Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Башкортостан
от 21 декабря 2020 г. N 1319
Положение
о порядке проведения аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Республики Башкортостан, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве образования и науки Республики Башкортостан
2 августа 2021 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке проведения аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Республики Башкортостан, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве образования и науки Республики Башкортостан (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79), Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Указ N 110), Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" (далее - Указ N 111), постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 года N 1387 "Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Постановление N 1387), Законом Республики Башкортостан от 18 июля 2005 года N 206-з "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан", Законом Республики Башкортостан от 26 мая 2010 года N 268-з "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Республики Башкортостан".
1.2. Положением устанавливаются порядок работы аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан (далее - аттестационная комиссия), порядок проведения заседания аттестационной комиссии, порядок принятия решений по результатам аттестации и их реализации, а также порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Республики Башкортостан, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве образования и науки Республики Башкортостан.
1.3. Аттестация проводится в целях определения соответствия государственного гражданского служащего Республики Башкортостан (далее - гражданский служащий), замещающего должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве образования и науки Республики Башкортостан (далее соответственно - Министерство, должность гражданской службы), замещаемой должности гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
1.4. Результаты аттестации гражданских служащих используются для: оценки их профессиональной служебной деятельности;
стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей и повышения профессионального уровня;
определения направлений профессионального развития;
обеспечения обоснованности принимаемых министром образования и науки Республики Башкортостан (далее - министр) решений на основе результатов оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих;
формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста.
1.5. В ходе аттестации осуществляется оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего исходя из следующих характеристик:
участие гражданского служащего в решении (разработке) вопросов (документов), направленных на реализацию задач, стоящих перед Министерством;
сложность выполняемой гражданским служащим профессиональной служебной деятельности, ее эффективность и результативность;
соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения министра - к специальности, направлению подготовки;
отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан о гражданской службе и о противодействии коррупции.
1.6. Организацию и обеспечение проведения аттестации осуществляет отдел кадровой политики Министерства (далее - отдел кадровой политики).
Отдел кадровой политики готовит проект приказа Министерства о проведении аттестации.
1.7. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в 3 года. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
Дата проведения внеочередной аттестации может определяться вне зависимости от сроков проведения предыдущей аттестации. Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего либо после принятия в установленном порядке решения министром:
а) о сокращении должностей гражданской службы в Министерстве;
б) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
1.8. Инициатива о проведении внеочередной аттестации, проводимой в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом N 110 (далее - Положение, утвержденное Указом N 110), может исходить от министра или гражданского служащего. В случае согласия одной из сторон служебного контракта с инициативой другой стороны служебного контракта о проведении внеочередной аттестации издается приказ Министерства о проведении внеочередной аттестации.
Гражданский служащий, выступивший с инициативой о проведении в отношении него внеочередной аттестации, направляет в отдел кадровой политики заявление на имя министра с указанием причин, послуживших основанием для проведения внеочередной аттестации.
Проект решения министра с указанием причин, послуживших основанием для проведения внеочередной аттестации, направляется непосредственным руководителем гражданского служащего в отдел кадровой политики в 3-дневный срок со дня согласования проекта такого решения с гражданским служащим.
II. Организация проведения аттестации
2.1. В приказ Министерства о проведении аттестации, составляемый по форме согласно приложению N 1 к Единой методике проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденной Постановлением N 1387, подлежат включению положения:
о составе аттестационной комиссии, сроках и порядке ее работы;
об утверждении графика проведения аттестации и списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, а также об организации ознакомления с данными документами каждого аттестуемого гражданского служащего;
о необходимости подготовки непосредственным руководителем и представления в аттестационную комиссию отзыва об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период (далее - отзыв), составляемого по форме согласно приложению N 2 к Единой методике проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденной Постановлением N 1387;
о применяемых методах оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих с учетом категорий и групп должностей гражданской службы, областей и видов профессиональной служебной деятельности;
об ознакомлении гражданского служащего с отзывом не позднее чем за 2 недели до начала аттестации;
о подготовке отделом кадровой политики материалов, необходимых для работы аттестационной комиссии;
об обеспечении информирования независимых экспертов о месте и времени заседания аттестационной комиссии.
