Решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 октября 2020 г. N 3а-217/2020
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 г. по делу N 66а-83/2021 настоящее решение признано частично недействующим
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Вагановой А.А.
с участием прокурора Кононенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-217/2020 по административному исковому заявлению административного истца Парамоновой Татьяны Павловны о признании недействующей с момента принятия страницы 156 Приложения N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части отнесения двух смежных земельных участков, расположенных под нежилым зданием с кадастровым номером N ... по адресу: (адрес), к двум различным территориальным зонам: (адрес)),
Установил:
Правительством Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года принято постановление N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее по тексту - Постановление), которым утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга "www.gov.spb.ru" 29 июня 2016 г. и вступило в силу на следующий день после официального опубликования, то есть 30 июня 2016 г., за исключением пункта 1.8.10 раздела 1 приложения N 3 к Постановлению, вступающего в силу в иные сроки (том 1 л.д. 24-49, 94-106).
Согласно странице 156 Приложения N 2 к Постановлению N 524 нежилое здание с кадастровым номером N... по адресу: (адрес), расположено в двух территориальных зонах - (адрес)
Административный истец Парамонова Татьяна Павловна обратилась в суд с иском о признании недействующей с момента принятия страницы 156 Приложения N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части отнесения двух смежных земельных участков, расположенных под нежилым зданием с кадастровым номером N ... по адресу: (адрес), к двум различным территориальным зонам: (адрес)
В обоснование заявленных требований Парамонова Т.П. указала, что административному истцу на праве собственности принадлежит 2/3 доли в праве собственности на нежилое здание 1982 года строительства, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый N ... (далее по тексту - нежилое здание). Для оформления права аренды на земельный участок под нежилым зданием Парамонова Т.П. в лице своего представителя обратилась в ООО "Инженер План" в целях формирования схемы расположения земельного участка под зданием, поскольку границы земельного участка под зданием не были оформлены надлежащим образом. ООО "Инженер План" сформировало схему земельного участка и подало ее в Санкт-Петербургское ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга. Между тем, 10.03.2020 письмом исх. N 04-15-3005/20-0-3 Санкт-Петербургское ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" отказало в предоставлении дополнительных сведений региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга", поскольку испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 524, расположен в двух территориальных зонах - (адрес)). В результате принятия вышеуказанного нормативного правового акта нежилое здание оказалось расположенным на двух смежных, не имеющих кадастровых номеров земельных участках, отнесенных к различным территориальным зонам: (адрес) (зона инженерной и транспортной инфраструктур). Парамонова Т.В. приобрела в долевую собственность нежилое помещение 25.12.2003 по нотариально удостоверенному договору, то есть до принятия оспариваемого Постановления. Являясь собственником объекта недвижимого имущества, Парамонова Т.В. обладает исключительным правом на аренду расположенного под данным объектом недвижимости, земельного участка. Между тем, расположение нежилого здания в двух территориальных зонах препятствует Парамоновой Т.П. оформить право аренды земельного участка под зданием. Оспариваемое Постановление в указанной части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 39.20, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что нарушает права и законные интересы Парамоновой Т.П. на получение указанного земельного участка в аренду для эксплуатации объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца Орлова Е.В., действующая на основании доверенности от <дата>, представляющая по доверенности от <дата> также интересы заинтересованного лица Парамонова А.П. (сособственника нежилого здания), поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, письменной правовой позиции на возражения административного ответчика (л.д.3-5, 107-109), пояснив также, что факт нарушения прав административного истца пользованием земельным участком, расположенным под указанным нежилым зданием, находящимся в государственной собственности, без оформления земельных отношений, подтверждается привлечением Парамоновой Т.П. к административной ответственности по п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" постановлением от 11.03.2019 N 305/2019, вынесенным заместителем председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 20.06.2019 N 12-747/2019, решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2019 N 7-1365/19 и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 06.11.2019 N 4а-1428/2019, которые были отменены постановлением Верховного Суда Российской Федерации 20.04.2020 по делу N 78-АД20-3 с направлением дела на новое рассмотрение в Московский районный суд Санкт-Петербурга; решением Московского районного суда Санкт-Петербурга по делу N 12-5632020от 03.06.2020 производство по делу об административных правонарушениях было прекращено.
