Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
См. информацию о реализации настоящей программы, утвержденную постановлением Тюменской областной Думы от 10 февраля 2022 г. N 203
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 19 февраля 2021 г. N 75-п
Паспорт
региональной программы Тюменской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
Наименование региональной программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
Разработчик Программы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (ДЖКХ ТО) |
Соисполнители Программы |
Исполнительные органы государственной власти Тюменской области (ИОГВ ТО), Органы местного самоуправления Тюменской области (ОМС) |
Цель и основные задачи Программы |
Цель Программы - повышение энергетической эффективности, обеспечивающее снижение энергоемкости валового регионального продукта Тюменской области. Основные задачи Программы: - стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - повышение информированности общества о состоянии и деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - повышение эффективности системы коммунальной инфраструктуры; - реализация мер по энергосбережению в жилищном фонде. |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2024 годы |
1. Введение
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Комплексная направленность Программы обусловлена необходимостью решения задач в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех сферах экономики Тюменской области.
Механизм реализации Программы базируется на принципах взаимодействия, разделения полномочий и ответственности всех участников и исполнителей Программы.
Приоритетами политики Тюменской области в рамках настоящей Программы являются:
- создание надежной системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих разработке и реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования в реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- повышение информированности общества о состоянии и деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2. Цель и основные задачи Программы
Основной целью региональной программы Тюменской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" является повышение энергетической эффективности, обеспечивающее снижение энергоемкости валового регионального продукта Тюменской области.
Основные задачи Программы:
- стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- повышение информированности общества о состоянии и деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- повышение эффективности системы коммунальной инфраструктуры;
- реализация мер по энергосбережению в жилищном фонде.
3. Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в Тюменской области
В качестве первичных энергетических ресурсов в Тюменской области используются природный газ, сырая нефть, продукты нефтепереработки, уголь и прочее твердое топливо.
Основной объем потребления вторичных энергетических ресурсов в Тюменской области выпадает на долю электроэнергетики.
В 2019 году выработано 11524,0 млн кВт-час электрической энергии, что на 5,7% больше, чем в 2018 году. Производство же тепловой энергии уменьшилось на 4,1% и составило 14,5 млн Гкал.
В части водопотребления основным потребителем является население (в 2019 году - 79%). Бюджетофинансируемыми организациями использовано 7% от всего объема используемой воды в регионе.
По итогам 2019 года подано в сеть 87,2 млн. куб. м воды, отпущено конечным потребителям 73,2 млн. куб. м, при этом объем утечек и неучтенного расхода воды сократился до 16%, что ниже уровня 2018 года (19%).
4. Повышение энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и электроэнергетики
С целью повышения энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и электроэнергетики реализуются мероприятия направленные на решение следующих задач:
- повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры;
- снижение потерь энергетических ресурсов и воды;
- повышение качества оказываемых услуг тепло-, водо-, электро-, газоснабжения;
- повышение эффективности производства электрической и тепловой энергии;
- внедрение инновационных энергосберегающих технологий;
- сокращение удельных расходов топлива на выработку электрической и тепловой энергии;
- сокращение удельных расходов электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) ресурсов;
- расширение использования возобновляемых источников энергии.
Ряд мероприятий предусмотрен муниципальными программами модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе:
- модернизация неэффективных котельных;
- модернизация (реконструкция) объектов систем водоснабжения.
4.1. Электроэнергетика и потребление электрической энергии в Тюменской области
Масштабы электропотребления в Тюменской области определяют, в основном, потребители Тюменского и Тобольского энергорайонов.
Наибольшее влияние на уровень электропотребления в Тюменской области оказывает промышленное производство, что обуславливается его значительной долей в структуре электропотребления.
Кроме того, существенную долю в структуре электропотребления области занимает потребление населения, транспорта и связи, а также прочих видов деятельности.
В Тюменской области расположены 3 тепловые электростанции:
- Тюменская ТЭЦ-1 (ОАО "Фортум", г. Тюмень)
- Тюменская ТЭЦ-2 (ОАО "Фортум", г. Тюмень)
- Тобольская ТЭЦ (ОАО "Фортум", г. Тобольск)
Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в 2019 году составил 10,9%.
