Постановление Правительства Астраханской области от 18 февраля 2021 г. N 44-П
"О региональной программе "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области"
22 октября 2021 г.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области".
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области |
И.Ю. Бабушкин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 18.02.2021 N 44-П
Региональная программа
"Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области"
Паспорт
региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области"
Наименование Программы |
региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" |
Ответственный исполнитель Программы |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
Исполнители Программы |
- министерство социального развития и труда Астраханской области; - министерство экономического развития Астраханской области; - министерство образования и науки Астраханской области; - министерство здравоохранения Астраханской области; - министерство физической культуры и спорта Астраханской области; - министерство культуры и туризма Астраханской области; - министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области; - министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области; - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области; - агентство по занятости населения Астраханской области |
Цель Программы |
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения Астраханской области и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, снижение уровня бедности в Астраханской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года |
Задачи Программы |
- повышение уровня доходов граждан и обеспечение превышения темпов роста средней заработной платы не ниже роста инфляции, создание условий для устойчивого экономического роста в целях улучшения благосостояния населения; - развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; - развитие системы социального контракта; - организация социальной адаптации малоимущих граждан |
Сроки и этапы реализации Программы |
2021-2030 годы без деления на этапы |
Объемы бюджетных ассигнований и источники финансирования Программы |
финансирование мероприятий обеспечивается за счет средств бюджета Астраханской области, федерального бюджета и местных бюджетов в рамках реализации национальных (региональных) проектов и государственных программ Астраханской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение уровня бедности в Астраханской области к 2030 году до 7,8% к показателю 2017 года |
1. Общие положения
Региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области" разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.09.2018, и направлена на достижение национальных целей развития Астраханской области на период до 2030 года по обеспечению устойчивого роста доходов населения и снижению уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Мониторинг выполнения мероприятий Программы осуществляется в соответствии с показателями реализации Программы согласно приложению N 1 к Программе и на основании плана мероприятий согласно приложению N 2 к Программе, а также ежегодно утверждаемого плана-графика реализации Программы согласно приложению N 3 к Программе.
Исполнительные органы государственной власти Астраханской области, ответственные за выполнение мероприятий и показателей реализации Программы, представляют в министерство социального развития и труда Астраханской области:
ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет по результатам мониторинга реализации Программы за квартал по форме согласно приложению N 4 к Программе;
ежегодно, в срок до 20 января года, следующего за отчетным годом, отчет по результатам мониторинга реализации Программы за год по форме согласно приложению N 4 к Программе.
С целью более полного представления информации министерство социального развития и труда Астраханской области имеет право запрашивать и утверждать дополнительные формы отчетности.
2. Анализ текущей ситуации
2.1. Социально-экономическое развитие Астраханской области
Астраханская область - это территория юга России с развивающейся экономикой, значительным потенциалом и прочными дипломатическими связями.
Основу уникального природно-ресурсного потенциала Астраханской области составляют значительные запасы углеводородов: нефти, газа и газового конденсата, разведанные на территории области и на российской части дна Каспийского моря, а также сера, соль, бром, йод, общераспространенные полезные ископаемые (гипс, глина, пески и пр.) и пресные подземные воды, минеральные воды.
В настоящее время в регионе активно развивается рыбная, химическая промышленность, а также машиностроение и судостроение, туризм. Мощный стимул к развитию получил и агропромышленный комплекс области, который не только создает основу продуктовой безопасности региона, но и вносит вклад в копилку валового регионального продукта. В последнее время сельское хозяйство приобретает стратегическое значение для развития региона в целом.
Астраханская область является центром управления проектами освоения запасов шельфа Каспийского моря ведущими российскими корпорациями. Благодаря своему географическому положению Астраханская область является единственным регионом России, обладающим возможностями доставки сложных конструкций обустройства месторождений.
Помимо крупных запасов углеводородного сырья Астраханская область располагает значительными запасами поваренной соли, гипса и другими неметаллическими твердыми полезными ископаемыми.
Социально-экономическое развитие Астраханской области за 2019 год характеризуется следующими показателями.
Рост производства в промышленном секторе экономики достигнут благодаря увеличению объемов производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", индекс производства по которому за январь-декабрь 2019 года увеличился на 5,7% по отношению к уровню 2018 года, в том числе:
- производство пищевых продуктов - на 8,1%;
- производство текстильных изделий - 6%;
- производство кожи и изделий из кожи - на 20,1%;
- производство бумаги и бумажных изделий - на 7,1%;
- производство кокса и нефтепродуктов - на 15,3%;
- производство химических веществ и химических продуктов - на 3%;
- производство прочей неметаллической минеральной продукции - на 1,9%;
- производство электрического оборудования - в 3,6 раза;
- ремонт и монтаж машин и оборудования - на 34,8%.
По добыче полезных ископаемых индекс промышленного производства в январе-декабре 2019 года сложился на уровне 102,6%, положительная динамика зафиксирована в следующих отраслях:
- по добыче сырой нефти и природного газа рост объемов производства за январь-декабрь 2019 года произошел на 6,2%;
- по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа индекс производства увеличился на 6,5% за январь-декабрь 2019 года по сравнению с уровнем предыдущего года;
- по добыче природного газа и газового конденсата объемы производства увеличились на 2,4% за январь-декабрь 2019 года по сравнению с уровнем предыдущего года;
- по добыче прочих полезных ископаемых зафиксирован рост на 24,4% главным образом за счет увеличения добычи соли на 35%.
В 2019 году добыто 1,6 млн тонн соли (138% к уровню 2018 года). На 2020 год запланировано дальнейшее наращивание производства до 2 млн тонн соли (рост на 25%).
Ведутся разработки Нижне-Баскунчакского месторождения гипса на территории Ахтубинского района. Объем добычи гипса в 2019 году составил 630 тыс. тонн или 110,7% к уровню 2018 года. В 2020 году запланировано увеличение объемов производства еще на 10% до 690 тыс. тонн.
Агропромышленный комплекс региона продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Астраханской области. Объем производства валовой продукции сельского хозяйства в 2019 году составил 46289,3 млн рублей (101,8% к уровню 2018 года). В сельском хозяйстве используются технологии капельного орошения, происходит развитие семеноводства, использование научно-обоснованных норм внесения минеральных удобрений и средств защиты растений.
