Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 08 февраля 2021 г. N 44-пп
Региональная программа
"Повышение финансовой грамотности населения Белгородской области на 2021 - 2023 годы"
I. Паспорт региональной программы "Повышение финансовой грамотности населения Белгородской области на 2021 - 2023 годы"
Основания создания и реализации Программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р |
Заказчик Программы |
Правительство Белгородской области |
Ответственный исполнитель |
Департамент образования Белгородской области |
Координатор Программы |
Координационный совет при Губернаторе Белгородской области по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области |
Основные исполнители и участники Программы |
Координационный совет при Губернаторе Белгородской области по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области; департамент образования области; департамент финансов и бюджетной политики области; департамент внутренней и кадровой политики области; департамент экономического развития области; высшие учебные заведения области; управление социальной защиты населения области; органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов области; Отделение по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу; областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт развития образования"; дирекция по Белгородской области филиала ПАО Банк ВТБ в г. Воронеже; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области; АО "Корпорация "Развитие"; ООО "ФинИнвест Белгород" |
Цель Программы |
Содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Белгородской области |
Задачи Программы |
- повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий; - разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка; - проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий, направленных на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг |
Важнейшие целевые показатели реализации Программы |
- рост числа педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся; - рост доли общеобразовательных организаций Белгородской области, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс; - рост доли дошкольных образовательных организаций, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс; - рост доли детских лагерей отдыха, в которых проводятся мероприятия по финансовой грамотности, организованные в игровой форме; - рост охвата общеобразовательных организаций Белгородской области онлайн-уроками финансовой грамотности; - рост охвата профессиональных образовательных организаций Белгородской области онлайн-уроками финансовой грамотности; - рост доли школ приемных родителей, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс; - рост доли организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых внедрен модуль по финансовой грамотности (рассчитывается от общего числа организаций, в которых может быть внедрен данный модуль); - рост количества получателей социальных услуг, охваченных информационно-консультационной поддержкой или участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности населения; - рост количества КЦСОН Белгородской области, организующих просмотр онлайн-уроков финансовой грамотности для населения пенсионного возраста в рамках проекта PensionFG и других онлайн-уроков финансовой грамотности; - рост количества действующих и потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой или участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности; - рост доли населения региона, охваченного информационно-консультационной поддержкой или участвующего в мероприятиях по повышению финансовой грамотности |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2023 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств участников и соисполнителей Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ожидаемые результаты состоят в положительной динамике указанных целевых индикаторов с достижением значений, установленных в рамках срока реализации Программы |
Целевые группы |
1. Население, составляющее потенциал будущего развития России: обучающиеся всех уровней образования, в том числе дополнительного образования. 2. Население, склонное к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах: граждане с низким и средним уровнем доходов. 3. Население, испытывающее трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту: граждане пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 4. Население, занимающееся предпринимательством. 5. Население, формирующее основы финансовой грамотности обучающихся: педагогические работники всех уровней образования, в том числе дополнительного образования. 6. Население, имеющее потенциал формировать основы финансовой грамотности на добровольной основе - волонтеры финансового просвещения |
II. Основная часть Программы
1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере, прогноз развития сферы реализации Программы и анализ уровня финансовой грамотности населения
На протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.
Эти вопросы в полной мере актуальны и для Белгородской области. Усилиями заинтересованных сторон, включающих органы исполнительной власти региона, территориальное отделение Банка России, государственные учреждения и других участников, в Белгородской области проводится последовательная целенаправленная работа, направленная на повышение уровня финансовой грамотности населения, включая субъектов малого и среднего предпринимательства.
В регионе действует Модельное соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения Белгородской области, подписанное 04 декабря 2017 года Банком России и Департаментом образования Белгородской области. В его рамках сторонами подписан и успешно реализуется Перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Белгородской области на 2017 - 2021 годы.
