В целях совершенствования региональной системы объективности процедур оценки качества образования:
1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения объективности проведения оценочных процедур результатов освоения общеобразовательных программ обучающимися образовательных организаций Самарской области.
2. Управлению организационной и информационной деятельности и документооборота министерства образования и науки Самарской области (Архиповой) разместить настоящее распоряжение на официальном сайте министерства образования и науки Самарской области не позднее 12 февраля 2021 года.
Министр образования и науки |
В.А. Акопьян |
Утвержден
распоряжением министерства
образования и науки
Самарской области
от 08.02.2021 N 137-р
Порядок
обеспечения объективности проведения оценочных процедур результатов освоения общеобразовательных программ обучающимися образовательных организаций Самарской области
I. Общие положения
Целью настоящего Порядка обеспечения объективности проведения оценочных процедур результатов освоения общеобразовательных программ обучающимися образовательных организаций Самарской области (далее - Порядок) является повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.
Повышение объективности оценки образовательных результатов может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: региональном, окружном, а также на уровне образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы (далее - ОО).
Настоящий Порядок определяет условия обеспечения объективности проведения оценочных процедур результатов освоения общеобразовательных программ обучающимися ОО Самарской области (далее - ОП), закрепляет требования к контрольным измерительным материалам (далее - КИМ), используемым в ОП, а также требования к специалистам, привлекаемым к ОП. Порядок направлен на содействие повышению качества образовательных результатов в ОО, укрепление единого образовательного пространства в Самарской области. Обеспечение условий для получения объективных результатов, а также формирование у всех участников образовательных отношений позитивного отношения к проведению ОП.
К ОП относятся процедуры, обеспечивающие оценку результатов освоения общеобразовательных программ, а именно государственная итоговая аттестация обучающихся, всероссийские проверочные работы (далее - ВПР), национальные исследования качества образования, региональные контрольные (диагностические) работы и исследования, территориальные и процедуры оценки качества образования внутри ОО, иные процедуры оценивания.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
рекомендациями по повышению объективности оценки образовательных результатов (письмо Рособрнадзора от 16.03.2018 N 05-71).
II. Контрольные измерительные материалы
Для проведения ОП используются КИМ, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
КИМ разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
КИМ в зависимости от уровня и целей проведения ОП должны обеспечивать объективное оценивание текущих образовательных достижений обучающихся, позволять делать выводы о достижении запланированных промежуточных и итоговых результатов обучения.
Основные требования к КИМ:
обеспечение валидности КИМ:
соответствие заявленным целям работы;
обеспечение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, примерным образовательным программам, спецификации (описанию);
обеспечение высокого качества используемых в КИМ заданий, отсутствие в них ошибок и некорректных формулировок, в том числе путем организации соответствующих экспертиз в процессе разработки КИМ, проведения апробации и стандартизации инструментария, а также путем использования технологических инструментов для разработки и хранения КИМ;
проведение анализа качества КИМ на основе первичных данных о результатах ОП.
Разработка КИМ включает разработку спецификации и достаточного количества вариантов работы, обеспечивающих возможность построения единой шкалы и возможность выделения уровней выполнения работы, построения профилей выполнения работы по содержанию и/или видам деятельности и/или уровню компетенций участников ОП.
Описание КИМ для проведения ОП должно включать:
спецификацию (описание) контрольной (проверочной, диагностической и т.п.) работы, в которой указывается:
назначение работы;
документы, определяющие содержание работы;
структуру работы;
кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки участников ОП;
распределение заданий работы по позициям кодификатора;
распределение заданий работы по уровню сложности;
типы заданий, сценарии выполнения заданий;
систему оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом;
время выполнения работы;
описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения работы;
рекомендации по подготовке к работе;
демонстрационный вариант работы, который является примером варианта, составленного в соответствии со спецификацией (описанием);
методику шкалирования, в том числе перевода баллов, набранных участниками ОП за выполнение работы, в пятибалльную или иную шкалу оценивания в соответствии с целями ОП.
Структуры и ОО, проводящие ОП, обеспечивают хранение и использование КИМ с соблюдением мер защиты указанной в КИМ информации от неправомерного доступа, копирования, предоставления, распространения от иных неправомерных действий в отношении них с соблюдением полной конфиденциальности.
