Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2021 г. N 78-УД20-20
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Иванова Г.П.,
судей Абрамова С.Н. и Пейсиковой Е.В.
при ведении протокола секретарём Ильиной А.Ю.
с участием осуждённого Блохина Д.А. - посредством видеоконференц-связи, адвоката Заводника Р.В., прокурора Химченковой М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого Блохина Д.А. на приговор Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абрамова С.Н. о содержании судебных решений, обстоятельствах дела, выступление осужденного Блохина Д.А. и адвоката Заводника Р.В., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Химченковой М.М., об изменении приговора, Судебная коллеги
установила:
по приговору Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2011 г.
Блохин Дмитрий Александрович, ... судимый: 5 октября 2001 г. Пушкинским районным судом г. Санкт-Петербурга по ч. 3 ст. 30, пп. "в", "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, освободившийся 23 мая 2002 г. условно-досрочно на 11 месяцев; 14 апреля 2006 г. Калининским районным судом г. Санкт-Петербурга по ч. 1 ст. 161 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, освободившийся 5 июня 2007 г. условно-досрочно на 11 месяцев 19 дней; 29 декабря 2008 г. Сестрорецким районным судом г. Санкт-Петербурга (с учетом изменений, внесенных постановлением Чусовского городского суда Пермского края от 6 августа 2012 г.) по п. "г" ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 162 УК РФ к 6 годам 11 месяцам лишения свободы;
осужден к лишению свободы: по пп. "а", "в", "ж", "з", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 21.07.2004 N 73-ФЗ) на 9 лет; по ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 08.12.2003) по факту завладения квартирой К. на 5 лет; по ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 08.12.2003) по факту завладения квартирой У. на 5 лет; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний на 12 лет; на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний по данному приговору и приговору от 29 декабря 2008 г. окончательно на 13 лет в исправительной колонии строгого режима.
В кассационном порядке приговор в отношении Блохина Д.А. не обжаловался.
Постановлением Чусовского городского суда Пермского края от 6 августа 2012 г. приговор от 25 января 2011 г. в отношении Блохина Д.А. приведен в соответствие с новым уголовным законом: постановлено считать Блохина Д.А. осужденным по пп. "а", "в", "ж", "з", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 73-ФЗ) на 9 лет лишения свободы; за 2 преступления, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 07.03.2011 N 26-ФЗ) на 4 года 11 месяцев лишения свободы за каждое; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний на 11 лет 11 месяцев лишения свободы; на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний по данному приговору и приговору от 29 декабря 2008 г. окончательно на 12 лет 11 месяцев лишения свободы.
Постановлением Сегежского городского суда Республики Карелия от 1 октября 2020 г. Блохин Д.А., отбывающий наказание по приговору от 24 июля 2018 г. (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением от 16 ноября 2018 г.), которое назначено на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности с наказанием по приговору от 25 января 2011 г., переведен из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.
По приговору суда Блохин Д.А. признан виновным в том, что, действуя из корыстных побуждений, в составе организованной группы, совершил убийство четырех лиц (К., Ф., У. и У.) трое из которых (К., Ф. и У.) заведомо для него находились в беспомощном состоянии, а К., кроме того, с целью скрыть другое преступление, а также в совершении мошенничества в отношении У. в крупном размере и К. - в особо крупном размере.
Преступления им совершены в период 2004-2005 гг. на территории г. Санкт-Петербурга при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе и дополнении к ней осуждённый Блохин Д.А., выражая несогласие с приговором, просит его изменить в части квалификации убийства и размера наказания. Считает, что он необоснованно осуждён по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ по приговору Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2011 г., поскольку убийство, совершённое из корыстных побуждений или по найму, не может быть одновременно квалифицировано как убийство, совершённое с целью скрыть другое преступление.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы, приведённые в кассационной жалобе, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 401 1 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационной жалобе законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения судебных решений в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному делу допущено такое нарушение закона при рассмотрении его по правилам главы 40 1 УК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "главы 40 1 УПК РФ"
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, то есть постановленным в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и основан на правильном применении уголовного закона.
Как следует из приговора, действуя с умыслом на лишение К., Ф., У. жизни, Блохин Д.А., являясь членом организованной группы и одним из участников преступлений, при реализации преступных намерений в каждом случае осознавал факт беспомощного состояния потерпевших по причине нахождения их в состояния опьянения.
Данное обстоятельство обусловило квалификацию действий Блохина Д.А. по признаку, указанному в п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ, который предусматривает ответственность за совершение убийства лица, заведомо для виновного находящегося в состоянии опьянения.
Между тем, согласно разъяснениям, которые содержатся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 1 (ред. от 03.03.2015) "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)", по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ надлежит квалифицировать умышленное причинение смерти потерпевшему, неспособному в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство. К иным лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные, престарелые, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.
По смыслу закона, убийство лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, судебная практика не рассматривает как убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, в том числе в случаях, когда виновный в целях совершения умышленного убийства сам приводит потерпевшего в такое состояние.
В связи с этим, из осуждения Блохина Д.А. подлежит исключению п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Таким образом, допущенное судом первой инстанции нарушение (неправильное применение) уголовного закона является существенным, повлиявшим на исход дела, искажающим саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Вопреки доводам осуждённого Блохина Д.А., его действия в отношении потерпевших Ф., У. и У. правильно квалифицированы как убийство, совершённое в составе организованной группы из корыстных побуждений, а в отношении К. как убийство, совершённое в составе организованной группы, с целью скрыть другое преступление, то есть по пп. "а", "ж", "з", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Однако, как следует из приговора, квалифицируя действия осуждённого Блохина Д.А. в части убийства потерпевшей К. суд вышел за пределы предъявленного ему обвинения и наряду с признаком убийства, совершённого с целью скрыть другое преступление, необоснованно указал, что убийство совершено ещё и из корыстных побуждений.
При таких обстоятельствах из осуждения Блохина Д.А. подлежит исключению признак убийства - из корыстных побуждений.
Правильность квалификации действий осуждённого по ч. 4 ст. 159 УК РФ - в совершении мошенничества в отношении У. в крупном размере и К. - в особо крупном размере, им не оспаривается и сомнений не вызывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 401 14 УПК РФ, Судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осуждённого Блохина Д.А. удовлетворить частично;
приговор Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2011 г. в отношении осуждённого Блохина Дмитрия Александровича изменить:
исключить из его осуждения п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ, признак убийства из корыстных побуждений в отношении потерпевшей К.
назначить Блохину Д.А. наказание: по пп. "а", "ж", "з", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ 8 лет 11 месяцев лишения свободы; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных пп. "а", "ж", "з", "к" ч. 2 ст. 105, ч. 4 ст. 159 УК РФ (2 преступления), с учётом внесённых изменений, путем частичного сложения наказаний - 11 лет 10 месяцев лишения свободы; на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний по данному приговору и приговору от 29 декабря 2008 г. окончательно назначить 12 лет 10 месяцев лишения свободы, в остальном приговор в отношении него оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Иванов Г.П. |
Судьи |
Абрамов С.Н. |
|
Пейсикова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2021 г. N 78-УД20-20
Текст определения опубликован не был