Балансы электроэнергии за период 2015 - 2019 гг.
млн кВтч | |||||
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Суммарная выработка, в том числе: |
10 154,6 |
9 270,9 |
10 130,9 |
10 901,2 |
11 524,0 |
Тепловые электростанции, в том числе: |
10 116,8 |
9 227,1 |
10 083,9 |
10 827,1 |
11 434,0 |
Тюменская ТЭЦ-1 |
3 603,1 |
3 450,3 |
3 534,5 |
3 920,9 |
3567,1 |
Тюменская ТЭЦ-2 |
3 994,7 |
3 538,8 |
4 176,7 |
4 424,5 |
5189,1 |
Тобольская ТЭЦ (производство электропарогенерации ООО "ЗапСибНефтехим") |
2 519,0 |
2 238,0 |
2 372,7 |
2 481,8 |
2 678,0 |
ОАО "Газтурбосервис" ГТЭС (ПАО "Тюменские моторостроители") |
37,8 |
42,8 |
40,0 |
33,0 |
26,5 |
ГТЭС Моторостроители (ПАО "Тюменские моторостроители") |
- |
1,0 |
4,7 |
5,3 |
4,1 |
ГТЭС Южно-Нюрымского м.р. (ПАО "Сургутнефтегаз") |
- |
- |
2,3 |
35,6 |
59,3 |
Потребление |
11 248,1 |
11 698,0 |
13 073,7 |
13 647,5 |
14 501,6 |
Сальдо перетоков ("-" - избыток, "+" - дефицит) |
+1 093,5 |
+2 427,1 |
+2 942,8 |
+2 746,3 |
+2 977,5 |
Баланс электроэнергии энергосистемы Тюменской области за 2015 - 2019 годы складывался с дефицитом. Дефицит электроэнергии покрывался за счет перетоков из смежных энергосистем.
Основной целью повышения эффективности работы объектов электроэнергетики Тюменской области является обеспечения повышенного уровня энергобезопасности хозяйственного комплекса области и социальной сферы.
Основными направлениями деятельности в данной сфере являются:
1) надежное энергоснабжение хозяйственного комплекса области и социальной сферы в условиях прогнозируемого экономического развития и увеличения объемов энергопотребления;
2) создание технических основ надежного энергоснабжения и гарантированного доступа всех субъектов экономической деятельности к источникам электрической энергии, а источников - к сетям.
Основные задачи повышения эффективности объектов электроэнергетики Тюменской области:
1. Экономическая и энергетическая эффективность решений, основанная на оптимизации режимов работы Тюменской энергосистемы;
2. Координированное развитие в Тюменской области магистральной и распределительной электросетевой инфраструктуры, генерирующих мощностей, соответствующее инвестиционным программам развития субъектов электроэнергетики, расположенных в Тюменской области;
3. Публичность и открытость государственных инвестиционных стратегий и решений.
4.2. Теплоснабжение и потребление тепловой энергии в Тюменской области
Крупными объектами теплогенерации в Тюменской области являются Тюменская ТЭЦ-1, Тюменская ТЭЦ-2, Тобольская ТЭЦ. Теплоснабжение муниципальных образований Тюменской области также обеспечивают 1 337 котельных, в том числе 1 267 муниципальных.
Мощности данных теплогенерирующих объектов позволяют обеспечить существующие тепловые нагрузки потребителей Тюменской области.
Общая установленная тепловая мощность ТЭЦ составляет 5 194 Гкал/час, общая установленная мощность котельных составляет 2 676,82 Гкал/час.
Средний КПД котельных Тюменской области составляет порядка 80-83% (при 92-95% в странах Западной Европы). Эффективность выработки тепловой энергии на 54 котельных г. Тюмени остается практически неизменной: КПД в среднем на уровне 87-88% с тенденцией к медленному снижению. Во многих муниципальных образованиях средний КПД котельных ниже 80%: в Вагайском - 65%, Ярковском - 71%, Тобольском - 72%, Викуловском - 73%, Исетском - 74%, Голышмановском - 75%, Казанском - 76%, Сорокинском - 76%, Уватском - 78%. Для котельных, работающих на газе, КПД в ряде случаев (использование самодельных котлов, устаревших котлов или неэффективных марок котлов) не превышает 80%.
