Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля
а) Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности
В целях полного и качественного выполнения переданного полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования обеспечено:
выполнение планов проведения проверок (100%);
привлечение экспертов для участия в контрольно-надзорных мероприятиях, повышение их профессионального уровня (привлечено 26 экспертов к 48 проверкам);
применение всех мер реагирования на выявленные нарушения (выдано 85 предписаний, возбуждено 18 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц);
осуществление контроля за исполнением образовательными организациями предписаний об устранении выявленных нарушений (исполнены все выданные предписания);
проведение мероприятий, направленных на предупреждение нарушений в сфере образования: направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (20 предостережений); проведение совещаний с руководителями образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (5 совещаний, в том числе 2 в онлайн режиме); подготовка информационно-аналитических писем о типичных нарушениях законодательства (3 обзора практики осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, осуществления федерального государственного контроля качества образования); размещение на официальном сайте Министерства перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования и федеральному государственному контролю качества образования, 20 информационных сообщений об изменении федерального законодательства, аналитических материалов по результатам проведенных проверок (3 справки о проверках муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений); выступления сотрудников Министерства в средствах массовой информации (2 выступления по актуальным вопросам в сфере образования);
обновление нормативной правовой базы, регулирующей выполнение переданных полномочий по государственному контролю (надзору) (перечни нормативных правовых актов, установленные и актуализированные 4 приказами Министерства образования и науки Пермского края);
взаимодействие с прокуратурой Пермского края и иными надзорными органами, функционирующими в крае (подготовка информации по запросам прокуратуры; участие специалистов Министерства в 4 проверках прокуратуры Пермского края военной прокуратуры Пермского гарнизона, транспортной прокуратуры Пермского края).
Основными причинами нарушений установленных требований, допускаемых образовательными организациями, являются:
низкая правовая культура части руководителей образовательных организаций;
неумение адаптироваться в изменениях законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций;
отсутствие в штате образовательных организаций сотрудников, отвечающих за учебную, методическую работу, работающих на постоянной основе, что приводит к несистемной работе и недостаточной компетентности работников, по совместительству выполняющих данные функции;
отсутствие у должностных лиц, допускающих нарушения в сфере образования, сформированного убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную и/или административную ответственность.
N п/п |
Планируемые на текущий год показатели эффективности государственного контроля (надзора) |
1 |
Показатели, учитывающие выполнение плановых показателей деятельности |
1.1 |
Выполнение плана проведения проверок без учета объектов контроля, исключенных из плана в установленном порядке |
1.2 |
Выполнение плана проведения контрольных мероприятий в ППЭ при проведении государственной итоговой аттестации, в том числе в форме on-line |
1.3 |
Привлечение аттестованных экспертов к контрольно-надзорным мероприятиям |
1.4 |
Участие в судебных заседаниях |
2 |
Показатели, учитывающие своевременность, полноту и качество исполнения должностных обязанностей государственными служащими |
2.1 |
Своевременность принятия мер реагирования на неисполнение предписания |
2.2 |
Своевременность и полнота внесения сведений в государственные информационные системы (АКНДПП и ЕРП) |
2.3 |
Своевременность, полнота и качество исполнения документов и поручений (исполнительская дисциплина) |
2.4 |
Своевременность, полнота и качество внутреннего аудита исполнения функции государственного контроля (надзора) |
3 |
Показатели, учитывающие отсутствие актов протестного или претензионного характера |
3.1 |
Отсутствие результатов проверок, признанных недействительными |
3.2 |
Отсутствие коррупционных правонарушений |
4 |
Показатели, учитывающие инновационность при исполнении служебных обязанностей |
4.1 |
Реализация мероприятий по профилактике правонарушений (подготовка докладов, публичных обсуждений, выступлений, публикаций в СМИ, аналитических материалов, методических рекомендаций, актуализация форм документов, разработка нового инструментария) |
4.2 |
Актуализация информации на сайте и информационных стендах |
5 |
Показатели, учитывающие интенсивность профессиональной служебной деятельности |
5.1 |
Выполнение дополнительных функций (в том числе участие в проверках, проводимых прокуратурой, подготовка ответов на обращения) |
5.2 |
Распространение положительного опыта работы, наставничество |
Указанные показатели были положены в основу определения размеров материального стимулирования должностных лиц по итогам работы за месяц, квартал, год.
Контрольно-надзорная деятельность управления надзора и контроля в сфере образования Пермского края в 2020 году осуществлялась в условиях запрета проведение проверок соблюдения требований законодательства в сфере образования как плановых, так и внеплановых, за исключением проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В связи с этим не корректно сравнение количественных показателей деятельности с прошлыми периодами.
б) Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования
1. На протяжении нескольких лет продолжает оставаться актуальной необходимость внесения изменений в Методику определения общего размера субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1116, в части увеличения значения показателя Ti пр (среднее время, необходимое для осуществления одной проверки в субъекте Российской Федерации одним сотрудником) пропорционально сокращению числа объектов контроля (надзора) в результате их реорганизации.
Актуальность и необходимость изменений обусловлена тем, что в течение 2018 - 2020 годов наблюдалась и продолжает сохраняться тенденция к снижению количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как самостоятельных юридических лиц, при этом полностью сохраняется численность обучающихся образовательных организаций и количество имущественных комплексов (зданий, сооружений), подлежащих проверке в ходе контрольно-надзорной деятельности. Так, количество подконтрольных субъектов уменьшилось в Пермском крае с 2017 на 28% и составило на 31 декабря 2020 года 1632 субъекта.
Расчет финансирования, производимый на основе данных о количестве организаций (юридических лиц) без учета отдельных адресов ведения образовательной деятельности, приводит к снижению объемов финансирования, что не соответствует реальным потребностям контрольно-надзорного органа для обеспечения реализации переданных полномочий в полном объеме. Вместе с тем, обязательность проведения проверки по каждому из мест осуществления образовательной деятельности (визуальный осмотр зданий, помещений, материально-технической базы организации; наблюдение за ходом образовательного процесса; оценка знаний и умений обучающихся путем проведения контрольных/оценочных процедур в различных формах; проведение бесед с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке, и т.п.) закреплена административными регламентами.
2. Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дополнив статью 93 частью 11 следующего содержания:
"11. В случае повторного привлечения организации, осуществляющей образовательную деятельность, к административной ответственности за воспрепятствование проведению проверки и (или) уклонение от проведения проверки, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, орган по контролю в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии".
в) Иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности
1. Обеспечить системное методическое сопровождение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе:
- продолжить реализацию программы повышения квалификации специалистов указанных органов;
- обеспечить своевременную подготовку разъяснений и методических рекомендаций по применению в контрольно-надзорной деятельности изменений законодательства об образовании;
- разработать проверочные листы (контрольные вопросы).
2. Разработать необходимые сервисы в государственной информационной системе по государственному контролю (надзору) (АКНДПП), позволяющие формировать отчеты по форме N 1-контроль и по Приказу N 1141 в автоматическом режиме и заносить сведения в Единый реестр проверок автоматически единовременно с занесением информации в ИС АКНДПП.
3. Создать единый банк заданий для формирования контрольных измерительных материалов, используемых для проведения оценочных мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт.
4. Создать программное обеспечение для автоматизированной обработки результатов оценочных мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.