Администрация Смоленской области постановляет:
Внести в областную государственную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области", утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 03.12.2013 N 1008, от 24.03.2014 N 189, от 16.05.2014 N 342, от 26.06.2014 N 457, от 12.08.2014 N 571, от 26.09.2014 N 669, от 13.11.2014 N 761, от 25.12.2014 N 868, от 26.02.2015 N 71, от 16.04.2015 N 184, от 26.05.2015 N 297, от 19.06.2015 N 353, от 01.07.2015 N 378, от 06.08.2015 N 478, от 31.08.2015 N 546, от 22.09.2015 N 592, от 19.11.2015 N 732, от 22.12.2015 N 817, от 15.02.2016 N 63, от 25.02.2016 N 78, от 30.05.2016 N 297, от 18.07.2016 N 424, от 02.09.2016 N 536, от 28.10.2016 N 617, от 30.11.2016 N 699, от 27.12.2016 N 773, от 07.02.2017 N 50, от 22.02.2017 N 68, от 22.03.2017 N 162, от 26.05.2017 N 350, от 20.06.2017 N 388, от 29.06.2017 N 428, от 24.07.2017 N 494, от 24.08.2017 N 570, от 26.09.2017 N 651, от 12.10.2017 N 692, от 28.11.2017 N 788, от 06.12.2017 N 821, от 21.12.2017 N 870, от 19.02.2018 N 64, от 10.04.2018 N 184, от 25.04.2018 N 254, от 28.05.2018 N 341, от 28.06.2018 N 432, от 13.07.2018 N 489, от 10.08.2018 N 532, от 23.08.2018 N 564, от 10.10.2018 N 641, от 25.10.2018 N 685, от 14.11.2018 N 725, от 11.12.2018 N 838, от 28.12.2018 N 950, от 28.02.2019 N 86, от 02.04.2019 N 164, от 29.04.2019 N 259, от 21.05.2019 N 298, от 27.06.2019 N 381, от 11.09.2019 N 529, от 15.10.2019 N 602, от 25.10.2019 N 645, от 15.11.2019 N 691, от 12.12.2019 N 760, от 20.12.2019 N 783, от 25.12.2019 N 808, от 28.01.2020 N 27, от 14.02.2020 N 53, от 26.03.2020 N 146, от 05.06.2020 N 328, от 14.07.2020 N 414, от 24.08.2020 N 522, от 01.10.2020 N 585, от 20.10.2020 N 613, от 25.11.2020 N 722, от 08.12.2020 N 742, от 17.12.2020 N 800, от 23.12.2020 N 828, от 25.12.2020 N 829), следующие изменения:
1) в паспорте областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области":
- в позиции "Исполнители основных мероприятий Государственной программы" слова "иные органы исполнительной власти Смоленской области,", ", областные государственные бюджетные учреждения здравоохранения" исключить;
- после позиции "Наименование подпрограмм Государственной программы" дополнить позицией следующего содержания:
- абзацы первый - третий, восьмой, девятый позиции "Целевые показатели реализации Государственной программы" дополнить словами "к предыдущему году";
- позицию "Объемы ассигнований Государственной программы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)" изложить в следующей редакции:
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации Государственной программы
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются приоритетными сферами экономики региона, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой потенциал сельских территорий.
В валовом региональном продукте доля сельского хозяйства составляет около 5 процентов.
Сельскохозяйственные угодья Смоленской области занимают 1,7 млн. гектаров, в том числе пашня - 1,2 млн. гектаров. Большинство районов Смоленской области являются сельскохозяйственными. Сельскохозяйственным производством занимаются около 500 сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, около 118 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
За последние годы отмечается положительная динамика в валовом производстве продукции сельского хозяйства. За 2018 - 2019 годы валовое производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактических ценах составило 78,8 млрд. рублей, в том числе в 2018 году - 24,1 млрд. рублей, в 2019 году - 26,7 млрд. рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году в 2018 году составлял 106,1 процента, в 2019 году - 104,9 процента.
В соответствии с оценкой 2020 года валовое производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактических ценах составляет 27,9 млрд. рублей, или 100,4 процента в сопоставимой оценке к уровню 2019 года, доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства продукции сельского хозяйства - 66 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 5 процентов, хозяйств населения - 29 процентов.
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение доли сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства продукции сельского хозяйства при одновременном снижении производства в хозяйствах населения, что обусловлено старением и сокращением численности сельского населения.
Развитие сельскохозяйственного производства напрямую связано с освоением неиспользуемой пашни и повышением плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Начиная с 2017 года сельскохозяйственные товаропроизводители Смоленской области активизировали работу по вводу земель в сельскохозяйственный оборот за счет проведения культуртехнических мероприятий, которые включают в себя комплекс работ по расчистке земель от кустарниковой и древесной растительности, камней, разработку залежных земель (земель, не обрабатываемых более 3 лет). За последние три года культуртехнические мероприятия проведены на площади около 63 тыс. гектаров, в том числе в 2018 году - 19,2 тыс. гектаров, в 2019 году - 23,4 тыс. гектаров, в 2020 году - 20 тыс. гектаров.
В Смоленской области продолжается техническая модернизация сельскохозяйственного производства. В последние годы в среднем в год приобретается более 350 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования. Темпы обновления парка сельскохозяйственной техники составляют 6 процентов. В то же время в условиях диспаритета цен, когда средние цены на продукцию сельского хозяйства значительно меньше чем цены на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, обновление парка сельскохозяйственной техники, техническая и технологическая модернизация происходят значительно более медленными темпами.