С целью содействия комплексному решению задач, связанных с созданием основ для формирования финансово грамотного поведения населения, в регионе реализован План мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области на 2019 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Губернатора Белгородской области от 30 декабря 2019 года N 1049-р.
В указанный документ включены следующие приоритетные направления деятельности по повышению финансовой грамотности населения региона:
- информирование и просвещение населения по вопросам финансовой грамотности в сети Интернет и средствах массовой информации;
- организация информационно-образовательных мероприятий для учащихся, взрослого населения, населения пенсионного возраста и бизнеса;
- организация олимпиад, конкурсов, мастер-классов, производственной практики;
- организация систем коммуникаций с различными целевыми аудиториями;
- формирование механизма развития и продвижения волонтерства в сфере финансового просвещения населения области;
- проведение мониторинга внедрения финансовой грамотности;
- обеспечение эффективного функционирования системы комплексной подготовки работников, внедряющей в практику образовательные программы и материалы финансовой грамотности.
Для консолидации усилий заинтересованных сторон распоряжением Губернатора Белгородской области от 06 июня 2019 года N 463-р "О координационном совете при Губернаторе Белгородской области по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области" в регионе создан координационный совет при Губернаторе Белгородской области по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области (далее - Координационный совет), действующий по настоящее время.
Последовательная и системная работа в указанной сфере позволила достигнуть положительной динамики некоторых количественных показателей, а именно роста доли населения области, прошедшего обучение по повышению финансовой грамотности, увеличения охвата образовательных организаций региона онлайн-уроками финансовой грамотности, проводимыми в рамках всероссийского проекта Банка России, масштаба внедрения курса "Основы финансовой грамотности" в деятельность образовательных организаций области, количества учителей и преподавателей, прошедших дополнительные профильные программы в целях преподавания "Основ финансовой грамотности". Эти и другие направления работы способствовали повышению уровня финансовых знаний населения области, что отражают проводимые замеры уровня таких знаний, рост интереса ним и качества их восприятия по оценкам экспертов-лекторов.
О позитивных изменениях также свидетельствует динамика индекса финансовой грамотности населения Белгородской области, рассчитанного в 2018 - 2019 годах аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (далее - НАФИ). Этот индекс отражает рейтинг регионов России по уровню финансовой грамотности, рассчитывается в рамках проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.
В 2019 году по значению общего индекса финансовой грамотности населения Белгородская область отнесена в группу "В" - места с 17 по 33. По сравнению с 2018 годом значение индекса несколько улучшилось.
Несмотря на отмеченные положительные изменения, уровень финансовой грамотности населения Белгородской области требует дальнейшего развития с акцентом усилий на наиболее проблемных зонах.
Для идентификации отдельных проблемных зон в сфере финансовой грамотности населения Белгородской области целесообразно учитывать частные индексы, суммированием которых рассчитывается значение общего индекса НАФИ.
В 2019 году, на основе частного индекса "навыки" Белгородская область отнесена в группу "С" - места с 34 по 52, а на основе индекса "установки" - в группу "Е" - места с 70 по 85.
Таким образом, наиболее проблемными зонами финансовой грамотности населения региона являются субкомпоненты "навыки" и "установки", в основе которых заложено рациональное финансовое поведение, связанное с осознанием возможных последствий принятых решений и умением собирать и всесторонне анализировать официальную информацию.
Рациональность принятия решений основывается на портрете финансово грамотного гражданина, который в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р (далее - Стратегия), должен обладать следующими характеристиками:
- следить за состоянием личных финансов;
- планировать свои доходы и расходы;
- формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
- иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
- рационально выбирать финансовые услуги;
- жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
- знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
- быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
- знать о рисках на рынке финансовых услуг;
- знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
- вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Реализация Программы должна способствовать формированию у населения Белгородской области вышеперечисленных характеристик. При этом сфера реализации Программы должна охватывать все проблемные зоны финансовой грамотности населения региона, а в конечном итоге способствовать решению ее задач и достижению цели.