Для хранения КИМ выделяются помещения, исключающие доступ к ним лиц, не уполномоченных на ознакомление с указанной информацией, и позволяющие обеспечить сохранность материалов и сведений.
III. Проведение оценочных процедур, обеспечивающее получение объективной оценки образовательных результатов обучающихся
Основным требованием к организационно-технологическому обеспечению ОП является наличие организационных мер и технологических инструментов для обеспечения объективности результатов ОП, а именно:
1) единообразие условий проведения ОП для всех участников и ОО, в том числе с учетом наличия различных категорий участников с особыми потребностями;
2) сохранность и конфиденциальность данных, обрабатываемых в процессе проведения ОП, в том числе:
конфиденциальность КИМ на всех этапах вплоть до окончания ОП;
порядок в аудиториях в ходе выполнения участниками всех действий в рамках проведения ОП;
сохранность выполненных участниками работ на всех этапах вплоть до формирования базы результатов;
сохранность базы результатов ОП;
3) мероприятия по мониторингу и контролю хода проведения ОП;
4) мероприятия по обеспечению единых подходов к экспертной оценке результатов и любой другой экспертизе, осуществляемой в ходе ОП, а также по обеспечению качества экспертной оценки;
5) мероприятия по анализу результатов ОП на предмет объективности.
Основой для формирования системы инструктивно-методического обеспечения проведения ОП является описание этой процедуры, включающее обоснование подходов к разработке основных элементов ОП и отраженное в соответствующем документе.
Для обеспечения единого подхода должны быть разработаны инструктивные материалы для участников и всех категорий специалистов:
отдельные документы для каждой категории специалистов, в которых описаны все действия каждого из специалистов;
документы для каждой категории участников, содержащие минимально необходимую информацию при проведении ОП;
инструкция по выполнению заданий и контрольной (проверочной, диагностической и т.п.) работы в целом (если проводится);
инструкция по заполнению анкеты (при проведении анкетирования).
Во время проведения ОП участники обязаны соблюдать требования порядка проведения ОП. Выполнять работу самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории. Участникам запрещается иметь при себе средства связи, справочные материалы, письменные заметки.
В целях обеспечения равных условий соблюдения установленного порядка проведения ОП должен быть организован контроль назначенными должностными лицами на всех этапах ОП: от получения и тиражирования материалов ОП до внесения результатов в информационную систему (база данных результатов в формате excel, модуль МСОКО в АСУ РСО, ФИС ОКО, ЯКласс и т.д.).
Также с целью обеспечения объективности образовательных результатов ОП и формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке результатов обучения необходимо организовать внешнее наблюдение силами привлекаемых общественных наблюдателей.
Общественным наблюдателем может быть любой гражданин Российской Федерации, не являющийся работником ОО, в которой он осуществляет наблюдение или родителем (законным представителем) участников ОП.
IV. Кадровое обеспечение оценочной процедуры
Наличие квалифицированных специалистов, которые привлекаются к проведению ОП на всех этапах, является одним из основных условий обеспечения объективности результатов ОП.
Состав специалистов для организации и проведения ОП формируется из числа педагогических работников ОО, учреждений дополнительного профессионального образования, ГАУ ДПО СО "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", соответствующих следующим требованиям:
наличие высшего или среднего профессионального образования;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (не менее одного года).
Список педагогических работников, участвующих в проведении ОП, с указанием их роли и функций, должен быть утвержден приказом ОО.
Скоординированность действий специалистов, участвующих в подготовке и проведении ОП, обеспечивается знанием порядка проведения ОП, выполнением инструкций и соблюдением всех требований, прописанных в порядке проведения ОП.
Для педагогов, задействованных в проверке работ участников ОП, нуждающихся в дополнительных мерах по повышению уровня компетентности в вопросе оценочной деятельности, организуется обучение на курсах повышения квалификации по вопросам оценки образовательных результатов в соответствии со стандартизированными критериями оценивания.
В любой ОП должны быть предусмотрены механизмы контроля привлекаемых специалистов, а условиями допуска к проведению ОП должны быть;
прохождение специалистами соответствующего обучения;
знание и понимание основных направлений и целей оценочной деятельности;
знание нормативных правовых документов, методических и инструктивных материалов, регламентирующих проведение ОП.
