Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Арбажского района
Кировской области
от 21.12.2020 N 383
Муниципальная программа
"Развитие агропромышленного комплекса Арбажского муниципального округа"
21 июля 2021 г.
Паспорт изменен с 27 июля 2021 г. - Постановление Администрации Арбажского муниципального района Кировской области от 21 июля 2021 г. N 413
Паспорт
муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса Арбажского муниципального округа"
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Программа определяет цели и задачи развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве. В настоящее время агропромышленный комплекс Арбажского муниципального округа насчитывает 10 организаций, из которых сельскохозяйственную деятельность осуществляют 9, 4 из которых - крестьянские (фермерские) хозяйства, 1623 личных подсобных хозяйства.
Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, в 2019 году составил 477,77 млн. руб. что составило к уровню прошлого года 97,8%.
В округе имеется 53,3 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 40,0 тыс. га пашни, из них используемых 15,7 га. В 2019 году хозяйствами района было посеяно 4195 га зерновых. Валовый сбор составил 8361 т. со средней урожайностью 19,9 ц/га.
Поголовье КРС в округе на 1 января 2020 года составило 4981 головы, снижение к уровню 2018 года на 80 голов. Поголовье коров по округу составляет 1880 голов, что на 25 голов коров меньше к уровню 2018 года.
Производство молока увеличено в 2019 году к уровню 2018 года во всех хозяйствах на 3,5% и составляет 10596 т.
Наблюдается повышение продуктивности дойного стада в сельскохозяйственных организациях. Надой молока на одну корову в 2019 году составил 6244 кг, что на 3,8% выше уровня предшествующего года. В округе действует 1 племенная организация (СПК колхоз "Рассвет"). Удельный вес племенного скота в общем поголовье составляет 42,3%.
Производство мяса по округу за 2019 год составило 816 тонн, увеличение к 2018 году на 86 тонн. Производство мяса крупного рогатого скота в настоящее время осуществляется на основе выращивания и откорма бычков молочных и мясных пород.
Для развития мясного скотоводства необходимы крупные денежные вложения, связанные с длительным сроком окупаемости средств.
Стимулирование инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса осуществляется через содействие технической и технологической модернизации сельского хозяйства, и для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения.
Основными проблемами в АПК являются:
снижение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно на молоко, мясо, и возрастающий диспаритет цен;
закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие свободных средств;
техническое и технологическое отставание сельского хозяйства от промышленного производства из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимых для осуществления модернизации производства и обновления технической базы;
высокие темпы роста цен на энергоносители (электроэнергия, горюче-смазочные материалы и т.п.), несравнимые с ростом цен на сельхозпродукцию.
В рамках содействия технической и технологической модернизации сельского хозяйства осуществляется государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей района.
Рост уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия, а также повышение устойчивости функционирования организаций АПК округа сдерживается проблемами их кадрового обеспечения, прежде всего недостатком высококвалифицированных специалистов. Низкий уровень и качество жизни сельского населения вызывают отток работников из сельской местности.
Для эффективного функционирования агропромышленного комплекса наряду с технической и технологической модернизацией сельскохозяйственного производства одной из первоочередных становится задача обеспечения сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами.
Сельское хозяйство в настоящее время отличает финансовая неустойчивость, обусловленная нестабильностью доходов, недостаточным притоком частных инвестиций, а также недостаточным уровнем привлечения кредитных ресурсов, что не позволяет обеспечивать прирост производства продукции, повышение технологического уровня производства и ее переработки.
Для достижения финансовой устойчивости АПК округа предусматривается:
снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера путем снижения финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий для возмещения части затрат на уплату страховых премий по договорам страхования;
повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей округа за счет повышения доступности кредитов.
Поголовье крупного рогатого скота сократилось в хозяйствах населения на 11 голов или на 6,3%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах по поголовью крупного рогатого скота произошло снижение на 12 голов или на 1%. Производство молока по сравнению с 2018 годом увеличилось в личных подсобных хозяйствах с 324 тонн до 388 тонн, а по крестьянским (фермерским) хозяйствам снизилось с 1526 тонн до 1479 тонн.
Развитие малых форм хозяйствования на селе сталкивается с рядом проблем. Одна из самых острых проблем, сдерживающих развитие малых форм хозяйствования на селе - их низкая доходность.
Наиболее существенным фактором, определяющим сложное положение в сельскохозяйственном производстве, является трудность реализации своей продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта, поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Отсутствие достаточных финансовых ресурсов обуславливает использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора АПК.
Решение проблем развития малых форм хозяйствования на селе должно носить комплексный подход, требующий оказания государственной поддержки.
