Постановление Правительства Московской области
от 16 февраля 2021 г. N 93/2
"Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области"
26 октября 2021 г.
В соответствии с Законом Московской области N 273/2005-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Московской области от 15.10.2015 N 947/39 "Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области и состава Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав";
постановление Правительства Московской области от 09.08.2016 N 579/28 "О внесении изменений в состав Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав";
постановление Правительства Московской области от 20.06.2017 N 441/21 "О внесении изменений в состав Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав";
постановление Правительства Московской области от 04.02.2019 N 41/3 "О внесении изменений в Положение об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области и состав Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".
3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Забралову О.С.
Губернатор |
А.Ю. Воробьев |
Утверждено
постановлением Правительства
Московской области
от 16.02.2021 N 93/2
Положение
об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области
1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия области), осуществления ею деятельности и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Московской области (далее - муниципальные комиссии), а также структурных подразделений в администрациях муниципальных образований Московской области, сформированных для обеспечения деятельности муниципальных комиссий.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области являются межведомственными коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), созданными в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
3. Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области составляют Комиссия области и муниципальные комиссии (далее - комиссии).
4. Комиссии руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", законодательством Московской области, а также настоящим Положением.
5. Деятельность комиссий основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
6. Задачами комиссий являются:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление причин и условий, этому способствующих, принятие мер по их устранению;
2) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
3) содействие несовершеннолетним в реализации, защите и восстановлении прав и законных интересов в пределах своей компетенции, осуществление их защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;
4) выявление фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, предупреждение преступлений против семьи и несовершеннолетних;
5) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики и обеспечение взаимодействия органов и учреждений, занимающихся проблемами семьи и детства в вопросах профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав;
6) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики по выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
7. Для решения возложенных задач комиссии:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в пределах своей компетенции;
2) координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
3) анализируют выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают меры по их устранению;
4) утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
5) участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;
6) принимают меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
7) принимают меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;
8) вправе утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.
8. К полномочиям комиссий относится:
1) сбор, изучение и обобщение информационных, аналитических и статистических материалов о состоянии безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений, гибели и травматизме, нарушениях трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних, разработка мер по предупреждению данных явлений;
2) формирование и ведение в порядке, устанавливаемом Правительством Московской области, единого областного межведомственного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;
3) изучение деятельности муниципальных комиссий, учреждений системы профилактики, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
4) изучение условий воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, обращения с ними в учреждениях системы профилактики, учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в семьях, находящихся в социально опасном положении;
5) выявление причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизму, правонарушениям, гибели и травматизму, нарушениям трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних, вовлечению их в совершение противоправных деяний;
6) анализ эффективности мер, предпринимаемых органами и учреждениями системы профилактики по предупреждению безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних, обеспечению и защите их прав;
7) текущее и перспективное планирование межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защите их прав;
8) правовое просвещение в сфере прав и обязанностей несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
9) рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
10) информирование органов прокуратуры о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
11) взаимодействие с общественными объединениями, средствами массовой информации, профсоюзными, религиозными и иными организациями по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;
12) взаимодействие с судами, службой судебных приставов, коллегиями адвокатов, органами и учреждениями системы исполнения наказания, иными правоохранительными и правозащитными органами по вопросам своей компетенции;
13) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
9. К полномочиям Комиссии области относятся:
1) участие в разработке форм регионального статистического наблюдения за состоянием безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений, гибели и травматизма, нарушений трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних и мерами, предпринимаемыми муниципальными комиссиями, иными органами и учреждениями системы профилактики, по их предупреждению и защите прав несовершеннолетних;
2) изучение практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии области, внесение предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Московской области по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;
3) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Московской области по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшению условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма и правонарушений;
4) анализ и прогнозирование ситуации, складывающейся в процессе реализации мер государственного регулирования и межведомственной координации в сфере профилактики безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;
5) подготовка ежегодного доклада о состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области;
6) развитие международных и межрегиональных связей Московской области в области профилактики безнадзорности, беспризорности, наркомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних;
7) методическое обеспечение деятельности муниципальных комиссий, обобщение и распространение положительного опыта их работы, оказание практической помощи по устранению выявленных недостатков;
8) организация повышения квалификации председателей и членов муниципальных комиссий;
9) контроль и координация деятельности муниципальных комиссий в форме предоставления ими отчетов о работе, изучения и анализа их деятельности, направления для обязательного исполнения постановлений Комиссии области;
Пункт 9 дополнен подпунктом 9.1 с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
