Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 08 февраля 2021 г. N 44-пп
Региональная программа
"Повышение финансовой грамотности населения Белгородской области на 2021 - 2023 годы"
I. Паспорт региональной программы "Повышение финансовой грамотности населения Белгородской области на 2021 - 2023 годы"
Основания создания и реализации Программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р |
Заказчик Программы |
Правительство Белгородской области |
Ответственный исполнитель |
Департамент образования Белгородской области |
Координатор Программы |
Координационный совет при Губернаторе Белгородской области по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области |
Основные исполнители и участники Программы |
Координационный совет при Губернаторе Белгородской области по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области; департамент образования области; департамент финансов и бюджетной политики области; департамент внутренней и кадровой политики области; департамент экономического развития области; высшие учебные заведения области; управление социальной защиты населения области; органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов области; Отделение по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу; областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт развития образования"; дирекция по Белгородской области филиала ПАО Банк ВТБ в г. Воронеже; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области; АО "Корпорация "Развитие"; ООО "ФинИнвест Белгород" |
Цель Программы |
Содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Белгородской области |
Задачи Программы |
- повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий; - разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка; - проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий, направленных на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг |
Важнейшие целевые показатели реализации Программы |
- рост числа педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся; - рост доли общеобразовательных организаций Белгородской области, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс; - рост доли дошкольных образовательных организаций, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс; - рост доли детских лагерей отдыха, в которых проводятся мероприятия по финансовой грамотности, организованные в игровой форме; - рост охвата общеобразовательных организаций Белгородской области онлайн-уроками финансовой грамотности; - рост охвата профессиональных образовательных организаций Белгородской области онлайн-уроками финансовой грамотности; - рост доли школ приемных родителей, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс; - рост доли организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых внедрен модуль по финансовой грамотности (рассчитывается от общего числа организаций, в которых может быть внедрен данный модуль); - рост количества получателей социальных услуг, охваченных информационно-консультационной поддержкой или участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности населения; - рост количества КЦСОН Белгородской области, организующих просмотр онлайн-уроков финансовой грамотности для населения пенсионного возраста в рамках проекта PensionFG и других онлайн-уроков финансовой грамотности; - рост количества действующих и потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой или участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности; - рост доли населения региона, охваченного информационно-консультационной поддержкой или участвующего в мероприятиях по повышению финансовой грамотности |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2023 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств участников и соисполнителей Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ожидаемые результаты состоят в положительной динамике указанных целевых индикаторов с достижением значений, установленных в рамках срока реализации Программы |
Целевые группы |
1. Население, составляющее потенциал будущего развития России: обучающиеся всех уровней образования, в том числе дополнительного образования. 2. Население, склонное к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах: граждане с низким и средним уровнем доходов. 3. Население, испытывающее трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту: граждане пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 4. Население, занимающееся предпринимательством. 5. Население, формирующее основы финансовой грамотности обучающихся: педагогические работники всех уровней образования, в том числе дополнительного образования. 6. Население, имеющее потенциал формировать основы финансовой грамотности на добровольной основе - волонтеры финансового просвещения |
II. Основная часть Программы
1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере, прогноз развития сферы реализации Программы и анализ уровня финансовой грамотности населения
На протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.
Эти вопросы в полной мере актуальны и для Белгородской области. Усилиями заинтересованных сторон, включающих органы исполнительной власти региона, территориальное отделение Банка России, государственные учреждения и других участников, в Белгородской области проводится последовательная целенаправленная работа, направленная на повышение уровня финансовой грамотности населения, включая субъектов малого и среднего предпринимательства.
В регионе действует Модельное соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения Белгородской области, подписанное 04 декабря 2017 года Банком России и Департаментом образования Белгородской области. В его рамках сторонами подписан и успешно реализуется Перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Белгородской области на 2017 - 2021 годы.
