3. Возложить обязанности ресурсного центра по организации сопровождения замещающих семей Чувашской Республики и методическое обеспечение Организаций на бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования и молодежной политики Чувашской Республики А.П. Лукшина.";
В Порядке сопровождения замещающих семей в Чувашской Республике, утвержденном указанным приказом (далее - Порядок):
абзац третий пункта 3.2 признать утратившим силу;
приложение N 1 к Порядку изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1
к Порядку сопровождения
замещающих семей
в Чувашской Республике
Основные этапы сопровождения замещающих семей
Основные понятия, используемые в настоящем Приложении:
замещающая семья - семья, принявшая на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
подопечные дети - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в замещающих семьях;
органы опеки и попечительства - органы местного самоуправления муниципального района или городского округа в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
службы сопровождения - отделы (службы) комплексного сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников, действующих на базе организаций, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики;
специалисты сопровождения - педагоги-психологи, социальные педагоги служб сопровождения, закрепленные за отдельными муниципальными районами и городскими округами Чувашской Республики;
Центр - бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики;
организации - организации, подведомственные Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, на базе которых действуют службы сопровождения.
Действия |
Участники |
Документация |
Сроки исполнения |
Критерии оценки окончательных результатов |
Подготовительный этап | ||||
Задача 1. Заключение трехстороннего договора о сопровождении замещающей семьи. Задача 2. Передача информации о вновь созданной замещающей семье органом опеки и попечительства специалисту сопровождения | ||||
1. Передача информации о вновь созданной замещающей семье специалисту сопровождения |
Органы опеки и попечительства |
Информация о замещающей семье |
В течение 5 рабочих дней со дня создания замещающей семьи |
Получение информации о замещающей семье |
2. Предварительное знакомство с замещающей семьей в форме собеседования, установления первичного контакта с замещающей семьей (по телефону или видеосвязи) |
Специалист сопровождения и замещающая семья |
Карта сопровождения замещающей семьи |
В течение 3 рабочих дней с момента получения информации о замещающей семье |
Установлено доверительное отношение между специалистом сопровождения и замещающей семьей, обмен контактными данными, согласована дата первичного посещения замещающей семьи |
3. Первичная встреча с замещающей семьей совместно со специалистом органа опеки и попечительства на территории проживания замещающей семьи |
Специалист сопровождения совместно с органами опеки и попечительства |
|
В течение 30 календарных дней со дня создания замещающей семьи (по согласованию сторон) |
Проведена первая встреча |
4. Оформление заявления замещающей семьи о согласии на сопровождение и разрешении на обработку персональных данных |
Служба сопровождения и замещающая семья |
Журнал учета поступивших заявлений и договоров о сопровождении замещающих семей (ведет специалист сопровождения). Договор о сопровождении замещающей семьи. Заявление замещающей семьи о согласии на сопровождение и обработку персональных данных |
В течение месяца со дня создания замещающей семьи |
Получено заявление замещающей семьи о согласии на сопровождение и разрешение на обработку персональных данных. Служба сопровождения составляет договор и подписывает его у всех сторон договора. Заключен трехсторонний договор о сопровождении замещающей семьи |
5. Заключение трехстороннего договора о сопровождении замещающей семьи |
Служба сопровождения, органы опеки и попечительства, замещающая семья |
|||
Организационный этап | ||||
Задача 3. Оформление карты сопровождения замещающей семьи. Задача 4. Встреча с замещающей семьей на территории рабочего места специалиста сопровождения. Задача 5. Первичная диагностика замещающей семьи и подопечных детей (социально-психологическое обследование). Задача 6. Составление индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи | ||||
1. Оформление карты сопровождения замещающей семьи |
Специалист сопровождения совместно с органами опеки и попечительства |
Карта сопровождения замещающей семьи |
В течение 3-х рабочих дней со дня получения информации о замещающей семье |
Оформлена карта сопровождения замещающей семьи |