2.2. График проведения аттестации составляется отделом кадровой политики с учетом мнения непосредственного руководителя аттестуемого гражданского служащего, даты проведения предыдущей аттестации и ежегодно представляется для утверждения министру.
2.3. Для проведения аттестации гражданских служащих приказом Министерства в соответствии с частями 9-12 статьи 48 Федерального закона N 79 формируется Аттестационная комиссия. Основное назначение Аттестационной комиссии - проведение аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Министерстве, а также принятие решений о рекомендации гражданского служащего для присвоения и сохранения классного чина государственной гражданской службы Республики Башкортостан (далее - классный чин).
2.4. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены Аттестационной комиссии обладают при принятии решений равными правами.
Пункт 2.5 изменен с 3 сентября 2021 г. - Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 2 августа 2021 г. N 1559
2.5. Для организации и проведения аттестации (квалификационного экзамена) приказом Министерства в состав аттестационной комиссии включаются: министр - председатель аттестационной комиссии или лицо, замещающее его должность, первый заместитель министра либо заместитель министра - заместитель председателя аттестационной комиссии, координирующий деятельность подразделения, в котором проводится аттестация и (или) уполномоченные министром гражданские служащие (в том числе из отдела кадровой политики и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель Общественного совета при Министерстве, а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями абзацем вторым настоящего пункта независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Общее число представителей Общественного совета при Министерстве и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Включаемые в состав аттестационной комиссии представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются уполномоченным государственным органом Республики Башкортостан по запросу министра, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Республики Башкортостан, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации.
Представители Общественного совета при Министерстве, включаемые в состав аттестационной комиссии по запросам министра, определяются решением Общественного совета при Министерстве.
Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии не может превышать три года. Исчисление указанного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав аттестационной комиссии. В указанный срок засчитывается срок пребывания независимого эксперта в комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве и включение в кадровый резерв Министерства на конкурсной основе.
Повторное включение данного независимого эксперта в состав аттестационной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в аттестационной комиссии.
Руководство деятельностью аттестационной комиссии осуществляет председатель аттестационной комиссии. В период временного отсутствия председателя аттестационной комиссии (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) руководство аттестационной комиссией осуществляет заместитель председателя аттестационной комиссии.
2.6. Для проведения аттестации гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, отделом кадровой политики совместно с непосредственным руководителем определяется возможность проведения оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего без использования сведений, составляющих государственную тайну. В этом случае аттестация гражданского служащего может проводиться аттестационной комиссией с участием лиц, не допущенных к государственной тайне.
В случае невозможности оценки профессиональной служебной деятельности такого гражданского служащего без использования сведений, составляющих государственную тайну, состав аттестационной комиссии формируется из числа лиц, допущенных к государственной тайне.
2.7. На заседании аттестационной комиссии присутствует непосредственный руководитель аттестуемого гражданского служащего либо его заместитель в случае, если ни один из них не был включен в состав аттестационной комиссии.
2.8. Министр принимает меры по исключению возможности возникновения конфликта интересов у членов аттестационной комиссии, исходя из имеющейся у него информации об их личной заинтересованности, которая может повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. Министру рекомендуется предупредить членов аттестационной комиссии о необходимости его информирования в случае возникновения у них личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
2.9. Член аттестационной комиссии в случае выявления возможности возникновения у него конфликта интересов, связанного с участием в заседании аттестационной комиссии или с рассмотрением комиссией отдельных вопросов, не участвует в данном заседании и в принятии соответствующего решения.
2.10. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
2.11. По решению министра в соответствии с пунктом 8 Положения, утвержденного Указом N 110, в Министерстве может быть создано несколько аттестационных комиссий с учетом специфики должностных обязанностей гражданских служащих.
2.12. К числу обязательных документов, необходимых для работы аттестационной комиссии и представляемых в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до начала аттестации, относятся:
отзыв, подписанный непосредственным руководителем гражданского служащего и утвержденный заместителем министра в соответствии с распределением обязанностей;
аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии).
Указанные документы могут быть подготовлены в виде электронного документа.
2.13. С целью подготовки отзыва используются годовые отчеты о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
2.14. Отделом кадровой политики готовится выписка из личного дела аттестуемого гражданского служащего, содержащая информацию о специальности, направлении подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, включении в кадровый резерв государственного органа, об участии в мероприятиях по профессиональному развитию, наличии поощрений и награждений за период прохождения гражданской службы, имеющихся дисциплинарных взысканиях, а также иную значимую для целей аттестации информацию.
