Комментарий к главе 24 "Единый социальный налог" НК РФ
После долгих дискуссий законодатели наконец-то определились с правилами, по которым со следующего года бухгалтеры будут рассчитывать налоги на заработную плату. Законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ они внесли очередные поправки в главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса и в Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Новая редакция главы о ЕСН опубликована выше, а с уточненной версией Закона N 167-ФЗ вы можете познакомиться на стр.125. Все выделенные нами поправки вступают в силу с 1 января 2005 года. Учитывая, что порядок начисления единого социального налога во многом перекликается со схемой расчета пенсионных взносов, мы предлагаем вам общий комментарий к двум обновленным документам.
Основные изменения касаются налоговых ставок - они стали ниже. Суммарные страховые тарифы остались прежними. Одновременно снимаются все дополнительные (помимо уровня доходов) условия, которые пока ограничивают доступ налогоплательщиков к регрессивной шкале. Сама шкала регрессии вместо четырех- стала трехступенчатой.
Вопрос - как повлияет совокупность этих поправок на общую налоговую нагрузку предприятий - требует подробного анализа. Поэтому мы вернемся к нему чуть позже. Однако, забегая вперед, скажем, что компаниям, которые платят своим работникам более или менее приличные деньги, пересмотр налоговых ставок особых радостей не принесет. По крайней мере он не приведет к радикальному снижению налоговой нагрузки, и вряд ли будет содействовать массовому отказу от "серых" зарплатных схем.
Помимо новых правил расчета ЕСН и пенсионных взносов со следующего года "заработают" и другие поправки, внесенные в законодательство. Одни из них расширяют состав объектов налогообложения, другие - дополняют порядок представления отчетности, третьи - носят технический характер. С них мы и начнем наш комментарий.
Точность - вежливость королей
Тексты обоих документов приведены в соответствие с новой структурой исполнительной власти. В статьях, где говорится о том, кто утверждает формы отчетности по ЕСН и по пенсионным взносам, теперь упоминается не МНС России, а Министерство финансов РФ.
Из главы 24 исключено понятие "налогоплательщики-работодатели". Его заменили понятием "налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам". Эта поправка устраняет формальные противоречия между отдельными статьями Налогового кодекса, которые служат основой как для начисления единого социального налога, так и для расчета пенсионных взносов. Дело в том, что по Трудовому кодексу работодатели (так же как и работники) - это участники трудовых отношений. Между тем и налог, и страховые взносы начисляются с сумм, которые выплачиваются не только по трудовым, но и по гражданско-правовым договорам. А в Гражданском кодексе понятия "работодатель" и "работник" отсутствуют. Таким образом, уточнив определения, законодатели сделали тексты обоих нормативных актов более корректными.
Точнее стали некоторые формулировки и в Законе N 167-ФЗ. В частности, в статье 7, где раскрывается состав застрахованных лиц, теперь говорится не просто об иностранцах, а о тех из них, кто постоянно или временно проживает в России. А в статье 25 "Контроль за уплатой страховых взносов" подчеркивается, что налоговые инспекции могут проверять не только полноту и своевременность уплаты взносов, но и правильность их расчета.
Заметим, что поправка, которая предполагала передачу налоговикам функций по взысканию недоимок и пеней, в окончательную редакцию закона не вошла. Таким образом, если на осенней сессии депутаты Госдумы ничего не изменят, то и в дальнейшем судиться с предприятиями по поводу взыскания взносов смогут только представители Пенсионного фонда.
Из кодекса исключена сомнительная формулировка, которая требовала учитывать в составе налоговой базы выплаты и вознаграждения (в т.ч. через третьих лиц) в пользу членов семьи работника (п. 1. ст. 237 НК РФ). И хотя в отмененной методичке по ЕСН (п. 2.1.2) чиновники поясняли, что подобные выплаты налогом не облагаются, противоположное требование, закрепленное непосредственно в законе, нередко ставило бухгалтеров в тупик.