10) принятие решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (далее соответственно - решение о допуске или недопуске лиц, имеющих судимость; деятельность с участием несовершеннолетних);
11) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
10. К полномочиям муниципальных комиссий относятся:
1) выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
2) обеспечение межведомственной координации при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, перечень которых определен в статье 5 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ);
3) изучение условий воспитания несовершеннолетних, проживающих в семьях, в которых родители несовершеннолетних ранее привлекались к уголовной ответственности за совершение преступлений;
4) направление в Комиссию области информации о состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений, гибели и травматизма, нарушениях трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних в муниципальных образованиях Московской области и внесение предложений по совершенствованию данной деятельности;
5) участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшению условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности и правонарушений;
6) подготовка ежегодного доклада о состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории муниципального образования Московской области;
7) направление в суд исков об ограничении и лишении родительских прав, о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда;
8) подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
9) выдача согласия организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;
10) выдача при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющего управление в сфере образования, согласия на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Муниципальные комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования^ и органами местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
11) согласование расторжения трудового договора работодателя с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя;
12) оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
13) согласование выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками воинской части, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
14) рассмотрение материалов (дел) о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Законом Московской области N 273/2005-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" и настоящим Положением;
15) рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей), иных лиц в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;
16) согласование предоставления каникулярного отпуска воспитанникам учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа;
17) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
11. К вопросам обеспечения деятельности комиссий относятся:
1) подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых мероприятий комиссии;
2) осуществление контроля за своевременностью подготовки и представления материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии;
3) ведение делопроизводства комиссии;
4) оказание консультативной помощи представителям органов и учреждений системы профилактики, а также представителям иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующим в подготовке материалов к заседанию комиссии, при поступлении соответствующего запроса;
5) участие в организации межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе межведомственных конференций, совещаний, семинаров;
6) участие по приглашению органов и организаций в проводимых ими проверках, совещаниях, семинарах, коллегиях, конференциях и других мероприятиях по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) организация рассмотрения комиссией поступивших в комиссию обращений граждан, сообщений органов и учреждений системы профилактики по вопросам, относящимся к ее компетенции;
8) осуществление сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для решения задач, стоящих перед комиссией;
9) осуществление сбора и обобщение информации о численности лиц, предусмотренных статьей 5 Федерального закона N 120-ФЗ, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа;
10) обобщение сведений о детской безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов для представления на рассмотрение комиссии с целью анализа ситуации;
11) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
12) организация по поручению председателя комиссии работы экспертных групп, штабов, а также консилиумов и других совещательных органов для решения задач, стоящих перед комиссией;
13) осуществление взаимодействия с федеральными государственными органами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, организациями для решения задач, стоящих перед комиссией;
14) направление запросов в федеральные государственные органы, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, муниципальные комиссии о представлении необходимых для рассмотрения на заседании комиссии материалов (информации) по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
15) обеспечение доступа к информации о деятельности комиссии путем участия в подготовке публикаций и выступлений в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет без использования в публикациях и выступлениях сведений, разглашение которых нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
12. К вопросам обеспечения деятельности Комиссии области относятся:
Подпункт 1 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
1) проведение анализа эффективности деятельности муниципальных комиссий;
2) проведение анализа и (или) обобщение информации об исполнении поручений Комиссии области, поступающей из муниципальных комиссий, органов и учреждений системы профилактики;
3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при поступлении соответствующих проектов в Комиссию области;
4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности Комиссии области по реализации Комиссией области полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
13. К вопросам обеспечения деятельности муниципальных комиссий относятся:
1) осуществление сбора, обобщения информации о численности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории соответствующего муниципального образования Московской области;
2) подготовка и направление в Комиссию области справочной информации, отчетов по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;
3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности муниципальной комиссии по реализации муниципальной комиссией полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Пункт 14 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
14. Обеспечение деятельности Комиссии области осуществляется самостоятельным подразделением Администрации Губернатора Московской области.
Обеспечение деятельности муниципальных комиссий осуществляется структурными подразделениями администраций муниципальных образований Московской области.
Не допускается включение структурных подразделений администраций муниципальных образований Московской области, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий, в состав иных структурных подразделений администраций муниципальных образований Московской области.
15. Комиссия области имеет бланк и печать со своим наименованием.
16. В состав Комиссии области входят председатель Комиссии области, заместитель (заместители) председателя Комиссии области, ответственный секретарь Комиссии области и члены Комиссии области.
Членами Комиссии области являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.
Председателем, заместителем (заместителями) председателя, ответственным секретарём и членом Комиссии области может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
Численный (с учетом объема и содержания выполняемой работы) и персональный состав Комиссии области образуется и утверждается Правительством Московской области в количестве не менее 15 человек.
17. Комиссию области возглавляет председатель, назначаемый Правительством Московской области.