2. Встреча с замещающей семьей на территории рабочего места специалиста сопровождения. Первичная диагностика замещающей семьи и подопечных детей (социально-психологическое обследование) |
Специалист сопровождения |
Методические рекомендации по результатам обследования |
По согласованию сторон |
Проведена первичная диагностика замещающей семьи и подопечных детей. Составлена аналитическая справка диагностического обследования замещающей семьи и подопечных детей |
3. Составление индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи |
Специалист сопровождения, органы опеки и попечительства и замещающая семья |
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи |
В течение 20 рабочих дней со дня проведения социально-психологического обследования |
Составлена, принята на консилиуме индивидуальная программа сопровождения, замещающая семья с ней ознакомлена |
Основной этап | ||||
Задача 7. Реализация индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи. Задача 8. Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей. Задача 9. Организация тематических семинаров для замещающих семей. Задача 10. Организация встречи замещающих семей в неформальной обстановке в рамках "Клуба замещающих семей". Задача 11. Социально-психологическое обследование. Задача 12. Мониторинг успешности и благополучия развития замещающей семьи | ||||
1. Реализация индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи |
Специалист сопровождения и органы опеки и попечительства |
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи |
По согласованию сторон |
Реализована индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи |
2. Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование замещающих семей |
Специалист сопровождения с привлечением других специалистов (при необходимости) |
Отметка о консультации в карте сопровождения замещающей семьи |
По запросам замещающих семей |
Проведено индивидуальное и групповое психолого-педагогическое и социально-правовое консультирование замещающих семей и подопечных детей |
3. Проведение групповых занятий для замещающих семей (при необходимости) (детско-родительские группы) |
Специалист сопровождения, служба сопровождения, Центр |
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи |
По утвержденному графику |
Проведены групповые занятия для замещающих семей |
4. Организация и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, лекционных занятий и других мероприятий для замещающих семей и подопечных детей |
Специалист сопровождения, служба сопровождения, Центр, органы опеки и попечительства |
План работы на год |
Не реже 1 раза в квартал |
Повысилась родительская компетентность замещающих родителей. Проведены семинары, мастер-классы, круглые столы, лекционные занятия и другие мероприятия для замещающих семей и подопечных детей |
5. Организация групп взаимной поддержки - клубы замещающих семей |
Специалист сопровождения, органы опеки и попечительства |
План работы на год |
Ежемесячно |
Организованы и проведены встречи замещающих семей в неформальной обстановке в рамках деятельности клубов замещающих семей. Замещающие семьи активно участвуют в планировании работы клуба |
6. Организация и проведение совместных праздников, конкурсов и выездных мероприятий для замещающих семей и подопечных детей |
Специалист сопровождения, служба сопровождения, органы опеки и попечительства |
План-график проводимых мероприятий |
Ежеквартально |
Проведены праздники и выездные мероприятия для замещающих семей и подопечных детей. Увеличилось совместное времяпрепровождение детей и взрослых. Сформированы новые досуговые интересы у подопечных детей |
7. Социально-психологическое обследование |
Специалист сопровождения |
Аналитическая справка по результатам обследования и рекомендации для замещающей семьи |
По истечении 6 месяцев после заключения договора о сопровождении замещающей семьи, далее 1 раз в год |
Проведена диагностика психоэмоционального развития подопечных детей, психологической комфортности проживания подопечных детей в замещающей семье |
8. Мониторинг успешности и благополучия развития замещающей семьи |
Специалист сопровождения, служба сопровождения |
Протокол консилиума службы сопровождения по рассмотрению успешности и благополучия развития замещающих семей |
1 раз в полугодие в период адаптации замещающей семьи, далее 1 раз в год |
Рассмотрение на консилиуме в составе руководителя службы сопровождения и других специалистов сопровождения оценки успешности воспитания, образования и развития подопечных детей в замещающей семье, оценка благополучия развития замещающей семьи |
9. Сопровождение замещающей семьи, находящейся на кризисном или экстренном этапе сопровождения |