Первая составляющая АПК - отрасль растениеводства, доля которой в общем объеме составляет более 60%.
Региональный растениеводческий комплекс продолжает сохранять лидерство среди субъектов Российской Федерации по урожайности овощей открытого грунта и занимает:
во всех категориях хозяйств:
- 1 место в России по выращиванию томатов (709,8 тыс. тонн);
- 2 место в России по выращиванию лука (263,9 тыс. тонн);
в товарных хозяйствах:
- 1 место в России по бахчевым (318,7 тыс. тонн);
- 1 место в Южном федеральном округе по картофелю (338,2 тыс. тонн).
Определенных успехов сельскохозяйственные товаропроизводители достигли и в области животноводства. Астраханская область является одним из немногих регионов Российской Федерации, который ежегодно не только сохраняет, но и увеличивает поголовье скота.
Наблюдается стабильная ситуация в сфере потребительского рынка. Оборот розничной торговли составил 180,9 млрд рублей (100,4% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах), общественного питания - 10,2 млрд рублей (темп роста к уровню 2018 года - 103,8%).
В 2019 году денежные доходы населения сложились в сумме 302 950,5 млн рублей и увеличились (в сравнении с 2018 годом) на 5,0%. Среднедушевые денежные доходы населения Астраханской области составили 24997,8 руб. (темп роста - 105,6% к уровню 2018 года).
Основные показатели
социально-экономического развития Астраханской области за 2019 год
Показатели |
Ед. изм. |
Астраханская область |
Российская Федерация |
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах) |
% |
100,5 1) |
101,3 1) |
Индекс промышленного производства |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
102,6 |
102,4 |
Валовая продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
46 289,3 |
5907,9 2) |
темп к периоду предыдущего года |
% |
101,8 |
104,0 |
Инвестиции в основной капитал |
млн руб. |
95 657,8 |
19 318,82) |
темп к предыдущему году |
% |
82,3 |
101,7 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" |
млн руб. |
23 059,1 |
9 132,12) |
темп к предыдущему году |
% |
51,4 |
100,6 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. |
318,5 |
82,04) |
темп к предыдущему году |
% |
97,0 |
106,2 |
Грузооборот всех видов транспорта |
млн тонно-км |
20780,5 |
5 669,1 3) |
темп к периоду предыдущего года |
% |
93,7 |
100,6 |
Оборот розничной торговли |
млрд руб. |
180,9 |
33 532,1 |
темп к предыдущему году |
% |
100,4 |
101,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
100,4 |
100,8 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
36 093,4 |
47 468 |
темп роста (к соответствующему периоду предыдущего года) |
% |
107,3 |
107,5 |
Реальная заработная плата |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
103,0 |
102,9 |
Уровень зарегистрированной безработицы (к экономически активному населению), на конец периода |
% |
1,2 |
1,0 |
1) оценка;
2) в млрд руб.;
3) в млрд тонно-км;
4) млн кв. метров
Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов на протяжении ряда лет обеспечивает инвестиционный поток в экономику региона (около 100,0 млрд рублей).
В 2019 году освоено 95,7 млрд рублей, что почти в 2 раза превышает уровень 2010 года в денежном выражении (в 2010 году - 59,9 млрд рублей).
Подобная тенденция создает условия для устойчивого развития инвестиционной деятельности на территории региона в перспективе. За 2018 год удельный вес инвестиций в ВРП составил 21,4%.
Темп роста инвестиций в основной капитал, %
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Астраханская область |
94,2 |
110,4 |
114,8 |
145,5 |
83,7 |
90,3 |
103,5 |
119,6 |
65,2 |
82,3 |
Южный федеральный округ |
119,2 |
110,3 |
107,4 |
114,6 |
88,3 |
84,5 |
84,9 |
120,3 |
94,4 |
85,3 |
Российская Федерация |
106,3 |
110,8 |
106,8 |
100,8 |
98,5 |
89,9 |
99,8 |
104,8 |
105,4 |
101,7 |
Отраслевая разбивка по крупным и средним организациям демонстрирует сосредоточение наибольшего объема инвестиций в сфере добычи полезных ископаемых. По итогам 2017-2019 годов доля организаций нефтегазового сектора в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций составила около 60%.
Основной объем капитальных вложений в сфере добычи прочих полезных ископаемых направляется на модернизацию производственных мощностей по добыче и переработке соли и гипсового камня.
Существенные объемы инвестиционных ресурсов направляются на развитие энергетики, агропромышленного комплекса, торговли.
Географическое расположение региона создало предпосылки для инвестиционного развития нового качества в сфере электроэнергетики - активно внедряются "зелёные" технологии. На территории региона завершено строительство 12 солнечных электростанций с участием иностранного капитала (Китай, Австрия) в Володарском, Енотаевском, Наримановском, Ахтубинском и Приволжском районах Астраханской области.
В агропромышленном комплексе завершена реализация масштабного инвестиционного проекта по производству томатной пасты с последующей реализацией продукции.
В торговой сфере реализованы инвестиционные программы, направленные на прирост качественных площадей за счет строительства и реконструкции предприятий розничной торговли.
Численность населения Астраханской области продолжает снижаться и на 01.01.2020 составила 1 005,78 тысячи человек, что на 8,3 тысячи человек меньше, чем на 1 января предыдущего года.
С 2015 года как в Российской Федерации, так в Южном федеральном округе и Астраханской области началось заметное снижение рождаемости.
Показатель рождаемости в регионе снизился на 23,2% (с 14,2 в 2010 году до 10,9 на 1000 населения в 2019 году), однако на 11,2% опережает показатель рождаемости по Южному федеральному округу (9,8) и на 7,9% по Российской Федерации (10,1).
Коэффициент смертности в Астраханской области в 2019 году по сравнению с 2018 годом снизился на 2,6% и составил 11,3 на 1000 человек населения, что ниже на 8,1% (12,3 на 1000 населения) среднероссийского показателя и на 11,7% (12,8 на 1000 населения) показателя по Южному федеральному округу.
Смертность в Астраханской области в 2019 году в среднем превысила рождаемость в 1,04 раза.
