Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1056286-7 "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения прав органов местного самоуправления муниципального района) внесен Законодательным собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1056286-7 "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения прав органов местного самоуправления муниципального района) направлен на закрепление в статье 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) права органов местного самоуправления муниципального района по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
В настоящее время согласно пункту 33 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ и в соответствии с пунктом 37 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин является вопросом местного значения поселений (городских и сельских) и округов (городских и муниципальных).
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с нормами части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Таким образом, согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия по решению указанных в представленном законопроекте вопросов местного значения (закрепленных за поселениями) могут быть переданы от органов местного самоуправления соответствующих поселений органам местного самоуправления муниципальных районов путем заключения соответствующих соглашений и предлагаемая законопроектом норма является избыточной.
Кроме того согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 статьи 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Закрепление же вопроса местного значения по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин в правах органов местного самоуправления муниципального района по решению указанного вопроса (статья 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ) при закреплении в Федеральном законе N 131-ФЗ указанного вопроса местного значения за поселениями, входящими в состав муниципального района, помимо структурно-правового нарушения концепции Федерального закона N 131-ФЗ в рассматриваемой части, приведет к дублированию полномочий и нарушению установленного статьёй 30 БК РФ принципа самостоятельности бюджетов, которым не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.