Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено с 16 ноября 2022 г. - Постановление Администрации Кадошкинского муниципального района от 15 ноября 2022 г. N 544-П
Приложение N 1
к постановлению администрации
Кадошкинского муниципального района
от 11 февраля 2021 г. N 43-П
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на 2021 - 2023 годы"
15 ноября 2022 г.
Паспорт
муниципальной программы Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на 2021 - 2023 годы"
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на 2021 - 2023 годы " (далее - Программа) |
Заказчик программы |
Администрация Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
Соисполнители муниципальной программы |
Финансовое управление администрации Кадошкинского муниципального района; Управление экономического анализа и торговли администрации Кадошкинского муниципального района; Отдел строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Кадошкинского муниципального района. |
Участники муниципальной программы |
1. Администрации Кадошкинского муниципального района. 2. Муниципальные учреждения социальной и бюджетной сферы Кадошкинского муниципального района. 3. МП "Кадошкиноэлектротеплосеть". 4. МБУ "Благоустройство Кадошкинского городского поселения. 5. Администрации сельских поселений |
Подпрограммы муниципальной программы |
отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
1. Повышение доли объема энергетических ресурсов, расчеты за которую осуществляются по приборам учета в общем объеме потребляемых энергоресурсов на территории муниципального района. 2. Увеличение доли финансирования мероприятий по энергосбережению за счет внебюджетных источников. 3. Снижение удельных расходов потребления энергоресурсов в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях. 4. Снижение потерь при производстве, передаче и потреблении тепловой энергии путем модернизации объектов. |
Задачи муниципальной программы |
1. Выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере. 2. Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в учреждениях бюджетной сферы. 3. Обеспечение выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетных источников в бюджетной сфере. 4. Контроль перехода на расчеты по приборам учета в сфере ЖКХ. 5. Организация ведения топливно-энергетических балансов. 6. Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов. 7. Оформление прав собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры администрациями сельских поселений. |
Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации муниципальной программы |
Основными группами показателей являются: 1. Показатели эффективности потребления энергетических ресурсов в бюджетной и коммунальной сфере. 2. Показатели энергетической эффективности производства и передачи энергетических ресурсов и воды Полный перечень целевых показателей представлен в приложении N 1 к настоящей программе. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2021 - 2023 годы |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Общий объем финансирования Программы в 2021 - 2023 гг. составит 2 298,0 тыс. руб., а) в том числе по источникам финансирования: - республиканский бюджет - 301,95 тыс. руб.; - местный бюджет - 151,05 тыс. руб.; - прочие источники (внебюджетные средства) - 1 845,0 тыс. руб., б) в том числе по годам и источникам финансирования: - 2021 г. - 44,0 тыс. руб.: - местный бюджет - 27,0 тыс. руб.; - прочие источники (внебюджетные средства) - 17,0 тыс. руб. - 2022 г. - 59,0 тыс. руб.: - местный бюджет - 41,0 тыс. руб.; - прочие источники (внебюджетные средства) - 18,0 тыс. руб. - 2023 г. - 2 195,0 тыс. руб.: - республиканский бюджет - 301,95 тыс. руб.; - местный бюджет - 83,05 тыс. руб.; - прочие источники (внебюджетные средства) - 1 810,0 тыс. руб. Предложения по финансированию Программы за счет средств бюджетов всех уровней носят прогнозный характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов на очередной год и плановый период. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Реализация мероприятий Программы в 2021 - 2023 годах позволит достигнуть следующих результатов: 1. Повысить долю объема энергетических ресурсов, расчеты за которую осуществляются по приборам учета в общем объеме потребляемых энергоресурсов на территории муниципального образования, в том числе: 1.1. В части электрической энергии до 100,0% 1.2. В части тепловой энергии до 100,0% 1.3. В части холодной воды до 95,0% 1.4. В части природного газа до 100% 2. Снизить объем потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе: 2.1. В части электрической энергии на 5,5% 2.2. В части тепловой энергии на 11,1% 2.3. В части природного газа на 3,6% 2.4. В части холодной воды на 3,0% 3. Снизить удельную величину потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах, в том числе: 3.1. В части электрической энергии на 3,7% 3.2. В части тепловой энергии на 5,6% 3.3. В части холодной воды на 5,9% 3.4. В части природного газа на 1,3% 4. Снизить удельную величину потребления энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, в том числе: 4.1. Удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения на 11,4% 4.2. Доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии на 6,9% 4.3. Доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды на 62,9% 4.4. Удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения на 64,7% 4.5. Удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения на 11,1%. |
Система организации управления и контроль за исполнением муниципальной программы |
Контроль практической реализации мероприятий Программы осуществляет администрация Кадошкинского муниципального района |
1. Характеристика текущего состояния сферы
В настоящее время экономика и бюджетная сфера Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации.