Специалист сопровождения совместно с органами опеки и попечительства (при необходимости), служба сопровождения, привлечение других специалистов (при необходимости) |
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи, рассмотренная/согласованная на консилиуме. Протокол консилиума |
По запросу |
Сопровождение замещающей семьи, находящейся на кризисном или экстренном этапе сопровождения, на территории проживания замещающей семьи или по месту работы специалиста сопровождения (по согласованию). Протокол консилиума передан в органы опеки и попечительства |
10. Составление отчета (описание результатов сопровождения замещающих семей, находящихся на кризисном или экстренном этапе сопровождения) |
Специалист сопровождения, служба сопровождения, Центр |
Отчет о проведенной работе |
По итогам проведенной работы |
Подготовлена отчетная документация по сопровождению семьи и консилиума |
Заключительный этап | ||||
Задача 13. Переход замещающей семьи на другую форму сопровождения или прекращение сопровождения. Задача 14. Подготовка отчетных документов. | ||||
1. Переход замещающей семьи с кризисного или экстренного сопровождения на базовое сопровождение |
Специалист сопровождения |
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи корректируется на консилиуме |
По решению консилиума |
Замещающая семья перешла на базовое или кризисное сопровождение |
2. Прекращение сопровождения замещающей семьи по различным причинам |
Специалист сопровождения, органы опеки и попечительства |
- заявление (при отказе от сопровождения); - информация от органов опеки и попечительства специалистам сопровождения (при переезде на новое место жительства в другой муниципалитет, регион, страну, при достижении подопечными детьми совершеннолетия); - уведомление о прекращении семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в случае отмены опеки и попечительства) |
В течение 3 рабочих дней |
Замещающая семья: - отказывается от сопровождения; - переехала на новое место жительства в другой муниципальный район или городской округ, регион, страну; - прекратила свою деятельность по инициативе замещающей семьи, подопечных детей или органа опеки и попечительства; - подопечные дети в замещающей семье достигли совершеннолетия |
3. Подготовка отчетных документов |
Специалист сопровождения |
Отчет о проведенной работе |
Ежегодно |
Передача документов по сопровождению замещающей семьи в архив |
в приложении N 2 к Порядку слова "служба сопровождения замещающих семей" заменить словами "отдел (служба) комплексного сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников";
приложение N 3 к Порядку изложить в следующей редакции:
"Приложение N 3
к Порядку сопровождения
замещающих семей
в Чувашской Республике
Модель сопровождения замещающей семьи
на кризисном сопровождении (активное сопровождение с целью выхода из кризисной ситуации в замещающей семье в течение 1 - 3 (в исключительных случаях до 6) месяцев)
/-----------------\ /------------------\ /----------------\ /----------\
| Органы опеки и | | Комиссия по | | Организации | |Замещающая|
| попечительства | | делам | |(образователь- | | семья |
| | |несовершеннолетних| | ные, | | |
| | |них и защите их | |медицинские, | | |
| | | прав | |социальные и | | |
| | | | | др.) | | |
\-----------------/ \------------------/ \----------------/ \----------/
Специалист сопровождения (служба сопровождения) |
/-----------------\ /---------------------------------\ /---------------\
| Организационный | |Основной этап (до 3 (6) месяцев):| | Завершающий |
| этап (3 рабочих | | | | этап: |
| дня): | | | | |
|-----------------| | | |---------------|
| - встреча с | | | | - обсуждение |
|замещающей семьей| |---------------------------------| | ситуации по |
| с целью снятия | | - проведение | | кризисному |
| эмоционального | | коррекционно-реабилитационной | | сопровождению |
| напряжения и | | работы; | | замещающей |
| обсуждения | | | | семьи на |
| возникшей | | - реализация ИПС; | | консилиуме |
| кризисной | | | | службы |
| ситуации; | | - углубленное изучение причин | |сопровождения и|
| | | кризисной ситуации | | принятие |
| - | | (психолого-педагогическое | | решения о |
| социально- | | консультирование членов | | возвращении |
|психологическое | | замещающей семьи); | | замещающей |
|обследование всех| | | | семьи на |
|членов замещающей| | - психолого-педагогическое | | базовое |
| семьи; | | сопровождение замещающей семьи | | сопровождение |
| | |(встреча с окружением замещающей | |или переходе на|
| - составление, | | семьи); | | экстренное |
| согласование, | | | | сопровождение |
| принятие, | | - сопровождение подопечного | | замещающей |