В регионе с 2019 года естественный прирост населения сменился на убыль. По итогам 2019 года демографическая ситуация как в Астраханской области, так и во многих субъектах Российской Федерации характеризовалась естественной убылью населения, которая за прошедший год составила 445 человек, соответственно, уровень естественной убыли составил 0,4 на 1 000 населения. При этом региональный уровень естественной убыли населения оказался значительно ниже среднероссийского в 5,5 раза и в 6 раз ниже показателя по Южному федеральному округу.
Миграционный отток населения Астраханской области за 2019 год составил 7881 человек (за 2018 год - 3496 человек).
По сравнению с январем-декабрем 2018 года число мигрантов, прибывших из других регионов, уменьшилось на 623 человека, число выбывших - на 1318 человек. Миграционная убыль по межрегиональной миграции снизилась на 695 человек и составила 3784 человека.
Число мигрантов, прибывших из других стран, оказалось ниже числа выбывших на 4097 человек (миграционный прирост за 2018 год - 983 человека).
В миграционной обстановке региона прослеживается негативное влияние миграционного оттока граждан на численность населения.
Показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни интегрально отражает множество самых разнообразных факторов, начиная от эффективности системы здравоохранения, экологических условий проживания, заканчивая стереотипами поведения и психологическим самочувствием населения. Благоприятная демографическая ситуация отразилась на ожидаемой средней продолжительности жизни, которая в 2019 году составила 73,86 и выросла за последние 5 лет на 3,1 года. При этом среднероссийский показатель в 2019 году составил 73,34, а по Южному федеральному округу - 73,73.
По гендерному признаку в Астраханской области ожидаемая продолжительность жизни мужчин составила 68,96 года, а женщин - 78,57 года.
Численность населения по основным возрастным группам показала преобладание численности женщин над численностью мужчин, которое, по данным переписи 2002 года, отмечено с 34-летнего возраста, по данным 2010 года - с 32-летнего возраста, а на 01.01.2020 - с 35-летнего возраста. Данное изменение соотношения полов в первую очередь связано со снижением преждевременной смертности мужчин.
Исходя из оптимальной возрастной структуры населения, обеспечивающей стабильное воспроизводство и достаточный удельный вес трудоспособного населения, возрастная структура должна быть следующая:
- молодое нетрудоспособное население - не менее 20%;
- взрослое трудоспособное население - 65%;
- пожилое нетрудоспособное население - не более 15%.
В Астраханской области численность населения моложе трудоспособного возраста на начало текущего года составила 20,5% от общей численности населения, трудоспособного возраста - 55,6%, старше трудоспособного возраста - 23,9%. Половину населения трудоспособного возраста составили лица в возрасте старше 42 лет.
Демографическая нагрузка трудоспособного населения считается оптимальной, если доля трудоспособного населения приблизительно в два раза больше доли нетрудоспособного (т.е. на каждые 1000 человек трудоспособного населения должно приходиться приблизительно 500 человек нетрудоспособного населения).
Коэффициент демографической нагрузки - это соотношение людей трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Чем выше его значение (чем больше нетрудоспособных граждан), тем сильнее нагрузка на тех, кто работает.
Удельный вес всего нетрудоспособного населения в регионе превысил порог 44%. В этих условиях демографическая нагрузка на трудоспособное население нетрудоспособным находится на экономическом пределе. Исходя из прогнозных данных Росстата до 2036 года, это соотношение будет только ухудшаться.
По среднему варианту прогноза Росстата на начало 2019 года коэффициент демографической нагрузки в регионе составил 823 нетрудоспособных гражданина, из которых 450 - пенсионеры. Также спрогнозировано, что к 2036 году на 1 тыс. работающих астраханцев будет приходиться 867 нетрудоспособных граждан, 552 из которых пенсионеры.
В регионе продолжается процесс демографического старения, а именно увеличения с годами доли пожилого населения во всём населении.
С целью измерения старения населения используют показатель демографического старения. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более превышает 7% всего населения. В настоящее время в Астраханской области доля людей старше 65 лет от общей численности населения составляет 14,8%. Для сравнения: в 2000 году доля таких людей составляла 11,2%.
На ближайшую перспективу под влиянием реализации мер и стратегических направлений развития, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", ожидается изменение демографических тенденций.
Анализ динамики среднегодовой численности занятых в экономике в период с 2017 по 2019 год проведен по данным, представленным Управлением Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия.
Среднегодовая численность занятых в экономике за 2017 год составила 487564 человека, за 2018 год - 470673 человека (снижение - 16891 человек), за 2019 год - 461711 человек (снижение - 8962 человека).
В целом за два года среднее снижение численности занятых в экономике составило 12926 человек. При этом наибольшее снижение произошло в 2018 году.
Снижение работников наблюдалось в следующих видах экономической деятельности: "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" - на 2%; "строительство" - на 10,5%; "деятельность по операциям с недвижимым имуществом" - на 6%.
Снижение численности занятых в экономике региона обусловлено рядом факторов: общее снижение численности населения в Астраханской области, миграционный отток населения.
Ситуация на рынке труда Астраханской области в 2017-2018 годах характеризовалась снижением числа обращений граждан за содействием в поиске подходящей работы и, соответственно, снижением показателя регистрируемой безработицы. В 2017 году уровень регистрируемой безработицы составил 1,2%, в 2019 году - 1,0%.
В 2019 году в органы службы занятости региона в поиске работы обратилось 29,3 тыс. граждан, что составило 111,2% к 2018 году. Безработными признаны 15,1 тыс. человек, что больше, чем в 2018 и 2017 году на 31,6 и 15,1% соответственно.
Мониторинг рынка труда показывает, что основной приток обращений граждан происходит в связи с увольнениями работников из организаций следующих видов экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, образование, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, строительство.
Среди обратившихся в 2019 году в органы службы занятости в поиске подходящей работы возросла (по сравнению с 2018 годом) доля граждан, обратившихся после окончания сезонных работ (с 6,3 до 7,5%), впервые ищущих работу (с 15,3 до 15,7%), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (с 11,2 до 13,5%), прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность (с 0,5 до 0,7%), выпускников образовательных организаций (с 1,3 до 1,4%).