18. Председатель комиссии:
1) осуществляет руководство деятельностью комиссии;
2) участвует в заседании комиссии и его подготовке;
3) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
4) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;
5) предварительно (до заседания комиссии) знакомится с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
6) вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
7) вносит предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
8) участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосует при их принятии;
9) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях;
10) утверждает повестку заседания комиссии, назначает дату заседания комиссии;
11) дает заместителю (заместителям) председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
12) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;
13) обеспечивает представление отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
14) посещает организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
15) составляет протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Московской области об административных правонарушениях.
19. Председатель Комиссии области несет персональную ответственность за организацию работы Комиссии области и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
20. Заместитель (заместители) председателя комиссии:
1) выполняет поручения председателя комиссии;
2) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;
Подпункт 3 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
3) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии, а также за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании Комиссии;
4) участвует в заседании комиссии и его подготовке;
5) предварительно (до заседания комиссии) знакомится с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
6) вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
7) вносит предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
8) участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосует при их принятии;
9) посещает организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений.
21. Ответственный секретарь комиссии:
1) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
2) выполняет поручения председателя и заместителя (заместителей) председателя комиссии;
3) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;
4) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;
5) обеспечивает вручение копий постановлений комиссии;
6) участвует в заседании комиссии и его подготовке;
7) предварительно (до заседания комиссии) знакомится с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
8) вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
9) вносит предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
10) участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосует при их принятии;
11) посещает организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений.
22. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие полномочия:
1) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
2) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
3) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
4) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
5) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
6) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
7) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
8) выполняют поручения председателя комиссии;
9) информируют председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании.
23. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, члена комиссии прекращаются при наличии следующих оснований:
1) подача письменного заявления о прекращении полномочий председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии) уполномоченным органам (должностным лицам);
2) признание председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии) решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным и безвестно отсутствующим или умершим;
3) прекращение полномочий комиссии;
4) увольнение председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии) с занимаемой должности в органе или учреждении системы профилактики, ином государственном органе, органе местного самоуправления или общественном объединении, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в состав комиссии;
5) отзыв (замена) председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии) по решению руководителя органа или учреждения системы профилактики, иного государственного органа, органа местного самоуправления или общественного объединения, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в ее состав;
6) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем комиссии (заместителем председателя, ответственным секретарем или членом комиссии) своих полномочий;
7) по факту смерти.
24. При прекращении полномочий председатель комиссии (заместитель председателя, ответственный секретарь или член комиссии) исключается из ее состава, за исключением прекращения полномочий в соответствии с подпунктами 2 (в части признания лица, входящего в состав комиссии, решением суда, вступившим в законную силу, умершим), 3 и 7 пункта 23 настоящего Положения.
25. Заседания Комиссии области проводятся в соответствии с планом заседаний Комиссии области, а также по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Комиссия области может проводить расширенные заседания по итогам работы за полугодие и год с участием представителей муниципальных комиссий.
Комиссия области может проводить выездные заседания.
Заседания Комиссии области могут проводиться в режиме видеоконференцсвязи.
Комиссия области вправе принимать решения путем проведения заочного голосования. Решение о проведении заочного голосования принимает председатель Комиссии области.
При принятии решения о проведении заочного голосования члены Комиссии области в обязательном порядке уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить мнение по вопросу, вынесенному на заочное голосование.
При проведении заочного голосования решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Комиссии области, участвующих в голосовании. При этом заочное голосование считается правомочным, если в нем приняло участие не менее половины членов Комиссии области. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии области. Если председатель Комиссии области не участвовал в заочном голосовании, при равенстве голосов решающим является голос заместителя председателя Комиссии области.
Результаты заочного голосования оформляются протоколом, который подписывает председатель Комиссии области или заместитель председателя Комиссии области.
На заседании Комиссии области ведется стенографирование.
Пункт 26 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
26. Члены Комиссии области, должностные лица органов и учреждений системы профилактики, а также иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Московской области, органов местного самоуправления и организаций, которым во исполнение плана заседаний Комиссии области поручена подготовка соответствующих информационных материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии области, несут персональную ответственность за качество и своевременность их представления.
Пункт 27 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
27. Информационные материалы по вопросам, включенным в повестку заседания Комиссии области, представляются в Комиссию области органами (организациями, учреждениями), должностными лицами, членами Комиссии области, ответственными за их подготовку, в соответствии с планом работы комиссии не позднее чем за 10 дней до дня проведения заседания и включают в себя:
1) справочно-аналитическую информацию по вопросу, вынесенному на рассмотрение;
2) предложения в проект постановления комиссии по рассматриваемому вопросу;
3) особые мнения по представленному проекту постановления Комиссии области, если таковые имеются;
4) материалы согласования проекта постановления Комиссии области с заинтересованными органами и учреждениями системы профилактики, иными государственными органами и органами местного самоуправления;
5) иные сведения, необходимые для рассмотрения вопроса.