К числу проблемных зон также следует отнести отдельные аспекты финансовой грамотности населения, по которым в Белгородской области выявлено низкое значение или существенное отрицательное отклонение по сравнению с Россией в целом.
Так, значение индикатора "Финансовая устойчивость семьи", который отражает продолжительность сохранения семьей привычного уровня жизни в случае потери основного источника дохода, по результатам опросов, проведенных НАФИ в 2019 году, составило по региону 32 процента, по России - 45 процентов.
В связи с этим в ходе реализации мероприятий Программы необходимо обеспечить формирование установок на необходимость постоянного учета баланса семейных (личных) доходов и расходов при принятии финансовых решений, затрагивающих настоящий и будущие периоды.
Отрицательное отклонение от общероссийского значения наблюдается также в индикаторе "Безналичная оплата покупок", который отражает долю населения, предпочитающего безналичную оплату покупок в повседневной жизни. В 2019 году его значение по региону составило 22 процента, по России - 29 процентов.
Следовательно, в рамках реализации мероприятий Программы целесообразно уделять повышенное внимание вопросам, раскрывающим возможности, формы и развитие дистанционного обслуживания на рынке финансовых услуг, преимущества безналичной оплаты, а также уделять внимание формированию у населения соответствующих установок рационального финансового поведения.
Данные исследования уровня финансовой грамотности регионов позволяют также идентифицировать отдельные группы населения, результаты опроса которых характеризуются более низкими показателями в сравнении с остальными группами респондентов региона. В частности, в Белгородской области прослеживается тенденция отрицательного отклонения ответов по следующих группам:
- граждане, проживающих в сельской местности;
- граждане без высшего образования;
- граждане в возрасте от 60 до 79 лет.
В связи с этим в Плане мероприятий Программы на очередной год и плановый период целесообразно предусматривать мероприятия, направленные на повышение охвата и качества финансового образования, а также на информирование указанных выше групп населения.
Особое внимание следует уделять повышению финансовой грамотности населения сельской местности и труднодоступных населенных пунктов, обеспечивая необходимый доступ к просветительской информации.
Прогнозируя развитие сферы реализации Программы, можно однозначно говорить об актуализации вопросов, связанных с финансовым просвещением населения региона в рамках периода реализации Программы. За последние годы финансовый рынок России стремительно развивается, что соответствует Плану мероприятий (дорожной карте) по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов, утвержденному Банком России.
На рынке появляются новые финансовые продукты и услуги для населения, меняются формы и технологии их предоставления.
За последнее время внедрен механизм удаленной идентификации, введена в действие Система быстрых платежей, сформирована основа для появления на рынке новой системы "Маркетплейс", запущен пилотный проект, направленный на создание и использование инфраструктуры цифрового профиля при предоставлении кредитов, а также заключении договоров ОСАГО и КАСКО.
Сами же граждане все активнее используют как традиционные финансовые услуги, так и новые, более сложные, с повышенными рисками. Такие тенденции, безусловно, повышают требования к уровню финансовой грамотности населения.
Текущая ситуация требует долговременной, систематической и скоординированной работы по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области, предполагающей консолидацию усилий заинтересованных сторон и единообразие подхода участников.
Решению всех этих задач и должна способствовать Программа, учитывающая особенности, текущее и желаемое состояние финансовой грамотности населения Белгородской области.
Используемые в настоящей Программе термины означают следующее:
"финансовая грамотность" - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния;
"финансовое образование" - процесс, посредством которого потребители финансовых услуг улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения;
"основы финансово грамотного поведения" - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.
2. Цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты Программы
Целью Программы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Белгородской области.
Данная цель соответствует Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, в которой улучшение качества жизни населения рассматривается как долгосрочная стратегия регионального развития.
Для достижения обозначенной цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
- разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка;
- проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе направленных на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг.