Растениеводство в регионе становится высокотехнологичной отраслью и имеет высокие темпы роста, специализируется на производстве зерновых, зернобобовых и кормовых культур. По природно-климатическим условиям Смоленская область привлекательна для производства льна-долгунца, рапса, картофеля и овощей.
В 2020 году вся посевная площадь составила 380 тыс. гектаров, при этом посевная площадь зерновых и зернобобовых культур превысила 143 тыс. гектаров (на 10 процентов больше уровня 2019 года). Ежегодно увеличивается площадь, засеянная элитными семенами. В 2020 году она составила 26,9 тыс. гектаров, в 2019 году - 20 тыс. гектаров, в 2018 году - 16,7 тыс. гектаров.
В валовом производстве основных сельскохозяйственных культур наблюдаются значительные колебания по годам, что обусловлено влиянием природно-климатического фактора на формирование урожая сельскохозяйственных культур.
В 2018 - 2020 годах во всех категориях хозяйств Смоленской области ежегодно в среднем производилось 295,5 тыс. тонн зерна (в 2018 году - 278,4 тыс. тонн, в 2019 году - 318,6 тыс. тонн, в 2020 году - 289,6 тыс. тонн), 122,2 тыс. тонн картофеля (в 2018 году - 128,6 тыс. тонн, в 2019 году - 134,8 тыс. тонн, в 2020 году - 103,1 тыс. тонн), 59,6 тыс. тонн овощей (в 2018 году - 52,1 тыс. тонн, в 2019 году - 64,9 тыс. тонн, в 2020 году - 61,8 тыс. тонн), 13,1 тыс. тонн семян рапса (в 2018 году - 13,3 тыс. тонн, в 2019 году - 12,3 тыс. тонн, в 2020 году - 13,6 тыс. тонн), а также 3 тыс. тонн льноволокна (в 2018 году - 3,3 тыс. тонн, в 2019 году - 3,3 тыс. тонн, в 2020 году - 1,9 тыс. тонн).
Основными производителями зерна (88 процентов), рапса (71,5 процента) и льнопродукции (83,3 процента) являются сельскохозяйственные организации. Производство картофеля (76 процентов) и овощей (61,9 процента) сосредоточено в личных подсобных хозяйствах населения.
Животноводство является основой сельского хозяйства Смоленской области. В структуре товарной продукции сельскохозяйственного производства его продукция составляет 75 процентов.
В 2020 году поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составило 129 тыс. голов (на 5 процентов больше уровня 2019 года), в том числе поголовье коров - 49,2 тыс. голов.
Особое внимание в животноводстве уделяется увеличению поголовья племенных животных. В 2020 году удельный вес племенного скота в общем поголовье составил около 20 процентов. Перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стоит задача увеличить значение данного показателя, так как от повышения продуктивности сельскохозяйственных животных в значительной степени зависит увеличение валового производства мяса и молока.
Анализ продуктивности в молочном скотоводстве свидетельствует об установлении в регионе тенденции ее устойчивого роста. В 2018 году надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях составлял 4 657 килограммов, в 2019 году - 4 749 килограммов, в 2020 году - 4 950 килограммов.
В 2018 - 2020 годах во всех категориях хозяйств Смоленской области ежегодно в среднем производилось 164,9 тыс. тонн молока (в 2018 году - 171,8 тыс. тонн, в 2019 году - 162,8 тыс. тонн, в 2020 году - 160 тыс. тонн), 88,7 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (в 2018 году - 87 тыс. тонн, в 2019 году - 89,1 тыс. тонн, в 2020 году - 90 тыс. тонн), 290,7 млн. штук яиц (в 2018 году - 279,2 млн. штук, в 2019 году - 312,9 млн. штук, в 2020 году - 280 млн. штук).
Основное производство продукции животноводства сосредоточено в сельскохозяйственных организациях, на их долю приходится 68,3 процента производства молока, 87,4 процента производства скота и птицы на убой в живом весе и 81,6 процента производства яиц.
Уровень самообеспечения региона основными продуктами питания составляет: мясом и мясопродуктами в пересчете на мясо - 116,2 процента, яйцами и яйцепродуктами - 135,2 процента, картофелем - 94,8 процента, овощами - 74,2 процента, молоком и молочными продуктами в пересчете на молоко - 71 процент.
Системное развитие агропромышленного комплекса Смоленской области связано с развитием сельских территорий. Ежегодно растет уровень развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий региона. За 2018 - 2020 годы в Смоленской области введено в действие 99,4 километра распределительных газовых сетей (в 2018 году - 22,6 километра, в 2019 году - 32,7 километра, в 2020 году - 44,1 километра) и 34 километра локальных водопроводов (в 2018 году - 13,4 километра, в 2019 году - 12,9 километра, в 2020 году - 7,7 километра), введено (приобретено) 6,32 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов (в 2018 году - 3,16 тыс. кв. м, в 2019 году - 2,94 тыс. кв. м, в 2020 году - 0,22 тыс. кв. м). В 2020 году реализовано 4 проекта комплексного развития сельских территорий и 96 проектов по благоустройству сельских территорий.
В 2018 - 2020 годах сельскохозяйственное производство было прибыльным и рентабельным. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составлял более 60 процентов (в 2018 году - 63,9 процента, в 2019 году - 63,2 процента, в 2020 году - 67,2 процента).
В агропромышленном комплексе Смоленской области работает более 8 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, ежегодно увеличивается. За 2018 - 2020 годы она увеличилась на 32 процента и составила в 2020 году около 26 тыс. рублей. Вместе с тем следует отметить, что размер среднемесячной заработной платы, сложившийся в сельском хозяйстве, на 30 процентов меньше чем в среднем по всем видам экономической деятельности.
