Решение Ленинградского областного суда от 2 ноября 2020 г. по делу N 3а-305/2020
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Кузнецове А.Ю.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хрипунова Александра Валериевича о признании недействующим в части приказа комитета по архитектуре и градостроительной политики Ленинградской области от 21 декабря 2018 года N 75 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области",
установил:
21.12.2018 приказом комитета по архитектуре и градостроительной политики Ленинградской области N 75 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Правила землепользования и застройки).
В ст. 17 Правил землепользования и застройки приведен перечень территориальных зон. К жилым зонам отнесены зоны ТЖ-1, ТЖ-2, ТЖ-3 и ТЖ-4. К зонам специального назначения отнесена зона ТСН-3 "зона лесного фонда".
Согласно ст. 32 Правил землепользования и застройки границы территориальных зон, границ земель лесного фонда отображены на карте градостроительного зонирования.
В ст. 33 Правил землепользования и застройки приведена карта градостроительного зонирования.
24.12.2018 приказ комитета по архитектуре и градостроительной политики Ленинградской области от 21.12.2018 N 75 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Хрипунов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N с категорий земель "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для производственных целей", расположенного по адресу: (адрес), к территориальной зоне "ТСН-3. Зона лесного фонда".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником вышеуказанного земельного участка. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов от 18.12.2014 N 58, земельный участок относился к зоне ТЖ-1 "зона застройки индивидуальными жилыми домами". Заявление об исключении земельного участка из лесного реестра по состоянию на 14.09.2020 не рассмотрено. Оспариваемые Правила землепользования и застройки противоречат статьям 30, 34 и 36 Градостроительного кодекса РФ.
В письменном отзыве административного ответчика Комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий комитета. Процедура и порядок принятия административным истцом не оспариваются. Административный истец вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки.
Административным ответчиком советом депутатов МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в письменном отзыве указано, что против удовлетворения заявленных требований возражений нет. В соответствии с действующим генеральным планом земельный участок с кадастровым номером N расположен в жилой зоне Ж2 - планируемой застройки индивидуальными жилыми домами с участками. Многоконтурный земельный участок N, отнесенный к землям лесного фонда, в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты накладывается на земельный участок с кадастровым номером N...
В письменных объяснениях заинтересованным лицом комитетом по природным ресурсам Ленинградской области указано, что границы земельного участка с кадастровым номером N накладываются на земли лесного фонда - квартал 54 Агалатовского участкового лесничества Всеволожского лесничества. Имеется факт двойного учета земельного участка. Вопрос об устранении несоответствия сведений государственного лесного реестра и ЕГРН, на основании обращения Хрипунова А.В. от 22.04.2020, внесен в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Александров И.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Махмудова Э.Т., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение правил землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст. 32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Судом установлено, что 28.07.2016 за Хрипуновым А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N по адресу: (адрес). Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей.
В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером N от 11.06.2019 указано, что весь участок расположен в функциональной зоне "Зона планируемой застройки индивидуальными жилыми домами с участками, плотность населения - 20-25 чел/га (Ж2)", в соответствии с Генеральным планом МО "Агалатовское сельское поселение", и в территориальной зоне "Зона лесного фонда (ТСН-3)", в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "Агалатовское сельское поселение".
Следовательно, Хрипунов А.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Согласно ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний или направление его на доработку, утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения, городского округа.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 N 16 "Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области" к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, а также направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для назначения публичных слушаний или направление его на доработку и утверждение правил землепользования и застройки поселений, городских округов, внесение в них изменений.
Согласно ст. 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Исходя из положений ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что 15.11.2016 администрацией Всеволожского муниципального района Ленинградской области принято постановление N 2853 "О подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки МО Агалатовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области".
Постановлением администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 16.02.2018 N 374 образована комиссия по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Всеволожского муниципального района.
Распоряжением главы МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 23.08.2018 N 57-04 назначено проведение публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Агалатовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
30.10.2018 составлено заключение о результатах итоговых публичных слушаний.
13.11.2018 проект изменений в Правила землепользования и застройки направлен администрацией Всеволожского муниципального района для утверждения в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
Вопросы связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области",
Согласно ст. 8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом.
Судом установлено, что постановлением администрации Вартемякского сельского совета народных депутатов Всеволожского района Ленинградской области от 19.08.1993 N 737 в аренду АОЗТ "Юнитон" предоставлен земельный участок размером 5848 кв. м. в д.(адрес) (участок прилегающий к бывшему клубу).
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N указано, что номер внесен в государственный кадастр недвижимости 19.08.1993. Площадь земельного участка 5848 кв. м. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для производственных целей. Границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N.
В выданной администрацией МО "Агалатовское сельское поселение" 18.12.2015 выписке из правил землепользования и застройки указано, что земельный участок площадью 5848 кв. м. по адресу: (адрес) относится к жилой зоне ТЖ-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно ответу администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 09.10.2020 земельный участок с кадастровым номером N Генеральным планом отнесен к функциональной зоне "Зона планируемой застройки индивидуальными жилыми домами с участками" и расположен в границах населенного пункта. В настоящее время наложение земельных участков с кадастровыми номерами N и N в ЕГРН устранено. Сведения о границе д. Агалатово 14.10.2019 внесены в ЕГРН и земельный участок с кадастровым номером N полностью включен в границы д. Агалатово.
Поскольку при изменении Правил землепользования и застройки отнесение земельного участков истца к территориальной зоне "ТСН-3. Зона лесного фонда" привело к несоответствию с Генеральным планом с функциональной зоной "Зона планируемой застройки индивидуальными жилыми домами с участками", в нарушение требований градостроительного законодательства, то в этой части Правила землепользования и застройки подлежат признанию недействующими.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", приходит к выводу о признании недействующими Правила землепользования и застройки в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Хрипунова Александра Валериевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по архитектуре и градостроительной политики Ленинградской области от 21 декабря 2018 года N 75 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N с категорий земель "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для производственных целей", расположенного по адресу: (адрес), к территориальной зоне "ТСН-3. Зона лесного фонда".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
С.Г. Ночевник |
Решение в окончательной форме изготовлено 09 ноября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 2 ноября 2020 г. по делу N 3а-305/2020
Текст решения опубликован не был