Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 11.02.2021 N 2912
Информация
о реализации Закона Тюменской области "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Тюменской области" и пункта 2 постановления Тюменской областной Думы от 13.02.2020 N 2428 (представлена в областную Думу заместителем Губернатора Тюменской области, начальником Главного правового управления Правительства Тюменской области Е.С. Еремеевой 14.01.2021)
Приоритетами политики Тюменской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
- создание надежной системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих разработке и реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования в реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- повышение информированности общества о состоянии и деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Тюменской области и в Российской Федерации в целом, а также уровня знаний граждан и лиц, участвующих в реализации политики Тюменской области по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Комплекс мероприятий, направленных на решения задач в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех сферах экономики Тюменской области, реализуется в рамках региональной программы Тюменской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" до 2020 года (далее также - Программа).
Цель Программы - повышение энергетической эффективности, обеспечивающее снижение энергоемкости валового регионального продукта Тюменской области.
Основные задачи Программы:
- стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- повышение информированности общества о состоянии и деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также уровня знаний граждан, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- повышение эффективности системы коммунальной инфраструктуры;
- реализация мер по энергосбережению в государственном и муниципальном секторе, а также в жилищном фонде;
- повышение энергетической эффективности на транспорте;
- повышение энергетической эффективности в промышленности;
- повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве.
В целях информационного обеспечения в Тюменской области мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности региональная программа Тюменской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" до 2020 года размещается на официальном портале органов государственной власти Тюменской области, а также в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В рамках реализации Программы своевременно и в полном объеме выполнены мероприятия по оснащению зданий, используемых органами власти, местного самоуправления и бюджетными организациями, приборами учета коммунальных ресурсов.
Осуществляется координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями Тюменской области.
Продолжается работа по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды в жилищном фонде.
По итогам 11 месяцев 2020 года уровень оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета составил 94,56%, в том числе:
- приборами учета тепловой энергии - 97,57%;
- приборами учета горячей воды - 95,95%;
- приборами учета холодной воды - 89,19%;
- приборами учета электрической энергии - 96,04%.
Уровень оснащения приборами учета жилых домов составляет 97,86%, в том числе:
- приборами учета тепловой энергии - 95,74%;
- приборами учета горячей воды - 91,21%;
- приборами учета холодной воды - 89,63%;
- приборами учета природного газа - 99,62%;
- приборами учета электрической энергии - 99,89%.
Уровень оснащения многоквартирных домов индивидуальными приборами учета составляет 88,52%, в том числе:
- приборами учета горячей воды - 84,78%;
- приборами учета холодной воды - 83,80%;
- приборами учета природного газа - 40,38%;
- приборами учета электрической энергии - 100%.
Ведется планомерная работа, направленная на снижение потерь энергетических ресурсов и воды, повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры и качества оказываемых услуг тепло-, водо-, электро и газоснабжения (постановление N 2428).
Развитие объектов электросетевого хозяйства осуществляется в рамках инвестиционных программ территориальных сетевых организаций.
В настоящее время в Тюменской области реализуется 7 инвестиционных программ электросетевых организаций с общим объемом финансирования на 2020 год 4 251,59 млн. руб.
В соответствии с инвестиционными программами планируется ввести 487 км электрических сетей, 79 МВА трансформаторной мощности. По данным за три квартала 2020 года, исполнение инвестиционных программ составило 42%, что соответствует графикам, ежегодно разрабатываемым субъектами электроэнергетики.
С целью комплексного подхода к организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в регионе в соответствии с требованиями законодательства разработаны и утверждены схемы теплоснабжения и схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов Тюменской области, схема и программа развития электроэнергетики Тюменской области, программа газификации Тюменской области.
Распоряжением Губернатора Тюменской области от 30.04.2020 N 37-р утверждена схема и программа развития электроэнергетики Тюменской области на 2021 - 2025 годы.
В рамках сотрудничества между Правительством Тюменской области и ООО "Газпром Межрегионгаз Север" реализуется региональная программа газификации, осуществление которой ведется за счет привлеченных внебюджетных средств. Программа газификации Тюменской области на 2019 - 2023 годы утверждена постановлением Губернатора Тюменской области от 29.11.2019 N 169.
С 2014 года по настоящее время в регионе построено более 1 000 км газопроводов, присоединено к газовым сетям более 9,0 тысяч домовладений (всего построено 18,5 тысячи подводов к домовладениям), что позволило значительно увеличить уровень газификации населения природным газом, сегодня он составляет 96,5%.
Реализация мероприятий действующей программы газификации Тюменской области на 2019 - 2023 годы осуществляется за счет источников финансирования, которые закреплены четырехсторонним соглашением (Регуляторным контрактом) об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере газоснабжения в Тюменской области.
За период с 2019 по 2023 год на реализацию мероприятий программы газификации Тюменской области планируется направить 2,645 млрд. руб.
Программой газификации Тюменской области запланировано построить до 2024 года 1 284 км газовых сетей, что позволит обеспечить газом 29 502 домовладения. Уровень газификации к концу 2023 года составит 98%.
