Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
администрации города
от 12 февраля 2021 г. N 463
Примерная программа
курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - Примерная программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) и разработана на основе примерной программы курсового обучения, утвержденной МЧС России. В ней изложены тематика, содержание тем и требования к уровню знаний и умений руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, прошедших обучение, формы и методы проведения занятий.
1.2. Примерная программа предназначена для руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области ГО и защиты от ЧС, в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения соответствующих категорий обучаемых.
1.3. Цель курсового обучения руководителей и работников ГО, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области ГО и защиты от ЧС (далее - курсовое обучение) - совершенствование компетенций и повышение профессионального уровня, необходимых для организации выполнения мероприятий ГО, в том числе по подготовке различных групп населения по вопросам защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
1.4. Основными задачами курсового обучения являются:
1.4.1. Изучение требований нормативных правовых актов применительно к исполняемым должностным обязанностям (трудовым функциям).
1.4.2. Формирование у обучающихся знаний и навыков по организации защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
1.4.3. Выработка навыков формирования среды обучения в области ГО и защиты от ЧС, использования профессиональных знаний и умений в реализации задач подготовки различных групп населения.
1.4.4. Осознание обучающимися важности своей деятельности и необходимости поддержания уровня личной подготовки, обеспечивающего эффективное выполнение должностных обязанностей.
1.4.5. Формирование личной и профессиональной культуры безопасности.
1.5. Курсовое обучение организуется в соответствии с требованиями
Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативных правовых актов Хабаровского края и города Хабаровска не реже одного раза в 5 лет.
1.6. В целях эффективной организации образовательного процесса лица, проходящие обучение по данной Примерной программе, сведены в следующие группы обучаемых:
1.6.1. Руководители:
1.6.1.1. Должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО.
1.6.1.2. Руководители организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время.
1.6.2. Руководители формирований и служб, назначенные федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (далее - руководители формирований и служб):
1.6.2.1. Руководители (их заместители) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО).
1.6.2.2. Руководители (их заместители) нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ).
1.6.2.3. Руководители (их заместители) спасательных служб.
1.6.3. Работники гражданской обороны - работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенных в состав:
1.6.3.1. Структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО (далее - уполномоченные по ГО).
1.6.3.2. Эвакоорганов (далее - члены эвакоорганов).
1.6.3.3. Комиссий по повышению устойчивости функционирования (далее - члены комиссий ПУФ).
1.6.4. Должностные лица, осуществляющие подготовку в области ГО и защиты от ЧС:
1.6.4.1. Руководители курсов гражданской обороны (далее - курсов ГО).
1.6.4.2. Инструкторы гражданской обороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС, курсов гражданской обороны и консультанты учебно-консультационных пунктов, в которых осуществляется оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны (далее - инструкторы ГО).
1.7. В целях повышения эффективности курсового обучения в Примерную программу заложен принцип модульно-компетентностного подхода. Модули разработаны с учетом базовой подготовки соответствующих категорий обучаемых и необходимости получения ими уровня знаний, умений и навыков, требующихся для выполнения должностных обязанностей (трудовых функций). Для лиц, исполняющих должностные обязанности менее одного года, целесообразно организовать изучение всех тем первого модуля во время самостоятельной подготовки и путем получения консультаций у преподавателей, а для остальных обучаемых - в зависимости от уровня исходной подготовки в области ГО и защиты от ЧС.
1.8. Курсовое обучение по Примерной программе может осуществляться по очной и очно-заочной формам с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также с применением сетевой формы. Форму обучения определяет руководитель образовательной организации в зависимости от категории обучаемых, подготовленности преподавателей и имеющейся учебной материальной базы.
1.9. Для повышения эффективности курсового обучения возможно проведение входного тестирования обучаемых. Входное тестирование проводится в целях определения исходного уровня подготовки обучаемых в области ГО и защиты от ЧС. На основании результатов тестирования вырабатываются рекомендации обучаемым по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.
1.10. Учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям (трудовым функциям) категории обучаемых с учетом уровня их подготовки. Рекомендуемое количество обучаемых в группе - 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий допускается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек.
1.11. Курсовое обучение по Примерной программе предусматривает следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия.
1.12. Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 академических часов продолжительностью по 45 минут. В дни учебных занятий предусматривается до 3 часов на самостоятельную подготовку слушателей (далее - самоподготовка). Часы самоподготовки используются для изучения тем занятий, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
1.13. Оценка качества освоения Примерной программы осуществляется проведением текущего контроля с использованием метода фронтального опроса или индивидуального тестирования, а также итоговой аттестации в форме тестирования или принятия зачета.