28. В случае непредставления материалов в установленный настоящим Положением срок или их представления с нарушением требований к данным материалам вопрос может быть снят с рассмотрения либо перенесен для рассмотрения на другое заседание в соответствии с решением председателя комиссии.
29. Повестка заседания, проекты постановлений по вопросам, включенным в повестку заседания, и соответствующие материалы по данным вопросам направляются членам комиссии не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения заседания.
30. Члены комиссии и иные участники заседания, которым направлены повестка заседания, проект постановления и иные материалы, при наличии замечаний и предложений представляют их в комиссию до начала проведения заседания.
По предложению членов комиссии или решению председателя комиссии на заседании могут рассматриваться дополнительные вопросы, не предусмотренные повесткой заседания, но требующие оперативного коллегиального решения.
Члены комиссии и лица, участвующие в заседании комиссии, прибывшие на заседание, регистрируются ответственным секретарем комиссии.
Пункт 31 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
31. О дате, времени, месте и повестке заседания комиссии извещается прокурор Московской области.
32. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.
33. На заседании комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя комиссии.
34. Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Пункт 35 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
35. При голосовании член комиссии имеет один голос и голосует лично. Член комиссии вправе на заседании комиссии довести до сведения членов комиссии свое особое мнение по вопросу, вынесенному на голосование. Особое мнение, изложенное в письменной форме, прилагается к протоколу заседания Комиссии.
36. Результаты голосования, оглашенные председательствующим на заседании комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии.
37. В протоколе заседания комиссии указываются:
1) наименование комиссии;
2) дата, время и место проведения заседания;
3) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии, иных лицах, присутствующих на заседании;
4) повестка дня;
5) отметка о способе документирования заседания коллегиального органа (стенографирование, видеоконференция, запись на диктофон и др.);
6) наименование вопросов, рассмотренных на заседании комиссии, и ход их обсуждения;
7) результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании комиссии;
8) решение, принятое по рассматриваемому вопросу.
К протоколу заседания комиссии прилагаются материалы докладов по вопросам, рассмотренным на заседании комиссии, справочно-аналитическая и иная информация (при наличии).
Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.
38. Решения комиссии оформляются в форме постановлений, в которых указываются:
1) наименование комиссии;
2) дата;
3) время и место проведения заседания;
4) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
5) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
6) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
7) содержание рассматриваемого вопроса;
8) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
9) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
10) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
11) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
12) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
39. Проекты постановлений комиссии по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних после голосования членов комиссии могут быть:
1) приняты во внесенной редакции;
2) приняты с учетом внесения конкретных дополнений и (или) изменений;
3) направлены на доработку по вопросам, требующим дополнительного изучения, согласования;
4) не приняты в целом.
40. Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.
Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановлений, в указанные в них сроки.
Неисполнение, а равно создание препятствий для исполнения либо нарушение срока исполнения постановления комиссий влечет административную ответственность, установленную законодательством Московской области об административных правонарушениях.
Пункт 41 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
41. Порядок принятия Комиссией области решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость (в том числе перечень документов, представляемых для принятия указанного решения, сроки их рассмотрения Комиссией области), регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 N 796 "Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения" (далее - постановление N 796).
Информация о порядке принятия Комиссией области решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, размещается на официальном сайте Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, оформляется на бланке Комиссии по форме, утвержденной постановлением N 796.
Решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, подлежат регистрации в день их принятия Комиссией области.
Регистрация решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, осуществляется самостоятельным подразделением Администрации Губернатора Московской области, на которое возложено обеспечение деятельности Комиссии области, в журнале учета, в котором указываются:
1) регистрационный номер и дата регистрации решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость;
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, в отношении которого вынесено решение о допуске или недопуске лиц, имевших судимость (далее - лицо), дата его рождения, место жительства (с указанием сведений о регистрации по месту жительства, а в случае ее отсутствия - о месте жительства, где лицо постоянно или преимущественно проживает) или фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя лица и его место жительства, если заявление было подано представителем;
3) сведения о допуске или недопуске лица к деятельности с участием несовершеннолетних согласно принятому решению о допуске или недопуске лиц, имевших судимость;
4) номер и дата протокола заседания Комиссии области;
5) сведения о дате вручения под роспись решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, лицу или его представителю, либо дате направления решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, заказным почтовым отправлением с уведомлением по адресу, указанному лицом в обращении.