III. Проведение аттестации
3.1. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае если гражданский служащий в день проведения аттестации отсутствует на служебном месте по уважительной причине, дата проведения аттестации переносится на более поздний срок. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.
3.2. Порядок работы аттестационной комиссии включает рассмотрение представленных документов, заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя (либо его заместителя) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, обсуждение результатов его профессиональной служебной деятельности, принятие решения в отношении аттестуемого гражданского служащего.
3.3. Аттестационная комиссия оценивает профессиональную служебную деятельность гражданского служащего на основании отзыва с учетом информации, представленной отделом кадровой политики в выписке, а также на основании заслушивания сообщения аттестуемого гражданского служащего, в ходе которого членами аттестационной комиссии могут задаваться вопросы, направленные на оценку профессиональной служебной деятельности аттестуемого гражданского служащего.
Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.
Аттестуемый гражданский служащий может принять участие в заседании аттестационной комиссии в формате видеоконференции (при наличии технической возможности).
Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего подразумевает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед Министерством задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, включая количество и качество выполненных поручений и подготовленных проектов документов.
При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушений запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан о гражданской службе и о противодействии коррупции, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.
IV. Итоги аттестации
4.1. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (с указанием группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая гражданским служащим должность, либо с указанием более высокой группы должностей, на которые гражданский служащий может быть назначен);
в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;
г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
4.2. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть рекомендовано направление в приоритетном порядке гражданского служащего для получения дополнительного профессионального образования по программе, направленной на получение профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также в целях дальнейшего профессионального развития и должностного роста.
4.3. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего по форме согласно приложению к Положению, утвержденному Указом N 110, и сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.
4.4. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.
В случае отказа аттестуемого гражданского служащего от подписи в аттестационном листе об этом делается соответствующая запись, которая заверяется подписями председателя и секретаря аттестационной комиссии.
4.5. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв хранятся в личном деле гражданского служащего.
V. Проведение квалификационного экзамена
5.1. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
5.2. Квалификационный экзамен проводится Аттестационной комиссией.
5.3. Квалификационный экзамен проводится:
а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;
б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;
в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.
5.4. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 5.3 настоящего Положения, квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если гражданскому служащему испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.
5.5. Квалификационный экзамен проводится по инициативе гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.
5.6. В приказе Министерства о проведении квалификационного экзамена указываются:
а) дата и время проведения квалификационного экзамена;
б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;
в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.
5.7. Специалист отдела кадровой политики доводит до гражданского служащего информацию о предстоящей сдаче квалификационного экзамена не позднее чем за месяц до его проведения.
5.8. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в Аттестационную комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина (далее - отзыв о возможности присвоения классного чина) по форме согласно приложению к настоящему Положению.
5.9. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом о возможности присвоения классного чина не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена.
Гражданский служащий вправе представить в Аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с отзывом о возможности присвоения классного чина.
5.10. При проведении квалификационного экзамена Аттестационная комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам, законам Республики Башкортостан, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Башкортостан методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
5.11. Решение о результате квалификационного экзамена выносится Аттестационной комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Аттестационной комиссии.
При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.
По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего Аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:
а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 26 мая 2010 года N 268-з "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Республики Башкортостан";
б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.
5.12. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего по форме согласно приложению к Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденному Указом N 111.
Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.
Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв о возможности присвоения классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.
5.13. Результаты квалификационного экзамена направляются министру не позднее чем через семь рабочих дней после его проведения.
5.14. На основании результатов квалификационного экзамена министр принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен.
5.15. Решение о присвоении гражданскому служащему классного чина оформляется приказом министра. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку (при наличии) и личное дело гражданского служащего. Информация о присвоении классного чина гражданскому служащему также вносится в сведения о его трудовой деятельности.
5.16. Со дня присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад (надбавка) в соответствии с присвоенным классным чином и исчисляется срок гражданской службы в присвоенном классном чине.
5.17. Присвоенный классный чин сохраняется за гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.
5.18. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.
5.19. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.