На самом деле ни трудовых, ни гражданско-правовых отношений между предприятием и семьями его персонала нет. Следовательно, никакие расходы на оплату социальных услуг для детей, супругов или родителей работников не могут быть признаны объектом обложения ЕСН. Более того, никакие из этих расходов (кроме прямо предусмотренных в законодательстве) фирма не может учитывать в налоговой себестоимости. А выплаты, не уменьшающие базу по налогу на прибыль, не увеличивают и базу по единому социальному налогу (п. 3 ст. 236 НК РФ). Таким образом, упоминание о родственниках в 237-й статье кодекса противоречило смыслу и структуре налогооблагаемых объектов. С 1 января 2005 года это противоречие снимается.
Меньше льгот - хороших и разных
Общий принцип формирования расчетной базы по пенсионным взносам в следующем году не изменится. Как и сейчас, ее нужно будет определять применительно к положениям главы 24 Налогового кодекса. Поэтому все, что мы расскажем об изменениях в составе объектов обложения ЕСН, в полной мере распространяется и на структуру вознаграждений, с которых нужно исчислять взносы в ПФР.
Сократился перечень выплат, которые пока не облагаются ЕСН по статье 238 Налогового кодекса. Главным образом, изменения коснутся бюджетников - для них вводится новый порядок налогообложения материальной помощи.
Законодатели признали, что "в чистом виде" бюджетных организаций сейчас почти не осталось - их абсолютное большинство в той или иной степени занимается коммерческой деятельностью. Поэтому льготные условия начисления единого социального налога на матпомощь работникам бюджетных учреждений теперь сформулированы иначе. Годовой лимит в 2000 рублей на одного человека увеличен в полтора раза. Однако эти суммы будут освобождаться от ЕСН только в том случае, если они выплачены за счет бюджетных средств. На материальную помощь, начисленную бюджетной организацией за счет доходов от предпринимательской деятельности, 3-тысячный лимит не распространяется.
Впрочем, это не означает, что с таких сумм обязательно придется платить единый социальный налог. Как правило, занимаясь бизнесом, бюджетная организация становится плательщиком налога на прибыль. А раз так, то она тоже вправе пользоваться льготой, предусмотренной пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса. Разумеется, для этого бухгалтер должен вести раздельный учет доходов, расходов и вознаграждений.
Обратите внимание: о структуре выплат, которые в зависимости от источников признаются или не признаются объектом обложения ЕСН, подробно говорится в обновленной "закрытой" методичке МНС России (письмо от 23.01.2004 N СА-14-05/16дсп). Для наглядности мы свели требования налоговиков в таблицу. В графе 1 показаны источники выплат, а в графах 2-4 - условия, при которых они облагаются (или не облагаются) ЕСН. Естественно, речь идет только о тех вознаграждениях, которые включаются в налоговую базу и не упомянуты в статье 238 Налогового кодекса.
Таблица 1
Источники выплат | Условия налогообложения | ||
облагаются, если уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль или НДФЛ |
облагаются в любом случае |
не обла- гаются |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Доходы от игорного бизне- са |
- | да | - |
Доходы, которые получены в рамках деятельности, переведенной на спецрежи- мы (ЕНВД, "упрощенка", единый сельхозналог) |
- | - | да |
Доходы от иной предприни- мательской деятельности |
да | - | - |
Целевое финансирование | - | да | - |
Пример 1
Муниципальная поликлиника имеет три источника финансирования:
- бюджетные средства;
- средства, поступающие от страховых компаний в рамках программы ОМС;
- доходы от оказания платных медицинских услуг.
В I квартале 2005 года трем специалистам поликлиники была оказана материальная помощь в размере 5000 рублей каждому:
- старшей медсестре Ковальской (источник - средства ОМС);
- медсестре стоматологического кабинета Величко (источник - доходы от предпринимательской деятельности);
- терапевту Костиной (источник - поступления из бюджета).
Материальная помощь Величко подпадает под действие пункта 23 статьи 270 Налогового кодекса. Она не уменьшает налогооблагаемую прибыль, а, следовательно, не облагается ни ЕСН, ни пенсионными взносами.