За последние годы определились ключевые параметры развития сельского хозяйства Смоленской области и факторы, оказывающие на них влияние. Имеются положительные тенденции, для сохранения и укрепления которых необходима государственная поддержка отрасли, являющаяся ключевым фактором, способствующим ее развитию.
Вместе с тем сохраняются проблемы, сдерживающие поступательное экономическое развитие сельского хозяйства и сельских территорий Смоленской области. В числе основных проблем необходимо выделить следующие:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей;
- медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию, используемую при производстве сельскохозяйственной продукции.
Реализация Государственной программы обусловлена необходимостью увеличения производства сельскохозяйственной продукции, повышения темпов структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала, повышения финансовой устойчивости и снижения дефицита квалифицированных кадров.
Для развития агропромышленного комплекса Смоленской области и его базовой отрасли - сельского хозяйства - необходимо обеспечить достаточный уровень государственной поддержки. При этом государственная поддержка должна осуществляться по программно-целевому принципу, преимущественно в виде предоставления субсидий. Без использования программно-целевого метода указанные выше проблемы развития агропромышленного комплекса Смоленской области будут усугубляться и могут привести к сокращению размеров производства и снижению продовольственной безопасности региона.";
3) раздел 2 после абзаца тридцать третьего дополнить абзацами следующего содержания:
"Целевыми показателями Государственной программы являются:
- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов).
Данный показатель определяется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;
- индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов).
Данный показатель определяется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;
- индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов).
Данный показатель определяется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;
- рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) (процентов).
Данный показатель определяется на основании данных форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса по формуле:
ЧП/СП х 100, где:
ЧП - чистая прибыль, тыс. рублей;
СП - себестоимость продаж, тыс. рублей;
- среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) (рублей).
Данный показатель определяется Федеральной службой государственной статистики;
- индекс производительности труда (процентов).
Данный показатель определяется на основании данных Федеральной службы государственной статистики и форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса по следующей формуле:
, где:
- индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов;
- среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, в процентах к предыдущему году (в эквиваленте полной занятости);
- количество высокопроизводительных рабочих мест (единиц).
Данный показатель определяется Федеральной службой государственной статистики;
- индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов).
Данный показатель определяется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;
- индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов).
Данный показатель определяется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области.";
4) в абзаце двенадцатом раздела 3 слова "региональный проект "Поддержка малых форм хозяйствования и развития кооперации" заменить словами "региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие кооперации";
5) раздел 4 изложить в следующей редакции:
"4. Обоснование ресурсного обеспечения Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы составляет 15 372 299,5 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 4 369 985,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 7 947 679,8 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 54 371,0 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 2 241 480,7 тыс. рублей;
- средства бюджетных ассигнований дорожного фонда Смоленской области - 758 782,1 тыс. рублей.
В том числе по годам реализации Государственной программы:
- в 2014 году - 1 595 028,7 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 550 414,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 881 501,8 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 6 221,0 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 156 891,0 тыс. рублей;
- в 2015 году - 2 450 296,9 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 682 781,8 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 788 841,0 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 8 260,5 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 970 413,6 тыс. рублей;
- в 2016 году - 2 139 029,6 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 750 660,1 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 815 170,3 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 7 369,2 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 565 830,0 тыс. рублей;
- в 2017 году - 1 003 398,0 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 300 301,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 580 027,4 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 3 716,9 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 24 519,6 тыс. рублей;
- средства бюджетных ассигнований дорожного фонда Смоленской области - 94 832,2 тыс. рублей;
- в 2018 году - 1 862 905,6 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 289 467,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 1 050 146,8 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 3 571,4 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 130 126,5 тыс. рублей;
- средства бюджетных ассигнований дорожного фонда Смоленской области - 389 593,0 тыс. рублей;
- в 2019 году - 1 190 875,1 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 414 285,0 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 600 042,7 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 3 847,4 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 172 700,0 тыс. рублей;
- в 2020 году - 1 973 653,3 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета-491 286,1 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 1 106 831,7 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 11 178,6 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 90 000,0 тыс. рублей;
- средства бюджетных ассигнований дорожного фонда Смоленской области - 274 356,9 тыс. рублей;
- в 2021 году - 1 196 213,2 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 476 470,8 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 656 330,9 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 2 411,5 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 61 000,0 тыс. рублей;
- в 2022 году - 985 366,6 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 140 111,8 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 822 861,3 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 2 393,5 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 20 000,0 тыс. рублей;
- в 2023 году - 811 229,2 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 137 102,8 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 645 925,9 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 2 700,5 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 25 500,0 тыс. рублей;
- в 2024 году - 164 303,3 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 137 102,8 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 2 700,5 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 24 500,0 тыс. рублей.
Финансирование обеспечивающей подпрограммы включает расходы на содержание администратора Государственной программы.
Объемы финансирования мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Государственной программы.
Для финансирования мероприятий Государственной программы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий Государственной программы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696.
Объемы финансирования мероприятий Государственной программы за счет средств местного бюджета также подлежат ежегодному уточнению.