| утверждение на | | ребенка в его образовательном | | семьи; |
|консилиуме службы| | пространстве (дошкольное | | |
| сопровождения | | учреждение, школа, организация | | - переход |
| индивидуальной | | профессионального образования и | | замещающей |
| программы | | др.); | | семьи на |
| сопровождения | | | | базовое или |
|замещающей семьи | | - итоговое | | экстренное |
| на период | | социально-психологическое | |сопровождение. |
| кризисного | | обследование; | | |
| сопровождения | | | | |
| (ИПС); | | - составление рекомендаций для | | |
| | | членов замещающей семьи и | | |
| | | подопечным детям; | | |
\-----------------/ \---------------------------------/ \---------------/
Модель сопровождения замещающей семьи
на экстренном сопровождении (активное сопровождение по предотвращению отмены опеки (попечительства) над ребенком, оставшимся без попечения родителей) в течение 3 - 4 недель)
/--------------------------\ /---------------\
| Органы опеки и | | Замещающая |
| попечительства | | семья |
\--------------------------/ \---------------/
БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования Чувашии (Центр) 1. Прием письма-заявки в адрес руководителя Центра о замещающей семье, нуждающейся в экстренном сопровождении (получено заявление от замещающей семьи об отмене опеки (попечительства), за исключением причины - болезнь законного представителя подопечного ребенка и отсутствие у него возможности осуществлять уход за ребенком). 2. Передача информации в службу экстренного реагирования и курирующему специалисту сопровождения в течение 1 дня. |
Служба экстренного реагирования и курирующий специалист сопровождения |
/------------------------------------------------------------------------\
| организуют работу с замещающей семьей по выходу из экстренной ситуации |
| (отказ от подопечного ребенка) в течение 10 дней со дня поступления |
| информации |
|------------------------------------------------------------------------|
| 1 этап - | |2 этап - основной| | 3 этап - |
| организационный | |(в течение 3 - 4 | | заключительный |
|(в течение 2 рабочих| | недель) | |(в течение 1 рабочего |
| дней) | | | | дня) |
\--------------------/ \-----------------/ \----------------------/
/--------------------\ /-----------------\ /----------------------\
| - выявление причин | |- реализация ИПС;| |- обсуждение ситуации |
| ситуации | | - семейная | | по экстренному |
| (заявляемых и | | терапия; | | сопровождению |
| реальных); | | - тренинг по | | замещающей семьи на |
| - встреча с | | гармонизации | | консилиуме службы |
|замещающей совместно| | внутрисемейных | | сопровождения и |
| со специалистами | |отношений; снятие| | принятие решения о |
| органов опеки и | | стрессового | |возвращении замещающей|
| попечительства; | | напряжения; | | семьи на |
| - углубленное | | - сопровождение | | базовое/кризисное |
| изучение причин | | подопечного | | сопровождение или |
| отмены опеки | | ребенка в его | |переходе на экстренное|
| (попечительства) | | образовательном | | сопровождение |
| (психолого- | | пространстве | | замещающей семьи; |
| педагогическое | | (дошкольное | | - переход замещающей |
| консультирование | | учреждение, | | семьи на кризисное |
| членов замещающей | | школа, | | сопровождение или |
| семьи); | | организация | | отмена опеки; |
| - | |профессионального| | - подготовка службой |
|психолого-педагоги- | | образования и | | экстренного |
|ческое сопровождение| | др.); | | реагирования и |
| замещающей семьи; | | | | курирующим |
| - составление и | | | | специалистом |
| согласование | | | |сопровождения отчета о|
| индивидуальной | | | | проведенной работе; |
| программы | | | | - оказание |
| сопровождения | | | | реабилитационной |
|замещающей семьи на | | | | помощи ребенку |
| период экстренного | | | | (психологами |
|сопровождения (ИПС);| | | | организации для |
| | | | | детей-сирот и детей, |
| | | | | оставшихся без |
| | | | | попечения родителей, |
| | | | | или специалистом |
| | | | | сопровождения |
| | | | | замещающих семей при |
| | | | | устройстве в новую |
| | | | | замещающую семью). |
\--------------------/ \-----------------/ \----------------------/
приложения N 4 и 5 к приказу изложить в следующей редакции:
"Приложение N 4
к приказу Министерства образования
и молодежной политики
Чувашской Республики
от 23 марта 2016 г. N 737
(Форма)
Карта сопровождения замещающей семьи
Основные понятия, используемые в настоящем приложении:
замещающая семья - семья, принявшая на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
подопечные дети - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в замещающих семьях.