1.14. Форма проведения зачета и его содержание разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и утверждаются ее руководителем. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.15. В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучающихся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по программам курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, возможно проводить обучение методом выездных занятий.
1.16. Руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности во время занятий.
2. Результаты курсового обучения
2.1. В результате повышения квалификации руководители должны:
2.1.1. Знать:
2.1.1.1. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.1.1.2. Приоритетные направления государственной политики в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, основные мероприятия по их реализации.
2.1.1.3. Основы организации ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
2.1.1.4. Состав, задачи и порядок применения органов управления, сил ГО и РСЧС (г. Хабаровска, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности.
2.1.1.5. Структуру, порядок разработки и корректировки планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС.
2.1.1.6. Принципы построения и функционирования систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
2.1.1.7. Объемы и порядок создания в целях выполнения мероприятий ГО и для ликвидации ЧС запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских и финансовых средств, а также их пополнения.
2.1.1.8. Порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС.
2.1.1.9. Организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
2.1.1.10. Алгоритм действий при введении в действие Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения) и Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.1.1.11. Принципы построения, состав, задачи, функции, режимы функционирования органов управления ГО и РСЧС.
2.1.1.12. Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
2.1.1.13. Организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
2.1.1.14. Организацию, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС.
2.1.2. Уметь:
2.1.2.1. Анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС подчиненным.
2.1.2.2. Организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении мероприятий в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
2.1.2.3. Организовывать разработку Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а также Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.1.3. Быть ознакомлены с:
2.1.3.1. Организацией финансирования и обеспечения мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.1.3.2. Организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
2.1.3.3. Целями и задачами государственных целевых программ, направленных на решение задач ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
2.2. В результате курсового обучения руководители формирований и служб, а также уполномоченные по ГО должны:
2.2.1. Знать:
2.2.1.1. Требования нормативных правовых актов по организации и выполнению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2.1.2. Структуру, задачи ГО и подсистемы РСЧС соответствующего уровня, а также возможности имеющихся сил и средств ГО и РСЧС.
2.2.1.3. Порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС.
2.2.1.4. Структуру и содержание Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а также Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2.1.5. Возможности и порядок функционирования систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информирование органов управления, сил ГО и РСЧС, а также населения.
2.2.1.6. Номенклатуру, объемы и порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также их наличие и состояние.
2.2.1.7. Порядок создания и поддержания в состоянии готовности НФГО, НАСФ и спасательных служб.
2.2.1.8. Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
2.2.1.9. Основные методы и способы повышения устойчивости функционирования организаций.
2.2.2. Уметь:
2.2.2.1. Разрабатывать проекты планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС.
2.2.2.2. Анализировать и оценивать обстановку в интересах защиты населения от опасностей военных конфликтов и ЧС.
2.2.2.3. Организовывать выполнение мероприятий в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
2.2.2.4. Организовывать поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения и информирования.
2.2.2.5. Организовывать проведение АСДНР и выполнение задач имеющимися силами ГО и РСЧС.
2.2.2.6. Организовывать проведение занятий по подготовке работников в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.3. Быть ознакомлены с:
2.2.3.1. Принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС).
2.2.3.2. Организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами, привлекаемыми для решения задач ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
2.2.3.3. Передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования организаций.
2.3. В результате курсового обучения члены эвакоорганов должны:
2.3.1. Знать:
2.3.1.1. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.3.1.2. Опасности мирного и военного времени и их поражающие факторы.
2.3.1.3. Порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС.
2.3.1.4. Порядок, организацию и особенности проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
2.3.1.5. Порядок применения, организацию хранения и поддержания в готовности к выдаче средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты.
2.3.1.6. Порядок организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС).
2.3.1.7. Порядок поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО).
2.3.1.8. Порядок обеспечения выполнения эвакуационных мероприятий, в том числе привлечения сил и средств при ЧС, чрезвычайном и военном положениях.
2.3.2. Уметь:
2.3.2.1. Анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам эвакуации.
2.3.2.2. Разрабатывать планирующие и сопровождающие документы в области организации и проведения эвакуации.
2.3.2.3. Разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий.
2.3.2.4. Использовать средства индивидуальной защиты.
2.3.2.5. Вести учет имущества, находящегося в распоряжении ЗС ГО.
2.3.3. Быть ознакомлены с:
2.3.3.1. Принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой ДДС.
2.3.3.2. Организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами, привлекаемыми для решения задач ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
2.4. В результате курсового обучения члены комиссий ПУФ должны:
2.4.1. Знать:
2.4.1.1. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.4.1.2. Опасности мирного и военного времени и их поражающие факторы.