Материальная помощь Ковальской начислена за счет средств целевого финансирования, которые не участвуют в расчете налогооблагаемой прибыли. Поскольку нормы пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса на выплаты из этого источника не распространяются, а из статьи 238 такие вычеты исключены, с помощи Ковальской нужно начислить ЕСН.
Сумма налога будет равна:
5000 руб. x 26% = 1300 руб.
К этой сумме применяется налоговый вычет в размере начисленных пенсионных взносов:
5000 руб. x 14% = 700 руб.
Материальная помощь Костиной освобождается от налога в пределах 3000 рублей. С превышения над этим лимитом ЕСН и пенсионные взносы нужно начислить. Сумма налога будет равна:
(5000 руб. - 3000 руб.) x 26% = 520 руб.
К этой сумме применяется налоговый вычет в размере:
(5000 руб. - 3000 руб.) x 14% = 280 руб.
Бюджетные организации больше не смогут помогать своим бывшим работникам без налоговых потерь. Сейчас они вправе ежегодно компенсировать ветеранам их расходы на лекарства в пределах до 2000 рублей, не начисляя на эти суммы соцналог. С 2005 года эта норма не действует.
Лишаются льгот кооперативы. В нынешней редакции статьи 238 предусмотрено, что от ЕСН освобождаются выплаты, начисленные кооперативами в пользу третьих лиц за счет членских взносов. И хотя по закону эта льгота распространялась только на садовые, гаражные и жилищные кооперативы, постановлением от 20.01.2004 N 11281/03 Президиум ВАС РФ признал, что ею вправе пользоваться и кондоминиумы (если паевой взнос полностью выплачен хотя бы одним членом). Однако вместо того чтобы распространить действие этой льготы на другие категории потребительских товариществ, законодатели вообще исключили ее из Кодекса.
Таким образом, со следующего года налоговая нагрузка на кооперативы возрастет. Помимо расчетов с гражданами, которые выполняли для кооператива какие-то работы, им придется тратить собранные членские взносы на пополнение бюджета и внебюджетных фондов. Сейчас, когда одной из главных своих задач государство провозгласило решение жилищной проблемы, подобную меру вряд ли можно назвать адекватной.
Наконец, из статьи 238 Налогового кодекса исключены нормы, которые освобождали от налогообложения часть доходов, выданных работникам через профсоюзную организацию, а также часть натуральных выплат сельхозпродукцией собственного производства и детскими товарами.
Свернул бизнес - отчитайся
Новые требования появились в статьях 243 и 244 Налогового кодекса, где говорится о том, как нужно платить ЕСН и представлять налоговую отчетность. В первую очередь поправки касаются индивидуальных предпринимателей, в том числе и тех, кто работает в одиночку. Для них законодатели ввели дополнительную обязанность: если коммерсант сворачивает бизнес, то в налоговую инспекцию надо подать "заключительную" декларацию по ЕСН. Ее составляют за период с начала года и до того дня, когда в инспекцию было направлено заявление о прекращении деятельности. Разницу между налогом, начисленным по "заключительной" декларации, и авансовыми взносами, уплаченными в течение года, надо будет перечислить в бюджет в течение 15 дней.
Отметим, что в Закон N 167-ФЗ аналогичные требования не включены. Поэтому пока непонятно, как налоговики будут проверять правильность налогового вычета, заявленного в "заключительной" декларации. Скорее всего данные, необходимые для такого контроля, будут включены в новые формы налоговой отчетности, которые предстоит разработать Минфину.
Новый порядок составления дополнительной отчетности по ЕСН распространяется и на адвокатов. Только срок для подачи "заключительных" деклараций им установлен другой - 12 дней с того момента, когда они прекратили адвокатскую деятельность или утратили статус адвоката.
Лишние обязанности появятся и у адвокатских образований (коллегий, бюро, юридических консультаций). К 30 марта года, следующего за отчетным, этим структурам придется составлять декларации о суммах налога, исчисленного с доходов адвокатов. Новые формы "адвокатских" деклараций тоже должен будет утвердить Минфин.
