Законодательство Российской Империи
о цензуре в XVIII - начале XIX в.
Терминология и содержательные характеристики цензуры как государственно-правового института формулировались в России на протяжении почти целого столетия, если брать за точку отсчета закрепление цензуры духовных произведений в Духовном регламенте (1721 г.), когда и была, как принято считать, официально учреждена духовная цензура.
В отечественной историко-правовой науке существует несколько подходов к классификации цензуры. В свой первоначальный период она существовала в смешанном виде, затем произошло разделение цензуры на духовную и общую (светскую). Об этом, в частности, свидетельствуют утвержденные Духовный регламент (21 января 1721 г.), Устав о цензуре (9 июля 1804 г.) и Устав духовной цензуры (22 апреля 1828 г.). Общая цензура, в свою очередь, подразделялась на внутреннюю и иностранную. Некоторые исследователи включают в состав общей цензуры инспекторский надзор*(1). Кроме того, контроль над содержанием частной переписки (перлюстрация) в отдельных работах также отнесен к цензурной деятельности*(2).
По способу осуществления и форме контроля цензура делилась на предварительную и последующую, согласно большинству источников - карательную. В различных дореволюционных и советских исследованиях назывались такие виды цензуры, как политическая, военная, театральная (драматическая), литературная*(3). В последние годы увидели свет исследования, затрагивающие проблемы цензуры национальной литературы и периодики*(4). Очевидно, что представленное деление обусловлено содержанием и направлением цензуры. Кроме того, уместным будет определение цензуры по видам печатной продукции - повременных изданий (газетную и журнальную), книжную, нотных изданий, афиш, объявлений и т.д.
Немаловажным обстоятельством правового закрепления института цензуры являлся статус ведомства: гражданское (министерство народного просвещения, министерство иностранных дел), полицейское (министерство внутренних дел, министерство полиции), духовное (Священный Синод и духовные академии), военное (Главный штаб, военное министерство) и др.
В конце XVIII - начале XIX в. были созданы первые официальные цензурные учреждения, положившие начало формированию системы государственных (высших, ведомственных, местных) и духовных цензурных органов. Новые государственные институты создавались для осуществления превентивной контролирующей и карательной деятельности с целью недопущения распространения книжной продукции, периодических печатных изданий, сценических, музыкальных и т.п. произведений противозаконного и безнравственного содержания, направленных против устоев государства, церкви, власти, общественных интересов, а также привлечения к ответственности виновных в несоблюдении указанных требований.
Как отмечалось, хронологические рамки учреждения цензуры в России открываются в 1720-1721 гг. Хотя задолго до этой даты, по свидетельству ряда исследователей, редактированию, корректуре и, возможно, цензуре подвергались рукописные тексты времен Ивана Грозного и даже более ранние работы, например, "Повесть временных лет"*(5).
Профессор П.И. Люблинский называл пять периодов развития цензурного законодательства: 1) эпоха, предшествовавшая изобретению книгопечатания, когда в руках церковных властей и университетов сосредоточивались права, касающиеся наблюдения за правильностью переписки церковных и юридических книг; 2) эпоха расцвета местной и ведомственной цензуры; 3) эпоха государственно-полицейской цензуры; 4) период замены цензуры предварительной цензурой карательной; 5) период замены цензуры ответственностью по суду за преступления печати*(6).
На наш взгляд, довольно продолжительный период функционирования цензуры в России (1721-1991 гг.) позволяет предложить следующую периодизацию. Первый период - учреждение цензуры (XVIII - начало XIX в.); второй - связанный с принятием цензурных уставов (начало - вторая половина XIX в.); третий - пореформенный (до конца XIX в.); четвертый - функционирование в период войн, восстаний и революций (начало XX в. - 1917 г.); пятый - советский период (до начала 90-х годов прошлого века). Рассмотрим более подробно период становления в Российской империи цензуры и цензурного законодательства в XVIII - начале XIX в.
Как отмечает В. Якушкин, в XVII в. "мы еще совершенно не встречаем каких бы то ни было общих распоряжений о цензуре. Литература тогда была почти только духовная, наблюдение за нею принадлежало высшему духовенству... при том же типографский станок был исключительно в распоряжении правительства"*(7).
В качестве мер предупредительного характера просмотр книг духовного содержания стал применяться в период царствования Петра I. В § 3 ч. III Духовного регламента, утвержденного 25 января 1721 г., устанавливалось, что богословские сочинения до печати должны быть представлены в "коллегиум", который обязан рассмотреть письмо, чтобы выяснить, "нет ли в... оном погрешения, учению православному противного"*(8).