Для финансирования Государственной программы предполагается привлечь средства внебюджетных источников, объемы которых подлежат ежегодному уточнению.";
6) абзац семнадцатый раздела 5 признать утратившим силу;
7) в подпрограмме "Создание общих условий функционирования и развития сельского хозяйства Смоленской области":
- в паспорте подпрограммы "Создание общих условий функционирования и развития сельского хозяйства Смоленской области":
- абзацы первый - третий позиции "Целевые показатели реализации Государственной программы" дополнить словами ", к предыдущему году";
- позицию "Объемы ассигнований подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников Финансирования)" изложить в следующей редакции:
- раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации подпрограммы
Сельское хозяйство Смоленской области является важнейшей составной частью экономики региона. В валовом региональном продукте его доля составляет около 5 процентов. Большинство районов Смоленской области являются сельскохозяйственными. Сельскохозяйственным производством занимаются около 500 сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, около 118 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В соответствии с оценкой 2020 года валовое производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактических ценах составляет 27,9 млрд. рублей, или 100,4 процента в сопоставимой оценке к уровню 2019 года, доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства продукции сельского хозяйства - 66 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 5 процентов, хозяйств населения - 29 процентов.
За последние годы во всех категориях хозяйств Смоленской области в среднем производится 164,9 тыс. тонн молока (в 2018 году - 171,8 тыс. тонн, в 2019 году -
162.8 тыс. тонн, в 2020 году - 160 тыс. тонн), 88,7 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (в 2018 году - 87 тыс. тонн, в 2019 году - 89,1 тыс. тонн, в 2020 году - 90 тыс. тонн), 290,7 млн. штук яиц (в 2018 году - 279,2 млн. штук, в 2019 году -
312.9 млн. штук, в 2020 году - 280 млн. штук), 295,5 тыс. тонн зерна (в 2018 году - 278,4 тыс. тонн, в 2019 году - 318,6 тыс. тонн, в 2020 году - 289,6 тыс. тонн), 122,2 тыс. тонн картофеля (в 2018 году - 128,6 тыс. тонн, в 2019 году - 134,8 тыс. тонн, в 2020 году - 103,1 тыс. тонн), 59,6 тыс. тонн овощей (в 2018 году - 52,1 тыс. тонн, в 2019 году - 64,9 тыс. тонн, в 2020 году - 61,8 тыс. тонн), 13,1 тыс. тонн семян рапса (в 2018 году - 13,3 тыс. тонн, в 2019 году - 12,3 тыс. тонн, в 2020 году - 13,6 тыс. тонн), 3 тыс. тонн льноволокна (в 2018 году - 3,3 тыс. тонн, в 2019 году - 3,3 тыс. тонн, в 2020 году - 1,9 тыс. тонн).
Регион полностью обеспечивает себя мясом и яйцами. В производстве молока, картофеля и овощей уровень самообеспечения еще не достигнут.
Племенные организации Смоленской области являются производителями племенного молодняка швицкой и сычевской пород крупного рогатого скота, отличающихся высокой мясной и молочной продуктивностью. Генетический потенциал крупного рогатого скота позволяет производить высококачественную молочную продукцию, включая твердые сыры, масло животное. Основу птицеводства составляет крупная птицефабрика, расположенная вблизи областного центра. Предприятия пищевой промышленности выпускают около 800 наименований различной продукции.
В Смоленской области продолжается процесс модернизации сельскохозяйственного производства, его технического и технологического перевооружения. В регионе проводится целенаправленная работа по привлечению инвестиций в сельское хозяйство, по созданию благоприятных условий для инвесторов в вопросах строительства, реконструкции и модернизации сельскохозяйственных объектов.
За последние три года сельскохозяйственными товаропроизводителями области было приобретено 177 тракторов (в 2018 году - 52 единицы, в 2019 году - 59 единиц, в 2020 году - 66 единиц), 66 зерноуборочных комбайнов (в 2018 году - 17 единиц, в 2019 году - 29 единиц, в 2020 году - 20 единиц), 13 кормоуборочных комбайнов (в 2018 году - 1 единица, в 2019 году - 7 единиц, в 2020 году - 5 единиц), 381 единица кормозаготовительной, почвообрабатывающей, посевной техники и оборудования (в 2018 году - 120 единиц, в 2019 году - 128 единиц, в 2020 году - 133 единицы). На приобретение техники сельскохозяйственные товаропроизводители направили 2 млрд. 591 млн. рублей. Темпы обновления парка сельскохозяйственной техники составляют 6 процентов. В то же время отклонение темпов обновления парка сельскохозяйственной техники от необходимого значения составляет 4-6 процентов.
Состояние и эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, используемых в процессе производства продукции, оказывают влияние на эффективность производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
За 2018 - 2020 годы среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственных организациях, сократилась с 5 788 до 5 496 человек, или на 292 человека (на 5 процентов). За аналогичный период среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась с 19,7 тыс. рублей до 26 тыс. рублей, или в 1,3 раза. При этом следует отметить, что размер среднемесячной заработной платы, сложившийся в сельском хозяйстве за 2020 год, на 30 процентов меньше чем в среднем по всем видам экономической деятельности. Для закрепления трудовых ресурсов на селе принимаются меры по созданию условий для привлечения специалистов и рабочих массовых профессий в сельскохозяйственное производство.
В 2018 - 2020 годах сельскохозяйственное производство было прибыльным и рентабельным. Средний уровень рентабельности сельскохозяйственного производства составляет 5,7 процента (в 2018 году - 6,2 процента, в 2019 году - 2,6 процента, в 2020 году - 8,4 процента). Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составляет более 60 процентов (в 2018 году - 63,9 процента, в 2019 году - 63,2 процента, в 2020 году - 67,2 процента).
Эффективность производственно-финансовой деятельности зависит от уровня конкурентоспособности продукции, достигаемого за счет внедрения ресурсоэнергосберегающих технологий в производство. Вместе с тем большинство сельскохозяйственных организаций не получают чистой прибыли в сумме, достаточной для развития производства за счет собственных средств, а также привлечения и обслуживания заемных средств, что существенным образом ограничивает их возможности для ведения расширенного воспроизводства.