Информация о решении о допуске или недопуске лиц, имевших судимость (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения лица, номер, дата решения и содержание этого решения), размещается на официальном сайте Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В случае если решение о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, признано судом недействительным, информация об этом также размещается на официальном сайте Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Положение дополнено пунктом 41.1 с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
42. Постановления комиссии могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, могут быть обжалованы в суд.
43. Комиссия области планирует проведение своих заседаний на предстоящий календарный год.
Комиссия области формирует Комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области (далее - Комплексный план) на календарный год.
Предложения в проект плана заседаний Комиссии области и в Комплексный план (далее - планы Комиссии области) вносятся в Комиссию области ее членами, руководителями органов и учреждений системы профилактики, другими заинтересованными органами и организациями не позднее 25 ноября года, предшествующего планируемому.
Предложения в план заседаний Комиссии области должны содержать:
1) наименование вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на заседании Комиссии области;
2) информацию об органе (организации, учреждении), и (или) должностном лице, и (или) члене Комиссии области, ответственных за подготовку вопроса;
3) перечень соисполнителей (при их наличии);
4) срок рассмотрения на заседании Комиссии области.
Предложения в планы Комиссии области могут направляться членам Комиссии области для их предварительного согласования.
Изменения в планы Комиссии области вносятся на заседании Комиссии области на основании предложений лиц, входящих в ее состав.
Предложения в планы Комиссии области представляются в письменной форме.
Проекты планов Комиссии области формируются на основе предложений, поступивших в Комиссию области, по согласованию с председателем Комиссии области выносятся для обсуждения и утверждения на заседании Комиссии области не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому.
Планы Комиссии области после утверждения их председателем Комиссии области рассылаются в органы и учреждения системы профилактики, муниципальные комиссии.
Контроль за формированием и выполнением планов Комиссии области возлагается на самостоятельное подразделение Администрации Губернатора Московской области, на которое возложено обеспечение деятельности Комиссии области.
Пункт 44 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
44. Подготовка ежегодного доклада о состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области осуществляется самостоятельным подразделением Администрации Губернатора Московской области, на которое возложено обеспечение деятельности Комиссии области.
Подготовка ежегодного доклада о состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории муниципального образования Московской области (далее - муниципальный доклад) осуществляется структурным подразделением администрации муниципального образования Московской области не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Муниципальный доклад направляется главе муниципального образования Московской области, в Совет депутатов муниципального образования Московской области и руководителям органов и учреждений системы профилактики муниципального образования Московской области, а также Комиссию области.
45. Муниципальные комиссии имеют бланки, печати и штампы со своим наименованием.
46. В состав муниципальной комиссии входят председатель муниципальной комиссии, заместитель (заместители) председателя муниципальной комиссии, ответственный секретарь муниципальной комиссии и члены муниципальной комиссии.
Численный (с учетом объема и содержания выполняемой работы) и персональный состав муниципальных комиссий и их председатели утверждаются главами муниципальных образований Московской области в количестве не менее 7 человек.
Не допускается назначение на должность председателя муниципальной комиссии руководителя органа или учреждения системы профилактики.
Председатели муниципальных комиссий несут ответственность за выполнение задач, возложенных на муниципальные комиссии, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председателями муниципальных комиссий могут быть главы муниципальных образований Московской области, а также их заместители.
47. Руководитель структурного подразделения администрации муниципального образования Московской области, на которое возложено обеспечение деятельности муниципальной комиссии, является заместителем председателя муниципальной комиссии.
48. Ответственный секретарь муниципальной комиссии является сотрудником структурного подразделения администрации муниципального образования Московской области, на которое возложено обеспечение деятельности муниципальной комиссии.
49. Заседания муниципальных комиссий проводятся в соответствии с планом заседаний муниципальной комиссии, а также по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Муниципальные комиссии могут проводить выездные и расширенные заседания.
Заседания муниципальных комиссий могут проводиться в режиме видеоконференцсвязи.
Муниципальные комиссии вправе принимать решения путем проведения заочного голосования. Решение о проведении заочного голосования принимает председатель муниципальной комиссии.
При принятии решения о проведении заочного голосования члены муниципальной комиссии в обязательном порядке уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить мнение по вопросу, вынесенному на заочное голосование.
При проведении заочного голосования решения принимаются большинством голосов от общего числа членов муниципальной комиссии, участвующих в голосовании. При этом заочное голосование считается правомочным, если в нем приняли участие не менее половины членов муниципальной комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя муниципальной комиссии. Если председатель муниципальной комиссии не участвовал в заочном голосовании, при равенстве голосов решающим является голос заместителя председателя муниципальной комиссии.