С точки зрения бухгалтера
Мы подошли к самому главному. С 1 января 2005 года заработает новая схема расчета ЕСН и пенсионных взносов. Изменения, внесенные в соответствующие разделы главы 24 Налогового кодекса и Закона N 167-ФЗ, можно оценивать по-разному. С точки зрения бухгалтера-практика, они позитивны: объем работы, связанной с расчетом налогов, сократится. С позиций владельцев и руководителей предприятий, изменения двойственны: у кого-то налоговая нагрузка снизится, у кого-то, наоборот, возрастет. С точки зрения потенциальных пенсионеров, поправки негативны: мужчины и женщины, которым в 2005 году исполнится 39 лет (или старше) выпали из широко разрекламированной накопительной пенсионной системы.
Взглянем на существующий порядок начисления ЕСН и пенсионных взносов глазами бухгалтера.
Обычно все начинается с определения налоговой и расчетной базы. Если на предприятии работают инвалиды, то эти показатели не совпадают. Инвалиды имеют право на льготу по ЕСН, но пенсионные взносы с их доходов начисляются в полном объеме.
Налоговую базу нужно определять по каждому работнику, а расчетную базу - еще и сортировать с учетом возраста работающих мужчин и женщин. Когда кто-то из сотрудников достигает определенного уровня заработной платы, ЕСН и страховые взносы с его доходов можно платить по пониженным ставкам и тарифам. Но для этого нужно, чтобы среднемесячная зарплата, исчисленная нарастающим итогом с начала года, в целом по предприятию была не меньше 2500 рублей. Причем при определении этой величины нельзя учитывать доходы самых высокооплачиваемых сотрудников. Если в дальнейшем хотя бы в одном из месяцев средний доход упадет ниже 2500 рублей, то право на регрессию организация теряет.
Умножив налоговую (расчетную) базу каждого работника на нужную ставку ЕСН (страховой тариф), бухгалтер получает "индивидуальные" суммы налога (страховых взносов). Затем эти показатели нужно сложить, а сумму пенсионных взносов вычесть из той части ЕСН, которая предназначена для федерального бюджета. Ту часть налога, которую организация перечисляет в ФСС России, можно уменьшить на сумму расходов, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию.
Таким образом, в течение года бухгалтер должен постоянно контролировать:
- уровень доходов по каждому человеку и в целом по организации;
- среднюю численность, пол и возраст персонала;
- периоды, в которых работающие инвалиды теряют право на льготы;
- периоды, в которых работники переходят с одной ступени регрессии на другую.
Кроме того, надо следить за своевременной уплатой пенсионных взносов. Ведь начисленные, но не уплаченные взносы в ПФР не признаются налоговым вычетом по ЕСН.
С будущего года бухгалтерам станет полегче.
Во-первых, законодатели сняли ограничения на минимальный уровень средних доходов, дающий право на применение регрессивной шкалы. Следовательно, за численностью работников можно будет следить не так пристально.
Во-вторых, укоротили саму шкалу: вместо четырех ступеней останется только три.
В-третьих, не надо будет "отсекать" доходы топ-менеджеров компании: они будут участвовать в расчете на общих основаниях.
В четвертых, можно будет отказаться от раздельного учета возраста мужчин и женщин: в новой редакции Закона N 167-ФЗ деления по половым признакам больше нет.
Наконец, в-пятых, проще будет заполнять новые формы налоговой отчетности: многие показатели из нынешних деклараций станут попросту ненужными.
Обратите внимание: в 2004 году предельная величина льготных выплат инвалидам совпадает с пороговой величиной второй ступени регрессии (100 000 рублей). В следующем году эти суммы разойдутся: лимит льгот останется прежним, а первая ступень регрессии будет заканчиваться суммой 280 000 рублей. Таким образом, бухгалтерам предприятий, которые используют труд инвалидов, нужно быть внимательнее. По базовой ставке ЕСН у инвалидов будут облагаться только суммы, начисленные в пределах от 100 001 до 280 000 рублей. В то же время пенсионные взносы по тарифу 14 процентов нужно будет начислять с первого рубля.