Синодским указом от 13 октября 1724 г. "Об объявлении раскольничьих рукописных книг духовным правителям" было велено, чтобы "противные благочестию раскольнические рукописные книги... ни тайно, ни явно, ни под каким видом держать не дерзали, под опасением жестокой казни..."*(9).
Как свидетельствуют исследования XIX в.*(10), развитию в России печатного дела во многом способствовала Екатерина II. В 1771 г. императрица разрешила иноземцу И.М. Гартунгу устроить первую частную "привилегированную" "вольную" типографию, а также словолитное художество. Их владельцу дозволялось печатать книги исключительно на иностранных языках, а "объявления всякие с дозволения полиции". В словолитной разрешалось литеры лить для собственных нужд, а также для казенных типографий. Императрица признавала, что дело это "нужное и для общества полезное"*(11). Процесс развития книгопечатания набирал обороты, новым книгопродавцам разрешалось открывать собственные типографии и печатать книги на "российском и иностранных языках".
15 января 1783 г. в Указе о типографиях Правительствующий Сенат поручил полиции следить за тем, "чтобы в книгах ничего противного законам Божиим и гражданским или же к явным соблазнам клонящегося издаваемо не было; чего ради от управы благочиния отдаваемые в печать книги свидетельствовать"*(12). Таким образом, в Российской империи впервые появилась общая предварительная цензура.
В 1790 г. вышла книга А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Сочинение было цензуровано в установленном порядке и допущено к печати Управою благочиния, но напечатано "с прибавкою после цензуры многих листов... в собственной типографии" автора. В июне состоялся суд над Радищевым. Писатель обвинялся по ст. 13 гл. 22 Соборного уложения, который гласил: "...А которые воры чинят в людях смуту и затевают на многих людей своим воровским умышлением затайные дела, и таковых воров за такое их воровство казнить смертью"*(13). Произведение, наделавшее много шума в столице, в именном указе Екатерины II от 4 сентября 1790 г. было признано "самыми вредными умствованиями", написанным "оскорбительными и неистовыми выражениями"*(14). Радищев был приговорен к смертной казни, но помилован императрицей и сослан в Сибирь на 10 лет.
Ужесточение цензурных правил произошло во времена правления Павла I, который при помощи военной дисциплины и полицейских мер стремился подавить любые проявления личностной и общественной свободы. В соответствии с Указом императора от 16 сентября 1796 г. учредили цензуру из одной духовной и двух светских частей, особо составляемых. Отныне она передавалась под наблюдение губернских начальников в Москве, Петербурге, Одессе, Риге. В столицах цензурная деятельность находилась в ведении Сената, а также Академии наук и университета. В портах цензура устраивалась для наблюдения, чтобы привозимые на кораблях сочинения (газеты и др.) предварительно прочитывались. С этой же целью в 1799 г. был утвержден штат цензоров в Вильно. Еще через три года в пограничных пунктах учредили цензурные управления для рассмотрения ввозимых в Россию книг.
В период царствования Александра I отмечаются отдельные послабления, выразившиеся в возврате к прежнему, более упрощенному порядку цензуры. Император в Указе от 9 февраля 1802 г. "Об уничтожении цензур, учрежденных в городах и при портах; о дозволении открывать вольные типографии и о поручении губернаторам рассматривать вновь издаваемые книги" предписывал лишь "печатные книги свидетельствовать от Управы благочиния (в столицах)"*(15).
В соответствии с п. 4 Манифеста от 8 сентября 1802 г. "Об учреждении министерств" типографии, цензура, издание ведомостей и сочинений были переданы в ведение Министерства народного просвещения*(16).
В трудах видных российских ученых-полицеистов И.Е. Андреевского, П.Н. Шеймина, М.К. Палибина, В.В. Ивановского, А.И. Елистратова и других среди источников полицейского права названы законы, определяющие правительственную и общественную полицейскую деятельность России*(17).
В соответствии со сложившейся в российской юриспруденции классификацией к числу законов, направленных на обеспечение безопасности, относятся уставы. Под уставом, по определению профессора М.Ф. Владимирского-Буданова, "разумеются специальные узаконения для известного ведомства или какой-либо части материального права"*(18).
В фондах Российского государственного исторического архива*(19) нами исследованы документы, относящиеся к подготовке первого российского устава о цензуре. Так, в ноябре 1803 г. чиновниками Министерства народного просвещения были переведены на русский язык и направлены для рассмотрения министру П.В. Завадовскому Датский манифест о свободном книгопечатании и Устав о цензурах Французской республики.