2.4.1.3. Порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО и режимам функционирования РСЧС.
2.4.1.4. Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени.
2.4.1.5. Методы и способы повышения устойчивости функционирования организации.
2.4.1.6. Порядок проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки.
2.4.1.7. Методики оценки устойчивости функционирования организации при угрозах и опасностях мирного и военного времени.
2.4.2. Уметь:
2.4.2.1. Анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам повышения устойчивости функционирования организации.
2.4.2.2. Разрабатывать планирующие документы в области повышения устойчивости функционирования организации.
2.4.2.3. Обеспечивать выполнение мероприятий по устойчивому функционированию организации в военное время и при ЧС.
2.4.2.4. Осуществлять прогнозирование по вопросам устойчивости функционирования организации.
2.4.3. Быть ознакомлены с:
2.4.3.1. Порядком эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
2.4.3.2. Принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой ДДС.
2.4.3.3. Передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования организации.
2.5. В результате курсового обучения руководители курсов ГО должны:
2.5.1. Знать:
2.5.1.1. Требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих создание и деятельность организаций, имеющих право осуществлять курсовое обучения в области ГО и защиты от ЧС.
2.5.1.2. Требования нормативных правовых актов по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также выполнению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.5.1.3. Структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание документов планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.5.1.4. Порядок организации учебно-методической работы.
2.5.1.5. Актуальные проблемы и тенденции развития ГО и РСЧС, а также способы и средства защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
2.5.1.6. Основы финансово-хозяйственной деятельности курсов ГО.
2.5.1.7. Основы трудового законодательства, правил охраны труда и пожарной безопасности.
2.5.1.8. Требования и содержание программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
2.5.1.9. Порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО и режимам функционирования РСЧС.
2.5.1.10. Организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
2.5.1.11. Организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности.
2.5.2. Уметь:
2.5.2.1. Планировать деятельность курсов ГО и осуществлять контроль за выполнением планов.
2.5.2.2. Использовать формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся.
2.5.2.3. Определять задачи и содержание тренировок в области ГО и защиты от ЧС в муниципальных образованиях и организациях, а также оказывать методическую помощь в разработке документов на их проведение.
2.5.3. Быть ознакомлены с:
2.5.3.1. Реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них и защиту населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
2.5.3.2. Результатами передового опыта по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.
2.6. В результате курсового обучения инструкторы ГО должны:
2.6.1. Знать:
2.6.1.1. Требования нормативных правовых актов по организации курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
2.6.1.2. Требования примерных программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
2.6.1.3. Современные методики и образовательные технологии обучения.
2.6.1.4. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.6.1.5. Структуру ГО и РСЧС.
2.6.1.6. Порядок планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.6.1.7. Организацию подготовки и проведения учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
2.6.1.8. Правила эксплуатации технических средств обучения.
2.6.1.9. Виды, характеристики, причины возникновения ЧС, возможные последствия.
2.6.1.10. Способы защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
2.6.1.11. Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и осуществление курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
2.6.1.12. Организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности населения.
2.6.2. Уметь:
2.6.2.1. Применять положения нормативных правовых актов в сфере подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
2.6.2.2. Организовывать и проводить занятия по программам курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
2.6.2.3. Анализировать программы курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, оценивать и выбирать учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы.
2.6.2.4. Анализировать проведение учебных занятий, готовить предложения по внесению изменений в программы курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
2.6.2.5. Вести планирующие и отчетные документы в области ГО и защиты от ЧС.
2.6.2.6. Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств и работать с этими средствами.
2.6.2.7. Применять технические средства обучения при проведении занятий по соответствующим формам подготовки в области ГО и защиты от ЧС.
2.6.3. Быть ознакомлены с:
2.6.3.1. Основами организации ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
2.6.3.2. Принципами построения и функционирования систем оповещения об опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
2.6.3.3. Способами защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
2.6.3.4. Порядком действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС.
