Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
на проект федерального закона N 1056890-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок" (об организации регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок" (об организации регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Соглашениями о международном автомобильном сообщении между Правительством Российской Федерации и иностранными государствами, а так же Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - закон о контроле за международными перевозками) предусмотрено осуществление международных регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по согласованию федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующего компетентного органа иностранного государства.
В целях устранения указанного правового пробела Правительством Российской Федерации разработан законопроект, предусматривающий дополнение Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон об организации перевозок) нормами, регламентирующими порядок установления, изменения, отмены международных маршрутов регулярных перевозок, допуска российских и иностранных перевозчиков к осуществлению международных регулярных перевозок.
В законопроекте с учетом опыта организации международных регулярных перевозок, применявшихся регламентов, предусмотрены все необходимые этапы организации таких перевозок, с учетом особенностей обусловленных необходимостью их согласования с компетентными органами иностранных государств, необходимостью обеспечения интересов российских перевозчиков, паритетности перевозок.
Документом, подтверждающим допуск к перевозкам, предусмотрена карта международного маршрута регулярных перевозок, выдаваемая перевозчику на каждое транспортное средство. Такая карта должны заменить разрешение, выдаваемое в соответствии с требованиями закона о контроле за международными перевозками. Условия выдачи карты соответствуют действующим требованиям, предусмотренным для разрешения, включая порядок согласования перевозок с иностранными государствами.
В то же время законопроектом не во всех случаях предусмотрено соблюдение интересов российских перевозчиков. Так, в случаях транзитных перевозок или инициировании организации перевозок транзитным государством в законопроекте не указывается доля, которую должен занять российский перевозчик.
Полномочия по установлению сроков допуска к перевозкам законопроектом предлагается предоставить Минтрансу России, при этом, в случае отсутствия российского перевозчика на маршруте или его паритета с иностранным перевозчиком целесообразно установить законом ограничение срока действия выдаваемых ему карт маршрута, к примеру, не более чем в один год для обеспечения возможности подбора и допуска к перевозкам российского перевозчика или установления паритета.
Отдельные механизмы организации международных перевозок, предусмотренные законопроектом требуют приведения в соответствие с нормами закона об организации перевозок.
Так, законом об организации перевозок для допуска к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам предусматривается получение перевозчиком свидетельства на осуществление перевозок и карт маршрута на каждое транспортное средство. Законопроектом свидетельство не предусматривается. Соответственно целесообразно унифицировать состав разрешительной документации для всех перевозок, порядок организации которых устанавливается единым законом.
Законопроектом, для международных перевозок не предусмотрена регламентация предоставления услуг владельцами объектов транспортной инфраструктуры, включая автовокзалы (автостанции), установленная для междугородных, межмуниципальных и муниципальных перевозок законом об организации перевозок, что также требует установления единых подходов.
Законопроектом предусмотрены полномочия Минтранса России по установлению порядка подбора российского перевозчика в случае его отсутствия при перевозках по маршруту или поступление заявления об установлении маршрута от компетентного органа иностранного государства. Однако, учитывая наличие правоустанавливающих последствий такой процедуры, представляется целесообразным установить в законе порядок информирования перевозчиков о проведении подбора и порядок отбора победителя в случае наличия более чем одной заявки.
Необходимо также синхронизировать установленные сроки исполнения требований, предусмотренных статьей 4 со сроком вступления в силу этой статьи, установленным частью 2 статьи 5.
Кроме того, необходимо привести в соответствие терминологию законопроекта с законом об организации регулярных перевозок, а так же определить или исключить понятия периодичности перевозок, эксплуатация маршрута.
Так же имеются отдельные замечания юридико-технического характера.
В тоже время, учитывая актуальность решения проблемы законодательного регулирования организации международных регулярных перевозок, соответствие предлагаемого законопроектом регулирования поставленной задаче, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1056890-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок" (об организации регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок), внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.