Отбор мероприятий для включения в перечень работ программы газификации производился на основе критериев эффективности, предусмотренных Регуляторным контрактом, что позволило увеличить количество потребителей газа при ограниченном объеме внебюджетного финансирования.
Общая потребность в финансировании мероприятий, направленных на завершение газификации Тюменской области к 2030 году, согласно пункту 1д Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.05.2020 N Пр-907 оценивается в 7,6 млрд. руб. при условии достаточного резерва производительности газораспределительных станций (ГРС).
В декабре 2020 года на основе предложений Правительства Тюменской области ПАО "Газпром" утверждена Программа развития газоснабжения и газификации Тюменской области на период 2021 - 2025 гг. с объемом инвестиций 6,5 млрд. руб.
Программой развития газоснабжения ПАО "Газпром" запланировано строительство новых ГРС "Ишим" и ГРС "Демьянка" и газопроводов-отводов от них, а также межпоселковых газопроводов общей протяженностью 172,15 км, техническое перевооружение ГРС "Абрамовская", ГРС "Ярковская", ГРС "Тобольск" с увеличением производительности и созданием возможности перспективного технологического присоединения к сетям газоснабжения.
Предусмотренные программой развития газоснабжения ПАО "Газпром" мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению ГРС имеют особо важное значение для дальнейшего развития региональной газотранспортной системы Тюменской области. Привлечение дополнительных внебюджетных средств позволит обеспечить реализацию масштабных мероприятий, необходимых для дальнейшей газификации зон, в которых подключение к газовым сетям ограничено пропускной способностью межпоселковых газопроводов.
В рамках стимулирования использования газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры проводятся мероприятия, направленные на повышение удельного веса общественного пассажирского транспорта, использующего природный газ в качестве моторного топлива, в общем количестве автотранспортных средств общественного пассажирского транспорта (постановление N 2428).
Реализация данных мероприятий осуществляется с учетом требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р.
Пунктом 3 данного распоряжения поручено Минпромторгу России, Минрегиону России, Минтрансу России и Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций до 1 января 2014 года разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации комплекс мер, направленных на создание условий для доведения к 2020 году в субъектах Российской Федерации уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб:
а) в городах с численностью населения более 1 000 тыс. человек - до 50% общего количества единиц техники;
б) в городах с численностью населения более 300 тыс. человек - до 30% общего количества единиц техники;
в) в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек - до 10% общего количества единиц техники.
В Тюменской области мероприятия по развитию рынка газомоторного топлива предусмотрены государственной программой Тюменской области "Развитие транспортной инфраструктуры", региональной программой Тюменской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
Из 2 451 автобуса, которые работают в настоящее время на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа, 158 (6,44%) работают на метане, из них 109 - в г. Тюмени.
Налажена система поэтапного замещения подвижного состава общественного транспорта на новый, использующий газомоторное топливо:
1) при размещении государственных и муниципальных заказов на регулярные перевозки пассажиров и багажа, в конкурсную документацию включены критерии оценки перевозчиков: "экологический класс", "средний возраст", "доля транспортных средств, потребляющих газомоторное топливо";
2) условиями контрактов, заключенных на перевозку пассажиров и багажа предусмотрено ограничение возраста автобусов от 7 до 9 лет, что стимулирует ежегодное обновление порядка 180 транспортных средств.
В сентябре 2020 года АО "ТПАТП N 1" было приобретено 60 единиц транспортных средств, использующих газомоторное топливо (метан).
Строительная и дорожно-коммунальная техника, которая использует природный газ в качестве моторного топлива, имеет большую массу по сравнению с техникой, работающей на дизельном топливе, что значительно затрудняет возможность ее использования на дорогах общего пользования. Количество предложений по данной технике на рынке товаров и услуг существенно ограничено.
Одним из ключевых аспектов повышения энергетической эффективности является реализация мероприятий по ремонту и модернизации объектов коммунального хозяйства. Объем средств, направленный в 2020 году на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду 2020 - 2021 годов, составил 3,957 млрд. руб. (в 2019 году - 3,7 млрд. руб.), в том числе из бюджета области 751,9 млн. руб.
При проведении работ на объектах инженерной инфраструктуры применяется современное осветительное, котловое, насосное оборудование, используются энергоэффективные материалы для инженерных сетей. Практически все подземные газопроводы и водопроводы строятся с применением труб из полимерных материалов. Для строительства и модернизации тепловых сетей широко используются трубы в тепловой изоляции из пенополиуретана.
К осенне-зимнему периоду подготовлены все 1 337 котельных, 1 946,9 км тепловых сетей, 5 722,3 км водопроводных сетей, 1 812,9 км канализационных сетей, 31 159,1 км электрических сетей и 13 029,1 км газопроводов. Завершены запланированные мероприятия по ремонту и замене 773,9 км коммунальных сетей, а также капитальному ремонту 35 котельных.
Благодаря реализуемым мероприятиям по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры удалось повысить качество оказываемых услуг и сократить количество инцидентов на инженерных сетях.
