферы воспитания;
- недостаточный уровень психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания;
- недостаточно разработанная система диагностических и мониторинговых исследований в сфере воспитания;
- проблемы в системе подготовки педагогических и руководящих кадров в области воспитания и дополнительного образования;
- недостаточная координация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных и общественных организаций, бизнес-структур по вопросам воспитания детей и молодежи;
- недостаточное использование воспитательного потенциала детских движений и организаций.
2.3.3. Ресурсами развития региональной системы воспитания являются:
- внедрение рабочих программ воспитания в образовательные организации региона;
- развитие новых форматов воспитания, использование цифровых технологий, технологии социального проектирования;
- внедрение новых форм и методов контроля качества воспитания;
- интеграция воспитания с социальным пространством на всех его уровнях;
- развитие конструктивного сотрудничества с заинтересованными учреждениями образования, науки и бизнеса в вопросах повышения качества воспитания;
- выстраивание системы воспитательной работы на основе социокультурного подхода;
- использование ресурсов управляющего и попечительского советов образовательных организаций в решении стратегических вопросов воспитательной деятельности;
- совершенствование детской модели самоуправления в организациях;
- диссеминация эффективного опыта работы в рамках деятельности Ассоциации классных руководителей Пензенской области.
2.3.4. Риски развития системы воспитания Пензенской области:
- старение педагогических кадров, кадровый дисбаланс по возрастным группам на всех уровнях образования;
- разрыв между возможностями, которые предоставляют современные форматы и технологии воспитания, и пониманием их частью педагогов;
- формализация либо идеализация процесса воспитания.
2.4. Таким образом, ведущими векторами проектирования Программы становятся:
- открытость и доступность, нацеленность на взаимодействие с семьями, социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями;
- создание возможности для педагогов и обучающихся включать в совместную деятельность актуальные явления социокультурной реальности, получать опыт их проживания и рефлексии;
- создание благоприятных условий для реализации федеральных и инициации региональных общественных инициатив и проектов, в том числе волонтерской деятельности;
- создание пространства выбора на основе максимального насыщения образовательной среды разнообразными видами деятельности вне зависимости от места жительства, состояния здоровья;
- совершенствование традиционных форм и применение новых форматов и технологий воспитательной работы с детьми и молодежью;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки, физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.
III. Цель, задачи и основные направления развития воспитания в Пензенской области
3.1. Цель Программы:
Воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан, способных внести личный вклад в социально-экономическое развитие Пензенской области.
3.2. Задачи Программы:
- создать условия для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения с опорой на лучшие воспитательные практики;
- задействовать механизмы интеграции различных социальных институтов и ведомств, участвующих в решении практических проблем воспитания подрастающего поколения, инициировать межведомственное сотрудничество на основе совместных программ и проектов;
- способствовать развитию воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры, повышению уровня психолого-педагогической поддержки в процессе социализации детей и молодежи;
- обеспечивать поддержку семейного воспитания, создавать условия для повышения компетентности родителей и формирования их ответственного отношения к воспитанию детей;
- совершенствовать меры комплексной поддержки социально незащищенных категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в социально опасном положении, оставшихся без попечения родителей, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
- создавать условия для выявления, развития и поддержки детской одаренности в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семей обучающихся.
3.3 Основными направлениями развития воспитания в регионе являются:
- развитие социальных институтов воспитания: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания;
- обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций: гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
IV. Механизм реализации Программы
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.2. Механизмами реализации Программы являются:
4.2.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания:
- внедрение рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях на основе примерной рабочей программы воспитания;
- разработка и внедрение рабочих программ воспитания для профессиональных образовательных организаций.
4.2.2. Совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания, включая:
- развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей;
- обновление содержаний и технологий социально-педагогической, художественной, естественно-научной, технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания;
- совершенствование деятельности психологической службы в образовательных организациях, в том числе оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей.
4.2.3. Развитие кадрового потенциала, включая:
- выявление лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания;
- развитие системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих непосредственно организацию воспитательного процесса;
- информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в сфере выявления и предупреждения девиантных антиобщественных проявлений у детей;
- развитие конкурсного движения среди педагогических работников.
4.2.4. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания, включая:
- проведение исследований в области воспитания и социализации и разработку на их основе методических рекомендаций;
- проведение комплекса мероприятий по воспитанию и социализации несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и их родителей (законных представителей);
- проведение научно-практических мероприятий по актуальным вопросам воспитания.
4.2.5. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания.
4.2.6. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания.
4.3. Реализация Программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий на территории Пензенской области по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р.
V. Показатели и индикаторы реализации Программы
5.1. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по достижении положительной динамики показателей мониторинга эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р:
- доля программ и проектов, реализуемых в межведомственном формате;
- доля детей, в отношении которых образовательными организациями прекращена индивидуальная профилактическая работа в течение календарного года, к предыдущему календарному году;
- количество детских и молодежных общественных объединений, реализующих проекты и мероприятия;
- доля программ и проектов, реализуемых с участием детей, проживающих в сельских населенных пунктах Пензенской области;
- доля программ и проектов, реализуемых с участием детей с ограниченными возможностями здоровья;
- количество консультационных центров для родителей по вопросам воспитания;
- количество общественных объединений, реализующих проекты в области развития воспитания, получивших государственную поддержку.
5.2. В целях совершенствования системы воспитания и социализации обучающихся в регионе регулярно осуществляется:
- анализ информации о проводимых детских и молодежных мероприятиях различной направленности, выявление обучающихся, активно участвующих в общественных движениях, объединениях, вовлеченных в позитивную интеллектуальную, творческую, спортивную, проектную и иную деятельность, выявление участников, призеров и победителей мероприятий различных уровней;
- анализ подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации, степень распространения проектов и образовательных технологий в сфере воспитания и социализации в практике образовательных организаций, динамика уровня профессиональной подготовки педагогов в области воспитания;
- анализ результатов сотрудничества субъектов системы воспитания, количественный и качественный анализ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- определение уровня удовлетворенности по вопросам воспитания участников образовательных отношений.
Раздел V дополнен пунктом 5.3 с 11 сентября 2021 г. - Приказ Министерства образования Пензенской области от 31 августа 2021 г. N 416/01-07
5.3. К личностным результатам реализации рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, определенных Пензенской областью, относятся:
- осознавание значимости вклада Пензенской области в историю и культуру России;
- проявление нетерпимости к пропаганде идей экстремизма, ксенофобии, национальной и религиозной исключительности;
- обладание сформированной культурой безопасного поведения в современном информационном пространстве;
- формирование норм здорового поведения, широкого круга конструктивных жизненных ценностей, социально-позитивной активности.
VI. Ожидаемые результаты
6.1. Реализация программы развития воспитания в Пензенской области должна обеспечить:
- повышение значимости воспитания в общественном сознании;
- укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности жителей региона;
- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;
- повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
- повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
- повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
- доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
- успешную реализацию федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;
- укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;
- повышение уровня информационной безопасности детей;
- формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность воспитательной работы в регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Пензенской области от 10 февраля 2021 г. N 75/01-07 "Об утверждении программы "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года"
Вступает в силу с 21 февраля 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования Пензенской области (www.minobr.pnzreg.ru) 10 февраля 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Пензенской области от 18 июня 2024 г. N 16-136
Изменения вступают в силу с 29 июня 2024 г.
Приказ Министерства образования Пензенской области от 31 августа 2021 г. N 416/01-07
Изменения вступают в силу с 11 сентября 2021 г.