И еще один момент. В настоящее время тариф пенсионных взносов равен половине налоговой ставки, по которой ЕСН начисляется в федеральный бюджет. Со следующего года это соотношение изменится. Однако на общую налоговую нагрузку предприятия оно не повлияет. Поскольку всю сумму страховых взносов по-прежнему можно будет принимать к вычету, "пострадает" только бюджет. Вместо прежних 14 процентов при первой шкале регрессии в него будет поступать только 6 процентов (20 - 14).
Общий порядок расчета ЕСН и пенсионных взносов по новым правилам показан в примере.
Пример 2
Фирма "Макбет" занимается разработкой прикладных компьютерных программ. В первом полугодии 2005 года в организации работает 6 человек:
- директор Гуськов, 1960 года рождения (инвалид III группы);
- главный бухгалтер Мирская, 1970 года рождения;
- менеджер Беланов, 1979 года рождения;
- программист Макаров, 1962 года рождения;
- программист Гоглидзе, 1980 года рождения;
- программист Маркина, 1982 года рождения (работает по договору подряда).
Рассчитаем общую сумму единого социального налога и страховых пенсионных взносов по "Макбету" за январь-июнь 2005 года, когда будут действовать новые условия налогообложения.
Сведения о доходах, начисленных каждому из сотрудников за первое полугодие, приведены в таблице 2. Больше никаких вспомогательных расчетов бухгалтеру не потребуется.
Таблица 2
(в рублях)
Месяц | Гуськов | Мирская | Беланов | Макаров | Гоглидзе | Маркина |
Январь | 50000 | 28 000 | 15 000 | 66 000 | 49 000 | 30 000 |
Февраль | 50000 | 28 000 | 15 000 | 58 000 | 40 000 | 30 000 |
Итого: | 100 000 | 56 000 | 30 000 | 124 000 | 89 000 | 60 000 |
Март | 50 000 | 28 000 | 15 000 | 49 000 | 38 000 | 30 000 |
Итого: | 150 000 | 84 000 | 45 000 | 173 000 | 127 000 | 90 000 |
Апрель | 50000 | 38 000 | 15 000 | 48 000 | 56 000 | 30 000 |
Итого: | 200 000 | 122 000 | 60 000 | 221 000 | 183 000 | 120 000 |
Май | 50 000 | 28 000 | 20 000 | 50 000 | 54 000 | 30 000 |
Итого: | 250 000 | 150 000 | 80 000 | 271 000 | 237 000 | 150 000 |
Июнь | 50000 | 28 000 | 20 000 | 42 000 | 32 000 | 30 000 |
Итого: | 300 000 | 178 000 | 100 000 | 313 000 | 269 000 | 180 000 |
Из таблицы видно, что, начиная с июня, с доходов Гуськова и Макарова ЕСН и пенсионные взносы нужно начислять с учетом регрессивной шкалы. При этом от уровня средней зарплаты остальных сотрудников право на применение пониженных налоговых ставок не зависит.
Пенсионные взносы у Гуськова и Макарова, в силу их возраста, идут на финансирование только страховой части пенсии. У остальных работников, независимо от их пола, взносы распределяются с учетом нового соотношения страховых тарифов (ст. 33 Закона N 167-ФЗ).
Поскольку Маркина работает по договору подряда, с ее доходов не нужно платить ЕСН в фонд социального страхования.