Результаты заочного голосования оформляются протоколом, который подписывает председатель муниципальной комиссии или заместитель председателя муниципальной комиссии.
50. Муниципальные комиссии формируют планы заседаний муниципальных комиссий и муниципальные планы мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории муниципального образования (далее - муниципальные планы) на календарный год с учетом предложений органов и учреждений системы профилактики.
Предложения в муниципальные планы вносятся в муниципальную комиссию её членами, руководителями органов и учреждений системы профилактики, другими заинтересованными органами и организациями не позднее 1 декабря года, предшествующего планируемому.
Предложения в план заседаний муниципальной комиссии должны содержать:
1) наименование вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на заседании муниципальной комиссии;
2) информацию об органе (организации, учреждении), и (или) должностном лице, и (или) члене муниципальной комиссии, ответственных за подготовку вопроса;
3) перечень соисполнителей (при их наличии);
4) срок рассмотрения на заседании муниципальной комиссии.
Предложения в муниципальные планы могут направляться членам муниципальной комиссии для их предварительного согласования.
Изменения в муниципальные планы вносятся на заседании муниципальной комиссии на основании предложений лиц, входящих в ее состав.
Предложения в муниципальные планы представляются в письменной форме.
Муниципальные планы формируются на основе предложений, поступивших в муниципальную комиссию, по согласованию с председателем муниципальной комиссии выносятся для обсуждения и утверждения на заседании муниципальной комиссии не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому.
Муниципальные планы после утверждения их председателем муниципальной комиссии рассылаются в органы и учреждения системы профилактики, а также направляются в Комиссию области.
Контроль за формированием и выполнением муниципальных планов возлагается на структурные подразделения администраций муниципальных образований Московской области, на которые возложено обеспечение деятельности муниципальных комиссий.
51. Муниципальные комиссии ведут учет:
1) поступивших материалов, дел об административных правонарушениях, обращений, представлений, ходатайств, сообщений, иной документации;
2) исходящих и входящих материалов (планов, отчетов, ходатайств, представлений, постановлений, сообщений и иной документации);
3) протоколов об административных правонарушениях, составленных членами комиссии.
Учетная документация о деятельности муниципальных комиссий хранится в структурных подразделениях администраций муниципальных образований Московской области, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий до истечения установленных сроков хранения.
52. Муниципальные комиссии рассматривают материалы:
1) по собственной инициативе;
2) по обращению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
3) по представлению органов и учреждений системы профилактики;
4) по ходатайству работодателей;
5) по сообщению граждан;
6) переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством Московской области об административных правонарушениях;
7) прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, переданные в порядке пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 120-ФЗ в отношении следующих категорий несовершеннолетних:
не подлежащих уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
достигших возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежащих уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
8) поступившие по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
53. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Московской области об административных правонарушениях.
54. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения зарытого типа, осуществляется муниципальной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона N 120-ФЗ и настоящего Положения.
55. Материалы, поступившие на рассмотрение в муниципальные комиссии, за исключением дел об административных правонарушениях, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателями или заместителями председателей муниципальных комиссий.
В процессе предварительного изучения поступивших материалов определяются:
1) подведомственность;
2) наличие обстоятельств, исключающих возможность их рассмотрения на заседании муниципальной комиссии;
3) необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов, обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, или истребования дополнительных материалов;
4) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание муниципальной комиссии;
5) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов;
6) наличие ходатайств или отводов.
Предварительное изучение материалов производится в срок не более 7 дней с момента их поступления в муниципальную комиссию.
56. По результатам предварительного изучения материалов председателем муниципальной комиссии, а в случае его отсутствия - заместителем председателя муниципальной комиссии, может быть принято одно или несколько из следующих решений:
1) о назначении даты, места и времени рассмотрения поступивших материалов;
2) об извещении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора о дате и месте заседания;
3) об отложении рассмотрения материалов;
4) о возвращении поступивших материалов, если их рассмотрение не отнесено к компетенции муниципальной комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки (доработки);
5) о поручении органам и учреждениям системы профилактики совершить действия, принять решение и (или) представить в муниципальную комиссию дополнительную информацию, имеющую значение для всестороннего, полного рассмотрения материалов;
6) о передаче материалов по подведомственности в орган (должностному лицу), уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области их рассматривать, если рассмотрение материалов не относится к компетенции муниципальной комиссии;
7) об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.
57. Подготовленные к рассмотрению материалы могут быть предоставлены для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям, иным законным представителям, защитнику, а также иным заинтересованным лицам на основании соответствующего обращения, направленного в структурное подразделение администрации муниципального образования Московской области, на которое возложено обеспечение деятельности муниципальной комиссии.