Представитель административного ответчика Правительства Санкт-Петербурга Курганов С.В., действующий на основании доверенности от <дата>, просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 92-93), пояснив также, что административный истец выбрал неправильный способ защиты нарушенного права, поскольку в настоящее время земельный участок под нежилым зданием, принадлежащем административному истцу, не сформирован и административный истец не лишен возможности обратиться с заявлением о формировании двух земельных участков в соответствии с территориальными зонами под данным зданием. Кроме того, из представленного административным ответчиком в материалы дела проекта Генерального плана Санкт-Петербурга на 2020 год по соотношению функциональных зон И1 и У в отношении здания с кадастровым номером N ..., следует, что земельный участок под названным зданием планируется сформировать в одну функциональную зону, что позволит в будущем административному истцу объединить земельные участки под зданием в один земельный участок.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Кононенко Н.С., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из содержания административного искового заявления, административный истец оспаривает Постановление Правительства Санкт-Петербурга по мотиву его несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ссылаясь на нарушение прав административного истца, выразившееся в том, что расположение нежилого здания в двух территориальных зонах препятствует Парамоновой Т.П. оформить право аренды земельного участка под зданием.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия Правительства Санкт-Петербурга на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования и территориального планирования.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В свою очередь частью 2 статьи 63 названного Кодекса предусмотрено, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса (в том числе утверждение правил землепользования и застройки), осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга. Правила землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга (часть 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом особенностей осуществлении градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", устанавливающим разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 13 статьи 3 указанного Закона, отнесено утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.2. Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года N 100, Правительство Санкт-Петербурга издает, в том числе, нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Правительства.
В соответствии с установленной процедурой Правительством Санкт-Петербурга 14 сентября 2015 г. принято постановление N 794 о подготовке проекта, сообщение о принятии данного решения официально опубликовано 14 сентября 2015 г. (части 5 и 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 3 статьи 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"), Губернатор Санкт-Петербурга 2 декабря 2015 г. принял постановление N 92-пг о проведении публичных слушаний по проекту в период с 8 декабря 2015 г. по 9 февраля 2016 г. (пункт 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"), комиссией проведены публичные слушания по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"), комиссией внесены изменения в проект с учетом результатов таких слушаний, проект 15 июня 2016 г. представлен Губернатору Санкт-Петербурга для внесения на утверждение в Правительство Санкт-Петербурга (пункт 7 статьи 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д. 94-101).
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" опубликовано 29 июня 2016 г. в соответствии требованиями пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 г. N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" (на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru), внесено в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 29 июня 2016 г., регистрационный номер 20350, в порядке, утверждённом постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 18 июня 2004 г. N 438-пг.
Таким образом, оспариваемое в настоящем деле Постановление принято уполномоченным органом государственной власти, с соблюдением формы правового акта, в которой Правительство Санкт-Петербурга, вправе принимать нормативные правовые акты, при обеспечении опубликования данного правового акта, в порядке, предусмотренном для официального опубликования.
Административный истец указывает, что оспариваемое Постановление в указанной части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 39.20, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что нарушает права и законные интересы Парамоновой Т.П. на получение земельного участка в аренду для эксплуатации объекта недвижимости.
Согласно материалам дела, административному истцу на праве собственности принадлежит 2/3 доли в праве собственности на нежилое здание 1982 года строительства, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый N... (далее по тексту - нежилое здание) (л.д. 53-55), Парамонову А.П. на праве собственности принадлежит 1/3 доли в праве собственности на указанное нежилое здание.
Для оформления права аренды на земельный участок под нежилым зданием Парамонова Т.П. в лице своего представителя обратилась в ООО "Инженер План" в целях формирования схемы расположения земельного участка под зданием, поскольку границы земельного участка под зданием не были оформлены надлежащим образом. ООО "Инженер План" сформировало схему земельного участка и подало ее в Санкт-Петербургское ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Письмом от 10.03.2020 исх. N 04-15-3005/20-0-3 Санкт-Петербургское ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" отказало в предоставлении дополнительных сведений региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга", поскольку испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, расположен в двух территориальных зонах - <адрес>
В результате принятия вышеуказанного нормативного правового акта нежилое здание оказалось расположенным на двух смежных, не имеющих кадастровых номеров земельных участках, отнесенных к различным территориальным зонам: <адрес>).