Повышение эффективности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования будет способствовать увеличению объемов сельскохозяйственного производства, повышению занятости и благосостояния сельского населения, улучшению социального климата в сельской местности, сохранению и развитию сельских территорий.
Обязательным условием получения стабильных урожаев и качественной сельскохозяйственной продукции является сохранение и восстановление плодородия почв сельскохозяйственных угодий. В этих целях необходимо использовать при выращивании сельскохозяйственных растений научно обоснованные дозы агрохимикатов, в том числе минеральных удобрений, а также различные виды органических удобрений и осуществлять развитие мелиорации почв.
В 2019 году внесено 206,9 тонн минеральных удобрений в действующем веществе.
Удобрения были применены на 40% посевных площадей.
В связи с недостатком финансовых средств в сельскохозяйственных организациях мероприятия по защите растений от вредителей, болезней и сорняков осуществляются на 15% посевных площадей, что приводит к ухудшению фитосанитарной обстановки на полях.
Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв и развития мелиорации сельскохозяйственных земель заключается в оказании государственной поддержки проведения соответствующих мероприятий. Кроме того, в условиях роста цен на агрохимикаты все большее значение приобретает такой ресурсосберегающий способ сохранения и восстановления плодородия почв, как биологизация земледелия.
Недостаточный объем зарегистрированного в установленном порядке права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения организаций АПК и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, поселений сдерживает реализацию механизма ипотеки земель сельскохозяйственного назначения и не способствует привлечению инвестиций в АПК, в том числе на основе реализации механизма государственно-частного партнерства.
Наличие большого числа невостребованных и неиспользуемых земель сдерживает рост налоговых поступлений в бюджет.
Задача по стимулированию эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения решается путем:
содействия возникновению и сохранению прав собственности организаций АПК и членов крестьянских (фермерских) хозяйств на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
установления права собственности района на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, выделенные в счет невостребованных земельных долей, и эффективное управление ими;
содействия возникновению прав собственности поселений на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, подлежащие выделению в счет невостребованных земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались.
Решение вышеуказанной задачи позволит расширить залоговую базу для увеличения объемов кредитования АПК, что создаст условия для роста объемов сельскохозяйственного производства, увеличения налоговых поступлений в бюджет района.
Концентрация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственности района расширяет возможности реализации механизма государственно-частного партнерства, использования новых инвестиций для развития сельского хозяйства. Внесение некоторых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые поступят в собственность района, поселений, в уставные капиталы создаваемых холдинговых компаний с последующей продажей пакетов акций частным инвесторам позволит увеличить поступления от приватизации в бюджет района. Многие земельные участки, которые поступят в собственность округа, могут быть переданы в долгосрочную аренду или проданы эффективно функционирующим организациям АПК и крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Проведя концентрацию земельных участков в муниципальной собственности, органы местного самоуправления получат возможность ими распорядиться. В результате распоряжения участками они будут иметь доход в местный бюджет в виде ежегодных поступлений земельного налога и разовых поступлений от оставшейся части покупной цены земельных участков либо ежегодных поступлений арендной платы.
2. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Муниципальная программа базируется на положениях Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 23.12.2019 N 690-П, а также учитывает положения:
федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99;
Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительством Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 (ред. от 06.12.2009 N 33/432);
стратегии социально-экономического развития муниципального образования Арбажского муниципального округа Кировской области, утвержденной решением Арбажской районной Думы от 21.12.2020 N 6/84.
Переход на инновационный путь развития предусматривает реализацию системы мер, направленных на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также повышение устойчивости функционирования организаций АПК и социального развития сельских территорий.
Основными приоритетами развития АПК являются:
в растениеводстве - поддержание почвенного плодородия (сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения), агрохимические и мелиоративные мероприятия, применение минеральных и органических удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей, биологизация земледелия, освоение новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, расширение посевных площадей под высокоурожайными сортами и гибридами;
в животноводстве - наращивание объемов производства мяса, молока планируется обеспечить за счет улучшения генетического потенциала животных, государственной поддержки племенных организаций, создания благоприятных условий инвестиционной политики, внедрения энергосберегающих технологий;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий, сохранение трудовых ресурсов;
в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие увеличения инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК.
Целями муниципальной программы являются:
укрепление экономики аграрного сектора;
создание условий для эффективного и инновационного развития.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
активизация инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;
развитие малых форм хозяйствования;
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв;
повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.