Чистая прибыль, полученная значительной частью сельскохозяйственных организаций, была сформирована за счет государственной поддержки в виде субсидий из бюджетов всех уровней, отнесенных на финансовый результат. Оказываемая государственная поддержка позволяет не только покрыть полученные убытки, но и обеспечить определенный уровень доходности, который позволяет большинству сельскохозяйственных организаций осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, сохранять существующие размеры и условия производства.
Основными сдерживающими факторами развития сельского хозяйства являются:
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию, используемую при производстве сельскохозяйственной продукции, а также неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры;
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- низкая производительность труда и неудовлетворительное состояние производственных фондов;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах необходимо создать условия, способствующие сохранению существующих размеров производства и обеспечивающие развитие расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве Смоленской области, а также направленные на повышение эффективности использования ресурсного потенциала отрасли. В сельском хозяйстве Смоленской области наметились положительные тенденции устойчивого развития, для сохранения и укрепления которых необходима государственная поддержка отрасли, являющаяся ключевым фактором, способствующим ее развитию.";
- раздел 2 после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"Целевыми показателями подпрограммы являются:
- индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (в сопоставимых ценах), к предыдущему году (процентов);
- индекс производства продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (в сопоставимых ценах), к предыдущему году (процентов);
- индекс производства продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (в сопоставимых ценах), к предыдущему году (процентов).
Данные показатели определяются Федеральной службой государственной статистики.";
- раздел 4 изложить в следующей редакции:
"4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 7 280 895,0 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 2 698 150,7 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 4 581 744,3 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 1 000,0 тыс. рублей.
В том числе по годам реализации подпрограммы:
- в 2014 году - 1 080 631,1 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 338 584,3 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 742 046,8 тыс. рублей;
- в 2015 году - 931 125,3 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 351 944,3 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 579 181,0 тыс. рублей;
- в 2016 году - 617 533,0 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 220 347,3 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 397 185,7 тыс. рублей;
- в 2017 году - 535 355,6 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 208 825,8 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 326 529,8 тыс. рублей;
- в 2018 году - 777 439,4 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 212 889,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 564 549,5 тыс. рублей;
- в 2019 году - 681 275,3 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 341 612,1 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 339 663,2 тыс. рублей;
- в 2020 году - 871 191,1 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 380 707,6 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 490 483,5 тыс. рублей;
- в 2021 году - 773 504,5 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 407 820,0 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 365 684,5 тыс. рублей;
- в 2022 году - 461 550,8 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 77 996,2 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 383 554,6 тыс. рублей;
- в 2023 году - 472 577,3 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 78 711,6 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 392 865,7 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 1 000,0 тыс. рублей;
- в 2024 году - 78 711,6 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Государственной программы.
Для финансирования мероприятий подпрограммы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.";
8) в подпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий Смоленской области":
- в паспорте подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий Смоленской области":
- в позиции "Исполнители основных мероприятий подпрограммы" слова "иные органы исполнительной власти Смоленской области,", ", областные государственные бюджетные учреждения здравоохранения" исключить;
- позицию "Объемы ассигнований подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)" изложить в следующей редакции:
- раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации подпрограммы
Системное развитии агропромышленного комплекса тесно связано с развитием сельских территорий.
На 1 января 2020 года общая численность населения Смоленской области составила 934,9 тыс. человек, в том числе сельского населения - 263,5 тыс. человек, или 28,2 процента от общей численности.
Недостаточный темп экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обостряют социальные проблемы села. Сложной остается и демографическая ситуация. За 2017 - 2019 годы численность населения Смоленской области сократилась на 14,4 тыс. человек, или на 1,5 процента, в том числе численность сельского населения сократилась на 3,1 тыс. человек, или на 1,2 процента.
Основная часть сельского жилищного фонда в Смоленской области не имеет элементарных коммунальных удобств, существует отставание села от города по уровню и условиям жизни. Увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
В то же время следует отразить положительные тенденции в развитии села. В рамках реализации мероприятий, направленных на комплексное развитие сельских территорий, в 2017 - 2020 годах на территории Смоленской области:
- приобретено (введено) 9,5 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов (в 2017 году - 3,2 тыс. кв. м, в 2018 году - 3,2 тыс. кв. м, в 2019 году - 2,9 тыс. кв. м, в 2020 году - 0,22 тыс. кв. м);
- в 2020 году введено 162 кв. м жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения;
- введено в действие 127,2 км распределительных газовых сетей (в 2017 году - 27,7 км, в 2018 году - 22,6 км, в 2019 году - 32,8 км, в 2020 году - 44,1 км);
- введено в действие 53,9 км локальных водопроводов (в 2017 году - 19,9 км, в 2018 году - 13,4 км, в 2019 году - 12,9 км, в 2020 году - 7,7 км);
- построено (реконструировано) 23,6 км дорог в сельской местности (в 2018 году - 17,6 км, в 2020 году - 5,9 км);
- реализовано 4 проекта комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку (в 2017 году - 1 проект, в 2018 году - 1 проект, в 2019 году - 1 проект, в 2020 году - 1 проект);
- реализовано 105 проектов по благоустройству сельских территорий (в 2017 году - 1 проект, в 2018 году - 6 проектов, в 2019 году - 2 проекта, в 2020 году - 96 проектов);
- в 2020 году реализовано 4 проекта комплексного развития сельских территорий.