Наиболее крупными потребителями тепловой энергии является население и бюджетный сектор в виде нагрузки на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение.
Структура отпуска тепловой энергии электростанциями и котельными Тюменской области в 2019 году
Группы потребителей |
Доля потребления, % |
Население |
66,6 |
Бюджетофинансируемые организации |
15,7 |
Прочие |
17,7 |
Информация представлена на основании данных Тюменьстата
Потери тепловой энергии в системах теплоснабжения
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии |
% |
8,9 |
9,0 |
6,2 |
17,8 |
13,8 |
Информация представлена на основании данных Тюменьстата
Информация о теплосетевом комплексе Тюменской области по состоянию на 1 ноября 2020 года
Муниципальное образование |
Тепловые сети |
Ветхие тепловые сети |
||
Всего |
из них муниципальные |
Всего |
из них муниципальные |
|
км |
км |
км |
км |
|
Итого |
1946,901 |
1525,232 |
498,706 |
396,906 |
г. Ишим |
87,690 |
87,690 |
24,090 |
24,090 |
г. Тобольск |
181,400 |
169,700 |
33,300 |
33,300 |
г. Тюмень |
868,050 |
571,126 |
267,600 |
165,800 |
г. Ялуторовск |
97,610 |
96,400 |
17,896 |
17,896 |
Абатский |
13,900 |
13,900 |
1,090 |
1,090 |
Армизонский |
5,256 |
5,256 |
0,000 |
0,000 |
Аромашевский |
9,868 |
9,868 |
1,500 |
1,500 |
Бердюжский |
11,480 |
11,480 |
4,610 |
4,610 |
Вагайский |
16,342 |
15,092 |
3,454 |
3,454 |
Викуловский |
14,412 |
14,412 |
4,383 |
4,383 |
Голышмановский |
18,921 |
17,979 |
1,769 |
1,769 |
Заводоуковский |
87,600 |
87,600 |
31,697 |
31,697 |
Исетский |
105,493 |
105,493 |
49,360 |
49,360 |
Ишимский |
13,200 |
13,200 |
1,400 |
1,400 |
Казанский |
35,658 |
35,658 |
6,524 |
6,524 |
Нижнетавдинский |
11,810 |
11,810 |
1,783 |
1,783 |
Омутинский |
17,267 |
17,267 |
0,000 |
0,000 |
Сладковский |
10,372 |
10,372 |
0,170 |
0,170 |
Сорокинский |
14,981 |
14,981 |
0,813 |
0,813 |
Тобольский |
28,806 |
18,500 |
5,606 |
5,606 |
Тюменский |
153,566 |
83,474 |
12,480 |
12,480 |
Уватский |
77,968 |
50,970 |
13,946 |
13,946 |
Упоровский |
13,890 |
13,890 |
1,968 |
1,968 |
Юргинский |
11,379 |
11,379 |
0,776 |
0,776 |
Ялуторовский |
11,373 |
11,373 |
1,221 |
1,221 |
Ярковский |
28,609 |
26,362 |
11,270 |
11,270 |
По данным мониторинга Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
В качестве основных проблем, требующих решения на ближайшую перспективу, и которым уделяется повышенное внимание при развитии теплосетевого комплекса Тюменской области, необходимо отметить:
- низкую энергоэффективность производства тепловой энергии;
- сверхнормативный износ тепловых сетей;
- наличие котельных, работающих на дорогостоящих видах топлива;
- недостаточную оснащенность котельных автоматизированными системами контроля и управления технологическим оборудованием, а также приборами контроля и учета выработки тепловой энергии.
4.3. Водоснабжение в Тюменской области
Общая протяженность водопроводных сетей составляет 5 722,258 км, в том числе - 916,403 км ветхих, что составляет 16%.
