Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 января 2021 г. N 18-КАД20-28-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кулаковой Я.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 г. по административному делу N 2а-8336/19 по административному исковому заявлению Кулаковой Я.В. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными постановлений, возложении обязанности восстановить нарушенное право по распоряжению имуществом, находящимся в общедолевой собственности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей администрации муниципального образования город Краснодар Мельникова А.С. и Пешковой Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 октября 2019 г. административное исковое заявление Кулаковой Я.В. удовлетворено; постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 5 апреля 2019 г. N 1446 "О переводе жилого помещения - квартиры N ... в нежилое помещение и согласовании перепланировки и переустройства помещений квартиры N ... в доме по ул. ..., в ... внутригородском округе города ..." (далее - Постановление N 1446) и постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 5 апреля 2019 г. N 1445 "О переводе жилого помещения - квартиры N ... в нежилое помещение и согласовании перепланировки и переустройства помещений квартиры N ... в доме по ул. ..., в ... внутригородском округе города ..." (далее - Постановление N 1445) признаны незаконными.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2020 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 г., решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 октября 2019 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе административный ответчик просит принятые по делу судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Кулакова Я.В. является собственником помещений ... в доме ... по ул. ... города ...
Хэмилл Е.В. на праве собственности принадлежат квартиры ... и ... в этом же доме.
Собственник квартир ... обратилась в "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края" с заявлениями о переводе указанных жилых помещений в нежилые помещения, предоставив необходимые документы.
Межведомственной комиссией администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда приняты решения о согласовании перевода жилых помещений - квартир в нежилые помещения.
На основании актов межведомственной комиссии изданы оспариваемые Постановление N 1445 и Постановление N 1446.
Кулакова Я.В. как собственник помещений в этом многоквартирном доме, полагая, что переустройство и перепланировка приведут к уменьшению размера общего имущества в многоквартирном доме, обратилась в суд с указанным исковым заявлением.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что проектом перепланировки и переустройства предусматривается частичное разрушение внешней стены многоквартирного дома, а использование части придомовой территории для оборудования входной группы является уменьшением общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Доказательства, подтверждающие наличие согласия собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества, отсутствуют.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что при организации входной группы не возведена капитальная пристройка, фактического присоединения общего имущества как объекта права не произошло, а доказательств уменьшения площади общего имущества многоквартирного дома в результате проведения переустройства и перепланировки помещений административным истцом не представлено. С такими выводами согласился и суд кассационной инстанции.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).
Согласно статье 25 ЖК РФ переустройство помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1), а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (части 2, 3 статьи 36 ЖК РФ).
Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома и о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится в соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, проектом перепланировки и переустройства предусматривается оборудование отдельного входа в помещения, принадлежащие Хэмилл Е.В., путем производства работ по устройству входной группы на части земельного участка, являющегося общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, и разрушению части внешней стены многоквартирного дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией.
Таким образом, указанные мероприятия влекут изменение размера общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии фактического присоединения общего имущества в многоквартирном доме при осуществлении такого переустройства жилого помещения не исключают необходимости получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: ..., площадью 6850 кв.м сформирован и поставлен на кадастровый учет; категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства многоэтажных жилых домов, вид государственной регистрации права - общая долевая собственность.
Исходя из приведенных выше правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома либо уменьшение состава такого имущества.
Между тем такого согласия не получено, общее собрание собственников по вопросу осуществления реконструкции объекта капитального строительства не проводилось, что подтверждается письмом управляющей компании многоквартирного дома ООО "Ивист" от 12 апреля 2019 г., в перечне документов, рассмотренных межведомственной комиссией в акте, решения общего собрания собственников помещений также отсутствуют.
Кроме того, оспариваемые постановления противоречат Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, пунктами 1.7.2 и 4.2.4.9 которых установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются, также установлен запрет на расширение и пробивку проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий.
С учетом того, что судами апелляционной и кассационной инстанций неправильно применены нормы материального права, принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 КАС РФ,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 г, отменить, решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 октября 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Николаева О.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 января 2021 г. N 18-КАД20-28-К4
Текст определения опубликован не был