Суд считает заслуживающими внимания доводы административного истца о противоречии оспариваемого Постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 39.20, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в силу следующего.
Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Согласно частям 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию (части 1 и 2 статьи 42 этого же нормативного акта).
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в том числе, в случаях, если необходимы установление, изменение или отмена красных линий, необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории (пункты 2, 3 части 3 статьи 41 указанного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, (пункт 2 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчётным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчётным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (пункт 7 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1-3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учётом границ территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Статьёй 2 Закона Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", действовавшего на дату принятия оспариваемого Постановления, установлено, что Генеральный план Санкт-Петербурга является единым документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых, помимо прочего, отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.
Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, а именно пунктом 35 определено, что элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории, к которой пункт 2 части 4 названной статьи относит проект межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На чертежах межевания территории отображаются, среди прочего, границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, а также их условные номера, то есть информацию, аналогичную той, что содержат схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом, как указано выше, целью разработки проекта межевания территории является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (части 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, на чертежах межевания территории должны отображаться границы существующих элементов планировочной структуры, а также границы изменяемых и образуемых земельных участков.
Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 упомянутого кодекса, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Аналогичные требования изложены в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приведенной выше.
В данном случае материалами дела подтверждено, что согласно странице 156 Приложения N 2 к Постановлению N 524 нежилое здание с кадастровым номером N ... по адресу: (адрес), расположено в двух территориальных зонах - (адрес)). Следовательно, в фактическом пользовании административного истца находится земельный участок, расположенный под зданием и находящийся в двух территориальных зонах, что препятствует в силу вышеприведенных норм права сформировать один земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Нахождение здания на двух земельных участках, расположенных в двух территориальных зонах ведет к правовой неопределенности и не учитывает принцип единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Поэтому, вопреки доводам административного ответчика об ошибочности выбора административным истцом способа защиты своих прав и возможности формирования двух земельных участков под нежилым зданием следует признать, что Парамонова Т.П. была вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением вне зависимости от обращения по вопросу формирования нескольких земельных участков под указанным зданием и возможным внесением в будущем изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
В силу статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Из материалов дела усматривается, что административному истцу принадлежат на праве собственности 2/3 доли в праве собственности на нежилое здание 1982 года строительства, расположенное по адресу: (адрес), кадастровый N ....
С учетом изложенного, суд полагает, что Парамонова Т.П. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Административный истец ссылается на то, что, являясь собственником объекта недвижимого имущества, обладает исключительным правом на аренду расположенного под данным объектом недвижимости, земельного участка. Между тем, расположение нежилого здания в двух территориальных зонах препятствует Парамоновой Т.П. оформить право аренды земельного участка под зданием, что подтверждается письмом от (дата) исх. N ... Санкт-Петербургского ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга".
Таким образом, материалами дела подтверждена невозможность формирования земельного участка под нежилым зданием, принадлежащем Парамоновой Т.П., связанная с применением оспариваемого административным истцом нормативно-правового акта.
Доводы административного ответчика о том, что границы двух территориальных зон в составе Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в рассматриваемом случае определены с учетом функциональных зон, установленных Генеральным планом Санкт-Петербурга, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит вышеприведенным федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права административного истца и подлежит признанию недействующим.
Определяя момент, с которого вышеназванные положения Постановления подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае доказательств, того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций не представлено, в связи с чем нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим с момента принятия указанного Постановления.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Решил:
Удовлетворить административные исковые требования административного истца Парамоновой Татьяны Павловны о признании недействующим в части нормативного правового акта.
Признать недействующей с момента принятия страницу 156 Приложения N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части отнесения двух смежных земельных участков, расположенных под нежилым зданием с кадастровым номером N... по адресу: (адрес), к двум различным территориальным зонам: (адрес)
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 октября 2020 г. N 3а-217/2020
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2021 г. по делу N 66а-83/2021 настоящее решение признано частично недействующим