Информация о состоянии водопроводных сетей в Тюменской области на 1 ноября 2020 года
Муниципальное образование |
Водопроводные сети |
Ветхие сети водопровода |
||
Всего |
из них муниципальные |
всего |
из них муниципальные |
|
км |
км |
км |
км |
|
Итого по области |
5722,258 |
5194,362 |
916,403 |
869,324 |
г. Ишим |
210,100 |
208,400 |
39,500 |
39,500 |
г. Тобольск |
244,149 |
244,149 |
49,789 |
49,789 |
г. Тюмень |
1293,400 |
983,499 |
28,660 |
28,660 |
г. Ялуторовск |
170,300 |
169,100 |
59,803 |
59,803 |
Абатский |
113,081 |
113,081 |
6,025 |
6,025 |
Армизонский |
158,100 |
158,100 |
30,602 |
30,602 |
Аромашевский |
95,110 |
95,110 |
1,600 |
1,600 |
Бердюжский |
165,960 |
165,960 |
65,742 |
65,742 |
Вагайский |
194,309 |
187,724 |
12,358 |
9,576 |
Викуловский |
148,593 |
148,593 |
33,078 |
33,078 |
Голышмановский |
100,900 |
100,900 |
5,537 |
5,537 |
Заводоуковский |
229,760 |
229,760 |
41,900 |
41,900 |
Исетский |
224,220 |
224,220 |
75,538 |
75,538 |
Ишимский |
192,000 |
192,000 |
45,148 |
45,148 |
Казанский |
260,000 |
250,268 |
94,250 |
58,440 |
Нижнетавдинский |
100,780 |
100,780 |
9,198 |
9,198 |
Омутинский |
78,008 |
78,008 |
16,809 |
16,809 |
Сладковский |
306,595 |
306,595 |
10,743 |
10,743 |
Сорокинский |
54,904 |
54,904 |
2,474 |
2,474 |
Тобольский |
194,100 |
194,100 |
60,500 |
60,500 |
Тюменский |
501,160 |
322,399 |
123,722 |
123,722 |
Уватский |
259,667 |
240,330 |
37,940 |
29,453 |
Упоровский |
57,950 |
57,950 |
2,412 |
2,412 |
Юргинский |
71,139 |
71,139 |
0,247 |
0,247 |
Ялуторовский |
162,574 |
162,574 |
38,220 |
38,220 |
Ярковский |
135,399 |
134,719 |
24,608 |
24,608 |
По данным мониторинга Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области
В 2019 году было подано воды в сеть - 87,2 млн. куб. м, в том числе:
- отпущено всем потребителям - 73,2 млн. куб. м;
- утечки и неучтенный расход воды составили - 14,0 млн. куб. м. (16% от воды, поданной в сеть).
В целом потребление воды в период 2015 - 2019 годов имеет незначительную тенденцию к снижению (с 755,7 млн. куб. м в 2015 году до 73,2 млн. куб м в 2019 году), при этом доля утечек и неучтенного расхода воды сократилась по итогам 2019 года до 16%, что на 40% ниже уровня 2015 года (26,7%).
4.4. Газоснабжение в Тюменской области
Природный сетевой газ потребителям юга Тюменской области поступает от магистральных газопроводов СРТО (Северные районы Тюменской области) - Омск, Уренгой-Челябинск I и Уренгой-Челябинск II.
Поставка природного газа потребителям Тюменской области осуществляется от 33 газораспределительных станций, подключенных к вышеуказанным магистральным газопроводам, по межпоселковым газопроводам протяженностью 4260,08 км. Общая протяженность газораспределительных сетей на 01.01.2019 составляет 14 745,37 км.
Доля квартир (жилых домов), выработка тепловой энергии для отопления которых, осуществляется посредством сжигания природного газа, составляет 96,5%.
В 2019 году потребление природного газа в Тюменской области составило 5896,8 млн. куб. м.
При этом объемы потребления природного газа бюджетофинансируемыми организациями и населением остались практически на том же уровне.
Информация о динамике развития системы газоснабжения Тюменской области
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Количество газифицированных подворий на конец года, ед. |
176 586 |
180 580 |
185 900 |
194 026 |
202 456 |
Количество населенных пунктов, в которых есть потребители природного газа, ед. |
478 |
486 |
495 |
502 |
503 |
"Доля квартир (жилых подворий) выработка тепловой энергии для отопления которых осуществляется посредством сжигания природного газа", % |
91,1 |
92,1 |
94,0 |
96,1 |
96,6 |
Годовой объем капитальных вложений на газификацию, млн. руб. |
434,431 |
654,241 |
469,558 |
359,0 |
514,348 |
Газифицировано дворов за год |
6999 |
1807 |
1433 |
3685 |
3141 |
Введено межпоселковых газопроводов, км |
- |
28,093 |
- |
- |
- |
Введено внутрипоселковых газопроводов, км |
325,984 |
247,157 |
260,594 |
110,000 |
97,602 |
В связи с тем, что транспортировка газа по газораспределительным сетям осуществляется за счет давления газа в магистральных газопроводах, дополнительные затраты энергии на данные цели практически отсутствуют.