Снизилась доля граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с 9,1 до 5,0%.
Количество вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения, в 2019 году составило 60,7 тысячи единиц, что составило 110% к уровню 2018 года и 108,3% к уровню 2017 года.
Низкая территориальная мобильность населения и недостаток рабочих мест в сельской местности приводят к тому, что 2/3 от общего числа безработных - это жители муниципальных районов области.
Существует наличие рисков роста безработицы в регионе. Численность зарегистрированных безработных на 1 января 2020 года составила 6,2 тысячи человек (на 01.01.2019 - 5,3 тысячи человек), уровень регистрируемой безработицы - 1,2% к численности рабочей силы (на начало 2019 года - 1,0%).
Динамика
численности безработных граждан и уровень регистрируемой безработицы на рынке труда Астраханской области за 2017-2019 годы
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости населения, на конец года, человек |
6281 |
5253 |
6156 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
Численность безработных граждан в среднегодовом исчислении, человек |
5985 |
5096 |
5352 |
Уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении, % |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
В последние годы в Астраханской области растет спрос на квалифицированные трудовые ресурсы и при демографических диспропорциях в структуре трудового потенциала уже ощутим дефицит на рынке труда.
Информация об основных показателях развития рынка труда представлена в следующей таблице.
В Астраханской области среднемесячная заработная плата работников по полному кругу экономической деятельности в 2019 году составила 35 791,5 рубля (темп роста - 106% к уровню 2018 года). Реальная заработная плата составила 101,8% к уровню 2018 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности
Наименование |
Январь-декабрь 2017 года (рублей) |
Январь-декабрь 2018 года (рублей) |
Январь-декабрь 2019 года (рублей), уточненный год |
Всего |
29599,2 |
33630,1 |
36093,4 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
14202,8 |
17971,6 |
20228,3 |
добыча полезных ископаемых |
85049,1 |
101045,9 |
103155,7 |
обрабатывающие производства |
23615,2 |
43125,0 |
48555,9 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
35286,2 |
37983,7 |
39663,4 |
строительство |
32102,0 |
34102,2 |
37629,4 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
19393,7 |
21907,3 |
22572,9 |
гостиницы и рестораны |
16948,0 |
20110,6 |
20407,1 |
транспортировка и хранение |
38443,3 |
46152,4 |
49259,2 |
деятельность в области информации и связи |
29636,1 |
33834,4 |
37799,7 |
финансовая и страховая деятельность |
43621,2 |
46999,6 |
50318,6 |
операции с недвижимым имуществом |
16723,3 |
19877,1 |
18945,0 |
государственное управление; социальное обеспечение |
30026,2 |
32494,4 |
34249,7 |
образование |
21352,3 |
25019,6 |
27161,8 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
23624,3 |
30754,3 |
32815,5 |
предоставление прочих услуг |
20384,3 |
24914,2 |
27758,7 |
По предварительным данным государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области, на 01.10.2020 средний размер назначенных ежемесячных пенсий составил 13313,71 рубля. Показатель превысил значение на 5,7% к уровню 01.01.2019.
Темп роста среднедушевых денежных доходов населения Астраханской области за 2017 год увеличился относительно 2016 года на 0,2%; в 2018 году к уровню 2017 года на 3,4%; в 2019 году по предварительным данным к уровню 2018 года на 5,6%.
Динамика структуры денежных доходов населения Астраханской области в период 2017-2019 годов сохраняет устойчивость. В составе денежных доходов около половины общей суммы составляет оплата труда наемных работников (2017 год - 51,0%; 2018 год - 52,1%; 2019 год - 52,3%), вторым по значимости элементом являются социальные выплаты (2017 год - 20,3%; 2018 год - 20,0%; 2019 год - 20,1%). Прочие денежные поступления составляют третий по значимости элемент (2017 год - 19,6%; 2018 год - 19,4%; 2019 год - 19,0%). Доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности составляют четвертый по значимости элемент денежных доходов населения (2017 год - 6,9%; 2018 год - 6,5%; 2019 год - 6,7%). Доходы населения от собственности составляют пятый по значимости элемент (2017 год - 2,2%; 2018 год - 2,0%; 2019 год - 1,9%.).
В настоящее время величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Астраханской области, среднегодовые величины определяются на основании данных за I-IV кварталы соответствующего года.
Расчеты величины прожиточного минимума осуществляются на основе утвержденной потребительской корзины.
Динамика
прожиточного минимума в Астраханской области
(рублей в месяц) | |||||
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
III квартал 2020 г. |
|
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения) |
9363 |
9538 |
10345 |
10936 |
|
Трудоспособное население |
9854 |
10025 |
10838 |
11400 |
|
Пенсионеры |
7562 |
7778 |
8666 |
9065 |
|
Дети |
10089 |
10270 |
11020 |
11862 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в Астраханской области составило: за 2017 год - 244,4%, за 2018 год - 243,1%, предварительные данные 2019 года - 241,6%.
В соответствии с информацией, представленной Астраханьстатом, по состоянию на 01.01.2020 общая сумма просроченной задолженности по заработной плате в Астраханской области составила 24,6 млн рублей.
На 01.10.2020 сумма просроченной задолженности по заработной плате в Астраханской области составила 23 млн рублей перед 753 работниками, в том числе по основным видам деятельности.
2.2. Текущая ситуация с уровнем бедности
По данным Астраханьстата, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла: в 2017 году - 15,5% (153,7 тыс. человек), в 2018 году - 15,1% (153,4 тыс. человек), в 2019 году - 15,5% (156,5 тыс. человек).
В целом по Астраханской области по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2018 году, доля малоимущего населения по месту проживания составляла в городских населенных пунктах 43%, в сельских населенных пунктах - 57%.
По возрастным группам доля малоимущего населения разделяется следующим образом:
дети в возрасте до 16 лет - 35%;
население трудоспособного возраста - 59,8%;
население старше трудоспособного возраста - 5,2%.
По отношению к занятым домохозяйства, имеющие среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, распределились на занятые в экономике 45,5% и незанятые в экономике 54,5%.