За полугодие налог и взносы по каждому работнику и в целом по фирме бухгалтер "Макбета" должен начислить так, как показано в таблице 3:
Таблица 3
Единый социальный налог | ||||||
Федеральный бюджет |
ФСС | ФФОМС | ТФОМС | всего | ||
Гуськов | 100 000 руб. x 0% = 0 руб. | 0 руб. | ||||
180 000 руб. x 20% = 36 000 руб. |
180 000 руб. x 3,2% = 5760 руб. |
180 000 руб. x 0,8% = 1440 руб. |
180 000 руб. x 2% = 3600 руб. |
46 800 руб. |
||
20 000 руб. x 7,9% = 1580 руб. |
20 000 руб. x 1,1% = 220 руб. |
20 000 руб. x 0,5% = 100 руб. |
20 000 руб. x 0,5% |
2000 руб. | ||
Итого: | 37 580 руб. | 5980 руб. | 1540 руб. | 3700 руб. | 48 800 руб. |
|
Мирская | 178 000 руб. x 20% = 35 600 руб. |
178 000 руб. x 3,2% = 5696 руб. |
178 000 руб. x 0,8% = 1424 руб. |
178 000 руб. x 2% = 3560 руб. |
46 280 руб. |
|
Беланов | 100 000 руб. x 20% = 20 000 руб. |
100 000 руб. x 3,2% = 3200 руб. |
100 000 руб. x 0,8% = 800 руб. |
100 000 руб. x 2% = 2000 руб. |
26 000 руб. |
|
Макаров | 280 000 руб. x 20% = 56 000 руб. |
280 000 руб. x 3,2% = 8960 руб. |
280 000 руб. x 0,8% = 2240 руб. |
280 000 руб. x 2% = 5600 руб. |
72 800 руб. |
|
33 000 руб. x 7,9% = 2607 руб. |
33 000 руб. x 1,1% = 363 руб. |
33 000 руб. x 0,5% = 165 руб. |
33 000 руб. x 0,5% = 165 руб. |
3300 руб. | ||
Итого: | 58 607 руб. | 9323 руб. | 2405 руб. | 5765 руб. | 76 100 руб. |
|
Гоглидзе | 269 000 руб. x 20% = 53 800 руб. |
269 000 руб. x 3,2% = 8608 руб. |
269 000 руб. x 0,8% = 2152 руб. |
269 000 руб. x 2% = 5380 руб. |
69 940 руб. |
|
Маркина | 180 000 руб. x 20% = 36 000 руб. |
- | 180 000 руб. x 0,8% = 1440 руб. |
180 000 руб. x 2% = 3600 руб. |
41 040 руб. |
|
Всего по "Макбету" |
241 587 руб. | 32 807 руб. | 9761 руб. | 24 005 руб. | 308 160 руб. |
Взносы на обязательное пенсионное страхование | |||
на страховую часть пен- сии |
на накопительную часть пенсии |
Всего (налоговый вычет) |
|
Гуськов | 280 000 руб. x 14% = 39 200 руб. |
- | 39 200 руб. |
20 000 руб. x 5,5% = 1100 руб. |
- | 1100 руб. | |
Итого: | 40 300 руб. | - | 40 300 руб. |
Мирская | 178 000 руб. x 10% = 17 800 руб. |
178 000 руб. x 4% = 7120 руб. |
24 920 руб. |
Беланов | 100 000 руб. x 10% = 10 000 руб. |
100 000 руб. x 4% = 4000 руб. |
14 000 руб. |
Макаров | 280 000 руб. x 14% = 39 200 руб. |
- | 39 200 руб. |
33 000 руб. x 5,5% = 1815 руб. |
- | 1815 руб. | |
Итого: | 41 015 руб. | - | 41 015 руб. |
Гоглидзе | 269 000 руб. x 10% = 26 900 руб. |
269 000 руб. x 4% = 10 760 руб. |
37 660 руб. |
Маркина | 180 000 руб. x 10% = 18 000 руб. |
180 000 руб. x 4% = 7200 руб. |
25 200 руб. |
Всего по "Макбету" |
154 015 руб. | 29 080 руб. | 183 095 руб. |
Предположим, что пенсионные взносы уплачены своевременно. Тогда вся их начисленная сумма принимается к вычету. За полугодие бухгалтер "Макбета" должен заплатить в федеральный бюджет ЕСН в размере 58 492 руб. (241 587 - 183 095).
С точки зрения владельца компании
Очевидно, что бухгалтерам по новым правилам работать будет проще. Но расценивать снижение налоговых ставок и сужение регрессивной шкалы как всеобщий прогресс все-таки не стоит.
