Комментарий к главе 25.2 "Водный налог" НК РФ,
введенной в действие Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ
В ближайшем будущем водопользователей ждут перемены. С 1 января 2005 года вместо платы за пользование водными объектами они будут вносить в бюджет водный налог.
Тогда вступит в силу новая глава 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса. И одновременно прекратит свое существование Закон от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
О том, какие изменения ждут водопользователей, вы узнаете, прочитав наш комментарий.
Платили раньше, платите и сейчас
Плательщики водного налога перечислены в статье 333.8 Налогового кодекса. Формулировка этой статьи отличается от той нормы, которая была дана в законе. Плату за пользование водными объектами вносили организации (в т.ч. иностранные) и предприниматели. В комментируемой главе сказано, что платить водный налог должны организации (включая заграничные) и все физические лица. На первый взгляд кажется, что список плательщиков водного налога изменился. К ним добавились рядовые граждане. Но на самом деле круг плательщиков остался прежним. Дело в том, что вносить в бюджет водный налог должны лишь те граждане, которые используют воду для специальных (особых) целей и имеют на это лицензию. Граждане же получают лицензию только тогда, когда они используют воду для предпринимательской деятельности. Такой порядок установлен в статье 27 Водного кодекса. Таким образом, перечислять водный налог, как и плату за водные объекты, должны организации и предприниматели. Наши слова подтвердили и в департаменте налоговой политики Минфина, куда мы обратились за разъяснениями. Начальник отдела налогов и доходов от использования природных ресурсов Любовь Любомирская пояснила: "Перечислять водный налог должны организации и предприниматели, которые используют водоемы для специальных и особых целей и имеют на это лицензии. Что же касается новой формулировки состава плательщиков, то изменения сделаны лишь для того, чтобы привести указанную норму в соответствие с Водным кодексом".
В дополнение к сказанному уточним, какое водопользование считается специальным и особым. К специальному относится вода, которую плательщики берут из рек, озер и т.д. для того, чтобы снабжать ею население, а также удовлетворять собственные производственные нужды. Забирать воду они должны при помощи специальных сооружений, технических средств и устройств. Если же водоемы используются, к примеру, для нужд обороны, для сохранения и воспроизводства рыбы, то считается, что они находятся в особом пользовании. Такие разъяснения даны в Правилах предоставления в пользование водных объектов, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 03.04.97 N 383, и в Перечне видов специального водопользования, которые утверждены приказом Минприроды России от 23.10.98 N 232.
С чего платить, а с чего не надо
Объекты налогообложения почти не изменились. Исключение составляют сточные воды, которые плательщики сбрасывают в реки, озера и т.д. С них водный налог платить не нужно. Таким образом, водный налог следует начислять, если организации и предприниматели:
- забирают воду из водоемов;
- сплавляют по воде лес в плотах и кошелях;
- используют водное пространство в других целях, помимо сплава леса в плотах и кошелях.
К таким целям относятся, например, добыча полезных ископаемых, проведение буровых и строительных работ и т.д.;
- используют водоемы для производства электроэнергии.
Если плательщики используют водные ресурсы в целях, перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса, налог им считать не нужно. Многие положения этого пункта те же, что были предусмотрены Законом N 71-ФЗ. Но есть и различия. Так, например, раньше от водной платы освобождались все государственные и муниципальные санатории, пансионаты и т.д., которые использовали водоемы для отдыха и лечения граждан. Теперь эта льгота распространяется только на здравницы, которые предназначены исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей.
Вместе с тем введена новая льгота для судов, которые используют воду для работы своего технологического оборудования. Также не нужно начислять налог на воду, которая используется для нужд обороны и безопасности страны.
Заметим, что в отличие от ранее действующего порядка круг льготников ограничен пунктом 2 статьи 333.9. Раньше регионы могли устанавливать помимо названных "свои" льготы по плате за воду в пределах сумм, поступающих в их бюджеты. Новая глава Налогового кодекса таких послаблений не дает.
Налоговая база
Практически по всем видам водопользования налоговой базой являются те же показатели, что и раньше. Исключение составляет вода, которую плательщики используют для сплава леса в плотах и кошелях. По таким объектам ее нужно определять иначе. Раньше налоговой базой считался объем древесины, которую сплавляли в плотах и кошелях. Теперь под налоговой базой понимается произведение объема этой древесины и расстояния сплава (в км), деленное на 100. Обращаем ваше внимание, что это изменение носит методологический характер и на порядке исчисления налога никак не отразится. Просто раньше, чтобы рассчитать плату, надо было перемножать три показателя (объем древесины, расстояние сплава и ставку). А теперь нужно два (налоговую базу и ставку).
Налоговая база по каждому виду водопользования представлена в таблице:
Таблица 1
Объект налогообложения | Налоговая база |
Забор воды | Объем воды, забранной за налоговый период (в тыс. куб. м) |
Использование акватории водных объектов для сплава леса в плотах и кошелях |
Объем сплавляемой древесины (тыс. куб. м), умноженный на расстояние сплава (в км)/100 |
Использование акватории водных объектов в других целях |
Площадь предоставленного водного пространства |
Использование водных объектов без забора воды для производства элект- роэнергии |
Количество фактически произведен- ной электроэнергии за налоговый период |
Сколько стоит вода
Водный налог нужно считать по ставкам, которые установлены в статье 333.12 Налогового кодекса. Это существенное отличие от того порядка, который действовал раньше. Напомним, что в законе о плате за пользование водными объектами были указаны минимальные и максимальные ставки по видам использования воды. Их интервалы по конкретным водоемам и районам были установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826. Конкретные же ставки, по которым нужно было исчислять плату за водные объекты, устанавливали регионы.