В Астраханской области малоимущие домашние хозяйства по основным социально-демографическим группам распределились следующим образом:
- по числу лиц - основная доля представлена малоимущими домашними хозяйствами, состоящими из 3 и более человек (92,4%), лишь 7,6% приходится на подобные хозяйства, состоящие из 1-2 человек;
- по наличию детей до 18 лет: основная доля представлена малоимущими домашними хозяйствами, имеющими детей в возрасте до 18 лет, - 83,5%, а 16,5% - это аналогичные домохозяйства, не имеющие детей в возрасте до 18 лет.
Анализ малоимущих домашних хозяйств по структуре доходов показал, что в Астраханской области среднедушевые денежные доходы составляют 6868,1 рубля в месяц в то время, когда МРОТ в регионе с 01.01.2020 составляет 12130 рублей в месяц, а величина прожиточного минимума - 10345 рублей в месяц на человека.
Дефицит денежных доходов в расчете на одно домашнее хозяйство в регионе по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2018 году составил 12545,3 рубля в месяц, в том числе на одного члена домашнего хозяйства - 3125,6 рубля в месяц.
Таким образом, в результате анализа структуры и характеристик малоимущего населения Астраханской области установлено:
- высокий уровень бедности концентрируется в семьях с детьми;
- уровень материальной обеспеченности малоимущих семей снижается пропорционально росту иждивенческой нагрузки, соответственно многодетные семьи имеют большие материальные трудности;
- высокий уровень бедности регистрируется в семьях, где трудоспособные граждане являются безработными, работают на неполную ставку или получают низкую заработную плату на уровне МРОТ, что не обеспечивает уровень среднедушевого дохода в семье выше прожиточного минимума.
В таблице представлены факторы и причины бедности граждан и семей в Астраханской области.
Факторы и причины
бедности граждан и семей в Астраханской области
Факторы |
Причины |
Экономические |
скрытая оплата труда, безработица, низкооплачиваемые рабочие места |
Демографические |
неполные и многодетные семьи, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой |
Социальные |
низкий уровень социальных гарантий и соотношения минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом, неприспособленность к жизни, долговые обязательства (кредиты), отсутствие жизненных планов и уверенности в себе, семейные неурядицы (несчастья), конфликтность внутрисемейных отношений |
Социально-медицинские |
инвалидность, старость, слабое здоровье, вредные привычки граждан |
Геополитические |
значительная разница в уровне экономического развития муниципальных образований |
Образовательно-квалификационные |
низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, невостребованность полученного образования и квалификации спросу на рынке труда |
При определении глубины и профиля бедности учитывались следующие показатели:
- среднедушевой доход малоимущей семьи (сумма дохода в расчете на одного члена семьи в месяц, в рублях);
- соотношение среднедушевых денежных доходов малоимущей семьи с величиной прожиточного минимума на душу населения, процентов;
- дефицит денежных доходов малоимущей семьи (разница между величиной прожиточного минимума и среднедушевыми денежными доходами семьи, в рублях).
Распределение
населения по величине среднедушевых денежных доходов
в процентах | |||
|
2018 |
2019 |
|
Все население |
100 |
100 |
|
в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, рублей: | |||
до 7000,0 |
6,7 |
5,4 |
|
от 7000,1 до 10000,0 |
10,1 |
8,9 |
|
от 10000,1 до 14000,0 |
15,6 |
14,7 |
|
от 14000,1 до 19000,0 |
17,7 |
17,5 |
|
от 19000,1 до 27000,0 |
20,1 |
20,8 |
|
от 27000,1 до 45000,0 |
20,1 |
21,7 |
|
от 45000,1 до 60000,0 |
5,5 |
6,2 |
|
свыше 60000,0 |
4,2 |
4,8 |
В 2018 году в Астраханской области на 20% населения с наивысшими доходами приходилось 43,0% от общего объема денежных доходов, на 20% населения с наименьшими доходами - 6,5%.
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общих доходов населения от линии их равномерного распределения, составил по итогам: 2017 года - 0,362, 2018 года - 0,363, 2019 года - 0,360.
2.3. Меры социальной поддержки населения в Астраханской области
На территории Астраханской области действует государственная программа "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П, в рамках которой реализуются различные меры социальной поддержки населения.
Сформированная система мер социальной поддержки населения направлена на сохранение социальной стабильности в регионе, повышение качества жизни социально уязвимых категорий населения, обеспечение социальных гарантий в сфере трудовых отношений, совершенствование единой системы защиты прав детства.
В целях масштабного реформирования регионального института социальной поддержки и социальной помощи на территории региона был принят Закон Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" (далее - Закон), которым с 2017 года введены положения о предоставлении отдельных мер социальной поддержки населения, исходя из критерия нуждаемости.
В свою очередь, в 2019 году в законодательство Астраханской области были внесены изменения, направленные на существенную модификацию мер социальной поддержки жителей региона.
Так, с 01.09.2019 были увеличены размеры выплат, введены новые меры социальной поддержки, изменены (упрощены) условия предоставления мер социальной поддержки, увеличены критерии нуждаемости в отношении отдельных категорий граждан при определении права на получение мер социальной поддержки, расширены формулировки в отношении отдельных категорий граждан в целях оказания государственной поддержки большему количеству нуждающихся граждан. В целом изменения затронули более 215 тыс. человек.
В 2019 году 360 тыс. жителей региона предоставлялись 67 видов социальных выплат, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.
Наиболее востребованной в 2019 году формой социальной помощи оставались выплаты семьям, имеющим детей (более 70,0 тыс. семей), субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (26,1 тыс. семей), а также предоставление натуральной помощи гражданам, нуждающимся в поддержке (30 тыс. граждан).
Вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, являются приоритетными в Астраханской области и, несмотря на экономическую ситуацию, расходы на социальную поддержку семьи, женщин и детей из года в год увеличиваются.
С 2019 года министерством социального развития и труда Астраханской области начал реализовываться региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Астраханская область)", направленный на достижение основных целей и показателей национального проекта "Демография" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области".
Задачами указанного проекта являются внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, направленного на минимизацию последствий изменения материального положения семей в связи с рождением детей, и осуществление долгосрочного планирования личных финансов на всех этапах жизнедеятельности семьи, связанных с рождением детей.