Решению указанных задач соответствуют следующие основные направления деятельности:
- содействие внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также создание необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
- реализация программ и проведение с участием органов исполнительной власти и местного самоуправления, Банка России, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества мероприятий по повышению финансовой грамотности и развитию у населения навыков использования знаний;
- обеспечение регулярного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
- повышение уровня доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах;
- развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования;
- организация и проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения;
- участие и (или) поддержка мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
- обеспечение информационной поддержки реализации Программы.
Ожидаемые результаты состоят в положительной динамике целевых индикаторов с достижением значений, установленных в таблице.
Таблица
Целевые индикаторы Программы и их ожидаемые значения на 2021 - 2023 годы
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единицы измерения |
Значение целевого индикатора по годам |
|||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||
1. |
Число педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся |
человек |
18 |
22 |
25 |
25 |
2. |
Доля общеобразовательных организаций Белгородской области, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс (без учета начальных школ) |
процент |
73 |
83 |
85 |
90 |
3. |
Доля дошкольных образовательных организаций, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс |
процент |
5 |
10 |
15 |
20 |
4. |
Доля детских лагерей отдыха, в которых проводятся мероприятия по финансовой грамотности, организованные в игровой форме |
процент |
12 |
15 |
20 |
25 |
5. |
Охват общеобразовательных организаций Белгородской области онлайн-уроками финансовой грамотности |
процент |
77 |
87 |
90 |
100 |
6. |
Охват профессиональных образовательных организаций Белгородской области онлайн-уроками финансовой грамотности |
процент |
90 |
93 |
95 |
100 |
7. |
Доля школ приемных родителей, внедривших преподавание основ финансовой грамотности в образовательный процесс |
процент |
60 |
70 |
80 |
100 |
8. |
Доля организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых внедрен модуль по финансовой грамотности (рассчитывается от общего числа организаций, в которых может быть внедрен данный модуль) |
процент |
43 |
57 |
71 |
86 |
9. |
Количество получателей социальных услуг, охваченных информационно-консультационной поддержкой или участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности населения |
человек |
2300 |
2300 |
2300 |
2300 |
10. |
Количество КЦСОН Белгородской области, организующих просмотр онлайн-уроков финансовой грамотности для населения пенсионного возраста в рамках проекта PensionFG и других |
единиц |
22 |
22 |
22 |
22 |
11. |
Количество действующих и потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой или участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности |
тысяч человек |
5,8 |
5,9 |
6,0 |
6,1 |
12. |
Доля населения региона, охваченного информационно-консультационной поддержкой или участвующего в мероприятиях по повышению финансовой грамотности |
процент |
2 |
5 |
7 |
10 |
3. Сроки и контрольные этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2021 - 2023 годах.
Этапы реализации Программы определяются на основе последовательного решения ее задач.
1 этап: 2021 - 2023 годы - всестороннее задействование механизмов, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения в указанной области, реализация мероприятий, направленных на формирование финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг.
Промежуточным результатом на данном этапе будет ежегодное достижение значений целевых индикаторов, предусмотренных в Программе.
2 этап: 2023 год (вторая половина) - оценка достигнутых результатов, определение целесообразности пролонгации настоящей Программы на последующий плановый период.
Результатом данного этапа будет являться оценка достижения цели Программы и решения ее задач и, в случае необходимости, принятие решения о ее пролонгации.
4. Основные мероприятия Программы
План мероприятий Программы (далее - План мероприятий) (приложение к Программе) составляется (актуализируется) ежегодно в текущем году на очередной год с учетом рекомендаций Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 года N 92.
План мероприятий направлен на решение задач и достижение цели Программы и включает в себя следующие основные мероприятия:
1) создание и развитие необходимой устойчивой инфраструктуры по повышению финансовой грамотности и информированию населения региона, содействующей внедрению лучших практик и поддержанию инициатив;
2) реализация мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала;
3) реализация мероприятий, направленных на формирование основ рационального финансового поведения;
4) разработка, внедрение и развитие образовательных программ на всех уровнях образования;
5) организация и проведение мероприятий, направленных на финансовое просвещение и информирование населения;
6) организация и проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности детей-сирот и социально незащищённых слоев населения;
7) развитие волонтерского движения в сфере финансового просвещения.
