Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу председателя
Комитета по ценам и тарифам
Московской области
от 10.02.2021 N 9
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета по ценам и тарифам в Московской области за 2020 год
Основы правоприменительной практики
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета по ценам и тарифам Московской области за 2020 год подготовлен в рамках реализации статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Московской области от 12.08.2014 N 640/32 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Московской области" (в ред. от 18.10.2018 N 764/37), Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере регулирования цен (тарифов) на территории Московской области, утвержденным распоряжением Комитета от 10.06.2020 N 83-Р, приказом Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16.12.2019 N 142 "Об утверждении ведомственной Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, разработанной Комитетом по ценам и тарифам Московской области на 2020 - 2022 годы" и во исполнение Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета по ценам и тарифам Московской области, утверждённого приказом председателя Комитета от 16.04.2018 N 37.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) путём их доведения до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - объекты государственного контроля);
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций;
- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора) обязательных требований;
- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46 "О формировании Комитета по ценам и тарифам Московской области" к основным функциям Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет) относится исполнение регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Московской области. Данное направление деятельности закреплено за контрольным управлением Комитета.
Функции по контролю реализуются путем проведения плановых и внеплановых выездных контрольных мероприятий, мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, систематического наблюдения и анализа отчетности регулируемых организаций, а также профилактики нарушений обязательных требований.
Кроме того, контрольным управлением осуществляется:
составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с компетенцией Комитета;
выдача предписаний об устранении нарушений;
организация работы по проведению административных комиссий; подготовка постановлений по делам об административных правонарушениях;
составление ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
подготовка отчетов, относящихся к компетенции контрольного управления;
участие в судебных заседаниях по административным делам; участие в деятельности рабочих групп;
участие во встречах с населением и юридическими лицами, проведение разъяснительной работы;
подготовка аналитических справок по различным вопросам; подготовка материалов к совещаниям;
размещение информации о проведенных плановых и внеплановых проверках в Едином реестре проверок;
об административных правонарушениях в информационной системе ГИС ЖКХ;
об осуществлении государственного контроля в ГАС "Управление".
Таким образом, за Комитетом закреплены функции по осуществлению государственного контроля за ценообразованием в отношении более 15 независимых направлений такого контроля; общее количество хозяйствующих субъектов, потенциально попадавших в 2020 году под контрольные мероприятия - более 3000.
Результаты правоприменительной практики за 2020 год
В 2020 году при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий должностные лица Комитета руководствовались Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере регулирования цен (тарифов) на территории Московской области, утвержденным распоряжением Комитета от 10.06.2020 N 83-Р.
Комитетом проведено свыше 130 контрольных мероприятий за 2020 год.
Контрольно-надзорная деятельность Комитета реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые, внеплановые, выездные, документарные), рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений поступивших от государственных органов, организаций и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также в форме систематического наблюдения и анализа информации, подлежащей раскрытию. Указанные мероприятия проводятся с целью осуществления государственного контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Московской области.
I. Проверки
Основными задачами проверок является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулируемого ценообразования. Предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проект плана проверок на очередной год составляется Комитетом до 1 сентября текущего года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя
В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Комитет направляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проект ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
После согласования с прокуратурой Московской области утвержденный заместителем председателя Комитета план проверок размещается на сайте Комитета и Прокуратуры (план проверок на 2020 год опубликован 26.12.2019), таким образом, каждая организация имеет возможность ознакомиться с планом проверок на следующий год.
В соответствии с постановление Правительства Московской области от 18.10.2018 N 764/37 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 12.08.2014 N 640/32 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Московской области" при формировании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году применялся риск-ориентированный подход.
В соответствии поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-М36-1945 и постановлением Губернатора Московской области от 19.03.2020 N 133-ПГ "О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Московской области, регулирующие дополнительные меры по снижению рисков распространения COVID-2019 на территории Московской области" приказом председателя Комитета от 08.04.2020 N 48 "Об отмене приказа председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области от 26.03.2020 N 38 "О внесении изменений в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Комитета по ценам и тарифам Московской области" и внесении изменения в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Комитета по ценам и тарифам Московской области" исключены плановые проверки из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Комитета по ценам и тарифам Московской области на 2020 год. Внеплановые проверки Комитетом в 2020 году также не проводились.
II. Мониторинг обязательных требований
В рамках систематического наблюдения и анализа осуществляется контроль за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, стандартов раскрытия информации, использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемы государством цены (тарифы), соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Комитетом, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам.
В 2020 году по результатам систематического наблюдения и анализа за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, стандартов раскрытия информации, Комитетом вынесено 18 предписаний об устранении нарушений законодательства о стандартах раскрытия информации. Выявленные нарушения устранены регулируемыми организациями в установленные сроки. В результате указанной работы в 2020 году стандарты раскрытия информации соблюдают порядка 99% подконтрольных субъектов).
По результатам проведенного в 2020 году мониторинга за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) на услуги в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения на 2019 год, установлено: фактическое освоение инвестиционных ресурсов за счет тарифных источников по итогам 2019 года в отношении 246 инвестиционной программы, утвержденной для 112 организаций, составило 15352 млн. руб. (97% от плана). В отношении одной ресурсоснабжающей организации выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которое исполнено в срок.