Реализация мероприятий по комплексному развитию села позволила увеличить процент обеспеченности сельского населения питьевой водой, сетевым газом. По состоянию на 1 января 2020 года обеспеченность сельского населения питьевой водой составила 62,2 процента (в 2017 году - 61,4 процента, в 2018 году - 62 процента, в 2019 году - 62,2 процента), уровень газификации природным газом сельского жилищного фонда составил 45,57 процента (в 2017 году - 38,59 процента, в 2018 году - 40,13 процента, в 2019 году - 45,57 процента).
В целом по итогам 2020 года реализация программы позволила улучшить условия жизни для 10 тысяч жителей региона.
В улучшении условий жизни сельских жителей намечаются положительные тенденции. В этих обстоятельствах необходимо сохранить достигнутые положительные результаты и обеспечить дальнейшее комплексное развитие сельских территорий Смоленской области, что возможно посредством оказания государственной поддержки, являющейся ключевым фактором в развитии села.";
- раздел 2 после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"Целевыми показателями подпрограммы являются:
- доля сельского населения в общей численности населения Смоленской области;
- соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;
- доля площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах от общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах.
Данные показатели определяются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области.";
- разделы 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Перечень основных мероприятий подпрограммы сформирован с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий Смоленской области на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий, а также документов территориального планирования.
1. Основное мероприятие "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений" реализуется за счет следующих направлений:
- предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях;
- предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Смоленской области на строительство жилого помещения (жилого дома), предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения.
Реализация основного мероприятия "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений" направлена на удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение в сельскую местность граждан Российской Федерации и закрепление их в сельской местности.
Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, будет осуществляться в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696.
Доля средств областного и федерального бюджетов, выделяемых для финансового обеспечения предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, составляет 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (доля средств областного бюджета составляет не менее 3 процентов).
Порядок предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на строительство жилого помещения (жилого дома), предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения, представлен в приложении N 3.1 к Государственной программе.
2. Основное мероприятие "Благоустройство сельских территорий" реализуется в целях софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий по следующим направлениям:
- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
- организация освещения территории с использованием энергосберегающих технологий;
- сохранение и восстановление историко-культурных памятников и природных ландшафтов (например, очистка водоемов, лесных насаждений, береговых зон);
- обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок предоставления и распределения субсидий для софинансирования
расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий представлен в приложении N 3.5 к Государственной программе.
3. Основное мероприятие "Современный облик сельских территорий" реализуется путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Смоленской области на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, прошедших отбор в соответствии с Порядком отбора проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.06.2020 N 313.
Порядок предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий представлен в приложении N 3.6 к Государственной программе.
Объем средств на реализацию подпрограммы и планируемые значения показателей реализации подпрограммы представлены в приложении N 2 к Государственной программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1 091 971,9 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 65 384,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 730 845,5 тыс. рублей;
- средства местного бюджета - 21 384,6 тыс. рублей;
- средства бюджетных ассигнований дорожного фонда Смоленской области - 274 356,9 тыс. рублей.
В том числе по годам реализации подпрограммы:
- в 2020 году - 776 882,9 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 49 262,4 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 442 085,0 тыс. рублей;
- средства местного бюджета - 11 178,6 тыс. рублей;
- средства бюджетных ассигнований дорожного фонда Смоленской области - 274 356,9 тыс. рублей;
- в 2021 году - 87 095,6 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 5 636,1 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 79 048,0 тыс. рублей;
- средства местного бюджета - 2 411,5 тыс. рублей;
- в 2022 году - 85 247,6 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 2 485,6 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 80 368,5 тыс. рублей;
- средства местного бюджета - 2 393,5 тыс. рублей;
- в 2023 году - 136 044,9 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 4 000,4 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 129 344,0 тыс. рублей;
- средства местного бюджета - 2 700,5 тыс. рублей;
- в 2024 году - 6 700,9 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 4 000,4 тыс. рублей;
- средства местного бюджета - 2 700,5 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Государственной программы.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств местного бюджета также подлежат ежегодному уточнению.
Для финансирования мероприятий подпрограммы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696.";
9) в подпрограмме "Поддержка малых форм хозяйствования в Смоленской области":
- в паспорте подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования в Смоленской области":
- позицию "Целевые показатели реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:
- позицию "Объемы ассигнований подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)" изложить в следующей редакции:
- раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации подпрограммы
Малыми формами хозяйствования в агропромышленном комплексе являются личные подсобные хозяйства (далее также - ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее также - КФХ), сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее также - СПоКи). Согласно статье 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" данные субъекты являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Неотъемлемой частью развития агропромышленного комплекса Смоленской области является развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации, увеличение количества действующих сельскохозяйственных кооперативов, создание новых рабочих мест, создание социально-экономических условий для развития на территории области субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) и личных подсобных хозяйств, обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, а также повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Смоленской области зарегистрировано 1 068 крестьянских (фермерских) хозяйств, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, заявивших в Свидетельстве о государственной регистрации виды деятельности, отнесенные согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности к сельскому хозяйству, около 116 тыс. ЛПХ, в том числе около 8 тыс. товарных ЛПХ, 40 СПоКов, в том числе 11 перерабатывающих, 5 обслуживающих, 11 сбытовых, 11 снабженческих.
Малые формы хозяйствования производят более 30 процентов валовой продукции сельского хозяйства Смоленской области.
Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства Смоленской области.
Реализация мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования в 2018 - 2020 годах позволила поддержать 35 крестьянских (фермерских) хозяйств и 7 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе в 2018 году поддержку получили 7 КФХ и 2 СПоКа, в 2019 году - 19 КФХ, в 2020 году - 7 КФХ и 5 СПоКов.