Всего в 2019 году 4 404 семьи воспользовались ежемесячной выплатой при рождении первого ребёнка, в том числе и на детей, рождённых в 2018 году; 4 047 многодетных семей (в 2018 году - всего 1 691 семья) в связи с рождением третьих или последующих детей воспользовались ежемесячными выплатами; пособие на ребёнка нуждающимся в поддержке семьям с детьми предоставлено на 97,6 тыс. детей (в 2018 году - 91,6 тыс. детей).
В целях реализации мер по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году своевременно и в полном объёме производились денежные выплаты приёмным семьям, семьям опекунов, а также семьям, усыновившим детей.
2.4. Практика применения социального контракта
Одним из действенных механизмов выведения граждан из категории "малоимущие" должен стать социальный контракт, предоставляющий гражданам самостоятельно влиять на свой доход и его формирование.
В соответствии со статьей 40 Закона и постановлением Правительства Астраханской области от 21.09.2017 N 363-П "О Порядке назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат" для многодетных семей, нуждающихся в поддержке, предусмотрена социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства, которая предоставляется однократно на основании социального контракта. Сумма данной выплаты установлена в твердом денежном выражении в размере 50000 рублей.
По состоянию на 01.11.2020 на территории региона данной мерой социальной поддержки воспользовалось 15 многодетных семей (в 2019 году - 54 многодетные семьи, в 2018 году - 49 многодетных семей).
1 |
Численность граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта |
2018 год |
2019 год |
По состоянию на 01.10.2020 |
1.1 |
Всего, из них: |
49 |
54 |
14 |
проживающие в сельской местности |
47 |
53 |
14 |
|
проживающие в городской местности |
2 |
1 |
0 |
|
1.2 |
малоимущие семьи |
49 |
54 |
14 |
1.3 |
многодетные семьи |
49 |
54 |
14 |
1.4 |
семьи с детьми до 16 лет |
41 |
54 |
- |
1.5 |
семьи, имеющие в своем составе инвалидов |
6 |
3 |
- |
Анализ предоставления данной меры социальной поддержки на территории региона показал, что в настоящее время предоставление единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства не способствует преодолению нуждающимися семьями трудной жизненной ситуации.
В связи с этим на территории Астраханской области осуществляется работа по внедрению новых видов социальной помощи на основании социального контракта с 2021 года.
В 2021 году планируется пересмотреть подходы по организации данной работы, в результате которой социальный контракт должен стать индивидуальной программой повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи.
Всем субъектам, в том числе и Астраханской области, предусмотрены средства из федерального бюджета на заключение с малоимущими гражданами (семьями) социальных контрактов по основным направлениям:
- поиск работы;
- прохождение профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление граждан в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования при посещении частных образовательные организаций, развитие личного подсобного хозяйства.
3. Цели и задачи
Целью Программы является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения Астраханской области и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, снижение уровня бедности в регионе в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Достижение цели Программы требует решения следующих основных задач, сформированных на основании анализа текущей ситуации и ранжирования малоимущего населения на группы:
- повышение уровня доходов граждан и обеспечение превышения темпов роста средней заработной платы не ниже роста инфляции, создание условий для устойчивого экономического роста в целях улучшения благосостояния населения;
- развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;
- развитие системы социального контракта;
- организация социальной адаптации малоимущих граждан.
Приложение N 1
к Программе
Показатели
реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2017 (факт) |
2018 (факт) |
2019 (факт) |
Целевое значение показателя |
||||||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Цель: обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения Астраханской области и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, снижение уровня бедности в Астраханской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года | ||||||||||||||||
1. |
Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения |
% |
15,5 |
15,1 |
15,5 |
16,2 |
15,5 |
15,1 |
14,2 |
13,4 |
12,5 |
11,6 |
10,8 |
9,9 |
9,0 |
7,8 |
2. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения к предыдущему году |
% |
97,1 |
99,9 |
100,4 |
96,5 |
101,0 |
101,3 |
102,6 |
102,7 |
102,8 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
103,3 |
3. |
Реальная заработная плата работников к предыдущему году |
% |
103,2 |
110,7 |
103,0 |
101,3 |
102,3 |
102,4 |
102,5 |
102,6 |
102,7 |
102,8 |
102,9 |
102,9 |
103,1 |
103,1 |
4. |
Уровень регистрируемой безработицы (на конец периода) |
% |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
7,5* |
3,5 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
5. |
Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь |
% |
- |
- |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
11 |
12 |
12 |
12 |
13 |
6. |
Доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта |
% |
- |
- |
- |
- |
25 |
25 |
25 |
26 |
26 |
26 |
27 |
27 |
27 |
28 |
7. |
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", накопленным итогом |
тыс. чел |
|
|
|
|
5,199 |
6,349 |
7,496 |
8,068 |
|
|
|
|
|
|
8. |
Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получивших грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год) по отношению к предыдущему году |
% |
10 |
19,8 |
25,3 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
9. |
Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в отчетном году сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год) по отношению к предыдущему году |
% |
10 |
17,2 |
99,2 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10. |
Количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" (нарастающим итогом), человек |
ед. |
х |
х |
218 |
276 |
386 |
511 |
648 |
904 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
11. |
Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в году получения грантов "Агростартап", человек (нарастающим итогом) |
ед. |
х |
х |
99 |
104 |
124 |
145 |
168 |
244 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
12. |
Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы |
ед. |
х |
х |
57 |
56 |
78 |
100 |
124 |
163 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
*оценка 2020 года
Приложение 2 изменено с 28 октября 2021 г. - Постановление Правительства Астраханской области от 22 октября 2021 г. N 493-П
Приложение N 2
к Программе
План
мероприятий реализации Программы
22 октября 2021 г.