С целью содействия комплексному решению задач, связанных с созданием основ для формирования финансово грамотного поведения населения, в регионе реализован План мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области на 2019 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Губернатора Белгородской области от 30 декабря 2019 года N 1049-р.
В указанный документ включены следующие приоритетные направления деятельности по повышению финансовой грамотности населения региона:
- информирование и просвещение населения по вопросам финансовой грамотности в сети Интернет и средствах массовой информации;
- организация информационно-образовательных мероприятий для учащихся, взрослого населения, населения пенсионного возраста и бизнеса;
- организация олимпиад, конкурсов, мастер-классов, производственной практики;
- организация систем коммуникаций с различными целевыми аудиториями;
- формирование механизма развития и продвижения волонтерства в сфере финансового просвещения населения области;
- проведение мониторинга внедрения финансовой грамотности;
- обеспечение эффективного функционирования системы комплексной подготовки работников, внедряющей в практику образовательные программы и материалы финансовой грамотности.
Для консолидации усилий заинтересованных сторон распоряжением Губернатора Белгородской области от 06 июня 2019 года N 463-р "О координационном совете при Губернаторе Белгородской области по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области" в регионе создан координационный совет при Губернаторе Белгородской области по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области (далее - Координационный совет), действующий по настоящее время.
Последовательная и системная работа в указанной сфере позволила достигнуть положительной динамики некоторых количественных показателей, а именно роста доли населения области, прошедшего обучение по повышению финансовой грамотности, увеличения охвата образовательных организаций региона онлайн-уроками финансовой грамотности, проводимыми в рамках всероссийского проекта Банка России, масштаба внедрения курса "Основы финансовой грамотности" в деятельность образовательных организаций области, количества учителей и преподавателей, прошедших дополнительные профильные программы в целях преподавания "Основ финансовой грамотности". Эти и другие направления работы способствовали повышению уровня финансовых знаний населения области, что отражают проводимые замеры уровня таких знаний, рост интереса ним и качества их восприятия по оценкам экспертов-лекторов.
О позитивных изменениях также свидетельствует динамика индекса финансовой грамотности населения Белгородской области, рассчитанного в 2018 - 2019 годах аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (далее - НАФИ). Этот индекс отражает рейтинг регионов России по уровню финансовой грамотности, рассчитывается в рамках проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.
В 2019 году по значению общего индекса финансовой грамотности населения Белгородская область отнесена в группу "В" - места с 17 по 33. По сравнению с 2018 годом значение индекса несколько улучшилось.
Несмотря на отмеченные положительные изменения, уровень финансовой грамотности населения Белгородской области требует дальнейшего развития с акцентом усилий на наиболее проблемных зонах.
Для идентификации отдельных проблемных зон в сфере финансовой грамотности населения Белгородской области целесообразно учитывать частные индексы, суммированием которых рассчитывается значение общего индекса НАФИ.
В 2019 году, на основе частного индекса "навыки" Белгородская область отнесена в группу "С" - места с 34 по 52, а на основе индекса "установки" - в группу "Е" - места с 70 по 85.
Таким образом, наиболее проблемными зонами финансовой грамотности населения региона являются субкомпоненты "навыки" и "установки", в основе которых заложено рациональное финансовое поведение, связанное с осознанием возможных последствий принятых решений и умением собирать и всесторонне анализировать официальную информацию.
Рациональность принятия решений основывается на портрете финансово грамотного гражданина, который в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р (далее - Стратегия), должен обладать следующими характеристиками:
- следить за состоянием личных финансов;
- планировать свои доходы и расходы;
- формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
- иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
- рационально выбирать финансовые услуги;
- жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
- знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
- быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
- знать о рисках на рынке финансовых услуг;
- знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
- вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Реализация Программы должна способствовать формированию у населения Белгородской области вышеперечисленных характеристик. При этом сфера реализации Программы должна охватывать все проблемные зоны финансовой грамотности населения региона, а в конечном итоге способствовать решению ее задач и достижению цели.