Предваряя замечания к Датскому манифесту, один из разработчиков российского устава Н.Н. Новосильцев указывал на необходимость таких постановлений, "в которых бы определительно было показано все то, что печатать запрещается, - то есть: все, что противно духу гражданской власти и религии, или клонится к оскорблению личной чести и за что сочинители, переводчики, издатели или типографщики должны подвергаться строжайшему взысканию"*(20). К материалам периода подготовки цензурного устава относятся также всеподданнейший доклад министра народного просвещения от 9 июля 1804 г. и именные указы, касающиеся организации цензуры в 1773-1801 гг.*(21)
Первый российский Устав о цензуре был собственноручно утвержден Александром I 9 июля 1804 г. в Санкт-Петербурге. На поднесенном императору экземпляре стояли подписи государственных деятелей, участвовавших в его подготовке, - Михаила Муравьева, князя Адама Чарторыйского, графа Северина Потоцкого, Николая Новосильцева и других. В том же году устав увидел свет. Он стал главным документом и практическим руководством не только для цензоров, но и для сочинителей, переводчиков, издателей книг и содержателей типографий. Документ состоял из трех отделений и содержал 47 статей.
В первых статьях Отделения I "О цензуре вообще" определялись обязанности и предмет цензуры: "...рассматривать всякого рода книги и сочинения, назначаемые к общественному употреблению. Главный предмет сего рассматривания есть доставить обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению". Здесь же сказано об учреждении цензурных комитетов при университетах и осуществлении цензуры книг и сочинений, издаваемых другими заведениями - академиями, кадетскими корпусами, медицинской управой и т.д. Устанавливался порядок рассмотрения цензуры духовной (под ведением Святейшего Синода и епархиальных архиереев) и иностранной (в особенно учрежденной при почтамтах), а также рассмотрение и позволение к напечатанию пьес (цензурными комитетами и директорами народных училищ), театральных афиш и объявлений (с разрешения гражданского начальства).
Отделение II определяло статус цензурных комитетов и обязанности цензоров. Цензурный комитет имел "в положенное время заседание", цензоры разделяли между собой книги и сочинения, по прочтении которых представляли письменные донесения, "за верность коих сами и ответствовали". Цензоры были уполномочены наблюдать, чтобы "ничего противного закону Божию, правлению, нравственности и личной чести гражданина в книгах и сочинениях не содержалось". Цензор, нарушивший данное предписание, как нарушитель закона подвергался ответственности "по мере важности вины". При обнаружении в рукописях мыслей и выражений, оскорбляющих личную честь гражданина, благопристойность и нравственность, цензурный комитет, отказав в напечатании такого сочинения, объявлял причины запрещения и удерживал текст у себя. В случае поступления рукописи, "исполненной мыслей и выражений, явно отвергающих бытие Божие, направленных против веры и законов Отечества, оскорбляющих верховную власть или совершенно противную духу общественного устройства и тишины", комитет немедленно предпринимал меры для "отыскания сочинителя и поступления с ним по законам".
В статьях 33-36 устанавливались координационные принципы деятельности, в частности, предписывающие обязательное уведомление других государственных учреждений о запрещенных сочинениях. Порядок отчетности цензурных комитетов выражался в предоставлении попечителям университетов ежемесячных выписок из журналов с последующим направлением их в Главное правление училищ.
В Отделении III содержались положения для сочинителей, переводчиков, издателей книг с подробной инструкцией о порядке представления сочинений для цензуры и издания. Обязательным условием было напечатание имени содержателя типографии на заглавном листе сочинения. В статье 40 определялся порядок обжалования в Главное правление училищ в случае неодобрения или задержания сочинений, запрещения продажи напечатанных книг, а также других притеснений.
Устав также предусматривал ответственность содержателей типографий за нарушения цензурных правил, выражавшихся в напечатании неодобренных книг. За подобные отступления от правил предусматривалась конфискация тиража с взысканием затрат на издание.
Несмотря на действие принятого устава власти искали пути реформирования цензуры. Государственные мужи не оставляли попыток ее усиления. Так, 25 июня 1811 г. при общем учреждении министерств было организовано особое ведомство полиции, круг действия которого был определен словами "ведает все учреждения, к охранению внутренней безопасности относящиеся"*(22). Особенной канцелярии министра полиции была поручена "цензурная ревизия", наблюдение за тем, "чтобы не обращались книги, журналы, мелкие сочинения и листки без установленного от правительства дозволения", а также "иностранные сочинения неодобрительного содержания"; от министра полиции зависели и "дозволения на представление новых театральных сочинений и на печатание афиш, объявлений" и т.п.*(23)
В июне 1826 г., через полгода после восстания декабристов на Сенатской площади, император Николай I утвердил новый, крайне реакционный устав, прозванный литераторами и журналистами "чугунным". Таким образом, была открыта новая страница истории цензурного законодательства России.
