Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Общий подход к рассмотрению вопроса об испытании упаковки на доступность
В.1 Для предоставления наиболее полной информации проектировщикам упаковки и принятия наилучших решений для удовлетворения людей с разными возможностями важно, чтобы специалисты по оценке понимали все сложные нюансы взаимодействия пользователей с упаковкой. Это многоаспектная проблема, в рамках которой рассматриваются возможности пользователя и различные условия применения упаковки для разных целей, что необходимо для решения пользователем всех вопросов, связанных с упаковкой (например, идентификация, вскрытие, извлечение содержимого, хранение, раздельный сбор и утилизация).
В.2 Принята общая модель обработки информации (Rousseau и др., 1998 [8]; Rogers и др., 2000 [9]) для обоснования порядка действий, которые потребители должны согласовать в процессе использования упакованных товаров [9]. Эта модель состоит из следующих этапов.
a) Представление: Необходимо, чтобы пользователю была предоставлена информация об упаковке и ее свойствах для надлежащего выполнения стоящей перед ним задачи.
b) Уведомление: Внимание пользователя направлено на свойства упаковки, чтобы информация проходила через пять систем восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние и вкусовые ощущения).
c) Кодирование: Внешняя информация трансформируется во внутренний образ.
d) Понимание: Необходимо, чтобы пользователь понимал значение закодированной информации.
e) Соответствие: Пользователь действует определенным образом, и конструкция становится доступной.
В.3 На успех или неудачу каждого из вышеприведенных этапов влияют следующие четыре фактора (по материалам Norris и др., 1999 [10]):
a) пользователи: их восприятие, умственные, физические и психологические характеристики;
b) упаковка: графические и конструктивные характеристики упакованной продукции;
c) задача: природа деятельности и цели пользователя (например, передвижение, хранение, использование, утилизация и т.д.);
d) условия применения: физические и социальные условия, в соответствии с которыми используется упаковка (например, в магазине, дома в полночь и т.д.).
Как указано, успех или неудачу всех этапов определяют в результате комплексного действия этих четырех факторов (см. рисунок В.1).
В связи с этим, оценивая доступность конструкции, следует понимать, что неудачи могут возникать на уровне восприятия, на умственном или физическом уровне, и что на успех или неудачу влияют различные факторы. При оценке следует тщательно рассматривать эти факторы с точки зрения воспроизводимости, повторяемости и правдоподобности результатов.
Конструкторы и эксперты по оценке теоретически понимают, что условия испытаний могут сильно влиять на результаты, и тщательно анализируют пользователей, задачи и смысл использования в условиях оценки. Например, испытание, в процессе которого просят группу здоровых людей открыть упаковку в лабораторных условиях без ограничения времени, дает результат, отличный от результата испытания, проводимого потребителем со сломанной рукой в более жестких условиях (напряженная домашняя обстановка) за ограниченный период времени.
Рисунок В.1 - Четыре фактора, влияющие на успех или неудачу
Сегментация рынка представляет собой стратегию, которая заключается в поставке продукта с ориентацией на однородные группы, члены которых разделяют требования и предпочтения населения. Несмотря на то что сегментация рынка стала проводиться с 1950 годов и компания обычно изучает конкретный рынок, ориентируясь на географические, демографические и психографические особенности, на свойства товара и поведение покупателя, считается, что сегментация рынка не является правильной стратегией при проверке доступности использования. Проверку доступности следует проводить с участием пользователей с различными способностями и в различных условиях, которые могут быть критически оценены в процессе конструирования и анализа, а не концентрироваться на чем-то одном. Ценная информация, полученная в процессе такого анализа, может помочь в разработке товаров и упаковки, которыми легко могут пользоваться не только потребители, испытывающие физические трудности (например, инвалиды, беременные женщины, дети или люди, носящие гипс), но и все остальное население в нормальных условиях применения.
Кроме того, разные пользователи и ситуации помогают понять причины ошибок для выработки более эффективного плана действий по исправлению некачественных конструкций. Например, представьте упаковку новой конструкции, которую не может открыть большое число потребителей. Ошибка может быть в том, что потребители не обратили внимания на инструкцию по открыванию. Она также может быть результатом непонимания особенностей открывания. Возможно, потребитель видел инструкцию, но не смог интерпретировать ее из-за нечеткого контраста или размера текста. Однако может быть так, что потребители смогли понять инструкцию, но, даже увидев ее, они не поняли механизма открывания. Помимо этого, может случиться так, что потребители физически не смогут выполнить указания. Конструктивное решение при каждой ошибке различное, поэтому важно понимать, на каком из пяти этапов конструирования произошел сбой [11].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.