Количественные значения целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы определяются на основе следующих данных:
индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий района, по данным Кировстата в рамках предварительного расчета "Об объеме и индексе производства сельскохозяйственной продукции";
удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, данные формы федерального государственного статистического наблюдения N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в сельском хозяйстве района (по сельскохозяйственным организациям), по данным Кировстата;
среднего надоя молока в расчете на одну корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях района, данные формы федерального государственного статистического наблюдения N 24-СХ "Сведения о состоянии животноводства";
средней урожайности зерновых культур в сельскохозяйственных организациях района, по данным Кировстата;
количества организаций по племенному животноводству, зарегистрированных на территории района
количества крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
количества построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм"
доли площади земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в счет невостребованных земельных долей и (или) долей, от права собственности на которые граждане отказались, поступивших в собственность поселений района, в общей площади земельных участков, приватизированных в долевую собственность граждан, рассчитывается по формуле:
, где:
Д - доля площади земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в счет невостребованных земельных долей и (или) долей, от права собственности на которые граждане отказались, поступивших в собственность поселений района, в общей площади земельных участков, приватизированных в долевую собственность граждан;
S п - площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в счет невостребованных земельных долей и (или) долей, от права собственности на которые граждане отказались, поступивших в собственность поселений района, данные формы федерального государственного статистического наблюдения N 22-1 "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности";
S д - общая площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, приватизированных в общую долевую собственность граждан Арбажского района в период земельной реформы начала 1990-х годов.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы и их значение приведены в приложении N 1.
К концу 2025 года планируется обеспечить следующие результаты:
увеличение индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий района (в сопоставимых ценах) по отношению к 2019 году на 3%;
обеспечение удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций района в их общем числе до 100%;
увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве района до 39000 рублей, или на 50,0% к уровню 2019 года;
повышение среднего надоя молока в расчете на одну корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях района до 7180 кг, или на 15% к уровню 2019 года;
увеличение количества организаций по племенному животноводству, зарегистрированных на территории Арбажского муниципального образования, до 3 или на 2 единицы больше, чем в 2019 году;
обеспечение средней урожайности зерновых культур в сельскохозяйственных организациях района не менее 19,0 центнеров с гектара;
обеспечение количества крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, не менее 1 единицы;
обеспечение количества построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм не менее 1 единицы;
увеличение доли площади земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в счет невостребованных земельных долей и (или) долей, от права собственности на которые граждане отказались, поступивших в собственность граждан, до 20%;
Срок реализации муниципальной программы рассчитан на 5 лет с 2021 - 2025 годы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
На решение задачи "Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции" направлена реализация отдельных мероприятий:
"Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства";
"Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса;
"Повышение продуктивного потенциала земель сельскохозяйственного назначения".
3.1.1. В рамках реализации отдельного мероприятия "Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства" планируется предоставление из областного бюджета субсидий на реализацию мероприятий, направленных:
на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв и развитие семеноводства сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), зарегистрированным на территории Кировской области, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям малого предприятия в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
на поддержку собственного производства молока сельскохозяйственным товаропроизводителям;
на поддержку племенного животноводства (на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных, на племенных животных-производителей) сельскохозяйственным товаропроизводителям;
на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных (кроме приобретенного по импорту) сельскохозяйственным товаропроизводителям;
на поддержку элитного семеноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям;
на возмещение части затрат на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и (или) животноводства, и (или) товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Порядки и условия предоставления субсидий утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке.
3.1.2. В рамках реализации отдельного мероприятия "Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса" планируется предоставление из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат, возникающих при производстве и (или)реализации продукции собственного производства:
на повышение продуктивности в молочном скотоводстве сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Порядки и условия предоставления субсидий утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке.
3.1.3. В рамках реализации отдельного мероприятия "Повышение продуктивного потенциала земель сельскохозяйственного назначения" планируется предоставление из областного бюджета субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, зарегистрированным на территории Кировской области, соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", части фактически осуществленных ими расходов:
на проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот;
на проведение работ по известкованию кислых почв на пашне.
Порядок и условия предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.2. На решение задачи "Создание условий для совершенствования материально-технической и технологической базы сельскохозяйственного производства и привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс" направлена реализация отдельного мероприятия "Стимулирование технической и технологической модернизации, инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе".
В рамках реализации отдельного мероприятия планируются:
предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования для первичной переработки сельскохозяйственной продукции и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным в установленном порядке на территории Кировской области, соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Порядок предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям утверждается Правительством Кировской области;
предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве сельскохозяйственным товаропроизводителям. Порядок и условия предоставления субсидии утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке;
предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую переработку сельскохозяйственной продукции. Субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), в том числе в рамках переданных полномочий, предоставляется за счет субвенции, направляемой из областного бюджета местным бюджетам. Порядок и условия предоставления субсидии утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке.
3.3. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса" планируются:
стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения путем содействия возникновению прав собственности муниципального округа на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, подлежащие выделению в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались. Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на выделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались, приведены в приложении.
предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями в связи с причиненным ущербом в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. Субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Порядок и условия предоставления субсидии утверждаются постановлениями Правительства Кировской области в установленном порядке.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы, направленных на достижение целей и конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых правовых актов Арбажского муниципального округа, приведены в приложении N 2.
Раздел 5 изменен с 27 июля 2021 г. - Постановление Администрации Арбажского муниципального района Кировской области от 21 июля 2021 г. N 413
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы в 2021 - 2025 годах составит 4456,2 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 16,4 тыс. рублей; средства областного бюджета - 4439,8 тыс. рублей; внебюджетные средства - 0 тыс. рублей; средства местного бюджета - 0 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета для реализации программы будут выделяться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на условиях софинансирования, средства областного бюджета - устанавливаются законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства сельскохозяйственных товаропроизводителей округа.
Объемы финансирования мероприятий программы подлежат ежегодному уточнению с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на эти цели. Расходы на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального округа приведены в приложении N 4.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы
Реализация целей и задач программы по выполнению прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2021 - 2025 годы могут помешать негативные природные факторы и имеющиеся в агропромышленном секторе социально-экономические проблемы:
К основным рискам относятся следующие виды рисков:
экономические риски оцениваются как высокие и связаны с повышением уровня инфляции, снижения темпов экономического роста и доходов населения, ростом цен на энергоресурсы и материально - технические средства. В результате негативных экономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, что отразится на финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;
природные риски, связанные с тем, что муниципальное образование находится в зоне рискованного земледелия, могут быть оценены как высокие. Изменения погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, что может привести к существенным потерям объемов производства, снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и недостижению прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природных условий снижает ее инвестиционную привлекательность;
социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создают серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития агропромышленного сектора.
Деятельность сектора по сельскому хозяйству будет направлена на своевременное выявление и предотвращение или снижение рисков на основе следующих мер, приведенных в таблице N 1.
Таблица N 1
Меры управления рисками, влияющими на реализацию муниципальной программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Экономические риски |
высокий |
осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере агропромышленного комплекса с учетом возможного ухудшения экономической ситуации; предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, способствующей повышению их доходности |
Природные риски |
высокий |
осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере агропромышленного комплекса с учетом возможного колебания погодных условий; обеспечение перехода к новым технологиям, своевременной технической модернизации, проведения мелиорации почв; использование страховых механизмов в производстве сельскохозяйственной продукции |
7. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы в целом как результативности программы, исходя из оценки соответствия текущих значений показателей их целевым значениям, так и объема ресурсов, направленных на реализацию программы.
Методика включает проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям:
степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач) программы (оценка результативности);
степень соответствия запланированному уровню затрат на реализацию мероприятий программы;
оценка эффективности реализации программы.
Степень достижения запланированных результатов программы осуществляется путем расчета результативности реализации программы в целом по формуле:
, где:
P - результативность реализации муниципальной программы, процентов;
P i - степень достижения i-го показателя эффективности реализации муниципальной программы, процентов;
n - количество показателей эффективности реализации муниципальной программы.
Расчет степени достижения i-го показателя эффективности реализации муниципальной программы проводится по формуле:
, где:
Р i - степень достижения i-го показателя эффективности реализации муниципальной программы, процентов;
Ф i - фактическое значение показателя эффективности реализации муниципальной программы (в соответствующей единице измерения);
П i - установленное муниципальной программой значение показателя эффективности реализации Муниципальной программы (в соответствующей единице измерения).
В случае если значения показателей эффективности являются относительными (выражаются в процентах), то при расчете эти показатели отражаются в долях единицы.
Расчет степени соответствия запланированному уровню затрат на реализацию мероприятий муниципальной программы производится по следующей формуле:
, где:
УФ - уровень финансирования муниципальной программы, процентов;
З ф - фактический объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы в отчетном периоде, тыс. рублей;
З п - плановый объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования на реализацию мероприятий муниципальной программы на отчетный период, установленный муниципальной программой, тыс. рублей.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы производится по формуле:
, где:
Э - эффективность реализации муниципальной программы, процентов;
Р - результативность реализации муниципальной программы, процентов;
УФ - уровень финансирования муниципальной программы, процентов.
В целях оценки эффективности реализации муниципальной программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя Э равно или более 80,0 процента, то эффективность реализации муниципальной программы оценивается как высокая;
если значение показателя Э менее 80,0 процента, но равно или более 50 процентов, то такая эффективность реализации муниципальной программы оценивается как средняя;
если значение показателя Э менее 50,0 процента, то такая эффективность реализации муниципальной программы оценивается как низкая.
Ежегодно, в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, ответственный исполнитель муниципальной программы, делает отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.