5. Механизм управления Программой
Ответственным исполнителем Программы является департамент образования Белгородской области.
Координирующим органом, осуществляющим управление Программой и контроль за ее реализацией, является Координационный совет, созданный в целях реализации в Белгородской области мероприятий по повышению финансовой грамотности населения и обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Белгородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, образовательных учреждений и иных организаций по реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Белгородской области.
Деятельность Координационного совета осуществляется в соответствии с его Положением.
Реализация мероприятий Программы осуществляется органами исполнительной власти Белгородской области, Отделением по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными учреждениями и иными организациями с учетом положений настоящей Программы.
С целью оказания аналитической и иной поддержки работе Координационного совета могут быть созданы рабочая группа или экспертный совет по финансовой грамотности. Их состав, полномочия, вопросы компетенции и порядок работы определяются Координационным советом.
В целях обеспечения контроля за выполнением предусмотренных Программой мероприятий исполнители формируют и представляют ответственному исполнителю отчет о реализации мероприятий в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств участников и соисполнителей Программы.
6. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Программы
В процессе реализации Программы осуществляется оценка и управление рисками, оказывающими влияние на ее реализацию.
Перечень рисков реализации Программы может включать в себя следующие риски:
- риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации Программы;
- недостаточный уровень развития образовательной инфраструктуры, отсутствие необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий, слабая мотивация участников реализации Программы по выполнению задач Программы;
- недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий Программы;
- организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией Программы, слабая координация между исполнителями Программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий;
- социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках плана Программы результатов;
- недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий Программы;
- репутационные риски, связанные с проведением мероприятий по финансовой грамотности, не соответствующих стандартам качества и заявленным целям, в том числе риск подмены финансового просвещения имиджевыми проектами, пиар кампаниями и т.п., риск подачи некачественной, недостоверной информации.
Реализация рисковых событий способна повлиять на решение задач, заложенных в настоящей Программе.
Идентификация факторов риска осуществляется посредством периодического мониторинга реализации Программы и информационного поля финансовой грамотности в разрезе возможных рисков, классификация которых представлена выше. С этой целью, при подготовке отчета об исполнении Плана мероприятий по итогам отчетного года, Отделением по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, во взаимодействии с департаментом образования Белгородской области и членами Координационного совета, готовится отчет оценки степени влияния факторов риска и, при необходимости, вырабатываются рекомендации по их нивелированию. Также, в случае необходимости, готовятся предложения по корректировке Программы. Подготовленный отчет о степени влияния факторов риска обсуждается и утверждается в составе сводного отчета об исполнении Плана мероприятий по итогам очередного года в рамках заседания Координационного совета.
С целью управления рисками Координационный совет в лице его рабочей группы полномочен:
1) проводить экспертную оценку методических материалов, подготовленных для запланированных к проведению мероприятий по финансовой грамотности;
2) осуществлять периодический мониторинг проведения плановых и внеплановых мероприятий по работе с аудиториями в рамках финансовой грамотности;
3) осуществлять мониторинг информационного поля региона по вопросам финансовой грамотности, включая обратную связь от участников просветительских мероприятий.
При реализации рисковых событий меры реагирования оперативно вырабатываются Координационным советом или его рабочей группой с целью минимизации последствий таких событий и их недопущения в будущем.
