Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 17 февраля 2021 года N 2738
Отчет
начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о деятельности полиции на территории Оренбургской области в 2020 году
Уважаемые депутаты!
Деятельность Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Управление) в 2020 году осуществлялась в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки. Это потребовало внесения существенных корректив в повседневную работу сотрудников органов внутренних дел. Возросла нагрузка на личный состав.
Успешно пройден важнейший этап в политической жизни государства - обеспечена безопасность проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию страны.
Не могу не отметить, что сегодня полиция совместно с органами исполнительной и законодательной власти участвует в реализации шести различных государственных Концепций, в том числе в области миграционной и демографической политики, а также восьми Стратегий в сферах экономической безопасности, антинаркотической политики, противодействия экстремизму и безопасности дорожного движения.
Уже 8 лет мы совместно реализуем государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (на 2013 - 2024 годы).
Особо подчеркну, что ее основные целевые показатели на 2020 год нами успешно реализованы.
Одним из главных результатов истекшего периода считаю повышение уровня доверия граждан к полиции, их уверенности в своей защите от криминальных посягательств.
Подтверждением тому являются проведенные независимые социологические опросы населения. На протяжении ряда лет мы уверенно занимаем лидирующие позиции по эффективности деятельности.
Остается высоким уровень удовлетворенности граждан оказанием государственных услуг. Положительную оценку органам внутренним дел дали 97% обратившихся граждан. Одновременно максимальное время ожидания сократилось до 5 мин. 23 сек., что является одним из лучших показателей в стране.
Для нас это крайне важно и является дополнительным стимулом для укрепления отношений с гражданским обществом.
Только в прошедшем году в органы внутренних дел обратилось за помощью свыше 42 тысяч граждан, в том числе поступило 26 обращений из Федерального Собрания Российской Федерации и 15 - от законодателей Оренбургской области. По каждому заявлению проведена тщательная проверка.
Также не остаются без внимания критические публикации в средствах массовой информации. Их достоверность, законность действий сотрудников полиции становятся предметом отдельных проверок.
В целом реализация комплекса мер, направленных на системное противодействие преступности, дала свои позитивные результаты.
В прошедшем году зарегистрировано почти 27,5 тысячи преступлений (+2,6%).
При этом раскрыто чуть менее 17 тысяч преступных деяний, их раскрываемость составила 63% (ПФО - 54%, РФ - 52%). Одновременно установлена причастность лиц к совершению 4 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений, их раскрываемость достигла отметки в 53% (ПФО - 41,8%, РФ - 40,9%).
Стабильно высокими оставались показатели удельного веса раскрытых убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и грабежей.
Благодаря грамотным, профессиональным действиям сотрудников полиции и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области раскрыты резонансные убийства отца и сына Черновых, семьи Бахаревых, заместителя директора филиала ПАО "Россети Волга" - "Оренбургэнерго" Шевелева и ряд других особо тяжких преступных посягательств.
В соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации продолжена реализация комплекса мер по противодействию организованной преступности, в том числе сформированной на этнической основе. Пресечена деятельность семи подобного рода криминальных группировок, к уголовной ответственности привлечено 32 их активных участника.
Вместе с тем на общую картину раскрываемости негативно повлияли резкое увеличение количества хищений, совершенных с использованием IT-технологий (за 2020 год - 5 335, за 2019 год - 3 346), и объективные сложности установления причастных к ним лиц. Данная проблема характерна для подавляющего большинства субъектов страны.
Для активизации работы на указанном направлении были задействованы все резервы, в том числе создано специализированное подразделение. В результате в 2020 году количество раскрытых уголовно наказуемых деяний данного вида увеличилось в полтора раза.
В настоящее время на уровне МВД России прорабатывается ряд законодательных инициатив, направленных на снижение криминальной пораженности этой сферы.
В свою очередь, Управлением инициирована разработка межведомственного плана по профилактике хищений денежных средств граждан с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, который согласован в Правительстве Оренбургской области и подписан в январе 2021 года Губернатором Оренбургской области.
Вопросы правопорядка - достаточно объемная тема, которая охватывает целый ряд специфических направлений.
Одной из стратегических задач продолжает оставаться снижение смертности и травматизма на автодорогах области.
Безусловно, основную роль в ее решении играет реализация федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения" и национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Доказала свою эффективность система автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Ликвидировано 26 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Выявлено свыше 1 млн правонарушений, большая часть из которых административно реализована (89,5%).