Как видим, учреждению цензуры при Министерстве народного просвещения предшествовала тщательная проработка вопроса, обоснование вводимых правил. Представители власти высказывались в пользу цензурных ограничений. По мнению министра П.В. Завадовского, изложенному в докладе Государственному совету, система предупредительной цензуры не мешала мыслить и свободно учить*(24). Поскольку цензура выступала не только как полицейское учреждение, но и педагогическое, она находилась в ведении Министерства народного просвещения. Однако созданные при университетах особые цензурные комитеты из профессоров оказались неэффективными, а методы и приемы "педагогической" цензуры - невыгодными для правительства.
Оценивая первый этап развития отечественного законодательства о цензуре, следует отметить, что в это время, как и вообще в императорский период истории русского права, в России было сильно влияние западноевропейских политических идей*(25). Об этом также свидетельствуют постоянное включение норм зарубежного цензурного законодательства в отечественные уставы, следование традициям и практике осуществления цензуры в европейских государствах. Либерализация российского законодательства проходила с учетом ранее проведенных за рубежом реформ в сфере печати. Например, во Франции уже в 1819 г. была провозглашена свобода прессы при условии ее ответственности перед законом. Конечно, в российских условиях такое положение представлялось явно преждевременным. Однако при разработке Устава о цензуре 1804 г. предлагалось учредить особый суд для проступков печати*(26).
В результате развития цензуры в первой половине XIX в. возникли основания для формирования особого направления отечественного полицейского права - полиции печати, получившего в последующем закрепление и обоснование в науке и практике государственных учреждений Российской империи.
Ю.А. Потапов,
кандидат юрид. наук, доцент, докторант
Санкт-Петербургского университета
МВД России
"Законодательство", N 5, май 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гринченко Н.А., Измозик В.С., Патрушева Н.Г. и др. История цензурных учреждений Прибалтийских губерний. Конец XVIII в. - 1917 г. // Книжное дело в России в XIX - начале ХХ века: Сборник научн. трудов. Вып. 11. СПб., 2003. С. 122.
*(2) Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Суханова, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1999. С. 753.
*(3) Дризен Н.В. Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881. Пг., 1917; Чиркова Т.В. Литературная цензура в период перехода России от феодализма к капитализму. М., 2002; Волковский Н.Л. Журналистика в информационных войнах: исторические истоки и современные тенденции: Автореф. дис. ... докт. филол. наук. СПб., 2003. С. 10; История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997.
*(4) Бацанадзе А.С. Грузинская пресса и царская цензура в период второй революционной ситуации и реакции: Автореф. дис. ... канд. историч. наук. Тбилиси, 1990; Эльяшевич Д.А. Правительственная политика и еврейская печать в России. 1797 - 1917. Очерки истории цензуры. СПб.; Иерусалим, 1999.
*(5) Кушнир М.И. Смыслы цензуры. СПб., 2000. С. 13-17.
*(6) Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. 7-е изд. Т. 45. Ч. 3. М., б.г. Ст. 285-286.
*(7) Якушкин В.Я. Из истории русской цензуры // Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. М., 1905. С. 2.
*(8) Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). I. Т. VI. 1830. N 3718.
*(9) ПСЗ. I. Т. VII. 1830. N 4578.
*(10) Исторические сведения о цензуре в России. Спб., 1862.
*(11) ПСЗ. I. Т. XIX. 1830. N 13572.
*(12) ПСЗ. I. Т. XXI. 1830. N 15634.
*(13) Уложение, по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве производится... Спб., 1790. С. 245.
*(14) ПСЗ. I. Т. XXIII. 1830. N 16901.
*(15) ПСЗ. I. Т. XXVII. 1830. N 20139.
*(16) ПСЗ. I. Т. XXVII. 1830. N 20406.
*(17) Российское полицейское (административное) право: Конец XIX - начало XX века: Хрестоматия / Сост. и вступит. ст. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 1999. С. 451-460, 482-504 и др.
*(18) Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб.; Киев, 1905. С. 273.
*(19) Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 118. Ед. хр. 36. Л. 1-13, 34-36.
*(20) Там же. Ф. 733. Оп. 118. Ед. хр. 36. Л. 10.
*(21) Там же. Ед. хр. 51. Л. 2-4.
*(22) ПСЗ. I. Т. XXXI. 1830. N 24686.
*(23) Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк: В 2 т. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2002. Т. 1. С. 40-42.
*(24) Шеймин П.Н. Полицейское право. Одесса, 1887. С. 452.
*(25) Сокольский В.В. Очерк истории русского права. Ч. I. Вып. I. Спб., 1911. С. 20.
*(26) Якушкин В.Я. Указ. соч. С. 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательство Российской Империи о цензуре в XVIII - начале XIX в.
Автор
Ю.А. Потапов - кандидат юрид. наук, доцент, докторант Санкт-Петербургского университета МВД России
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, N 5