Несовершеннолетний, его родители, иные законные представители, защитник, а также иные заинтересованные лица вправе до начала заседания муниципальной комиссии ознакомиться с материалами, подготовленными к рассмотрению.
58. Полученные материалы должны быть рассмотрены в 30-дневный срок с момента их поступления в муниципальную комиссию. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
О продлении указанного срока муниципальной комиссией выносится мотивированное определение.
Рассмотрение материалов может быть приостановлено:
1) на основании письменного обращения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц, с указанием уважительных причин (состояние здоровья, отпуск, командировка и другие причины, признанные комиссией уважительными), на срок не более чем 30 дней;
2) на основании документов (копий документов, заверенных в установленном порядке), подтверждающих обжалование поступивших в муниципальную комиссию материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Принятие муниципальной комиссией решения о приостановлении рассмотрения материалов влечет приостановление течения сроков рассмотрения указанных материалов.
Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные в отношении несовершеннолетнего, рассматриваются муниципальной комиссией только после проверки законности принятого решения органами прокуратуры.
59. Решение о невозможности рассмотрения муниципальной комиссией материалов может быть принято по истечении 6 месяцев со дня их поступления в муниципальную комиссию и в случае установления ею одного из следующих обстоятельств:
1) неявки несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей и иных заинтересованных лиц на заседание муниципальной комиссии по причине их болезни, выезда за пределы Московской области или иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению материалов;
2) достижения на дату заседания муниципальной комиссии лицом, в отношении которого поступили материалы, возраста 18 лет;
3) смерти лица, в отношении которого поступили материалы;
4) задержания, заключения под стражу, а также отбывания наказания в виде лишения свободы лица, в отношении которого поступили материалы.
Решение о невозможности рассмотрения муниципальной комиссией материалов принимается в форме постановления, копия которого в течение
5 рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, обратившемуся в муниципальную комиссию, в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 52 настоящего Положения.
60. Члены муниципальной комиссии не могут участвовать в рассмотрении материалов, вынесенных на рассмотрение муниципальной комиссии в случае, если они являются родственниками лица, в отношении которого рассматриваются материалы, потерпевшего, законного представителя лица, а также в случаях, если они лично заинтересованы в разрешении дела.
При наличии данных обстоятельств члены муниципальной комиссии обязаны заявить самоотвод.
По результатам рассмотрения заявления о самоотводе принимается решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
В случае удовлетворения заявления о самоотводе член муниципальной комиссии не участвует в голосовании при рассмотрении данного материала.
61. В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетних, их родителях или иных законных представителях муниципальная комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов вправе принять решение о проведении закрытого заседания.
Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, рассматриваются только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего.
Иные материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных представителей могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии, если имеются данные о надлежащем извещении лица о рассмотрении материалов, а также в случае, если не поступило ходатайство об отложении заседания либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
62. Несовершеннолетний, в отношении которого муниципальной комиссией рассматриваются материалы, его родители, иные законные представители, вправе участвовать в заседании комиссии, делать замечания по содержанию рассматриваемых материалов, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться услугами переводчика, пользоваться помощью защитника, а также иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В заседании муниципальной комиссии вправе участвовать потерпевший, его родители или иные законные представители, защитники.
Потерпевший, его родители, иные законные представители вправе знакомиться с рассматриваемыми материалами, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться услугами переводчика, пользоваться помощью защитника, а также иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
63. На заседании муниципальной комиссии оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства или отводы, заслушиваются выступления лиц, участвующих в заседании муниципальной комиссии.
Результаты рассмотрения заявленных ходатайств или отводов заносятся в протокол заседания муниципальной комиссии.
Пункт 64 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
64. При рассмотрении материалов, предусмотренных пунктом 52 настоящего Положения, муниципальные комиссии всесторонне, полно и объективно рассматривают сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняют его возраст, условия жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и его социальной реабилитации.
65. В случае необходимости определения состояния здоровья несовершеннолетних муниципальные комиссии с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних могут принять решение о направлении их на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую консультацию.
66. При рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению муниципальной комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог.
67. На время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетних в отношении которых рассматриваются материалы, а также на время принятия решения по существу рассматриваемого дела (обсуждения и голосования), муниципальные комиссии вправе удалить из зала заседания несовершеннолетних и иных лиц, приглашенных для рассмотрения дела, о чем делается запись в протоколе заседания.
68. В случае неявки на заседание лиц (при условии их надлежащего извещения), выясняются причины их неявки и принимается решение об отложении рассмотрения материалов или о рассмотрении материалов в их отсутствие.