2.6.3.5. Порядком эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
3. Учебно-тематический план
N |
Наименование модулей и тем занятий |
Группы обучаемых, формы занятий и количество часов |
|||||||
Руководители |
Руководители формирований и служб |
Работники гражданской обороны |
Руководители курсов ГО |
Инструкторы ГО |
|||||
Органов местного самоуправления |
Организаций |
Уполномоченные по ГО |
Члены эвакоорганов |
Члены комиссий по ПУФ |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Основы обеспечения защиты населения и территорий от ЧС и ведения ГО |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
1.1 |
Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1.2 |
Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1.3 |
Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
- |
1 (л) |
- |
|
1 (л) |
1 (л) |
1.4 |
Полномочия Правительства Хабаровского края, администрации города Хабаровска, обязанности организаций и граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
|
1 (л) |
|
|
1 (л) |
1 (л) |
1.5 |
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1.6 |
Действия должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил, а также при получении сигналов о начале выполнения мероприятий ГО |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2. |
Планирование мероприятий по ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
6 |
6 |
6 |
17 |
5 |
5 |
5 |
3 |
2.1 |
Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация и выполнение мероприятий по ГО и защиты от ЧС |
2 (л) |
2 (л) |
2 (л) |
2 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2.2 |
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления ГО и РСЧС |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
|
2.3 |
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) 4 (пз) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (из) |
1 (л) |
2.4 |
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) 4 (пз) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (из) |
1 (л) |
2.5 |
Деятельность органов управления ГО и РСЧС по организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
|
3. |
Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования организаций |
5 |
5 |
4 |
10 |
4 |
13 |
2 |
3 |
3.1 |
Чрезвычайные ситуации, характерные для г. Хабаровска, их возможные последствия и поражающие факторы. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории г. Хабаровска, и опасности при нарушении их функционирования |
2 (л) |
2 (л) |
1 (л) |
1 (л) 2 (с) |
2 (л) |
2 (л) |
|
1 (л) |
3.2 |
Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) 1 (с) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
3.3 |
Общие понятия об устойчивости функционирования организаций. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования организаций при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) 1 (с) |
1 (л) |
1 (л) |
3.4 |
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций |
|
|
|
1 (л) |
|
2 (л) 5 (с) |
|
|
3.5 |
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) |
|
|
|
|
4. |
Способы и методы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения |
7 |
7 |
6 |
12 |
14 |
6 |
4 |
5 |
4.1 |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, вследствие этих конфликтов, а также при ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) 1 (с) |
1 (л) |
|
|
1 (л) |
4.2 |
Порядок организации реагирования при получении прогноза возникновения ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
- |
- |
4.3 |
Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций |
2 (л) |
2 (л) |
1 (л) |
2 (л) 1 (пз) |
2 (л) |
2 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
4.4 |
Организация инженерной защиты населения и работников организаций |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) |
2 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
4.5 |
Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
4.6 |
Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации |
|
|
1 (л) |
1 (л) |
3 (л) 4 (пз) |
1 (л) |
|
|
4.7 |
Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
|
2 (л) |
|
|
1 (л) |
1 (л) |
5. |
Организация выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций |
4 |
4 |
17 |
9 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5.1 |
Организация работы КЧС и ПБ |
1 (л) 1 (пз) |
1 (л) 1 (пз) |
|
2 (л) 1 (пз) |
|
|
|
|
5.2 |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
5.3 |
Состав, порядок создания спасательных служб и нештатных формирований, поддержание их в постоянной готовности, применение при проведении АСДНР |
1 (л) |
1 (л) |
3 (л) 3 (пз) |
2 (л) |
1 (л) |
|
1 (л) |
1 (л) |
5.4 |
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР |
|
|
2 (л) 2 (с) |
2 (л) |
|
|
|
|
5.5 |
Действия руководителей НАСФ, НФГО и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач по предназначению |
|
|
2 (л) 3 (пз) |
|
|
|
|
|
6. |
Организация деятельности органов повседневного управления |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
1 |
6.1 |
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) |
2 (л) |
2 (л) |
2 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
6.2 |
Информационные системы, используемые в деятельности органов повседневного управления РСЧС, их возможности и перспективы развития |
1 (л) |
1 (л) |
|
1 (л) |
|
|
|
|
6.3 |
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Правила приема и отработки вызова (сообщения о происшествии) операторами единых дежурно-диспетчерских служб |
|
|
|
1 (л) |
|
|
|
|
6.4 |
Предназначение, состав, структура, оснащение техническими средствами управления, задачи и организация работы ЕДДС с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" |
|
|
|
1 (л) |
|
|
|
|
7. |
Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
4 |
4 |
7 |
11 |
3 |
3 |
14 |
14 |
7.1 |
Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) 1 (с) |
|
|
1 (л) 1 (с) |
1 (л) 1 (с) |
7.2 |
Организация подготовки работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб, НАСФ и НФГО |
|
1 (л) |
2 (л) 1 (с) |
1 (л) 2 (с) |
1 (л) |
1 (л) |
1 (л) 1 (с) |
1 (л) 1 (с) |
7.3 |
Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
2 (л) |
2 (л) 1 (с) |
1 (л) 1 (с) |
1 (л) 1 (с) |
1 (л) 1 (с) |
1 (л) 1 (с) |
7.4 |
Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС |
1 (л) |
1 (л) |
|
1 (л) |
|
|
1 (л) 1 (с) |
1 (л) 1 (с) |
7.5 |
Требования основных нормативных правовых документов, регламентирующих создание и деятельность курсов ГО |
1 (л) |
|
|
|
|
|
1 (л) |
1 (л) |
7.6 |
Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС, а также по участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности |
- |
- |
- |
1 (л) |
|
- |
1 (л) 1 (с) |
1 (л) 1 (с) |
7.7 |
Организация безопасной образовательной среды и охрана труда на курсах ГО, УКП |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 (л) |
1 (л) |
7.8 |
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС |
|
|
|
|
|
|
1 (л) |
1 (л) |
7.9 |
Принципы, методы, процедуры и инструменты оценки результатов освоения программ обучения в области ГО и защиты от ЧС |
|
|
1 (л) |
1 (л) |
|
|
1 (л) |
1 (л) |
|
Зачет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Всего часов занятий под руководством преподавателя |
36 |
36 |
48 |
72 |
36 |
36 |
36 |
36 |
--------------------------------------
Примечание: (л) - лекция;
(с) - семинар;
(пз) - практическое занятие.