N п/п |
Мероприятие |
Ожидаемый результат / документ, подтверждающий исполнение мероприятия |
Срок реализации, годы |
Ответственный исполнитель/соисполнитель |
Объем ресурсного обеспечения на 2020-2024 годы включительно (при наличии)* |
Задача 1. Повышение уровня доходов граждан и обеспечение превышения темпов роста средней заработной платы не ниже роста инфляции, создание условий для устойчивого экономического роста в целях улучшения благосостояния населения | |||||
1.1. |
Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки |
количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" / отчет |
2020-2024 |
министерство экономического развития Астраханской области, Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания) (по согласованию), Акционерное общество "Астраханский залоговый фонд" (по согласованию), Автономное учреждение Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр" (по согласованию) |
финансирование обеспечивается в рамках реализации государственной программы "Экономическое развитие Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 372-П |
1.2. |
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест / отчет |
2021-2030 |
агентство по занятости населения Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П |
1.3. |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации |
несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработные граждане, испытывающие трудности в поиске работы, безработные граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, временно трудоустроены / |
2021-2030 |
агентство по занятости населения Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П |
1.4. |
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности |
повышение конкурентоспособности на рынке труда безработных граждан / информация |
2021-2030 |
агентство по занятости населения Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П |
1.5. |
Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости |
содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости безработным гражданам и членам их семей / отчет |
2021-2030 |
агентство по занятости населения Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П |
1.6. |
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей и предприятий агропромышленного комплекса (далее - АПК) |
повышение финансовой устойчивости предприятий АПК, укрепление материально-технической базы, создание новых рабочих мест, создание условий для роста производства продукции сельского хозяйства / отчет |
2021-2030 |
министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы Астраханской области "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П |
1.7. |
Сопровождение реализации инвестиционных проектов в АПК |
создание дополнительных высокопроизводительных рабочих мест / отчет |
2021-2030 |
министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы Астраханской области "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П |
1.8. |
Предоставление грантовой поддержки сельскохозяйственной кооперации и малым формам хозяйствования |
создание условий для роста производства продукции сельского хозяйства / отчет |
2021-2030 |
министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы Астраханской области "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П |
1.9. |
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" |
увеличение количества граждан, вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства / отчет |
2021-2030 |
министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы Астраханской области "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П |
Задача 2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам | |||||
2.1. |
Формирование и ведение реестра граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума в Астраханской области в разрезе муниципальных районов и городских округов |
снижение доли граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума / информация о сформированном реестре, ведении реестра |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области, государственное казенное учреждение Астраханской области "Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области" |
финансирование не требуется |
2.2. |
Установление единых требований к понятию "семья", используемому для предоставления мер социальной поддеркжи#, предусмотренных законодательством Астраханской области |
принятие нормативного правового акта Астраханской области, устанавливающего единое понятие / отчет о принятии документа |
2021 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование не требуется |
2.3. |
Введение критерия имущественной обеспеченности для граждан, являющихся получателями региональных мер социальной поддержки с учетом уровня доходов |
принятие нормативных правовых актов Астраханской области, регулирующих вопросы предоставления мер социальной поддержки гражданам / отчет о принятии документа |
2021 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование не требуется |
2.4. |
Ежегодная индексация мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Астраханской области |
увеличение размера социальных выплат с учетом уровня инфляции (потребительских цен)/принятие нормативного правового акта Астраханской области, необходимого для осуществления индексации мер социальной поддержки / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство экономического развития Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках закона Астраханской области о бюджете Астраханской области на соответствующий год и плановый период |
2.5. |
Предоставление ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка |
нуждающиеся семьи получают ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, предусмотренные законодательством Российской Федерации / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография", включенного в государственную программу "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденную постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.6. |
Предоставление ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно |
дети в возрасте от 3 до 7 лет включительно из нуждающихся семей получают ежемесячную денежную выплату, предусмотренную законодательством Астраханской области / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.7. |
Предоставление ежемесячной выплаты на третьего или последующего ребенка |
нуждающиеся многодетные семьи получают ежемесячную денежную выплату на третьего или последующего ребенка, предусмотренную законодательством Астраханской области / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография", включенного в государственную программу "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденную постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.8. |
Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям |
нуждающиеся многодетные семьи получают меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Астраханской области / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование осуществляется в рамках государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.9. |
Предоставление пособия на ребенка |
нуждающиеся семьи получают пособие на ребенка, предусмотренное законодательством Астраханской области / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография", включенного в государственную программу "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденную постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.10. |
Предоставление денежного содержания на детей, находящихся под опекой или попечительством, и отдельных мер социальной поддержки при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), в приемную семью |
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получат денежное содержание, меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Астраханской области / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.11. |
Предоставление субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг |
Граждане, соответствующие условиям предоставления выплаты, получают субсидию на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренную законодательством Российской Федерации / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.12. |
Предоставление мер социальной поддержки лицам, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, почетные грамоты, благодарности, звание "Ударник коммунистического труда" или другие виды поощрений |
граждане, соответствующие условиям предоставления мер социальной поддержки, установленным законодательством Астраханской области, получают меры социальной поддержки / информация |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.13. |
Предоставление полноценного бесплатного питания беременным женщинам, кормящим матерям, детям в возрасте до трех лет |
нуждающиеся семьи получают предусмотренные законодательством Астраханской области меры социальной поддержки семьям с детьми / информация |
2021-2030 |
министерство здравоохранения Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 371-П, государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
2.14. |
Предоставлении компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, находящиеся на территории Астраханской области |
нуждающиеся семьи получают предусмотренные законодательством Астраханской области меры социальной поддержки семьям с детьми / информация |
2021-2030 |
министерство образования и науки Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение государственной программы "Развитие образования Астраханской области" государственной программы "Развитие образования Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П; |
