Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Критерии выбора перспективных технологий
Российское законодательство, в том числе природоохранное, в настоящее время гармонизируется в соответствии с концепцией устойчивого развития. Следовательно, система управления отходами также должна строиться на принципах устойчивого развития.
Однако реализация принципов, заложенных в европейскую концепцию управления отходами, лимитируется уровнем компетенции региональных властей. Так, если рассматривать иерархию управления отходами, то опции "предотвращение" и "снижение" количества образующихся отходов (из иерархии обращения с отходами), "ответственность производителя", "принцип предосторожности" требуют федерального регулирования. Другие опции и принципы имеют отражение в российском законодательстве, поэтому на региональном уровне ими следует руководствоваться при установлении целей управления отходами, принятии технических решений и разработке инструментов, стимулирующих эффективное обращение с отходами.
Таким образом, принимая во внимание современные тенденции в области обращения с отходами и уровень компетенции региональной власти, можно заключить, что при разработке критериев выбора перспективных технологий по обращению с отходами необходимо основываться на следующих принципах:
1. Принцип "загрязнитель платит" (ст. 23 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления").
2. Принцип ответственности производителя (ст. 24.1, ст. 24.2, ст. 24.5 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления").
3. Принцип экологической безопасности.
4. Принцип близости (в Российском законодательстве продекларирован близкий по значению принцип "эколого-экономической эффективности").
5. Принцип приоритетности обращения с отходами в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления" (рисунок 3).
"Рисунок 3. Принцип приоритетности обращения с отходами"
Данные принципы следует дополнить направлениями реализации принципов в соответствии с требованиями законодательства:
1. Выбор технологий не должен противоречить принципам эколого-экономической эффективности (или принципам использования наилучших доступных технологий при обращении с отходами).
2. Технологии по обращению с отходами должны применяться комплексно (с учетом местных условий) для обеспечения максимального эколого-экономического эффекта.
3. На всех этапах обращения с отходами должны соблюдаться требования действующего законодательства РФ.
4. Внедрение технологий обращения с отходами должно подкрепляться комплексом административных, экономических и экологических инструментов.
5. Максимальное вовлечение заинтересованных сторон в процесс принятия решений по управлению отходами.
6. Максимальное использование социальных инструментов для информирования и вовлечения населения и иных поставщиков отходов в деятельность по экологически безопасному обращению с отходами.
7. Построение прозрачной иерархической структуры управления системой санитарной очистки. Обеспечение эффективной координации усилий между участниками системы обращения с отходами с целью принятия грамотных управленческих решений.
8. Увеличение доли участия частного капитала в системе обращения с отходами.
9. Внедрение эффективной системы мониторинга и контроля за обращением с отходами.
10. Обновление и регулирование существующей системы нормативно-правовых актов, направленных на создание новых систем обращения с отходами и поддержки принципов платности любой деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды.
С учетом принятых концептуальных подходов построения системы обращения с отходами производства и потребления на территории Ставропольского края и принятой модели развития можно сформулировать основные принципы построения технологической схемы обращения с отходами:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает построение системы обращения с отходами, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора (накопления), механобиологической и энергетической утилизации отходов перед окончательным захоронением.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов может быть достигнута за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
3. Снижение токсичности отходов, направляемых на захоронение, за счет извлечения токсичных отходов на стадии накопления и сбора. Основным требованием к захоронению отходов должен стать принцип исключения захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом.
4. Укрупнение объектов утилизации отходов и уменьшение общего числа объектов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на стадии утилизации отходов.
5. Внедрение современных технологий переработки отходов потребует значительных инвестиций. С целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на максимальном вовлечении частных инвесторов в систему обращения с отходами. При этом бюджетные ассигнования в развитие объектов санитарной очистки должны выделяться для решения проблем обращения с "коммерчески непривлекательными" видами и образователями отходов.
При выборе технологических решений по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО на территории Ставропольского края необходимо анализировать передовой опыт регионов России по выбору наилучших доступных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.