4. Содержание тем занятий
4.1. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС
Тема 1. Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Опасности военного характера и присущие им особенности. Классификация ЧС и основные опасности.
Средства поражения, воздействие их поражающих факторов на людей. Действия работников организаций при возникновении опасностей военного характера.
Мероприятия защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Тема 2. Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Принципы организации приведения в готовность, ведения ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Способы защиты, их содержание и организация выполнения: инженерная защита; эвакуация; использование средств индивидуальной защиты; проведение АСДНР.
Тема 3. Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Структура ГО. Органы управления и силы ГО.
Структура РСЧС. Органы управления и силы РСЧС.
Тема 4. Полномочия Правительства Хабаровского края, администрации города Хабаровска, обязанности организаций и граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Полномочия, функции и обязанности Правительства Хабаровского края, администрации города Хабаровска, организаций и граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Тема 5. Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним.
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС. Порядок их введения.
Установление уровней реагирования.
Мероприятия, проводимые при различных режимах функционирования РСЧС, их сущность и организация выполнения.
Тема 6. Действия должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил, а также при получении сигналов о начале выполнения мероприятий ГО.
Порядок действий должностных лиц и органов управления, а также основные мероприятия, проводимые ими в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или ЧС.
Обязанности должностных лиц и органов управления по приведению в готовность и ведению ГО.
Основные мероприятия и действия должностных лиц и органов управления по приведению в готовность и ведению ГО.
4.2. Планирование мероприятий по ГО и защиты населения и территорий от ЧС
Тема 1. Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация и выполнение мероприятий по ГО и защиты от ЧС.
Нормативные правовые акты в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, их основное содержание и направления деятельности по их реализации.
Тема 2. Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления ГО и РСЧС.
Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок работы органов управления ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС.
Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС, их содержание и предъявляемые к ним требования.
Практическое рассмотрение и обсуждение варианта Плана основных мероприятий на год.
Тема 3. Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения).
Требования, предъявляемые к разработке Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), исходные данные для планирования мероприятий по ГО, этапы разработки указанных планов, порядок их утверждения.
Перечень документов, прилагаемых к Плану приведения в готовность ГО, Плану ГО (Плану ГО и защиты населения), их корректировка, хранение и порядок работы с ними.
Практическое рассмотрение и обсуждение одного из вариантов Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения) с разработкой отдельных элементов (на примере одной из существующих организаций).
Тема 4. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Структура и содержание Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Порядок разработки, согласования и утверждения Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Практическое рассмотрение и обсуждение одного из вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС с разработкой отдельных элементов (на примере одной из существующих организаций).
Тема 5. Деятельность органов управления ГО и РСЧС по организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС).
Виды, номенклатура, объем запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Порядок их создания и использования.
Задачи органов управления ГО и РСЧС по организации создания и осуществлению контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств.
Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС, их состав и задачи.
4.3. Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования организаций.
Тема 1. Чрезвычайные ситуации, характерные для г. Хабаровска, их возможные последствия и поражающие факторы. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории г. Хабаровска, и опасности при нарушении их функционирования.
Понятие о ЧС. Классификация ЧС по виду и масштабу.
ЧС природного характера, характерные для г. Хабаровска, их возможные последствия и основные поражающие факторы. Порядок действий работников организаций при угрозе и возникновении ЧС природного характера.
ЧС техногенного характера, характерные для г. Хабаровска, их возможные последствия и основные поражающие факторы. Порядок действий работников организаций при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера.
Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории г. Хабаровска, и характер их опасных производств. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф на них.
Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных объектов. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов.
Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования.
Тема 2. Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению.
Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения о пожаре. План (схема) эвакуации в случае пожара. Порядок учета пожаров и их последствий.
Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.
Первичные средства пожаротушения, их расположение и применение.
Задачи и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.
Тема 3. Общие понятия об устойчивости функционирования организаций. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования организаций при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций.
Понятие устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость организаций в условиях военного времени, а также при ЧС.
Основные направления деятельности органов власти и администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций.
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организаций, порядок их выполнения.
Подготовка организации к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
Тема 4. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций.
Исходные данные для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования организации. Методика оценки устойчивости организации к воздействию поражающих факторов при военных конфликтах и ЧС.
Порядок создания, состав, задачи, обязанности и порядок действий председателя и членов комиссии по ПУФ. Планирование работы комиссии по ПУФ. Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Оценка химической обстановки при аварии (разрушении) на химически опасных объектах и транспорте.
Тема 5. Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Планирование финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС и ликвидации их последствий.
Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий ГО и защиты от ЧС.
Перечень, порядок разработки и представления документов, подтверждающих факт ЧС и размер затрат на ликвидацию ее последствий.
Ведение учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств на мероприятия ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
4.4. Способы и методы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения
Тема 1. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения, материальных, культурных ценностей и территорий.
Силы и средства для ведения разведки в очагах поражения и районах ЧС, их задачи.
Оценка радиационной, химической, инженерной и медицинской обстановки в очагах поражения и районах ЧС.
Действия органов управления ГО и РСЧС по организации выполнения задач разведки в очагах поражения и районах ЧС, а также при оценке обстановки при аварии на химически опасном объекте.
Тема 2. Порядок организации реагирования при получении прогноза возникновения ЧС.
Порядок приема информации о прогнозе возникновения ЧС.
Порядок доведения информации о получении прогноза возникновения ЧС до взаимодействующих и вышестоящих органов управления РСЧС.
Порядок организации выполнения превентивных мероприятий.
Тема 3. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций.
Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии.
Оценка радиационной опасности и принятие мер по обеспечению личной безопасности. Профилактика радиационных поражений. Радиопротекторы. Оказание первой помощи пострадавшим при радиационной аварии. Транспортировка пострадавших. Проведение санитарной обработки по окончании оказания помощи.
Виды аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии. Оказание первой помощи при поражении АХОВ.
Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС биологического характера.
Особенности организации дезинфекционных мероприятий в период осложнения эпидемиологической ситуации в городе Хабаровске. Карантин и обсервация. Правила поведения граждан в условиях эпидемии (пандемии). Средства индивидуальной медицинской защиты при эпидемии (пандемии).
Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче.
Классификация приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля. Принцип действия и основные характеристики приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля, состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС, подготовка их к работе, проверка работоспособности. Практическая работа с приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля.
Приборы химической разведки, их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов химической разведки к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ. Практическая работа с приборами химической разведки.
Тема 4. Организация инженерной защиты населения и работников организаций.
Нормативная правовая база в области инженерной защиты. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС.
Классификация защитных сооружений ГО (ЗСГО), их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Укрытия. Порядок приведения ЗСГО в готовность к приему укрываемых.
Порядок укрытия населения и работников организации в ЗСГО. Содержание и использование ЗСГО в мирное время.
Тема 5. Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения.
Понятие эвакуации. Общий порядок, особенности организации и проведения эвакуации населения в военное время, при ЧС природного и техногенного характера.
Основные направления деятельности органов власти и организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению эффективности проведения эвакуации.
Тема 6. Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации.
Организация эвакуации населения. Способы эвакуации и порядок ее проведения. Планирование эвакомероприятий. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС.
Порядок создания, состав, задачи, обязанности и порядок действий эвакуационных органов при планировании, подготовке и проведении эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в условиях ЧС и военных конфликтов. Планирование работы эвакуационных органов. Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов.
Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.
Способы подготовки и упаковки материальных ценностей для эвакуации. Необходимые сопровождающие документы. Способы и особенности погрузки, укладки, крепления, перевозки и выгрузки культурных ценностей. Порядок осуществления охраны перевозки. Особенности перевозки материальных и культурных ценностей в условиях зараженной местности. Места эвакуации и временного хранения материальных и культурных ценностей.
Тема 7. Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Требования нормативных правовых документов по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Полномочия и обязанности должностных лиц ГО и РСЧС в сфере осуществления надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Мероприятия по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
4.5. Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС
Тема 1. Организация работы КЧС и ПБ.
Назначение, задачи и состав КЧС и ПБ. Правовые основы деятельности КЧС и ПБ. Примерное Положение о КЧС и ПБ.