К числу проблемных зон также следует отнести отдельные аспекты финансовой грамотности населения, по которым в Белгородской области выявлено низкое значение или существенное отрицательное отклонение по сравнению с Россией в целом.
Так, значение индикатора "Финансовая устойчивость семьи", который отражает продолжительность сохранения семьей привычного уровня жизни в случае потери основного источника дохода, по результатам опросов, проведенных НАФИ в 2019 году, составило по региону 32 процента, по России - 45 процентов.
В связи с этим в ходе реализации мероприятий Программы необходимо обеспечить формирование установок на необходимость постоянного учета баланса семейных (личных) доходов и расходов при принятии финансовых решений, затрагивающих настоящий и будущие периоды.
Отрицательное отклонение от общероссийского значения наблюдается также в индикаторе "Безналичная оплата покупок", который отражает долю населения, предпочитающего безналичную оплату покупок в повседневной жизни. В 2019 году его значение по региону составило 22 процента, по России - 29 процентов.
Следовательно, в рамках реализации мероприятий Программы целесообразно уделять повышенное внимание вопросам, раскрывающим возможности, формы и развитие дистанционного обслуживания на рынке финансовых услуг, преимущества безналичной оплаты, а также уделять внимание формированию у населения соответствующих установок рационального финансового поведения.
Данные исследования уровня финансовой грамотности регионов позволяют также идентифицировать отдельные группы населения, результаты опроса которых характеризуются более низкими показателями в сравнении с остальными группами респондентов региона. В частности, в Белгородской области прослеживается тенденция отрицательного отклонения ответов по следующих группам:
- граждане, проживающих в сельской местности;
- граждане без высшего образования;
- граждане в возрасте от 60 до 79 лет.
В связи с этим в Плане мероприятий Программы на очередной год и плановый период целесообразно предусматривать мероприятия, направленные на повышение охвата и качества финансового образования, а также на информирование указанных выше групп населения.
Особое внимание следует уделять повышению финансовой грамотности населения сельской местности и труднодоступных населенных пунктов, обеспечивая необходимый доступ к просветительской информации.
Прогнозируя развитие сферы реализации Программы, можно однозначно говорить об актуализации вопросов, связанных с финансовым просвещением населения региона в рамках периода реализации Программы. За последние годы финансовый рынок России стремительно развивается, что соответствует Плану мероприятий (дорожной карте) по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов, утвержденному Банком России.
На рынке появляются новые финансовые продукты и услуги для населения, меняются формы и технологии их предоставления.
За последнее время внедрен механизм удаленной идентификации, введена в действие Система быстрых платежей, сформирована основа для появления на рынке новой системы "Маркетплейс", запущен пилотный проект, направленный на создание и использование инфраструктуры цифрового профиля при предоставлении кредитов, а также заключении договоров ОСАГО и КАСКО.
Сами же граждане все активнее используют как традиционные финансовые услуги, так и новые, более сложные, с повышенными рисками. Такие тенденции, безусловно, повышают требования к уровню финансовой грамотности населения.
Текущая ситуация требует долговременной, систематической и скоординированной работы по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области, предполагающей консолидацию усилий заинтересованных сторон и единообразие подхода участников.
Решению всех этих задач и должна способствовать Программа, учитывающая особенности, текущее и желаемое состояние финансовой грамотности населения Белгородской области.
Используемые в настоящей Программе термины означают следующее:
"финансовая грамотность" - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния;
"финансовое образование" - процесс, посредством которого потребители финансовых услуг улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения;
"основы финансово грамотного поведения" - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.
2. Цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты Программы
Целью Программы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Белгородской области.
Данная цель соответствует Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, в которой улучшение качества жизни населения рассматривается как долгосрочная стратегия регионального развития.
Для достижения обозначенной цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
- разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка;
- проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе направленных на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг.