Реализация мероприятий по поддержке малых форм имеет важный социальный эффект. В 2018 - 2020 годах было создано 97 новых рабочих мест, в том числе в 2018 году - 32 рабочих места, в 2019 году - 38 рабочих мест, в 2020 году - 27 рабочих мест. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы приняли в свой состав 42 новых члена, в том числе в 2019 году - 19 новых членов, в 2020 году - 23 новых члена.
Малые формы хозяйствования сталкиваются с проблемами сбыта сельскохозяйственной продукции в основном в связи с наличием мелких товарных объемов, с проблемами транспортировки к рынкам сбыта из-за наличия больших расстояний между населенными пунктами и участниками агропродовольственного рынка.
Создание на территории Смоленской области субъектов МСП и развитие кооперативных отношений позволяет поднять социально-экономический статус сельских территорий на новый уровень, приблизить условия жизнедеятельности сельского населения к городским стандартам. Субъектами МСП, включая кооперативы, создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются поступления в местные бюджеты.
Сельскохозяйственная кооперация полностью не раскрыла свой экономический и организационный потенциал, так как в Смоленской области имеется значительная по численности группа сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к субъектам МСП, группа граждан, не охваченных кооперативной инфраструктурой произведенной сельскохозяйственной продукции. Из 40 зарегистрированных потребительских кооперативов фактически осуществляют хозяйственную деятельность около 20 кооперативов.
В 2019 году создана автономная некоммерческая организация "Центр сельскохозяйственного консультирования Смоленской области", основной целью деятельности которой является оказание информационно-консультационных и методических услуг субъектам МСП в области сельского хозяйства, в том числе крестьянско-фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и личным подсобным хозяйствам, анализ и сопровождение их деятельности. Данная организация также оказывает услуги в области маркетинга, продвижения и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории региона, в том числе содействие СПоКам в размещении мобильных торговых объектов.
Государственная поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе является важным фактором обеспечения рентабельности малого сельскохозяйственного производства, повышения доходов и уровня жизни сельского населения.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит улучшить социально-экономическую ситуацию, обеспечит активизацию малого предпринимательства в сельской местности и в целом обеспечит комплексное решение наиболее проблемных вопросов в сфере малого предпринимательства в сельской местности.";
- раздел 2 после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"Целевыми показателями подпрограммы являются:
- прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, реализующими проекты с помощью грантовой поддержки на развитие семейных ферм и гранта "Агропрогресс", за последние пять лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году.
Данный показатель определяется на основании данных форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса по следующей формуле:
, где:
- объем сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получивших грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год), тыс. рублей;
- объем сельскохозяйственной продукции, произведенной в году, предшествующем отчетному, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получивших грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год), тыс. рублей;
- прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в отчетном году сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году.
Данный показатель определяется на основании данных форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса по следующей формуле:
, где:
- объем сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год), тыс. рублей;
- объем сельскохозяйственной продукции, реализованной в году, предшествующем отчетному, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год), тыс. рублей;
- увеличение численности работников в расчете на одного субъекта малого и среднего предпринимательства, получившего комплексную поддержку в сфере агропромышленного комплекса (накопленным итогом).
Данный показатель определяется на основании данных Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области.";
- в разделе 3:
- пункт 1 признать утратившим силу;
- в абзаце первом пункта 5 слова "Региональный проект "Поддержка малых форм хозяйствования и развития кооперации" заменить словами "Региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие кооперации";
- раздел 4 изложить в следующей редакции:
"4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 588 562,4 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 77 739,1 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 510 823,3 тыс. рублей.
В том числе по годам реализации подпрограммы:
- в 2014 году - 5 972,3 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 623,0 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 5 349,3 тыс. рублей;
- в 2015 году - 30 626,5 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 7 351,0 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 23 275,5 тыс. рублей;
- в 2016 году - 21 139,2 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 7 180,0 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 13 959,2 тыс. рублей;
- в 2017 году - 64 057,4 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 11 491,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 52 565,5 тыс. рублей;
- в 2018 году - 64 867,8 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 8 432,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 56 434,9 тыс. рублей;
- в 2019 году - 63 677,8 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 4 696,2 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 58 981,6 тыс. рублей;
- в 2020 году - 66 694,0 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 7 299,7 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 59 394,3 тыс. рублей;
- в 2021 году - 96 927,8 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 7 581,4 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 89 346,4 тыс. рублей;
- в 2022 году - 83 390,6 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 8 255,2 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 75 135,4 тыс. рублей;
- в 2023 году - 83 795,1 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 7 413,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 76 381,2 тыс. рублей;
- в 2024 году - 7 413,9 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Государственной программы.
Для финансирования мероприятий подпрограммы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.";
10) в подпрограмме "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Смоленской области":
в паспорте подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Смоленской области":
- абзац второй позиции "Целевые показатели реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"- площадь введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно ориентированной сельскохозяйственной продукции";
- позицию "Объемы ассигнований подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)" изложить в следующей редакции:
- раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации подпрограммы
Повышение эффективности и рациональное использование земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве являются приоритетными задачами развития сельского хозяйства Смоленской области.
По состоянию на 1 января 2021 года площадь сельскохозяйственных угодий Смоленской области составляет 1 727 тыс. гектаров, в том числе 1 260,3 тыс. гектаров пашни, из них более 315 тыс. гектаров пригодной для введения в сельскохозяйственный оборот пашни.