2.15. |
Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам, выданным медицинскими работниками медицинских организаций, осуществляющих деятельность на территории Астраханской области, для детей из многодетных семей, детей, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до шести лет при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях |
дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), получают предусмотренные законодательством Астраханской области меры социальной поддержки семьям с детьми / информация |
2021-2030 |
министерство здравоохранения Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 371-П |
2.16. |
Предоставление мер социальной поддержки работникам государственных медицинских организаций Астраханской области и членов их семей, молодым специалистам агропромышленного комплекса, молодым специалистам образовательных организаций, молодым специалистам организаций, оказывающих услуги в сфере культуры |
гражданам предоставлено единовременное пособие в соответствии с законодательством Астраханской области /отчет |
2021-2030 |
министерство здравоохранения Астраханской области, министерство культуры и туризма Астраханской области, министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 371-П, государственной программы "Развитие культуры и туризма в Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 388-П, государственной программы Астраханской области "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П |
Задача 3. Развитие системы социального контракта | |||||
3.1. |
Содействие малоимущим гражданам в поиске работы и трудоустройства, в прохождении профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, переобучения востребованным на рынке труда профессиям |
с гражданами заключен социальный контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области / отчет |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области, агентство по занятости населения Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П, государственной программы "Содействие занятости населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П |
3.2. |
Содействие малоимущим гражданам в реализации мероприятий по осуществлению предпринимательской деятельности и развитию личного подсобного хозяйства |
с гражданами заключен социальный контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области / отчет |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство экономического развития Астраханской области, министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
3.3. |
Содействие малоимущим гражданам в выходе из трудной жизненной ситуации по иным мероприятиям в рамках социального контракта |
с гражданами заключен социальный контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области / отчет |
2021-2030 |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П |
Задача 4. Организация социальной адаптации малоимущих граждан | |||||
4.1. |
Предоставление малоимущим многодетным семьям, детям, находящимся под опекой (попечительством), права на бесплатное посещение определенных Правительством Астраханской области государственных музеев, организаций культуры, находящихся в ведении Астраханской области, государственных образовательных организаций Астраханской области, а также выставок, проводимых органами исполнительной власти Астраханской области или областными государственными учреждениями |
нуждающиеся многодетные семьи, дети, находящиеся под опекой (попечительством) получают предусмотренные законодательством Астраханской области меры социальной поддержки / отчет |
2021-2030 |
министерство культуры и туризма Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование не требуется |
4.2. |
Предоставление малоимущим многодетным семьям права на бесплатное посещение секций в государственных организациях Астраханской области, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта |
нуждающиеся многодетные семьи получают предусмотренные законодательством Астраханской области меры социальной поддержки / отчет |
2021-2030 |
министерство физической культуры и спорта Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области |
финансирование не требуется |
4.3. |
Предоставление путевок детям в возрасте от 7 до 18 лет в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Российской Федерации, а также путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, при наличии у них медицинских показаний и отсутствии противопоказаний |
дети в возрасте от 7 до 18 лет получают предусмотренные законодательством Астраханской области меры социальной поддержки |
2021-2030 |
министерство образования и науки Астраханской области |
финансирование обеспечивается в рамках государственной программы "Развитие образования Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П |
*Допустимо указать ссылку на государственные (региональные) программы, "дорожные карты", региональные проекты и (или) иные нормативные правовые акты, в рамках которых обеспечивается финансирование Программы.
Приложение N 3
к Программе
План-график реализации Программы
1. Сведения о достижении значений плановых показателей
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
Ответственный исполнитель (ФИО, должность, организация) |
Целевое значение показателя на период |
Объем ресурсного обеспечения, тыс. рублей |
||||||
3 месяца |
6 месяцев |
9 месяцев |
12 месяцев |
3 месяца |
6 месяцев |
9 месяцев |
12 месяцев |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Цель: обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения Астраханской области и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, снижение уровня бедности в Астраханской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года | |||||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Реализация запланированных мероприятий/контрольных событий
Наименование задачи |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель (ФИО, должность, организация) |
Плановая дата окончания реализации мероприятия / контрольного события |
Плановый результат реализации мероприятия / контрольного события |
Расходы на реализацию мероприятия / контрольного события, тыс. рублей |
|||
3 месяца |
6 месяцев |
9 месяцев |
12 месяцев |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 4
к Программе
Форма отчета по результатам мониторинга реализации Программы
1. Сведения о достижении значений плановых показателей
Отчетный период ________________ (квартал/год)
Ответственный исполнитель ___________________________________
N п/п |
Цель |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя Программы |
Расходы на реализацию, тыс. рублей |
Обоснование отклонений значения показателя на конец отчетного периода (при наличии) |
Примечание |
|||||||
период, предшествующий отчетному |
отчетный период |
период, предшествующий отчетному |
Расходы на реализацию (федеральный бюджет) |
Расходы на реализацию (бюджет Астраханской области) |
Расходы на реализацию |
отчетный период |
||||||||
план |
факт |
|
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сведения о реализации запланированных мероприятий/контрольных событий
Отчетный период ________________ (квартал/год)
Ответственный исполнитель ________________________________________
Наименование задачи |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель (ФИО, должность, организация) |
Плановая дата окончания реализации мероприятия / контрольного события |
Фактическая дата окончания реализации мероприятия / контрольного события |
Плановый результат реализации мероприятия / контрольного события |
Фактический результат реализации мероприятия / контрольного события |
Расходы на реализацию мероприятия / контрольного события, тыс. рублей |
Обоснование отклонений значений показателя на конец отчетного периода (при наличии) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа рассчитана на 2021-2030 гг. Среди её основных задач: повышение уровня доходов граждан и обеспечение превышения темпов роста средней зарплаты не ниже роста инфляции, создание условий для устойчивого экономического роста в целях улучшения благосостояния населения; развитие системы социальной помощи нуждающимся; развитие системы социального контракта; организация социальной адаптации малоимущих. Финансирование программных мероприятий предусмотрено за счёт средств федерального, областного и местных бюджетов в рамках реализации нацпроектов и госпрограмм. По итогам запланировано снижение уровня бедности в регионе до 7,8% к показателю 2017 г.
Постановление вступает в силу с 25 февраля 2021 г.
Постановление Правительства Астраханской области от 18 февраля 2021 г. N 44-П "О региональной программе "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области"
Вступает в силу с 25 февраля 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области" (http://pravo-astrobl.ru) 25 февраля 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2021 г. N 3000202102260002 и в издании "Сборник Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 4 марта 2021 г. N 8
Постановлением Правительства Астраханской области от 28 декабря 2023 г. N 835-П настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 5 апреля 2023 г. N 140-П
Изменения вступают в силу с 13 апреля 2023 г.
Постановление Правительства Астраханской области от 8 июня 2022 г. N 262-П
Изменения вступают в силу с 16 июня 2022 г.
Постановление Правительства Астраханской области от 22 октября 2021 г. N 493-П
Изменения вступают в силу с 28 октября 2021 г.