Внедрение новых форм и методов контроля позволило достичь положительной динамики в решении одной из ключевых задач - сокращении на 9% количества аварий с участием водителей с признаками опьянения.
В целом задержано почти 7,5 тысячи человек, управлявших транспортными средствами в нетрезвом состоянии. Возбуждено более 1 тысячи уголовных дел за повторное совершение таких правонарушений.
Совместно с Ространснадзором приняты дополнительные меры по повышению безопасности перевозок пассажиров автобусами.
Пресечено свыше. 17,5 тысячи нарушений, допущенных водителями указанных транспортных средств. К ответственности привлечены 375 индивидуальных предпринимателей, 803 должностных и 89 юридических лиц.
Продолжен контроль за эксплуатационным состоянием улиц и дорог, исправностью технических средств организации движения, соблюдением порядка проведения дорожных работ.
Вместе с тем принимаемых усилий еще явно недостаточно.
Сегодня более половины дорожно-транспортных происшествий совершены по причине неудовлетворительного состояния дорожных условий. Именно эти факторы стали причиной гибели 40% граждан - участников ДТП и 60% ранений.
Особую обеспокоенность вызывает реализация на территории области задачи по совершенствованию единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, которая отнесена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации к числу приоритетов государственной политики.
Бесспорно, уровень ее организации, география и результативность существенно возросли после принятия в 2016 году соответствующего Федерального закона (1).
На сегодняшний день в области реализуется региональная программа "Обеспечение общественного правопорядка и противодействие преступности в Оренбургской области", а также 111 муниципальных, с общим объемом финансирования на 2020 год почти 1 млрд рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "правопорядка" имеется в виду "порядка"
К сожалению, две подпрограммы, связанные с профилактикой правонарушений в подростковой среде и социальной адаптацией лиц, имеющих проблемы с законом, материально не подкреплены. Да и на саму подпрограмму "Обеспечения правопорядка на территории Оренбургской области" выделено в 2020 году всего 5,173 млн рублей.
Более того, в Оренбургской области на протяжении последних шести лет не развивается правоохранительный сегмент АПК "Безопасный город", который успешно зарекомендовал себя в других субъектах Российской Федерации, в том числе глубоко дотационных.
В аналогичных муниципальных программах фиксируется отсутствие или снижение расходов на профилактические мероприятия. Для Управления очень важно, чтобы практика сокращения ассигнований на эти цели не получила распространения даже в непростых финансовых условиях. Тем более что у наших соседей в решении этого вопроса с местными органами государственной власти царит полное взаимопонимание, где на средства регионального бюджета в том числе строятся новые здания.
При этом в нашей области, к примеру, отдел полиции N 1 города Оренбурга располагается в здании, являющимся памятником истории и культуры 1889 года постройки, а здание отдела полиции N 2 города Орска сдано в эксплуатацию в 1905 году.
Одновременно акцентирую ваше внимание, что только в результате деятельности полиции в 2020 году бюджет области пополнился на 787 млн рублей (97% из которых составили штрафы за нарушения БДД), что на 40% больше, чем в 2019 году. Что характерно, из этой суммы всего 0,5%, или 4,343 млн руб., запланировано потратить на подпрограмму "Обеспечение правопорядка на территории Оренбургской области" в 2021 году.
В целом наша активная фискальная позиция наполнила бюджеты различного уровня на 1,432 млрд рублей (+3,5%, в 2019 году - на 1,381 млрд рублей).
Несмотря на отмеченные сложности, нам удалось сдержать уровень уличной преступности, а также ослабить криминальную напряженность не только в общественных местах, но и в семейно-бытовой сфере.
За счет адресной индивидуальной работы с лицами, ранее преступавшими закон, не допущено всплеска преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения и ранее судимыми.
Основная нагрузка в этой работе лежит на участковых уполномоченных полиции, которыми рассмотрено свыше 210 тысяч заявлений и обращений граждан (или каждое второе).
Для профилактики рецидивной преступности в полной мере задействовался институт административного надзора.
За несоблюдение установленных судом ограничений и обязанностей к административной ответственности в прошедшем году привлечено почти 7 тысяч поднадзорных, к уголовной - 274 лица.
Вместе с тем, традиционно в этой службе имеется ряд нерешенных проблем. И в первую очередь - это реализация социальных гарантий участковым уполномоченным полиции.