Энергосбережение в жилищно-коммунальном и бюджетном секторе муниципального района является актуальным и необходимым условием нормального функционирования, так как повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), при непрерывном росте цен на топливо и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как топливно-энергетических ресурсов, так и финансовых ресурсов.
Программа энергосбережения должна обеспечить снижение потребление ТЭР и воды за счет внедрения предлагаемых данной Программой решений и мероприятий, и соответственно, перехода на экономичное и рациональное расходование ТЭР, при полном удовлетворении потребностей в количестве и качестве, превратить энергосбережение в решающий фактор функционирования муниципального района.
В условиях роста тарифов на энергоресурсы одной из основных угроз социально-экономическому развитию Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального района, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
Рост стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведет к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального района и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального района и, прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях.
В социальной сфере Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия действует 7 учреждений образования, 4 дома культуры и клубов, 6 библиотек, физкультурно-оздоровительный комплекс.
В состав организаций коммунального комплекса Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - ОКК) входят МП "Кадошкиноэлектротеплосеть", занимающиеся производством, передачей и сбытом тепловой энергии, водоснабжением, водоотведение, а также МБУ "Благоустройство Кадошкинского городского поселения", которое обслуживает многоквартирный жилищный фонд.
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью муниципального района, определяющей показатели и условия энергообеспечения его экономики, социальной сферы и населения.
В настоящее время возникла объективная необходимость более рационального энергоиспользования путем повсеместного внедрения энергоэффективных технологий, учета фактически потребляемых тепловой энергии, холодной, газа, электроэнергии. Отсутствие должного приборного учета приводит к колоссальным потерям в протяженных и сильно разветвленных сетях водоснабжения, а также их низкую надежность. По оценкам, в настоящее время утечки на сетях водоснабжения достигают 30% транспортируемого расхода.
Кроме того, конструкции отопительных установок жилых зданий существующей застройки не позволяют регулировать теплоотдачу отопительных приборов. Как правило, отсутствует регулирование отопительной нагрузки на тепловых пунктах, что приводит к перерасходу тепловой энергии в домах.
Для реализации комплекса энергоресурсосберегающих мероприятий в административном хозяйстве муниципального образования, необходимо организовать работу по:
- внедрению энергосберегающих светильников, в т.ч. на базе светодиодов;
- регулировке систем отопления, холодного и горячего водоснабжения;
- утеплению чердачных перекрытий и подвалов;
- утеплению входных дверей и окон;
- переводу отопления на дежурный режим во внерабочее время;
- регулировке систем отопления;
- промывке систем центрального отопления;
- автоматической регулировке прямой и обратной систем отопления;
- утеплению фасадов;
- установка приборов учета;
- оформление прав собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры администрациями сельских поселений.
Механизм реализации данной подпрограммы предусматривает осуществление программных мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых промежуточных и итоговых результатов.
В предстоящий период на территории муниципального образования должны быть выполнены установленные Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:
- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;
- проведение энергетических обследований;
- учет энергетических ресурсов;
- ведение энергетических паспортов;
- ведение топливно-энергетических балансов;
- нормирование потребления энергетических ресурсов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
Отдельной проблемой является снижение издержек на получение информации, сравнение эффективности различных энергосберегающих мероприятий и выбор из них наиболее оптимальных для применения.
3. Недостатком является отсутствие средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления с мероприятиями комплексной целевой программы в Республике Мордовия.
В предстоящий период решение этих вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным.
2. Цели и задачи
2.1. Основными целями Программы являются:
повышение доли объема энергетических ресурсов, расчеты за которую осуществляются по приборам учета в общем объеме потребляемых энергоресурсов на территории муниципального района;
увеличение доли финансирования мероприятий по энергосбережению за счет внебюджетных источников;
снижение удельных расходов потребления энергоресурсов в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях;
снижение потерь при производстве, передаче и потребления тепловой и электрической энергии путем модернизации объектов с переходом к применению инновационных технологий и оборудования.
2.2. Основными задачами Программы являются:
выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере;
проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в учреждениях бюджетной сферы;
обеспечение выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетных источников в бюджетной сфере;
организация ведения топливно-энергетических балансов;
нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов;
оформление прав собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры администрациями сельских поселений.
3. Прогноз конечных результатов
Программа энергосбережения обеспечит перевод на энергоэффективный путь развития. В бюджетной сфере - минимальные затраты на ТЭР. Программа предусматривает организацию энергетических обследований для выявления нерационального использования энергоресурсов; разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий. Программа обеспечит наличие актов энергетических обследований, энергетических паспортов.
Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливно-энергетического баланса позволяет снизить удельные показатели расхода энергоносителей, кризис неплатежей, уменьшить бюджетные затраты на приобретение ТЭР.
1. Повысить долю объема энергетических ресурсов, расчеты за которую осуществляются по приборам учета в общем объеме потребляемых энергоресурсов на территории муниципального образования, в том числе:
1.1. В части электрической энергии до 100,0%
1.2. В части тепловой энергии до 100,0%
1.3. В части холодной воды до 95,0%
1.4. В части природного газа до 100%
2. Снизить объем потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе:
2.1. В части электрической энергии на 5,5%
2.2. В части тепловой энергии на 11,1%
2.3. В части природного газа на 3,6%
2.4. В части холодной воды на 3,0%
3. Снизить удельную величину потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах, в том числе:
3.1. В части электрической энергии на 3,7%
3.2. В части тепловой энергии на 5,6%
3.3. В части холодной воды на 5,9%
3.4. В части природного газа на 1,3%
4. Снизить удельную величину потребления энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, в том числе:
4.1. Удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения на 11,4%
4.2. Доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии на 6,9%
4.3. Доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды на 62,9%
4.4. Удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения на 64,7%
4.5. Удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения на 11,1%.
4. Сроки реализации
Программа рассчитана на 2021 - 2023 годы.
5. Основные мероприятия
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях:
энергетических паспортов;
топливно-энергетических балансов;
актов энергетических обследований;
- снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и учреждений муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
- подготовки специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования.
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации и каждом домохозяйстве будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Основные направления реализации Программы представлены в приложении N 2 к Программы.
6. Целевые показатели (индикаторы) эффективности
Перечень целевых показателей (индикаторов) эффективности представлены в Приложении N 1 Программы.
7. Ресурсное обеспечение
Расходы Программы формируются за счет средств местного бюджета и средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы в 2021 - 2023 гг. составит 2 298,0 тыс. руб.,
а) в том числе по источникам финансирования:
- республиканский бюджет - 301,95 тыс. руб.;
- местный бюджет - 151,05 тыс. руб.;
- прочие источники (внебюджетные средства) - 1 845,0 тыс. руб.,
б) в том числе по годам и источникам финансирования:
- 2021 г. - 44,0 тыс. руб.:
- местный бюджет - 27,0 тыс. руб.;
- прочие источники (внебюджетные средства) - 17,0 тыс. руб.
- 2022 г. - 59,0 тыс. руб.:
- местный бюджет - 41,0 тыс. руб.;
- прочие источники (внебюджетные средства) - 18,0 тыс. руб.
- 2023 г. - 2 195,0 тыс. руб.:
- республиканский бюджет - 301,95 тыс. руб.;
- местный бюджет - 83,05 тыс. руб.;
- прочие источники (внебюджетные средства) - 1 810,0 тыс. руб.
Предложения по финансированию Программы за счет средств бюджетов всех уровней носят прогнозный характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов на очередной год и плановый период.
8. Меры муниципального регулирования и управления рисками
Финансовые риски связаны с ограниченностью бюджетных ресурсов на цели реализации Программы, а также с возможностью нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств в ходе реализации мероприятий Программы.
9. Методика оценки эффективности
Приоритетными направлениями совершенствования нормативной правовой и методической базы энергосбережения и энергоэффективности являются:
- совершенствование полномочий органов исполнительной власти в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработка нормативной правовой и методической базы информационного обеспечения мероприятий по энергетической эффективности и энергосбережению;
Эффективность выполнения Программы оценивается в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденным Постановлением администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 29.04.2015 N 160-П.
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для оценки вклада Программы в экономическое и социальное развитие Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
10. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- учреждения и предприятия;
- органы местного самоуправления.
При реализации программных мероприятий в учреждении (в предприятии) руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности учреждения (предприятия), организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов в учреждении (предприятии).
Обязанности по выполнению энергосберегающих мероприятий, учету, контролю за их реализацией и результатами в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и предприятиях должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы.
Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно муниципальными заказчиками из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится с обязательным учетом требований действующего законодательства и принятых органами государственной власти и местного самоуправления рекомендаций по обеспечению энергосберегающих характеристик закупаемой продукции.
Ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в администрации района рассматривается ход реализации программных мероприятий.
Периодичность рассмотрения вопросов о выполнении программных мероприятий в муниципальных учреждениях - один раз в квартал. По итогам работы в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в администрацию района направляется отчет установленной формы.
Администрация Кадошкинского муниципального района ежеквартально на своих заседаниях рассматривает вопрос о состоянии энергосбережения в отраслях социальной сферы и экономики муниципального образования.
Финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с решением Совета депутатов Кадошкинского муниципального района о бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.