Планирование работы КЧС и ПБ. Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Алгоритм работы КЧС и ПБ при угрозе и возникновении ЧС.
Тема 2. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность.
Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, степени готовности, порядок приведения их в готовность.
Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
Обязанности и практические действия руководителя органа управления ГО и РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ при приведении сил ГО и РСЧС в готовность.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС.
Тема 3. Состав, порядок создания спасательных служб и нештатных формирований, поддержание их в постоянной готовности, применение при проведении АСДНР.
Нормативное правовое регулирование создания и применения НАСФ, НФГО и спасательных служб.
Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура, комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом НАСФ, НФГО и спасательных служб.
Организация подготовки к выполнению задач.
Тема 4. Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.
Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР, оформление решения о порядке взаимодействия на картах и в других документах. Доведение намеченного порядка взаимодействия до личного состава.
Тема 5. Действия руководителей НАСФ, НФГО и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач по предназначению.
Получение и уяснение задач, оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств.
Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
Организация выдвижения спасательных служб, НАСФ и НФГО в район выполнения задачи.
Организация взаимодействия с аварийно-спасательными и иными подразделениями других ведомств.
Смена в очаге поражения и вывод из него подразделений спасательных служб, НАСФ и НФГО. Организация и проведение специальной обработки. Восстановление готовности спасательных служб, НАСФ и НФГО к дальнейшим действиям.
Цель и основные мероприятия по защите личного состава сил ГО и РСЧС. Обязанности руководителей спасательных служб, НАСФ и НФГО по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.
Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в безопасном районе, инженерное оборудование районов, занимаемых силами ГО и РСЧС.
4.6. Организация деятельности органов управления
Тема 1. Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления при выполнении мероприятий ГО и защиты от ЧС.
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления в системах ГО и РСЧС.
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения.
Сигналы оповещения, их назначение, способы доведения и действия работников организаций при их получении.
Тема 2. Информационные системы, используемые в деятельности органов повседневного управления РСЧС, их возможности и перспективы развития.
АИУС РСЧС. Назначение, функциональные возможности, перспективы развития.
АПК "Безопасный город". Назначение, состав, функциональные возможности, перспективы развития.
Другие информационные системы, используемые органами управления РСЧС. Перспективы развития информационных систем, используемых в деятельности органов повседневного управления РСЧС.
Порядок организации круглосуточного мониторинга обстановки и организации реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием возможностей АИУС РСЧС, АПК "Безопасный город" и других информационных систем, используемых органами управления РСЧС на территории Хабаровского края.
Тема 3. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Правила приема и отработки вызова (сообщения о происшествии) операторами единых дежурно-диспетчерских служб.
Назначение, структура, функциональные возможности системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система "112"). Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) как основа для создания системы "112". Основные подсистемы системы "112".
Правила приема и обработки вызова (сообщения о происшествии) ЕДДС, интегрированных с системой "112". Алгоритм действий старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС при угрозе и возникновении ЧС, а также получении информации по телефону "112". Порядок ведения учетных форм. Порядок размещения информации о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов.
Работа старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС за автоматизированным рабочим местом, интегрированным с системой "112". Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена. Особенности приема и обработки SMS, факс-сообщения, сигнала от датчиков, установленных на стационарных объектах.
Отработка алгоритма по организации взаимодействия операторов центров обработки вызовов, диспетчеров ДДС, в том числе при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей.
Отработка карточки информационного обмена в роли "оператор ЕДДС". Особенности работы оператора ЕДДС: контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования.
Круглосуточный мониторинг обстановки и организация реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием современных информационных систем.
Тема 4. Предназначение, состав, структура, оснащение техническими средствами управления, задачи и организация работы ЕДДС с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112".
Предназначение, состав, структура, задачи, режимы функционирования ЕДДС. Оснащение техническими средствами управления.
Порядок работы, функции и задачи ЕДДС при начале выполнения мероприятий ГО.
Руководящие, планирующие и отчетные документы, определяющие задачи, функции и полномочия ЕДДС с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112".
4.7. Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС
Тема 1. Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Сущность и задачи подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС. Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Основные положения нормативных правовых актов по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Формы подготовки и перечень групп населения, подлежащих подготовке.
Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ним.
Мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Полномочия и обязанности должностных лиц ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 2. Организация подготовки работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб, НАСФ и НФГО.
Планирование и организация подготовки в области ГО и защиты от ЧС руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, и других работников организаций, а также руководителей и личного состава спасательных служб, НАСФ и НФГО организаций.