По результатам работы в сфере коммунального хозяйства количество отключений на коммунальных объектах по состоянию на 01.12.2020 составило 1 564 (на 8,3% (142 отключения) меньше относительно средних значений в прошлые отопительные сезоны, в том числе:
- по теплоснабжению - 1 152 отключения (меньше на 3,8% (46 отключений)),
- по водоснабжению - 198 отключений (меньше на 38% (166 отключений)),
- по канализации - 12 отключений (меньше на 42,8% (9 отключений)),
- по электроснабжению - 202 отключения (больше на 21,6% (36 отключений)).
Несмотря на превышение количества технологических нарушений на сетях электроснабжения, наблюдается снижение недоотпуска электроэнергии и средней длительности перерывов электроснабжения потребителей.
Показатели надежности электроснабжения потребителей по отдельным территориальным сетевым организациям составляют порядка 50%.
Улучшение данных показателей достигается путем:
- модернизации устройств релейной защиты и автоматики на питающих пунктах;
- выполнения производственных и инвестиционных программ.
По итогам 2019 года фактическая доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям составила 10,9%, доля потерь тепловой энергии - 13,8%, доля потерь воды - 16%, что значительно ниже аналогичных показателей 2018 года (по электроэнергии - 11,9%, по тепловой энергии - 17,8%, по воде - 19%).
Фактические значения приведенных показателей в 2020 году будут определены после опубликования официальных статистических данных во втором полугодии 2021 года.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области установлены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению уполномоченным органом исполнительной власти области или Правительством Тюменской области.
В частности, требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлены приказами уполномоченного органа исполнительной власти области от 26.03.2020 N 24/01-05-ос; от 26.03.2020 N 25/01-05-ос; от 26.03.2020 N 26/01-05-ос; от 26.03.2020 N 27/01-05-ос; от 26.03.2020 N 28/01-05-ос; от 26.03.2020 N 29/01-05-ос; от 26.03.2020 N 30/01-05-ос; от 26.03.2020 N 31/01-05-ос; от 26.03.2020 N 32/01-05-ос; от 26.03.2020 N 33/01-05-ос; от 26.03.2020 N 34/01-05-ос; от 26.03.2020 N 35/01-05-ос.
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в 2020 году было запланировано проведение двух плановых проверок. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438, установившим особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), указанные плановые проверки были отменены. Оснований для внеплановых проверок на предмет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в 2020 году не имелось. В связи с этим внеплановые и плановые проверки на предмет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не проводились, нарушения не выявлялись. Вместе с тем в 2020 году за ранее выявленные нарушения требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должностные лица 4 управляющих организаций многоквартирных домов привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 20 000 руб.
В рамках осуществления регионального государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций, в 2020 году контрольно-надзорная деятельность осуществлялась в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сформированным с применением риск-ориентированного подхода и согласованным с прокуратурой Тюменской области, с учетом введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 ограничений. В марте 2020 года проведена одна плановая проверка в отношении организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, по результатам которой нарушения не выявлены.
В соответствии с требованиями Закона Тюменской области "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Тюменской области" постановлением Правительства Тюменской области от 07.02.2011 N 22-п утвержден перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями действующего законодательства заданиями на проектирование объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта предусматривается разработка раздела "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" (постановление N 2428).
Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений включают в себя:
- разработку оптимального архитектурного решения, обеспечивающего соответствие здания требованиям энергетической эффективности. Для защиты отапливаемого контура здания в ограждающих конструкциях применяются эффективные теплоизоляционные материалы, обеспечивающие требуемую температуру и отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях конструкций внутри помещений с нормальным влажностным режимом;
- применение автоматизированного блочно-модульного индивидуального теплового пункта, который предназначен для приготовления и подачи в систему отопления теплоносителя с параметрами, которые автоматически регулируются в соответствии с температурой наружного воздуха и расписанием, заданным пользователем в меню регулятора отопления, системы теплоснабжения вентиляции, а также для подачи теплоносителя с параметрами в пределах санитарных норм в систему горячего водоснабжения;
- регулирование теплоотдачи отопительных приборов. Регулирование осуществляется при помощи автоматического термостатического элемента со встроенным датчиком для регулирования температуры в помещении;
- применение в системе вентиляции установки с рекуперацией тепла. При этом используется тепло вытяжного воздуха для нагрева холодного приточного воздуха, за счет этого достигается экономия тепловой энергии, используемой на подогрев приточного воздуха, до 80%;
- применение в качестве источников света люминесцентных и светодиодных светильников, имеющих низкое энергопотребление, долгий срок службы и низкие эксплуатационные расходы. При освещении лестничных клеток и входов применяются фото и акустические датчики, что способствует минимизации стоимости энергозатрат на освещение;
- установку приборов учета энергоресурсов, оснащение приборами учета использования горячего и холодного водоснабжения, тепловой энергии, электрической энергии.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 11 февраля 2021 г. N 2912 "Об информации Правительства Тюменской области о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.