III. Профилактика нарушений обязательных требований
В рамках деятельности по профилактике нарушений обязательных требований в 2020 году Комитетом выдано 36 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, опубликовано 44 информационных сообщения в новостных порталах СМИ и социальных сетях и проведены вебинары. Также на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" размещаются сведения о типовых нарушениях законодательства, допущенных регулируемыми организациями, и перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля.
Комитетом реализованы все мероприятия Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год, утвержденной приказом от 16.12.2019 N 142 "Об утверждении ведомственной Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, разработанной Комитетом по ценам и тарифам Московской области на 2020 - 2022 годы.
В 2020 году сотрудники контрольного управления Комитета совместно с представителями Мингосуправления Московской области активно участвовали в реализации приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности".
Административное производство
Всего за отчетный период Комитетом возбуждено 54 административных дела, по итогам рассмотрения которых наложено 44 взыскания в виде административных штрафов, по 1 делу объявлены предупреждения, 1 делу объявлены устные замечания, по 3 делам прекращено производство, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, по 2 делам материалы направлены судьям для рассмотрений и вынесения решений.
За отчетный период Комитетом выдано 18 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. 14 представления исполнены в установленные сроки, 4 постановления обжаловались в судах.
За 2020 год Комитетом выявлено 8 нарушений, выразившееся в непредставлении сведений или представлении заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), в отношении лиц, допустивших правонарушения возбуждены дела об административных правонарушениях, в том числе 1 дело по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ и 7 дел по ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ. За 2020 год 1 дело по ст. 19.7 КоАП РФ.
Должностными лицами Комитета, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, постоянно изучается судебная практика других субъектов Российской Федерации о допускаемых ошибках в составлении административных протоколов и иных процессуальных документов с целью их исключения. За отчетный период 2020 года ошибок при составлении административного материала не выявлялось.
Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований
Сведения о выявленных Комитетом нарушениях в 2019 году
По-видимому, в наименовании таблицы допущена опечатка. Имеется в виду "в 2020 году"
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ |
Количество нарушений, выявленных по обращениям граждан |
Всего нарушений |
1 |
Нарушение порядка ценообразования |
5 |
28 |
33 |
3 |
Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений |
8 |
0 |
8 |
2 |
Нарушение стандартов |
2 |
0 |
2 |
|
раскрытия информации |
|
|
|
|
Итого |
15 |
28 |
43 |
За 2020 год типичными нарушениями обязательных требований являлись нарушения, предусмотренные ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" и ст. 19.8.1 "Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса".
Нарушения, предусмотренные ст. 19.7.1 КоАП РФ "Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)" по большей части обусловлены недобросовестным отношением должностных лиц регулируемых организаций и органов местного самоуправления, ответственных за соблюдение сроков и исполнение обязательных требований по предоставлению информации в том числе отчетности в адрес Комитета.
Одним из побудительных мотивов по исполнению и соблюдению сроков запросов Комитета является обязанность регулирующего органа по привлечению нарушителей к административной ответственности с размерами штрафных санкций от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц и от 50 до 100 тысяч рублей на юридических лиц, а также в случае повторного совершения должностным лицом аналогичного правонарушения, предусмотрена мера наказания в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
При этом, исполнение обязательных требований со стороны организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, не требует финансовых затрат и зависит исключительно от уровня исполнительской дисциплины должностных лиц регулируемых организаций.
В сфере регулируемого ценообразования одним из наиболее распространенных нарушений, совершаемых организациями, является нарушение порядка ценообразования, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ, для должностных, юридических и физических лиц в виде наложения административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Так, в 2020 году, типичным видом таких нарушений являются:
- ведение раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности у РСО с нарушением действующего законодательства;
- отсутствие установленных тарифов на регулируемые государством виды деятельности в коттеджных поселках и садоводческих товариществах на территории Московской области.
Также за 2020 год типичными нарушениями обязательных требований явились нарушения в сфере раскрытия информации, а именно - нарушения, выразившиеся в нарушении сроков раскрытия информации о регулируемой деятельности связанные с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 N 390 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", согласно которым раскрытие информации осуществляется в Федеральной государственной информационной системе "Единая Информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (ФГИС ЕИАС).
Всего за 2020 год Комитетом назначено административных наказаний, в виде административных штрафов, на сумму более 87 млн. руб.
За отчетный период на счет Комитета поступило свыше 2 млн. руб.
Заключительные положения
В целях предупреждения нарушений обязательных требований действующего законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Комитет:
проводит семинары и вебинары по вопросам изменения законодательства в сфере тарифного регулирования с регулируемыми организациями;
обеспечивает размещение на официальном сайте Комитета нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля;
- осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей посредством разъяснительной работы в средствах массовой информации;
- подготавливает комментарии к содержанию новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и внесенных изменениях в действующее законодательство.
По итогам 2020 года основными видами нарушений обязательных требований регулируемыми организациями являются применение неустановленных органом регулирования тарифов и несоблюдение правил ведения раздельного учета по видам деятельности, в части учета доходов и расходов на подключение к централизованным системам теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Приём предложений, замечаний и вопросов по обзору правоприменительной практике органа контроля осуществляется должностными лицами Комитета по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Барвихинское, д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, д. 1, корп. А, а также путём направления предложений на электронную почту Комитета по адресу: mosoblkomzen@mosreg.ru, тема письма - вопрос по докладу по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Комитета по ценам и тарифам Московской области за 2020 год".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области от 10 февраля 2021 г. N 9 "Об утверждении обзора правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.