Решению указанных задач соответствуют следующие основные направления деятельности:
- содействие внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также создание необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
- реализация программ и проведение с участием органов исполнительной власти и местного самоуправления, Банка России, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества мероприятий по повышению финансовой грамотности и развитию у населения навыков использования знаний;
- обеспечение регулярного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
- повышение уровня доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах;
- развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования;
- организация и проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения;
- участие и (или) поддержка мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
- обеспечение информационной поддержки реализации Программы.
Ожидаемые результаты состоят в положительной динамике целевых индикаторов с достижением значений, установленных в таблице.
Таблица
Целевые индикаторы Программы и их ожидаемые значения на 2021 - 2023 годы
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единицы измерения |
Значение целевого индикатора по годам |
|||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||
1. |
Число педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся |
человек |
18 |
22 |
25 |
25 |
2. |
Доля общеобразовательных организаций Белгородской области, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс (без учета начальных школ) |
процент |
73 |
83 |
85 |
90 |
3. |
Доля дошкольных образовательных организаций, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс |
процент |
5 |
10 |
15 |
20 |
4. |
Доля детских лагерей отдыха, в которых проводятся мероприятия по финансовой грамотности, организованные в игровой форме |
процент |
12 |
15 |
20 |
25 |
5. |
Охват общеобразовательных организаций Белгородской области онлайн-уроками финансовой грамотности |
процент |
77 |
87 |
90 |
100 |
6. |
Охват профессиональных образовательных организаций Белгородской области онлайн-уроками финансовой грамотности |
процент |
90 |
93 |
95 |
100 |
7. |
Доля школ приемных родителей, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс |
процент |
60 |
70 |
80 |
100 |
8. |
Доля организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых внедрен модуль по финансовой грамотности (рассчитывается от общего числа организаций, в которых может быть внедрен данный модуль) |
процент |
43 |
57 |
71 |
86 |
9. |
Количество получателей социальных услуг, охваченных информационно-консультационной поддержкой или участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности населения |
человек |
2300 |
2300 |
2300 |
2300 |
10. |
Количество КЦСОН Белгородской области, организующих просмотр онлайн-уроков финансовой грамотности для населения пенсионного возраста в рамках проекта PensionFG и других |
единиц |
22 |
22 |
22 |
22 |
11. |
Количество действующих и потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой или участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности |
тысяч человек |
5,8 |
5,9 |
6,0 |
6,1 |
12. |
Доля населения региона, охваченного информационно-консультационной поддержкой или участвующего в мероприятиях по повышению финансовой грамотности |
процент |
2 |
5 |
7 |
10 |
3. Сроки и контрольные этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2021 - 2023 годах.
Этапы реализации Программы определяются на основе последовательного решения ее задач.
1 этап: 2021 - 2023 годы - всестороннее задействование механизмов, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения в указанной области, реализация мероприятий, направленных на формирование финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг.
Промежуточным результатом на данном этапе будет ежегодное достижение значений целевых индикаторов, предусмотренных в Программе.
2 этап: 2023 год (вторая половина) - оценка достигнутых результатов, определение целесообразности пролонгации настоящей Программы на последующий плановый период.
Результатом данного этапа будет являться оценка достижения цели Программы и решения ее задач и, в случае необходимости, принятие решения о ее пролонгации.
4. Основные мероприятия Программы
План мероприятий Программы (далее - План мероприятий) (приложение к Программе) составляется (актуализируется) ежегодно в текущем году на очередной год с учетом рекомендаций Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 года N 92.
План мероприятий направлен на решение задач и достижение цели Программы и включает в себя следующие основные мероприятия:
1) создание и развитие необходимой устойчивой инфраструктуры по повышению финансовой грамотности и информированию населения региона, содействующей внедрению лучших практик и поддержанию инициатив;
2) реализация мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала;
3) реализация мероприятий, направленных на формирование основ рационального финансового поведения;
4) разработка, внедрение и развитие образовательных програ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.