"По-крупному" от снижения ЕСН могут выиграть предприятия с относительно невысоким уровнем официальной заработной платы, до 500 долларов в месяц. Сейчас с этих выплат нужно начислять от 35,6 до 29 процентов (если соблюдаются условия применения регрессии). Со следующего года такая зарплата будет облагаться налогом по ставке 26 процентов без каких-либо дополнительных ограничений. Поэтому прежде всего поправки к Налоговому кодексу призваны улучшить положение бюджетников и предприятий, которые из-за финансовой нестабильности не в состоянии повышать зарплату своим работникам.
"Теневого" бизнеса реформа не коснется: полукриминальные фирмы живут одним днем и не станут платить налоги даже при самых мизерных ставках. На предприятиях, где работники официально получают более 50 000 рублей в месяц, тоже мало что изменится. А вот организациям, в которых работает так называемый средний класс, реформа ЕСН может нанести определенный ущерб.
Дело в том, что при увеличении месячных доходов с 400 до 700 долларов (в расчете на год) темпы снижения налога заметно падают. Начиная с зарплаты в 300 000 рублей в год, эта динамика вообще сходит на нет. Но с доходов в интервале от 750 до 830 долларов в месяц (260 000-290 000 рублей в год) в будущем году придется платить больше. Между тем по российским меркам такая зарплата считается вполне приличной, и успешные предприятия обеспечивают своим сотрудникам этот уровень доходов. С 2005 года, чтобы "по-белому" начислять подобные суммы, им придется нести дополнительные расходы.
Чтобы не быть голословными, сравним налоговую нагрузку на заработную плату в 2004-м и 2005 годах на условном примере.
Пример 3
В фирме "Контакт" работает 10 человек. Предположим, что и в текущем, и в следующем году каждому из сотрудников начисляют одну и ту же зарплату. Общие суммы ЕСН, которые придется заплатить в условиях 2004 и 2005 годов, показаны в таблице 4 на стр.49.
Из таблицы видно, что при прочих равных условиях в 2005 году сумма ЕСН у "Контакта" возрастет на тех работников, заработная плата которых варьируется от 260 000 до 290 000 руб. в год.
Разумеется, для примера мы взяли очень узкий, можно сказать, критический диапазон доходов. На реальном предприятии за счет более низких зарплат налоговая нагрузка может уменьшиться. А если к этому добавить более простой доступ к регрессивной шкале, то плюсы реформы могут перевесить ее минусы. В то же время на успешных фирмах, где приведенную зарплату получает большинство работников, потери вполне вероятны.
Более точный прогноз бухгалтеры смогут сделать самостоятельно, исходя из специфики работы конкретного предприятия, его финансовых возможностей и планов на будущее. Но чтобы застраховать себя от возможного увеличения налоговой нагрузки, нужно решить одну важную задачу: вывести зарплаты сотрудников из интервала 260 000-290 000 рублей в год. Руководитель авторского коллектива книги "Годовой отчет" Владимир Мещеряков предложил такие способы решения этой проблемы:
"Во-первых, можно увеличить официальный уровень годовой зарплаты работников, чьи доходы попали в названный диапазон. Надо вести его хотя бы до 300 000 рублей (кстати, подобный шаг повлечет за собой и одновременное снижение налога на прибыль). Хотя у такого решения есть один существенный минус - падение доходов собственников компании.
Во-вторых, можно снизить "неудачные" зарплаты, скажем, до уровня 240 000-250 000 рублей в год. Но тогда предстоит решать кадровые вопросы. Ведь, как правило, высокую зарплату назначают хорошим специалистам. И если фирма не хочет расставаться с ценными работниками, им придется чем-то компенсировать потери. Причем сделать это нужно так, чтобы дополнительные затраты были не очень обременительными для фирмы и дали бы реальную экономию.