Основная цель направления - повышение доступности и качества услуг по снабжению природным газом, что будет способствовать повышению уровня жизни населения и созданию условий для социально-экономического развития региона.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Расширение газораспределительной системы и повышение уровня газификации населенных пунктов Тюменской области, оптимизация загрузки существующих газораспределительных сетей и сооружений;
- Повышение надежности и безопасности предоставления услуг газоснабжения.
В рамках четырехстороннего соглашения (Регуляторного контракта) о взаимодействии, заключенного между Федеральной антимонопольной службой, Правительством Тюменской области, АО "Газпром газораспределение Север" и управляющей организацией ООО "Газпром межрегионгаз Север" разработана и утверждена программа газификации Тюменской области на 2019 - 2023 годы.
Реализация указанной программы осуществляется за счет внебюджетных источников финансирования, ответственным исполнителем является АО "Газпром газораспределение Север".
Положительным эффектом реализации данной программы станет сокращение затрат населения на отопление жилья и пищеприготовление, которое в свою очередь повлияет на сокращение объемов потребляемых топливных ресурсов в целом, а также на сокращение соответствующих затрат на приобретение энергетических ресурсов в Тюменской области.
5. Энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов в жилищном фонде
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при планировании работ по капитальному ремонту жилищного фонда учитывается применение новых энергосберегающих материалов и технологий.
Нормативными правовыми актами Тюменской области также регламентировано, что виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов должны проводиться с соблюдением требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, вводимым в эксплуатацию после проведения капитального ремонта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Так, при капитальном ремонте жилищного фонда реализуются следующие мероприятия:
- капитальный ремонт и замена кровли;
- утепление чердачных перекрытий;
- утепление цокольных и подвальных этажей;
- замена старых окон на современные оконные блоки (с двухкамерными стеклопакетами).
- установка оптико-аккустических светодиодных светильников;
- установка частотных преобразователей электродвигателей лифтов;
- монтаж погодозависимой телеметрии при проведении работ по ремонту ИТП;
Капитальный ремонт инженерных систем производится с применением полиэтиленовых труб для канализации, полипропилена для ХВС, армированного полипропилена и пластинчатых водоподогревателей для ГВС, теплоизоляцией из термофлекса. Также, при замене инженерных систем предусматривается установка приборов учета потребления ресурсов.
Кроме того, в регионе продолжаются текущие ремонты жилищного фонда, в рамках которых осуществляются следующие виды работ:
- восстановление теплового контура зданий путем герметизации швов, уплотнения и утепления оконных и дверных блоков в подъездах, установка доводчиков, закрытие подвальных и чердачных помещений;
- установка отражающих экранов за отопительными приборами в местах общего пользования;
- установка источников освещения, оборудованных энергосберегающими технологиями (датчиками движения, присутствия), замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы;
- текущий ремонт инженерных коммуникаций, восстановление изоляции трубопроводов систем отопления, теплообменников, систем горячего и холодного водоснабжения, ревизия систем отопления с установкой (заменой) запорной и регулирующей арматуры, воздуховыпускных клапанов (кранов), промывка и регулировка гидравлических параметров систем отопления.
Также продолжается работа по оснащению жилищного фонда приборами учета потребляемых ресурсов.
По итогам 10 месяцев 2020 года уровень оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета составил 94,56%, в том числе:
- приборами учета тепловой энергии - 97,56%;
- приборами учета горячей воды - 95,94%;
- приборами учета холодной воды - 89,16%;
- приборами учета электрической энергии - 96,03%.