Теперь их точная величина указана непосредственно в Налоговом кодексе. Как и прежде, ставки зависят от того, из каких рек, озер и морей берется вода, а также от экономических районов. Кроме того, они дифференцированы в зависимости от целей забора воды и от того, откуда она берется: из поверхностных водных объектов или подземных.
В отличие от Закона N 71-ФЗ глава 25.2 Налогового кодекса не предусматривает повышение ставок, если водные объекты организации используют без лицензии. Раньше для таких плательщиков ставки повышались в 5 раз. Теперь же они будут платить водный налог по тем же ставкам, что и остальные пользователи. Но за безлицензионное водопользование их могут привлечь к административной ответственности. При этом организацию оштрафуют на сумму от 50 до 100 МРОТ, руководителя или предпринимателя - на сумму от 5 до 10 МРОТ (ст. 7.6 КоАП РФ).
Ставки установлены в следующих единицах измерения:
Таблица 2
Объект налогообложения | Единица измерения ставок |
Забор воды | В рублях за 1 тыс. куб. м забран- ной воды |
Использование акватории водных объектов для сплава леса в плотах и кошелях |
В рублях за 1 тыс. куб. м древеси- ны, сплавляемой в плотах и коше- лях, на каждые 100 км сплава |
Использование акватории водных объектов в других целях |
В тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой воды |
Использование водных объектов без забора воды для производства элект- роэнергии |
В рублях за 1 тыс. кВт.ч электро- энергии |
Обратите внимание: ставки налога за использование водного пространства (кроме сплава леса в плотах и кошелях) установлены в расчете на год. По остальным объектам налогообложения на квартал. Кроме того, ставки, которые действуют для забора воды, применяются только к тому объему воды, который не превышает установленные плательщику лимиты. Напомним, что они должны быть указаны в лицензиях на водопользование. Такой же порядок действовал и при взимании платы за пользование водными объектами. Но если раньше при расчете платы нужно было учитывать месячные и годовые лимиты, то теперь квартальные и годовые. Это связано с тем, что налоговым периодом по водному налогу считается квартал.
Если для вас не утвердили квартальных лимитов, их нужно определять самостоятельно расчетным путем. Для этого годовой лимит следует поделить на 4. При уплате налога за сверхлимитную воду ставки, как и прежде, нужно повышать в 5 раз.
Как и раньше, для воды, которую плательщик отпускает населению, применяется индивидуальная ставка. Теперь она составляет 70 рублей за 1000 куб. м воды, забранной из водоема.
Как считать, когда и куда платить
Водный налог все пользователи должны платить ежеквартально. Напомним, что плату за пользование водными объектами большинство (кроме предпринимателей, малых предприятий и организаций, которые использовали акваторию водного объекта) вносили ежемесячно.
Чтобы рассчитать водный налог, нужно налоговую базу умножить на ставку. Такой порядок указан в пункте 2 статьи 333.13 Налогового кодекса. Из положений этого пункта вытекает, что по этим правилам нужно считать налог ежеквартально по всем объектам налогообложения. Однако это не совсем так. Как мы уже отмечали выше, ставки налога за воду, которую плательщики используют для иных нужд (за исключением сплава леса в плотах и кошелях), установлены в расчете на год. Поэтому, умножив налоговую базу (площадь водного пространства) на ставку, плательщик сразу получит сумму налога, которую он должен заплатить за весь год. Вместе с тем рассчитываться с бюджетом по налогу он должен поквартально.
Как такие водопользователи должны считать и платить налог, статья 333.13 Налогового кодекса ответа не дает. Не смогли мы получить его и в департаменте налоговой политики Минфина. Более того, там вообще удивились, что ставка налога установлена на год. Вместе с тем ничего необычного в этом нет. Дело в том, что точно такая же ставка была установлена по плате за пользование водными объектами. И тогда плательщики поступали следующим образом. Они считали сумму налога за год. А потом платили ее равными долями в течение года ежемесячно или ежеквартально в зависимости от того, какой период был для них отчетным. Скорее всего такой же порядок будет действовать и по водному налогу.
Налог, исчисленный за квартал, нужно платить не позднее 20-го числа месяца, следующего за ним. В этот же срок нужно подать и налоговую декларацию. Обратите внимание - по местонахождению водоема. И лишь иностранные предприятия должны отправить ее еще в ту налоговую инспекцию, которая курирует учреждение, выдавшее "водную" лицензию. Напомним, что до 2005 года декларацию по плате за пользование водными объектами нужно было подавать в две налоговых инспекции - по месту своей регистрации, а также по месту пользования водным объектом.
Как рассчитать водный налог, покажет пример.
Пример
ООО "Гренада" использует для технологических нужд воду, которую забирает из поверхностных вод реки Кубань. Общество имеет лицензию на водопользование.
Лимит воды на 2005 год для нее установлен в размере 60 000 куб. м. Квартальный лимит в лицензии не указан. По данным журнала первичного учета использования воды, объем забранной воды за I квартал 2005 года составил 12 000 куб. м. Таким образом, вода выбрана в пределах квартального лимита, который равен 15 000 куб. м (60 тыс. куб. м : 4). Ставка налога составляет 480 руб. за 1000 куб. м забранной воды. Водный налог, который нужно заплатить за I квартал 2005 года, равен:
12 000 куб. м x 480 руб. = 5760 руб.
Л.В. Звягина,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.