Требования к программам курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС и проведения инструктажей (вводного инструктажа по ГО, инструктажа по действиям в ЧС), их структура и содержание. Содержание и порядок ведения документов по планированию и учету подготовки.
Тема 3. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения.
Сущность и цели командно-штабных учений (КШУ), тактико-специальных учений (ТСУ), комплексных учений (КУ). Подготовка учений, руководство учением, разработка учебно-методических документов, разбор учения. Методика проведения учения.
Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка тренировки, руководство тренировкой, разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.
Сущность и цели проведения Дня защиты детей в образовательных организациях, соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель". Планирование, подготовка и методика проведения. Разработка учебно-методических документов.
Тема 4. Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
Задачи, содержание и организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
Порядок взаимодействия со средствами массовой информации в интересах пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 5. Требования основных нормативных правовых документов, регламентирующих создание и деятельность курсов ГО.
Требования нормативных правовых актов и методических документов по созданию и обеспечению функционирования курсов ГО.
Локальные нормативные акты курсов ГО. Требования к локальным нормативным актам.
Организация процесса обучения. Формы и методы проведения занятий. Организация учебной и методической работы на курсах ГО.
Учебно-материальная база курсов ГО.
Тема 6. Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС, а также по участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.
Планирование мероприятий по подготовке неработающего населения и контроль за их проведением.
Организация разработки, изготовления и внедрения наглядных пособий, памяток, листовок и другой пропагандистской литературы в интересах подготовки неработающего населения.
Координация деятельности органов управления и организаций, участвующих в подготовке неработающего населения. Взаимодействие должностных лиц ГО и РСЧС с должностными лицами органов управления образованием и образовательными организациями по изучению предмета ОБЖ и дисциплины БЖД, а также проведению мероприятий с подрастающим поколением в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 7. Организация безопасной образовательной среды и охрана труда на курсах ГО, УКП.
Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих безопасность в образовательных организациях. Система мер и мероприятий по достижению безопасности образовательной организации. Основные формы и методы работы по обеспечению безопасности образовательной среды.
Основные требования к обеспечению пожарной безопасности и соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил в образовательной организации.
Роль и место охраны труда в системе обеспечения безопасности образовательной среды. Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда.
Тема 8. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Понятие электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Основные виды дистанционных образовательных технологий. Кейс-технология. Интернет-технология. Телекоммуникационная технология. Их характеристики. Способы применения дистанционных образовательных технологий при обучении различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.
Основные требования к электронной информационно-образовательной среде и материально-технической базе при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС с применением дистанционных образовательных технологий. Особенности подготовки и методического сопровождения педагогических работников, осуществляющих обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Трудности при использовании дистанционных образовательных технологий в обучении.
Разработка и создание на одной из общедоступных платформ заданий к занятию по ГО и защите от ЧС с применением дистанционных образовательных технологий.
Тема 9. Принципы, методы, процедуры и инструменты оценки результатов освоения программ обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Управление качеством обучения с учетом требований примерных программ курсового обучения. Обеспечение системы качества обучения.
Инструменты оценки результатов освоения программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Внутренняя система оценки качества обучения: разработка, утверждение, критерии, процедуры оценки результативности обучения.
5. Учебно-методическое обеспечение курсового обучения
5.1. Нормативные правовые акты:
5.1.1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5.1.2. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
5.1.3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
5.1.4. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
5.1.5. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
5.1.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
5.1.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5.1.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5.1.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
5.1.10. Приказ МЧС России от 24.04.2020 N 262 "Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны".
5.2. Специальная и научная литература:
5.2.1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007.
5.2.2. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС: Учебное пособие / под ред. Г.Н. Кириллов. - М.: ИРБ, 2011.
5.2.3. В.Я. Перевощиков и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного подразделения по ГОЧС. - М.: ИРБ, 2012.
5.2.4. Современные технологии защиты и спасения / под общ. ред. Р.Х. Цаликова; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2007.
5.2.5. М.И. Камышанский и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008.
5.2.6. М.И. Камышанский и др. Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. - М.: ИРБ, 2010.
5.2.7. Коллективные и индивидуальные средства защиты. Контроль защитных свойств. - М.: Деловой экспресс, 2002.
5.2.8. Проведение занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Учебно-методическое пособие для руководителей занятий. - М.: ИРБ, 2011.
5.3. Средства обеспечения курса обучения:
5.3.1. Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, ноутбук, проекционное оборудование.
5.3.2. Видеофильмы, видеоролики.
5.3.3. Презентации лекций.
5.3.4. Плакаты.
5.3.5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
5.3.6. Средства индивидуальной защиты.
<< Приложение N 2 |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Постановление Администрации города Хабаровска от 15 февраля 2021 г. N 463 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.