Уровень оснащения приборами учета жилых домов составляет 97,86%, в том числе:
- приборами учета тепловой энергии - 95,74%;
- приборами учета горячей воды - 91,21%;
- приборами учета холодной воды - 91,13%;
- приборами учета природного газа - 99,59%;
- приборами учета электрической энергии - 99,89%.
Уровень оснащения многоквартирных домов индивидуальными приборами учета составляет 88,52%, в том числе:
- приборами учета тепловой энергии - 100%;
- приборами учета горячей воды - 84,74%;
- приборами учета холодной воды - 84,51%;
- приборами учета природного газа - 42,16%;
- приборами учета электрической энергии - 100%.
Удельный расход тепловой энергии на 1 м2 жилой площади по жилищному фонду в 2019 году составил 0,155 Гкал/кв. м.
Удельный расход электрической энергии в 2019 году составил 27,7 кВтч/кв. м.
Удельный расход холодной воды в 2019 году составил 45,1 куб. м./чел.
Удельный расход горячей воды в 2019 году составил 11,6 куб. м/чел.
В целом в жилищном фонде достаточно большой потенциал экономии энергетических ресурсов и воды. В результате установки приборов учета используемых ресурсов потребитель получает возможность определить фактический объем их потребления. Изменение бытовых привычек собственников и нанимателей жилищного фонда позволяет достичь экономии ресурсов в размере до 50%.
6. Модернизация систем уличного освещения в городских округах и муниципальных районах Тюменской области
Согласно анализу проведенному Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в настоящее время в структуре источников уличного освещения 14,5% занимают светильники, имеющие низкий уровень энергетической эффективности на уровне 40-60 люмен/ватт, что ниже уровня 2015 года почти в 3 раза (уровень 2015 года - 38,9%).
Замена данных ламп на более эффективные светодиодные и натриевые, энергетическая эффективность которых более 110 люмен/ватт, позволяет с относительно небольшими затратами получить двукратную экономию электрической энергии. Данная экономия может еще вырасти при применении простейшей автоматики, вовремя отключающей освещение - например астрономических таймеров.
В настоящее время Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области прорабатываются возможные муниципальные районы и городские округа региона для реализации пилотных проектов по модернизации систем наружного освещения.
Также рассматривается вопрос реализации мероприятий по модернизации систем наружного освещения в рамках энергосервисных контрактов.
7. Информационное обеспечение, пропаганда и повышение уровня грамотности по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Формирование бережливой модели поведения направлено на стимулирование позитивного общественного мнения о необходимости энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируется путем проведения комплекса мероприятий для различных целевых групп.
Реализация основных положений действующего законодательства об энергосбережении и формирование энергосберегающего образа жизни невозможны без соответствующей пропаганды.
Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие решений, о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению. При этом адаптированная информация должна быть адресована в разные сферы:
- крупным промышленным потребителям;
- работникам ресурсоснабжающих и сетевых организаций;
- муниципальным образованиям;
- управляющим компаниям;
- бытовым потребителям и пр.
Успешная реализация программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности возможна лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа производителей и потребителей энергоресурсов, а также руководителей, ответственных за принятие стратегических решений в экономике.
Механизмы воздействия пропаганды:
1. Средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы.
2. Использование рекламных площадей (перетяжки, щиты, транспорт).
3. Использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Использование печатной продукции (листовок, буклетов, брошюр).
5. Агитационная работа на предприятиях, организациях и учреждениях: разъяснительная работа с персоналом, оформление помещений плакатами и табличками о необходимости экономии энергоресурсов, о выключении света, закрытии окон, входных дверей и пр.
8. Ожидаемые результаты и целевые показатели Программы
Наиболее значимым показателем является динамика энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП). Уровень снижения энергоемкости ВРП Тюменской области соответствует уровню плановых показателей, обозначенных Правительством Российской Федерации.
Основными ожидаемыми результатами реализации настоящей Программы являются:
- снижение энергоемкости валового регионального продукта в 2024 году на 1,5% к уровню 2019 года;
- снижение удельных расходов энергетических ресурсов и воды всеми категориями потребителей в Тюменской области;
- снижение эксплуатационных издержек при производстве и транспортировке энергетических ресурсов и воды, способствующее сокращению нагрузки по оплате за используемые ресурсы для конечных потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.