69. По результатам рассмотрения материалов муниципальная комиссия может принять одно или несколько из следующих решений:
1) о проведении индивидуальной профилактической и (или) реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей;
2) о внесении в суд ходатайства о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа;
4) о признании несовершеннолетнего и его семьи находящимися в социально опасном положении либо о признании несовершеннолетнего и его семьи вышедшими из социально опасного положения;
5) об утверждении плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей, признанными находящимися в социально опасном положении, о внесении изменений в утвержденные планы индивидуальной профилактической работы, о досрочном прекращении реализации плана индивидуальной профилактической работы;
6) об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе органов, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам обучения несовершеннолетних в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
7) о принятии мер по продолжению освоения несовершеннолетним, оставившим общеобразовательную организацию по согласию с муниципальной комиссией, образовательной программы основного общего образования и с согласия несовершеннолетнего по его трудоустройству;
8) о даче согласия либо об отказе в даче согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
9) о принятии мер по обеспечению оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого или открытого типа, а также состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях (при наличии согласия несовершеннолетнего);
10) об обращении в суд либо о внесении в суд представлений по вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции муниципальной комиссии;
11) о направлении в орган опеки и попечительства информации о ненадлежащем исполнении родителями (иными законными представителями) обязанностей по воспитанию, содержанию и защите прав несовершеннолетнего, создании родителями (иными законными представителями) условий, препятствующих его нормальному развитию;
12) о внесении предложений по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные организации и учреждения;
13) о внесении в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предложений о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, решения или действия (бездействие) которых повлекли нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Муниципальная комиссия вправе принять иные решения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
70. В случае необходимости муниципальные комиссии предлагают несовершеннолетнему пройти курс лечения, реабилитации, рекомендованный специалистами органов и учреждений здравоохранения.
71. Муниципальные комиссии вправе применять к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, следующие меры воздействия:
1) назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законодательством Московской области об административных правонарушениях;
2) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
3) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
4) обратиться в суд с заявлением о выселении из жилого помещения родителей (одного из них), лишенных родительских прав, если их совместное проживание с несовершеннолетними признано судом невозможным;
5) иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
72. Постановление муниципальных комиссий с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляются в соответствующие органы и учреждения:
образования - для устройства в образовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
социальной защиты населения - для устройства в специализированные учреждения для несовершеннолетних;
здравоохранения - для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
занятости населения - для оказания помощи в трудоустройстве, получении специальности;
опеки и попечительства - для выбора формы жизнеустройства несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов ребенка.
В случаях, когда при возвращении несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, при освобождении из воспитательной колонии возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, муниципальные комиссии по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления
несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимают меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
73. Муниципальные комиссии наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, а также в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.
74. Постановление муниципальной комиссии об организации и проведении индивидуальной профилактической работы или об утверждении плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей, признанными находящимися в социально опасном положении, о внесении изменений в утвержденные планы индивидуальной профилактической работы, о досрочном прекращении реализации плана индивидуальной профилактической работы направляется для исполнения в органы и учреждения системы профилактики.
Копия постановления не позднее 3 дней со дня принятия вручается или высылается лицу или его законному представителю, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему (по его просьбе).
Должностные лица органов и учреждений системы профилактики, организаций должны сообщить о мерах, принятых по его исполнению, в указанный в постановлении срок.
75. В случае неисполнения постановлений, принятых муниципальными комиссиями, муниципальные комиссии вправе обратиться в органы прокуратуры для принятия мер в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
76. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, муниципальные комиссии вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах в муниципальную комиссию, вынесшую представление.
77. Муниципальные комиссии направляют отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - отчеты) в Комиссию области в следующие сроки:
ежемесячные отчеты - не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
полугодовые отчеты - не позднее 20 июля текущего года;
годовые - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Комиссия области осуществляет сбор, изучение и обобщение отчетов муниципальных комиссий.
Обобщенные отчеты направляются в заинтересованные органы Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области по запросам указанных органов.
Формы отчетности муниципальных комиссий утверждаются Комиссией области.
Муниципальные комиссии обеспечивают размещение отчетов на официальных сайтах администраций муниципальных образований Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 10 дней с момента утверждения их председателем муниципальной комиссии.
Обобщенные отчеты размещаются на официальном сайте Комиссии области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 16 февраля 2021 г. N 93/2 "Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области"
Вступает в силу с 17 февраля 2021 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 16 февраля 2021 г.; в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 12 апреля 2021 г., N 64; в "Информационном вестнике Правительства Московской области" от 26 мая 2021 г., N 10
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Московской области от 26 мая 2023 г. N 333-ПП
Изменения вступают в силу с 30 мая 2023 г.
Постановление Правительства Московской области от 26 октября 2021 г. N 1068/36
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.