Проведение земельных улучшений путем проведения культуртехнических работ, внесения мелиорантов, понижающих кислотность почв (известкование, фосфоритование), необходимо на большей половине имеющейся в Смоленской области пашни, в том числе и на мелиорированных земельных участках.
Обеспечение дальнейшего повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов связано прежде всего с вовлечением в сельскохозяйственный оборот выбывших из него сельскохозяйственных угодий и увеличением урожайности сельскохозяйственных культур.
Начиная с 2017 года сельскохозяйственные товаропроизводители Смоленской области активизировали работу по вводу земель в сельскохозяйственный оборот за счет культуртехнических мероприятий, которые включают в себя комплекс работ по расчистке земель от кустарниковой и древесной растительности, камней, разработку залежных земель (земель, не обрабатываемых более трех лет). За последние три года культуртехнические мероприятия проведены на площади около 63 тыс. гектаров, в том числе в 2018 году - 19,2 тыс. гектаров, в 2019 году - 23,4 тыс. гектаров, в 2020 году - 20 тыс. гектаров, что стало возможным благодаря предоставлению государственной поддержки.
Одновременно заросшие мелиорированные почвы в значительной степени подвержены процессу закисления.
Известкование является основным приемом повышения плодородия кислых дерново-подзолистых почв, увеличивает обеспеченность растений азотом, фосфором, калием и другими элементами, улучшает структуру почв, их биологическую активность. Известкование почв является наиболее действенным и экономически выгодным приемом повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
С 2019 года Смоленская область включилась в реализацию федеральной программы по повышению плодородия почв. В 2019 - 2020 годах сельскохозяйственные товаропроизводители региона выполнили мероприятия по известкованию кислых почв на площади 4,5 тыс. гектаров, в том числе в 2019 году - 1,6 тыс. гектаров, в 2020 году - 2,6 тыс. гектаров. Дальнейшее повышение экономической эффективности использования земельных ресурсов региона связано с увеличением числа мероприятий по известкованию кислых почв на пашне.
Фосфоритование почв направлено на повышение содержания подвижного фосфора в кислых почвах путем применения высоких доз (не менее 1 тонны на 1 гектар) фосфоритной муки. При проведении фосфоритования повышается эффективность применения минеральных удобрений и увеличивается урожайность сельскохозяйственных культур в среднем на 5 - 7 центнеров с гектара.
Восстановление и развитие площадей мелиорируемых земель должны обеспечить валовой сбор сельскохозяйственной продукции и производство продовольствия в соответствии с целевыми показателями подпрограммы и плана социально-экономического развития Смоленской области.
Таким образом, реализация мероприятий подпрограммы по проведению культуртехнических работ, по раскислению почв обеспечит стабильное развитие агропромышленного комплекса Смоленской области, окажет значительный экономический эффект, приведет к улучшению состояния окружающей среды, обеспечит сохранение и воспроизводство плодородия почв.";
- раздел 2 после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"Целевыми показателями подпрограммы являются:
- площадь вовлеченных в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических мероприятий без учета площадей для выращивания экспортно ориентированной сельскохозяйственной продукции;
- площадь введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно ориентированной сельскохозяйственной продукции.
Данные показатели определяются на основании актов выполненных культуртехнических мероприятий.";
- раздел 4 изложить в следующей редакции:
"4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1 409 343,7 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 103 749,6 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 786 194,1 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 519 400,0 тыс. рублей.
В том числе по годам реализации подпрограммы:
- в 2017 году - 7 600,0 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 1 000,0 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 1 100,0 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 5 500,0 тыс. рублей;
- в 2018 году - 249 504,6 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 16 679,6 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 111 625,0 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 121 200,0 тыс. рублей;
- в 2019 году - 293 631,5 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 15 721,1 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 105 210,4 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 172 700,0 тыс. рублей;
- в 2020 году - 222 033,2 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 17 164,3 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 114 868,9 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 90 000,0 тыс. рублей;
- в 2021 году - 201 519,5 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 18 267,5 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 122 252,0 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 61 000,0 тыс. рублей;
- в 2022 году - 319 329,7 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 15 526,9 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 283 802,8 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 20 000,0 тыс. рублей;
- в 2023 году - 81 530,1 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 9 695,1 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета - 47 335,0 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 24 500,0 тыс. рублей;
- в 2024 году - 34 195,1 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 9 695,1 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 24 500,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию подпрограммы.
Для финансирования мероприятий подпрограммы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.";
11) раздел 2 обеспечивающей подпрограммы изложить в следующей редакции:
"2. Ресурсное обеспечение обеспечивающей подпрограммы
Общий объем финансирования обеспечивающей подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 398 490,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
- 2014 год - 59 435,6 тыс. рублей;
- 2015 год - 24 979,6 тыс. рублей;
- 2016 год - 25 713,0 тыс. рублей;
- 2017 год - 32 052,2 тыс. рублей;
- 2018 год - 36 747,0 тыс. рублей;
- 2019 год - 36 411,1 тыс. рублей;
- 2020 год - 36 067,7 тыс. рублей;
- 2021 год - 36 672,8 тыс. рублей;
- 2022 год - 35 847,9 тыс. рублей;
- 2023 год - 37 281,8 тыс. рублей;
- 2024 год - 37 281,8 тыс. рублей.";
12) приложения N 1, 2 изложить в новой редакции (прилагаются);
13) приложения N 3.1.1 - 3.4, 3.5.1 признать утратившими силу.
Губернатор |
А.В. Островский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 11 февраля 2021 г. N 66 "О внесении изменений в областную государственную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области"
Вступает в силу с 11 февраля 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 февраля 2021 г. N 6700202102120007