В целях объективности проведения ОП при подборе и распределении кадров должны соблюдаться меры по предотвращению конфликта интересов:
учитель, ведущий данный предмет и преподающий в данном классе, не должен быть организатором работы и участвовать в проверке работ;
родитель (близкий родственник), являющийся работником данной ОО, не должен быть организатором ОП и участвовать в проверке работ.
При проведении ОП педагогические работники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу, руководствуются этическими нормами поведения при общении с участниками ОП и лицами, привлекаемыми к проведению ОП.
V. Проверка работ участников оценочных процедур
Объективность оценивания является одним из основных условий получения достоверных результатов любой ОП. Только объективные результаты могут стать информационной основой для проведения достоверного анализа и принятия управленческих решений.
Проверка работ участников ОП осуществляется экспертами и (или) экспертными комиссиями, сформированными на каждом уровне проведения ОП, при этом необходимо учесть, что учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, по возможности, не должен участвовать в проверке работ.
Эксперты, привлекаемые к проверке работ, должны соответствовать требованиям:
1) владение необходимой нормативной базой, в том числе:
федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе при проведении ОП на уровне ОО - основной образовательной программой учреждения;
спецификацией (описание) КИМ, используемой в ОП;
2) умение оценивать работы участников ОП в соответствии с установленными критериями и нормативами оценок.
Перед началом проверки материалов любой ОП экспертной комиссии необходимо провести обсуждение подходов к критериям системы оценивания.
Проверка может быть организована как силами организаторов проведения ОП, так и привлеченными внешними экспертами. Так, например, при проведении ВПР оценивание может проводиться как учителями ОО, так и на уровне ТУ может быть создана территориальная комиссия для проверки работ по данному предмету.
Работы участников ОП могут проверяться двумя экспертами, В случае существенного расхождения между двумя экспертами, возможно назначение третьего эксперта. Существенное расхождение должно быть определено в критериях оценивания по соответствующему предмету. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы.
При наличии расхождений по результатам оценивания работ участника ОП должен быть проведен анализ причин расхождения (конфликт интересов, недостаточный уровень компетентности педагогических работников в вопросе оценивания знаний и умений обучающихся, достижения планируемых предметных результатов и т.д.).
Возможна организация обмена проверочными материалами ОП между разными субъектами (ОО, ТУ) и организация перекрестной перепроверки в рамках данной процедуры.
На каждом уровне может быть организована перепроверка, особенно при обнаружении признаков недостоверности результатов в ОО и (или) при вхождении школы в списки ОО с признаками необъективных результатов ВПР.
Повторная проверка работ участников ОП осуществляется экспертами по перепроверке, повторной проверке, не проверявшими ранее работу участника.
Анализ согласованности работы экспертов по результатам проверки осуществляется с целью выявления уровня объективности проверки работ участников ОП.
Для педагогов, проверяющих работы обучающихся и нуждающихся в дополнительных мерах по повышению уровня компетентности в вопросе оценочной деятельности, могут быть организованы (по возможности) комплекс методических мероприятий (семинары, практикумы, наставничество, обмен опытом и т.п.) и соответствующее обучение на курсах повышения квалификации по критериям оценивания.
Лицам, привлекаемым к проверке работ участников ОП, запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру и иные средства хранения и передачи информации; копировать, выносить из помещений, где осуществляется проверка работ, КИМ, критерии оценивания, протоколы проверки работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах. На этапе проверки работ участников ОП важно соблюдение конфиденциальности информации, в том числе сохранности базы результатов ОП.
VI. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективному проведению оценочных процедур
Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к проведению ОП, применяются следующие меры:
организация информирования обучающихся, родителей (проведение "классных часов", родительских собраний и т.д.) о порядке, целях и сроках проведения ОП;
проведение разъяснительной работы со всеми субъектами образовательного процесса по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов, в том числе проведение трансляций (эфиров), информирование в СМИ, размещение информации в сети "Интернет";
повышение заинтересованности ОО в использовании объективных результатов ОП;
отказ от использования результатов, показанных учениками, для оценки деятельности педагога (рейтинг, лист эффективности и т.п.);
реализация в приоритетном порядке программ помощи ОО с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям ОО, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса и т.п.;
отказ от системы "натаскивания" при подготовке к ОП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 8 февраля 2021 г. N 137-р "Об утверждении порядка обеспечения объективности проведения оценочных процедур результатов освоения общеобразовательных программ обучающимися образовательных организаций Самарской области"
Вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования
Текст распоряжения опубликован не был