Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1048810-7 "О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1048810-7 "О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 5 статьи 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) новым абзацем, предусматривающим, что в случае ликвидации бюджетного учреждения при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора, несет собственник имущества бюджетного учреждения. Нормами законопроекта также предусматривается внесение аналогичного положения в пункт 6 этой же статьи ГК РФ в части установления случая применения субсидиарной ответственности к собственнику имущества автономного учреждения по обязательствам данного учреждения, вытекающим из публичного договора, при его ликвидации.
В настоящее время положения абзаца первого пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ предусматривают, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В соответствии с пунктом 6 этой же статьи ГК РФ автономное учреждение также отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
Законопроект подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2020 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" (далее - Постановление КС РФ).
Постановлением КС РФ пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ признан не соответствующим статьям 2, 8, 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1 - 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 34 и 55 (часть 3), поскольку в системе действующего правового регулирования он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения). При этом согласно пункту 2 резолютивной части Постановления КС РФ федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на ней правовых позиций КС РФ - внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из данного Постановления.
Принятие законопроекта позволит обеспечить выполнение указанного Постановления КС РФ.
Вместе с тем полагаем, что в целях обеспечения полной согласованности и взаимосвязи между положениями ГК ПФ (с учетом принятия законопроекта) и Федеральных законов от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", устанавливающими особенности правового статуса соответственно бюджетного учреждения и автономного учреждения, в данные федеральные законы необходимо внести корреспондирующие изменения в части установления такого же случая применения субсидиарной ответственности к собственникам имущества данных учреждений по обязательствам этих учреждений.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.