Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 16 февраля 2021 г. N 3.1-05/500
на проект федерального закона N 1013018-7 "О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 16 февраля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1013018-7) внесен в Государственную Думу 25 августа 2020 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 8 декабря 2020 года в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения понятия "должностное лицо", 10 февраля 2021 года - во втором чтении, 16 февраля 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон разработан во исполнение подпункта "а" пункта 37 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 378, и направлен на уточнение в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) понятия "должностное лицо".
Федеральным законом расширяется перечень должностных лиц, признаваемых таковыми для целей главы 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" УК РФ, путем включения в него лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления; в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.
Корреспондирующие изменения вносятся в пункт 1 примечаний к статье 201 УК РФ, определяющий для целей главы 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" УК РФ, какие лица признаются выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
При этом Федеральным законом исключается распространение действия пункта 1 примечаний к статье 201 УК РФ на преступления, предусмотренные статьей 199.2 УК РФ, учитывая внесенные Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" изменения, которыми из диспозиции части первой статьи 199.2 УК РФ было исключено прямое указание на субъект соответствующего преступления (собственник, руководитель организации, иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, индивидуальный предприниматель).
Принятие внесенных изменений позволит повысить эффективность функционирования системы государственного управления.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
A.A. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.