Способов много: "сверхплановая" материальная помощь, премии и доплаты, не предусмотренные трудовыми договорами, "перевод" в индивидуальные предприниматели, оплата по договору аренды личного имущества и т.п. Конкретный вариант опять-таки должна просчитать и предложить руководству бухгалтерия предприятия".
С точки зрения работников
Заканчивать комментарий приходится на грустной ноте. Те, кому "стукнуло" 38 или больше, уже давно поняли, что со следующего года все 14 процентов от их зарплаты пойдут на выплату пенсий другим людям. О накопительной системе, которую финансируют работодатели, можно позабыть. Правда, по словам председателя
Правления Пенсионный фонд РФ Геннадия Батанова, те суммы, которые были указаны в адресованных гражданам "письмах счастья" за 2002 и 2003 год, не пропадут. Не будут изымать деньги и из негосударственных управляющих компаний.
Через несколько месяцев к ним добавятся суммы за 2004 год и на этом накопления прекратятся. Впрочем, Геннадий Батанов заявляет, что вскоре все желающие смогут добровольно отчислять в фонд своей будущей пенсии 4 процента от заработка. При выполнении этого условия государство прибавит к страховой части пенсии еще 2 процента. Ожидается, что соответствующие поправки к пенсионному законодательству тоже вступят в силу с 1 января 2005 года.
Параллельно ПФР готовит законопроекты, которые предоставят работникам право трудиться после наступления пенсионного возраста, а также установят механизм наследования пенсионных накоплений.
Первый призван сократить так называемый "период дожития" - продолжительность жизни человека после выхода на пенсию. С одной стороны, принятие такого закона позволит без каких-либо усилий со стороны государства повысить размеры пенсий: положенную человеку сумму чиновники будут делить на меньший знаменатель. С другой стороны фонд получит в свое распоряжение громадные средства, предназначенные для тех, кто не успеет воспользоваться его услугами.
Впрочем, еще неизвестно, как к подобному закону отнесутся работодатели. Вряд ли кто-нибудь из них откажется заменить пенсионера молодым перспективным сотрудником. Тем более, что возможностей для этого в Трудовом кодексе более чем достаточно.
Второй законопроект должен отрегулировать схему возврата средств, накопленных работниками самостоятельно. Их предполагается возвращать наследникам тех, кто не дожил до пенсии.
Фамилия | Заработная плата | Сумма единого социального налога | ||||||
в месяц | в год | в условиях 2004 года | в условиях 2005 года | |||||
с дохо- дов до 100 000 руб. |
с дохо- дов от 100 001 до 300 000 руб. |
итого | с дохо- дов до 280 000 руб. |
с дохо- дов от 280 000 до 600 000 руб. |
итого | |||
Андреев | 25 000 | 300 000 | 35 600 | 40 000 | 75 600 | 72 800 | 2000 | 74 800 |
Борисов | 24 000 | 288 000 | 35 600 | 37 600 | 73 200 | 72 800 | 800 | 73 600 |
Васильев | 23 500 | 282 000 | 35 600 | 36 400 | 72 000 | 72 800 | 200 | 73 000 |
Григорьев | 23 500 | 282 000 | 35 600 | 36 400 | 72 000 | 72 800 | 200 | 73 000 |
Дмитриев | 23 000 | 276 000 | 35 600 | 35 200 | 70 800 | 71 760 | 71 760 | |
Егоров | 23 000 | 276 000 | 35 600 | 35 200 | 70 800 | 71 760 | 71 760 | |
Зимин | 22 000 | 264 000 | 35 600 | 32 800 | 68 400 | 68 640 | 68 640 | |
Жуков | 21 600 | 259 200 | 35 600 | 31 840 | 67 440 | 67 392 | 67 392 | |
Иванов | 20 000 | 240 000 | 35 600 | 28 000 | 63 600 | 62 400 | 62 400 | |
Климов | 18 000 | 216 000 | 35 600 | 23 200 | 58 800 | 56 160 | 56 160 | |
Итого: | 223 600 | 2 683 200 | 356 000 | 336 640 | 692 640 | 689 312 | 3200 | 692 512 |
А.П. Распутин,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.