В настоящее время для их работы требуется дополнительно 33 служебных помещения. При этом 69 участковых пунктов находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте.
Пользуясь случаем, еще хотел бы обратить внимание на изменения, предусмотренные в федеральном законодательстве, - возможность предоставления муниципального жилья участковым уполномоченным полиции. Таким правом наделены органы местного самоуправления.
Сегодня в Оренбургской области только 75% участковых имеют жилье (667 чел.) и лишь 43% проживают на своих административных участках (288 чел.).
За прошедший год всего два муниципалитета выделили квартиры либо дома сотрудникам полиции, в том числе в селе Курманаевка и Ясногорском сельском поселении (Новосергиевский район).
В целом, лишь 9 участковых уполномоченных полиции проживают в муниципальном жилье, в том числе в городах Оренбурге - 2 и Орске - 1.
Уважаемые депутаты! Рассчитываю на вашу поддержку и активное участие в решении крайне важного для нас вопроса.
Несмотря на принимаемые меры, много проблем и болевых точек сохраняется в сфере нашей совместной ответственности по профилактике подростковой преступности.
В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоит почти 3,5 тысячи трудных подростков. По итогам проведенной работы более четверти из них сняты с учета в связи с исправлением (27%).
Значимым остается вопрос защиты прав и законных интересов детей. На родителей, не исполняющих обязанности по их воспитанию и содержанию, нами оформлено свыше 9 тыс. (9 424) протоколов об административных правонарушениях (+18%).
В результате принятых мер ситуация с подростковой преступностью за последние годы стабилизировалась (зарегистрировано 500 преступлений, -23%). Также сократилось число зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (-13%).
Должен сказать, что на фоне пандемии мы особое внимание уделили вопросам профилактики семейно-бытового насилия.
Данная проблема неоднократно рассматривалась на различных тематических площадках. Безусловно, заинтересованные органы нацелены на реализацию комплекса мероприятий по снижению рисков бытовых конфликтов.
Вместе с тем, в нашем регионе остался нерешенным вопрос о создании кризисного центра для оказания пострадавшим всесторонней помощи.
В настоящее время в Оренбургской области действуют всего 3 кризисных отделения (Оренбург - 2 и Бузулук - 1), где в прошедшем году содержалось 20 женщин и 25 детей, ставших жертвами семейного насилия.
Между тем, несмотря на достаточно сложную обстановку, благодаря ежедневной адресной работе полиции в отношении лиц, состоящих на профилактических учетах (состоит 1 388 семейных дебоширов), в истекшем году удалось на 11% снизить число зарегистрированных тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве (со 129 до 115).
Хотя мы прекрасно понимаем, что это весьма латентная тема и значительная часть потерпевших по различным причинам не всегда обращаются за помощью в полицию. А порой, обращаясь, просят прекратить начатую проверку.
Как я уже отметил в начале своего отчета, на специфику решения задач, стоящих перед органами внутренних дел, серьезное влияние оказало введение ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
В этих условиях оренбургской полицией в рамках предоставленных полномочий осуществлен контроль за соблюдением установленных правил самоизоляции.
К нарушителям принимались меры в соответствии с административным законодательством. Составлено свыше 13 тысяч протоколов об административных правонарушениях.
Под пристальным вниманием находилась обстановка в районах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В прошлом году в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности составлен 2 771 административный протокол по фактам незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Вынесено свыше 2 тысяч решений о запрете въезда иностранным гражданам, нарушившим действующее законодательство. Выдворено за пределы страны 1 805 человек (+78%).
Принимаемые меры положительно отразились на состоянии миграционной ситуации в регионе. Сохранилась тенденция снижения уровня незаконной миграции (-22%, с 581 до 452). Сократилось количество преступлений, совершенных иностранными гражданами (-3,6%, с 472 до 455).
Одной из стратегических задач является противодействие экстремистской деятельности и терроризму.
В диалоге с диаспорами, религиозными и иными заинтересованными организациями решались задачи предупреждения попыток совершения противоправных деяний экстремистской направленности и террористического характера, а также массовых нарушений общественного порядка, в том числе в ходе избирательных кампаний.
Четкая организация межведомственного взаимодействия позволила не допустить серьезных инцидентов.
В современных условиях большинство противоправных деяний экстремистской направленности совершается в виртуальном пространстве. В этой связи значительные усилия были сосредоточены на выявлении и блокировке размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" запрещенного контента.
