Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2021 г. N 2а-2025/2020
"О признании частично недействующим Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард и недействующим Порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард, утв. постановлением Администрации МО город Салехард от 09.11.2010 N 328"
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Раенгулова А.Б.
при секретаре судебного заседания Гасымовой В.А.к.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Салехард действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО г. Салехард об оспаривании нормативно правового акта, установил
Прокурор г. Салехард действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском администрации МО г. Салехард о признать недействующими, со дня вступления в силу: п. 3 Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (далее - Положение), утверждённого постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 09.11.2010 N 328, в части наделения коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей правом предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению умерших; п. 4 данного Положения; Порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (далее - Порядок), утвержденного постановлением администрации МО г. Салехард от 09.11.2010 N 328, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что п. 3 и п. 4 Положения, а также Порядок, на момент принятия нормативного правового акта не соответствуют положениям, установленным действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу. Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8 "О погребении и похоронном деле" установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела. Частью 2 статьи 25 ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Частью 1 статьи 29 ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Постановлением администрации МО г. Салехард от 09.11.2010 N 328 утверждены Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (приложение N 1) и Порядок выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (приложение N 2). В нарушение положений федерального законодательства пунктом 3 Положения установлено, что специализированной службой может быть любое юридическое лицо, независимо от формы собственности, или индивидуальный предприниматель, имеющие право на занятие данным видом деятельности. Пункт 3 Положения в части наделения коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей обязанностью предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению является незаконным. В силу п. 4 Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела статус специализированной службы на территории муниципального образования город Салехард хозяйствующие субъекты получают на условиях конкурса. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на конкурсной основе, следовательно п. 4 Положения как и Порядок (приложение 2), устанавливающий выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела на основе открытого конкурса, должны быть признаны недействующими.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 8-ФЗ"
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Усенова Б.А., поддержала исковые требования, приведя доводы, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика Рыбакова Е.М. иск не признала, привела доводы о том, что статус специализированной службы по вопросам похоронного дела приобретает любой хозяйствующий субъект, на основании конкурса. При этом на данный субъект возлагаются, помимо договорных, обязанности в силу законодательства. В этой связи обычные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в участии в данном конкурсе, а постоянным участником и лицом, предоставляющим услуги является АО "Салехарддорстрой", учредителем которого является администрация МО г. Салехард. Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела увеличит расходы местного бюджета на содержание указанной службы, поскольку количество погребений в год не превышает двадцати.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 22 статьи 13 Устава муниципального образования город Салехард с к вопросам местного значения муниципального образования отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов (статья 29, Пунктом 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Таким образом, исходя из положений Законов N 8-ФЗ и N 131-ФЗ, органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы только в форме муниципальных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных).
При этом правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям путем заключения договора на оказание услуг органы местного самоуправления не наделены, так как Закон N 131-ФЗ не предоставляет им право делегировать сторонним организациям полномочия, которые отнесены законом к полномочиям организаций, создаваемых органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Постановлением администрации МО г. Салехард от 09.11.2010 N 328 утверждены Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (приложение N 1) и Порядок выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард (приложение N 2).
В пунктах 3, 4 Положения установлено, что специализированной службой может быть любое юридическое лицо, независимо от формы собственности, или индивидуальный предприниматель, имеющие право на занятие данным видом деятельности. Статус специализированной службы на территории муниципального образования город Салехард хозяйствующие субъекты получают на условиях конкурса.
При этом в приложении 2 к Постановлению администрации МО г. Салехард от 09.11.2010 N 328, установлен порядок выбора специализированной службы по вопросам похоронного дела на основе открытого конкурса.
Вместе с тем, заключение договора с коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем и передача им функций специализированной службы не является исполнением требований статей 25, 29 Закона N 8-ФЗ, предполагающим создание специализированной службы в форме муниципального учреждения или предприятия.
Наделение в данном случае любого юридического лица, независимо от формы собственности, или индивидуального предпринимателя, имеющие право на занятие данным видом деятельности, в том числе на конкурсной основе, статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела, как это указано в оспариваемых нормах, признается судом противоречащим действующему законодательству, нарушающим установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Ссылка ответчика на то, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела увеличит расходы местного бюджета на содержание указанной службы, несостоятельна с учетом наличия обязанности органа местного самоуправления исполнить соответствующие требования Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Таким образом иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 суд решил:
Иск прокурора г. Салехард действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО г. Салехард, об оспаривании нормативно правового акта удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в силу п. 3 Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард, утверждённого постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 09.11.2010 N 328, в части наделения коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей правом предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению умерших.
Признать недействующими со дня вступления в силу п. 4 Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 09.11.2010 N 328.
Признать недействующим со дня вступления в силу Порядок выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 09.11.2010 N 328.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Салехард в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа через Салехардский городской суд.
Судья |
А.Б. Раенгулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2021 г. N 2а-2025/2020 "О признании частично недействующим Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард и недействующим Порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард, утв. постановлением Администрации МО город Салехард от 09.11.2010 N 328"
Текст решения опубликован на официальном сайте Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа (http://salehardsky.ynao.sudrf.ru)