С целью нивелирования отдельных рисков реализации Программы, при планировании и проведении мероприятий по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс целесообразно использовать методические рекомендации, учебно-методические материалы, примерные образовательные программы, прошедшие соответствующие экспертизы и размещенные на сайтах Минпросвещения России, Минобрнауки России, Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзора, Пенсионного фонда Российской Федерации и других ведомств, участвующих в реализации Стратегии, в том числе на специализированных сайтах:
- Министерства просвещения Российской Федерации - www.edu.gov.ru;
- Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - www.minobrnauki.gov.ru;
- Министерства финансов Российской Федерации - www.minfin.ru;
- Министерства экономического развития Российской Федерации - www.economy.gov.ru;
- Центрального банка Российской Федерации - www.cbr.ru;
- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - www.rospotrebnadzor.ru;
- Пенсионного Фонда Российской Федерации - www.pfrf.ru;
- государственной информационной системы "Реестр примерных основных общеобразовательных программ" - www.fgosreestr.ru;
- приоритетного проекта в области образования "Современная цифровая образовательная среда" - www.neorusedu.ru;
- краудсорсинговой платформы "Преобразование" - www.preobra.ru;
- интерактивной цифровой платформы "ПроеКториЯ" - www.proektoria.online;
- интерактивной цифровой платформы "Российская электронная школа" - www.resh.edu.ru;
- интерактивной цифровой платформы "Деньги для дела" - www.dengidela.com;
- интерактивной цифровой платформы "Онлайн-уроки по финансовой грамотности" - www.dni-fg.ru;
- интерактивной цифровой платформы "Дружи с финансами" - www.vashifinancy.ru;
- информационно-просветительском портале "Фонд новых форм развития образования" - www.растимдетей.рф;
- информационно-просветительского ресурса "Финансовая культура" - www.fincult.info;
- иных официальных источников информации.
7. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Программы
Мониторинг реализации Программы осуществляется с целью отслеживания эффективности ее мероприятий и оценки влияния факторов риска, способных повлиять на отклонение хода реализации Программы от запланированного.
Мониторинг осуществляется один раз в год на основе отчетов, предоставляемых исполнителями, участвующими в реализации Плана мероприятий, в департамент образования Белгородской области. Департамент образования Белгородской области во взаимодействии с Отделением по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу и департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, готовит сводный отчет об исполнении Плана мероприятий по итогам очередного года, включая отчет о степени влияния факторов риска, подготавливаемый на основе мониторинга информационного поля финансовой грамотности региона.
Подготовленный сводный отчет направляется в Координационный совет.
При проведении мониторинга хода реализации и эффективности Программы по итогам очередного года, следует учитывать результаты опроса "Удовлетворенность физических лиц и хозяйствующих субъектов деятельностью в сфере финансовых услуг, доступностью финансовых услуг", проводимого департаментом экономического развития Белгородской области. Также целесообразно учитывать динамику индекса финансовой грамотности населения регионов, рассчитываемого аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в рамках проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.
Эффективность реализации Программы оценивается по итогам каждого года планового срока реализации Программы на основе данных, учитываемых при формировании сводного отчета об исполнении Плана мероприятий Программы.
Информация об оценке эффективности Программы включается в сводный отчет об исполнении Плана мероприятий Программы по итогам очередного года.
Степень эффективности исполнения Программы измеряется на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов Программы с их плановыми значениями.
Оценка степени эффективности реализации Программы осуществляется на основе расчетов, выполненных по следующей формуле:
,
где: E - эффективность реализации Программы (проценты);
Tf1, Tf2, Tfn - фактические значения целевых индикаторов региональной программы, достигнутые в ходе ее реализации на этапе оценки;
Tn1, Tn2, Tnn - ожидаемые (нормативные) значения показателей, утвержденные Программой для соответствующего этапа оценки;
M - количество целевых индикаторов Программы.
Реализация Программы является эффективной, если значение эффективности реализации Программы больше или равно 70 процентам. При этом, если:
, делается вывод о положительных результатах реализации Программы;
70 < Е < 80, делается вывод о реализации Программы в значительной степени;
, делается вывод о реализации Программы в незначительной степени;
E < 50, делается вывод о том, что Программа не реализована.
В случае, если E < 70, необходимо проводить анализ причин невыполнения Программы, выработать предложения по ее корректировке для достижения плановых значений целевых индикаторов.
Заключение об оценке эффективности реализации Программы вырабатывается и утверждается на заседании Координационного совета по итогам рассмотрения итогового отчета о выполнении Плана мероприятий за отчетный год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.