В то же время одними стараниями органов внутренних дел невозможно обеспечить защиту, в первую очередь, молодежи от влияния экстремистской пропаганды.
Вопросы противодействия распространению среди молодежи экстремизма, в том числе деструктивных субкультур, требуют комплексных решений и участия всех заинтересованных ведомств.
Серьезную угрозу для государства и общества, несмотря на некоторые позитивные тенденции, по-прежнему представляет незаконный оборот наркотиков.
Основные наши усилия были направлены на противодействие организованной наркопреступности, в том числе имеющей межрегиональный характер.
Более чем на треть удалось больше привлечь к уголовной ответственности участников организованных преступных групп, специализирующихся на распространении наркотиков (+34,5%).
Примером эффективного взаимодействия оперативных служб и следственных подразделений стало задержание 9 лиц, причастных к продаже психоактивных веществ бесконтактным способом на территории Оренбургской, Самарской, Московской, Челябинской областей и Республики Башкортостан под видом интернет-магазина. Из незаконного оборота изъято порядка 23 килограммов синтетических наркотиков.
Всего в текущем году задокументировано более 3,5 тысячи наркопреступлений. Установлено свыше тысячи лиц, совершивших подобные деяния. Изъято 152 килограмма запрещенных веществ, ликвидировано 5 подпольных лабораторий, производящих синтетические наркотики.
В сфере незаконного оборота наркотиков также происходит смещение акцентов в область высоких технологий.
Во взаимодействии с Роскомнадзором произведена блокировка более двух тысяч интернет-ресурсов, пропагандирующих наркопотребление, а также распространяющих нелегальные препараты.
Большое внимание нами уделено профилактике наркомании и вовлечения молодежи в противоправную деятельность, связанную с распространением наркотиков.
В этих целях проведено свыше 2 тысяч специальных оперативно-профилактических мероприятий, в том числе в образовательных организациях.
Следующий сегмент, на который были направлены усилия органов внутренних дел, - это обеспечение экономической безопасности и реализация требований антикоррупционной политики государства.
В сфере экономической деятельности выявлено 1 017 преступлений, из которых свыше половины составляют тяжкие и особо тяжкие составы (598), четверть - преступления, причинившие крупный и особо крупный ущерб (222).
Положительные результаты достигнуты в противодействии криминалу в социально значимой сфере - жилищно-коммунальном хозяйстве (+44%).
Эффективнее решались задачи по декриминализации топливно-энергетического комплекса (+73%) и ряда других сфер экономической деятельности.
К уголовной ответственности привлечен 71 участник организованных преступных групп, совершающих противоправные деяния в экономике (+22%).
Имеются примеры успешного противодействия фальшивомонетничеству.
Сохранена положительная тенденция в пресечении коррупционных преступлений, в том числе в отношении отдельных представителей органов исполнительной власти. Выявлено 10 фактов получения взяток и посредничества, совершенных в крупном и особо крупном размере.
Возбуждены уголовные дела в отношении 2 глав муниципальных образований (г. Новотроицк, Светлинский район), 3 руководителей структурных подразделений администраций (г. Оренбург, г. Новотроицк), и 4 сельских администраций (Тоцкий сельсовет Тоцкого района, Александровский сельсовет Саракташского района, Сергиевский сельсовет Первомайского района, Ивановский сельсовет Тюльганского района).
Средний размер полученной взятки увеличился почти в 2 раза и составил 275 тысяч рублей.
Всего полицией задокументировано 357 деяний указанной категории, каждое шестое совершено в крупном или особо крупном размере. Выявлено 126 преступлений, связанных с освоением и хищениями бюджетных средств, в том числе 14 - по линии реализации национальных проектов.
Уважаемые депутаты!
Подводя общий итог работы органов внутренних дел за 2020 год, отмечу, что, несмотря на имеющиеся проблемы и нерешенные вопросы, поставленные перед Управлением задачи выполнены.
В общероссийском рейтинге Управление несколько лет подряд уверенно занимает лидирующие позиции.
Выражаю вам признательность за содействие полиции в области обеспечения правопорядка и защиты законных прав и интересов граждан. Уверен, что наше дальнейшее сотрудничество продолжится в таком же конструктивном русле.
__________________________
(1) Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 февраля 2021 г. N 2738 "Об отчете начальника Управления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.