1. Сведения о замещающей семье
|
Ф.И.О. (отчество - при наличии) |
Дата рождения |
Форма семейного устройства (опека (попечительство), приемная или патронатная семья, усыновление (удочерение) |
Наименование и реквизиты документа о создании замещающей семьи |
Адрес проживания замещающей семьи |
Место работы, должность |
Контактный телефон |
Примечание |
отец |
|
|
|
|
|
|
|
|
мать |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сведения о подопечных детях
N п/п |
Ф.И.О. (отчество - при наличии) подопечного ребенка |
Дата рождения |
Социальный статус подопечного ребенка (сирота или оставшийся без попечения родителей) |
Откуда прибыл (наименование муниципалитета или региона, организации (период нахождения в организации) |
Место учебы, класс/группа |
Состояние здоровья (здоров/ограниченные возможности здоровья/инвалидность) |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3. Сведения о совместно проживающих членах замещающей семьи
N п/п |
Ф.И.О. (отчество - при наличии) |
Дата рождения |
Степень родства |
Род деятельности |
Контактная информация |
Дополнительные сведения |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
4. Сведения о биологических родителях и близких родственниках подопечных детей (при наличии)
Степень родства |
Ф.И.О. (отчество - при наличии) |
Дата рождения |
Место проживания |
Контактная информация |
мать |
|
|
|
|
отец |
|
|
|
|
брат |
|
|
|
|
сестра |
|
|
|
|
бабушка |
|
|
|
|
дедушка |
|
|
|
|
тетя |
|
|
|
|
дядя |
|
|
|
|
5. Особенности подопечных детей, на которые необходимо обратить внимание:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Травмы, пережитые в прошлом (смерть близких, вторичное сиротство, насилие: эмоциональное, сексуальное, физическое, пренебрежение нуждами и т.д.): ______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Ответственный за оформление карты сопровождения:
________________________ ______________ _______________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Дата заполнения карты __________________ 20____ г.
Приложение N 5
к приказу Министерства образования
и молодежной политики
Чувашской Республики
от 23 марта 2016 г. N 737
(Форма)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
_____________________________________________________________________
(Ф.И.О. (отчество - при наличии) опекуна (попечителя),
приемного родителя, усыновителей (удочерителей)
Дата заполнения _________________ 20____ г.
Основные понятия, используемые в настоящем приложении:
замещающая семья - семья, принявшая на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
подопечные дети - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в замещающих семьях.
Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи составлена на период осуществления ________________ сопровождения (форма сопровождения)
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
1 |
Социально-психологическое обследование замещающей семьи |
|
|
|
2 |
Консультирование замещающих семей по вопросам внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми |
|
|
|
3 |
Информирование замещающей семьи об особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы подопечных детей |
|
|
|
4 |
Коррекционно-развивающие занятия с подопечными детьми |
|
|
|
5 |
Вовлечение замещающей семьи в жизнедеятельность клуба замещающих семей |
|
|
|
6 |
Мониторинг успешности и благополучия развития замещающей семьи |
|
|
|
Ответственные за составление индивидуальной программы сопровождения:
Специалист сопровождения: _______________ _________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Специалист органа опеки
и попечительства: _______________ _________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
С индивидуальной программой сопровождения
моей семьи ознакомлен(а) и согласен(а). _________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)".
2. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Министр |
А.Л. Салаева |
Зарегистрировано в Госслужбе Чувашии по делам юстиции 17 февраля 2021 г.
Регистрационный N 6808
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 3 февраля 2021 г. N 144 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 23 марта 2016 г. N 737"
Зарегистрировано в Госслужбе Чувашии по делам юстиции 17 февраля 2021 г.
Регистрационный N 6808
Вступает в силу с 7 марта 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 февраля 2021 г. N 2101202102240002, в газете "Вести Чувашии" от 5 марта 2021 г. N 8 (1733)